СУРКОВ В ОТВЕТЕ ЗА ВЕРУ. ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев назначил руководителя аппарата правительства - вице-премьера Владислава Суркова ответственным за взаимодействие с религиозными организациями.

Это решение обусловлено необходимостью урегулировать ситуацию вокруг традиционных конфессий - Русской православной церкви и исламского духовенства, написала сегодня газета «Ведомости». Московские аналитики выстроили следующий ряд. Сначала шумиха вокруг часов патриарха Кирилла не сыграла ему на руку. Скандал с Pussy Riot и затяжной судебный процесс над группой подпортил имидж Русской православной церкви. Добавил негатива и скандал вокруг «некоммерческой деятельности» в храме Христа Спасителя. Кроме того, покушения на мусульманских деятелей в Татарстане наглядно продемонстрировали наличие в государстве приверженцев радикальных течений ислама. Все эти события в Кремле и Белом доме восприняли как составляющую кампании по дискредитации власти и дестабилизации ситуации в стране.

Ранее религиозное направление в правительстве курировала вице-премьер Ольга Голодец, но бывший куратор внутренней политики Кремля Сурков, бесспорно, гораздо более опытен в этой области. Кроме того, он курировал вопросы взаимодействия с религиозными объединениями еще в президентской администрации.

Назначение Суркова куратором религиозных организаций – показатель усиления работы власти на данном фронте, пишет издание. Ранее в СМИ появлялась информация о том, что за деятельностью религиозных организаций уже ведется мониторинг, а чиновники из Кремля вырабатывают новую стратегию взаимодействия государства с конфессиями.

ЛЮДИ СУРКОВА НА ИНАГУРАЦИИ МУФТИЯ. ВЗГЛЯД ИЗ КАЗАНИ

Что интересно, Сурков в свою бытность первым заместителем руководителя путинской администрации внимательно отслеживал ситуацию в Татарстане и даже на этапе ухода из Кремля Минтимера Шаймиева пытался ею патрулировать. Так, во время выборов (назначения) нынешнего муфтия РТ Илдуса Файзова на съезд мусульман РТ приехал человек Суркова - главный советник администрации президента РФ Алексей Гришин, курирующий исламские религиозные организации в ведомстве Суркова. Был в зале и Дмитрий Бондаренко - директор интересной организации под названием фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Последний, по сути, распределяет гранты для духовных управлений.

В своем приветственном слове Гришин дал недвусмысленно понять, что Духовное управление мусульман РТ всегда в центре внимания федерального центра («одно из ключевых ДУМ в России»), но тут же полунамеками дал понять, что российские власти приветствуют процесс консолидации.

Открытым текстом тогда Гришин призвал новую команду муфтия также оказывать жесткое противодействие экстремистской идеологии. «Необходимо вести идеологическую и просветительскую работу. Что-то надо делать в области СМИ, особенно с вакханалией в интернете. Нужно обосновать борьбу с экстремизмом. Очень сложная работа, поэтому мы готовы оказать финансовую помощь. Желаю сформировать боеспособную действующую команду», - резюмировал советник администрации.

Бондаренко тогда же посетовал, что его структура мониторит ситуацию в интернет-пространстве. «В зоне нашего внимания оказались как социальные сети, так и новостные ресурсы. Что там творится - это просто ужас. Даже на уровне простых комментариев их никто не модерирует. Там же есть и явно экстремистские призывы. Зарегистрованы вбросы информации с таких сайтов, как "Кавказ-центр", и т.п.», - пояснил собеседник.

ИСПРАВЛЯТЬ ИМИДЖЕВЫЕ ПРОВАЛЫ

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отмечают, что назначение Суркова обусловлено необходимостью более тонкой работы в религиозном направлении.

Сергей Сергеев - профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ:

- Я не могу сказать, насколько эффективным будет управление Суркова, это довольно сложно прогнозировать. Насчет его управленческой деятельности известно, что у него всегда был стиль, характеризующийся формированием сложных, интеллектуальных комбинаций в управлении. То, что было на протяжении второй половины 2000-х, до декабрьских событий, – это стиль Суркова. Это более сложные комбинации, направленные на ту же самую цель, что и политика Кремля в целом. Вероятно, что и религиозная политика будет также формироваться этим фирменным стилем Суркова.

Нынешние «творцы», например Володин, имеют более прямолинейную политику. Но и та, и другая политика ведет к одному и тому же результату, каких-то больших изменений в целях я не ожидаю.

Назначен Сурков для того, чтобы исправить большие имиджевые провалы, связанные с конфликтом Pussy Riot. Что касается Татарстана, я думаю, для вице-премьера это не будет приоритетом, пока это не занимает первое место в его планах. Пока проблема Pussy Riot будет решаться так, чтобы государство не выглядело при этом проигравшим, сохранило свой имидж.

Сейчас нужен именно такой человек, как Сурков, его решения не выглядят «топорными».

Артем Прокофьев - депутат Госсовета РТ:

- Сурков, работая руководителем администрации президента, показал себя как тонкий политтехнолог, который действует не рубя с плеча. Он управленец, который использует многоходовые операции. Вопросы, связанные с верой, религией, всегда очень щепетильные, и конечно, перераспределение обязанностей и передача их Суркову - это эффективный шаг.

Здесь сложно прогнозировать, какие конкретные решения будут предприняты. С одной стороны, мы приближаемся к развязке скандала с Pussy Riot. Как мы можем предполагать, решение суда связано с позицией исполнительной власти. При вынесении приговора мы увидим интересный ход, и возможно, решение не будет отторгнуто обществом, как это происходило ранее.

Если говорить о Татарстане, то здесь ситуация значительно более сложная. С одной стороны, мы знаем, что здесь большую роль играют силовые структуры, но мы должны понимать, что одними силовыми структурами проблему не решить. Действуя таким образом, проблему не удалось полностью решить на Кавказе, например. Возможно, мы увидим, что решения Суркова будут носить комплексный характер, и он не будет делать ставку только на силовиков.

Россия, конечно, богата талантами, и в исполнительных структурах их много. Но что касается именно Суркова, я знаю его по работе, его роль в построении внутренней политики России. Он является тонким игроком. И поэтому после того, как произошла замена и эту роль начал выполнять Володин, многие решения стали более жесткими, и общество стало на них реагировать негативнее, чем на решения Суркова.

Рафик Мухаметшин – ректор российского исламского университета:

- Будучи в аппарате президента, Владислав Сурков уже курировал вопросы, связанные с религией. Так что в этом назначении я не вижу ничего удивительного. Сложно сказать, что изменится, когда Сурков начнет напрямую заниматься этими вопросами, есть еще аппарат президента, соответствующие структуры, которые принимают решения. Мне это назначение не открывает ничего принципиально нового. Остается только говорить о том, что поживем – увидим.

Алексей Панин - замгенерального директора центра политической информации (Москва):

- Религия в России играет существенную роль. Во-первых, потому что страна многоконфессиональная. Во-вторых, потому что основная конфессия - православное христианство, порядка 80 процентов верующих относят себя к этой конфессии, и соответственно, последние проблемы русской православной церкви и лично ее главы отражаются на имидже государства в целом. Кроме того, необходимо отметить, что сам патриарх Кирилл является довольно близкой персоной к власти, и сложности в его хозяйстве не могут оставаться и дальше незамