«ОСЕННЕЕ ВРЕМЯ» КАЗАНСКОГО ИСПОЛКОМА

Мэр Казани Ильсур Метшин на деловом понедельнике буквально огорошил казанских чиновников переносом начала рабочего дня на два часа назад. «Осеннее время» градоначальник вводит в связи со сложной дорожной ситуацией – пока эксперимент продлится в течение месяца. Кроме того, он призвал бизнес и госслужащих последовать примеру мэрии. В центре Казани, по словам Метшина, трудится целая армия госчиновников – более 21 тыс. человек. Если прибавить к этому, что в Казани – более 98 тыс. студентов, многие из которых также предпочитают приехать на занятия на собственных машинах, картина получается впечатляющая.

Впервые эта мера была предложена на одном из заседаний штаба по борьбе с пробками – тогда председатель комитета по транспорту столицы Айдар Абдулхаков предложил решить проблему с помощью изменения графика работы организаций и вузов, расположенных в центре столицы. Одновременное начало работы предприятий, учреждений и организаций вызывает необходимость больших объемов пассажирских перевозок за сравнительно короткий промежуток времени. «Для того чтобы сгладить пассажиропоток в часы пик, облегчить дорожную ситуацию в некоторых странах Европы, была проведена раздвижка времени начала работы различных предприятий и учреждений. Так, например, в Германии, Австрии, Чехии рабочий день начинается на заводах с 5 часов утра, у служащих – с 8 часов, у студентов – с 9 часов», – привел пример Абдулхаков.

Тогда Метшин довольно сдержанно отнесся к предложению, отметив, что это вынужденная мера. Тем более, что подобный эксперимент уже проводился . Тогда было изменено расписание Казанского федерального университета, Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Казанского государственного финансово-экономического института и Татарского государственного педагогического университета. Начало занятий было сдвинуто на 7.30 и 9.20, но эффект от этих мер был незначительным.

Теперь градоначальник, проехавшись в час пик в казанском метро, принял решение изменить график работы чиновников казанского исполкома.

«БЫЛО БЫ ЗДОРОВО ВСЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РАЗМЕСТИТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ…»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отнеслись к предложенному варианту решения проблемы неоднозначно.

Марат Шарифуллин - заместитель министра экономики РТ:

- Что касается лично меня, так я как раз работаю в центре – на улице Московской. В любом случае я езжу рано на работу, люблю выехать в 6 или в 6 30 утра, а уезжаю достаточно поздно, поэтому в пробки здесь не попадаю. Но эта проблема актуальна днем, когда нужно выезжать на совещания. Мне кажется, те чиновники, работа которых жестко не привязана ко времени, должны иметь гибкий график. Скажем, кто-то работает с 7 до 16 часов, кто-то с 12 до 21. Кому-то удобнее пораньше приехать, кому-то наоборот. Вообще, было бы здорово все органы власти разместить в одном месте - например, возле РКБ, где можно было спокойно работать, проводить совещания.

Равиль Вахитов - старший помощник прокурора РТ:

- Лично для себя никаких проблем не вижу. Если это поможет решить транспортную проблему, готов поддержать идею. Главное, чтобы было удобно для всех нас – жителей города.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- Транспортная логистика, вопрос перемещений – это тот вопрос, который должен быть уже давно расписан министерством транспорта, отделом транспорта мэрии Казани. И в зависимости от этого нужно принимать решения, переносить время или разводить потоки или еще что-то. Мое мнение, что эта мера вряд ли к чему-то приведет – ну была пробка в 8 часов, будет в 7.

Развести все предприятия города, коммерческие структуры на разное время не получится. Могу сказать на примере нашего предприятия. Мы имеем довольно важные настроенные контакты с теми же производителями автомобилей, с бизнес-партнерами в разных уголках мира. И все четко знают, во сколько мы появляемся на работе, во сколько уходим, когда мы отвечаем на вопросы и тому подобное. Поэтому сейчас объяснить нашим, к примеру, корейским партнерам, что у нас в связи с ремонтом дорог сдвинуто время работы… Я думаю, что они нас не поймут.

Я бы, собственно, что сделал – перенес время работы дорожных работников на то время, когда уже снижается движение. В утренние часы, когда люди едут на работы, катать дороги, выставляя множество работников, недопустимо. Нужно просто на время максимальных пробок убирать эту технику с дороги в сторону и в тех местах, где возникают пробки ставить работников ГИБДД, которые бы разруливали ситуацию. А сдвиг времени – это раньше было в Советском Союзе, когда все предприятия были государственными, можно было регулировать сразу время работы всех – тогда это можно было. Сейчас это сделать невозможно, так как большая часть предприятий – коммерческие.

Хайдар Халиуллин - президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Если мэр предложил сдвинуть график работы мэрии, это нормально. Например, в своем коллективе (в ассоциации) мы, наоборот, решаем приезжать на работу не в 7.00 или 8.00 утра, а в 9.00 или 10.00. Что-то надо предпринимать – хотя бы сдвигать время на этот случай... Но, думается, нужно быстрее построить развязки. И потом, проблема не только в этом. Проблема по коммуникациям - очень много разрытых улиц, где меняют коммуникации сейчас. Куда не посмотришь, везде роют! Нужно сделать что-то с парковками, их очень мало.

Сам по себе сдвиг рабочего времени до конца не поможет, но это временное явление, которое может облегчить ситуацию.

Ильгиз Фахриев - председатель комитета физической культуры и спорта исполкома Казани:

- Идея разгрузить центр города в утренние часы даже не обсуждается. Это поможет нормально функционировать организациям и структурам, расположенным в центре. Лично для себя проблем пока в этой связи я не вижу. Нужно сначала поработать в таком ритме, потом уже можно будет сказать.

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «РАЙДЭН»:

- Это нужно было делать до пробок! Этим отличается дальновидный руководитель от того, который реагирует по итогам ситуации. Он же (мэр Казани) прекрасно знал, что идут ремонтные работы, что будут пробки. Нужно это было сделать это раньше.

А вообще, вполне разумное решение! Ильсур Раисович воспринял критику - в частности, и мою в том числе. Но еще раз говорю - дальновидный руководитель делает это до создания проблемы, но спасибо и на этом. Многие предприниматели и бизнесмены уже так и делают. Я знаю одну транспортную компанию, которая работает с 7.00 до 15.00 на улице Тихорецкой, потому что иначе туда не заедешь и не выйдешь. То есть бизнес уже года два назад начал реагировать на эту проблему.

Конечно, в целом это не решило бы проблемы, но облегчило. Потому что основные проблемы, как я сказал уже в публикации на страницах «БИЗНЕС Online», в несогласованности ремонта дорог, когда одновременно начинают ремонтировать и "Миллениум", и улицу Московская, и Тукаевская. Это ошибка – ремонтировать две соседние улицы. Сперва нужно отремонтировать одну, пустить по ней движение, и начинать ремонтировать другую.

Александр Салий - бывший депутат Госсовета РТ:

- Такую методу применяют в других городах, но не знаю, поможет это или нет.У нас же сейчас много частных фирм. Все это нужно опробовать. А в целом нужно менять инфраструктуру менять в городе, делать новые развязки.

Шамиль Агеев - председатель правления торгово-промышленной палаты РТ:

- Это несерьезный вопрос. Меры, правильные, но они запоздалые. С другой стороны, от этого никуда не денешься – пробки ведь носят системный характер.Тут и неразвитость общественного транспорта, и перебор автомашин, и организация работ.

То, что мэрия делает – молодцы. Я одобрительно к этому отношусь, но они не решат вопрос системного характера. Нужно изучать опыт других стран. К примеру, в Риме четкая работа транспорта. И вообще чиновникам нужно меньше транспорта. Очень много вузов расплодилось у нас в городе, нужных и не нужных. Нужно их сокращать, чтобы каждый студент был на вес золота…

Но хоть что-то делается, это уже неплохо. Есть реакция властей. Сам факт реакции на общественное мнение – уже хорошо.

Рафаэль Хакимов – директор института истории им. Марджани АН РТ:

- Думаю, что эта мера поможет решить транспортную проблему в Казани. Я сужу по себе. Я живу за городом и мне надо в Казань приезжать либо до 8.00, либо после 10.00. Если я на работе выезжаю после 16.00, попадаю в пробки. Надо ждать уже до 20.00. Сколько раз выезжал в 8.00 или в 9.00, все равно приезжаешь в то же время. Если же в 10.00, то я в 40 минут укладываюсь. Поэтому в этой инициативе есть смысл. Все так регулируют – я знаю по европейским городам, везде это есть.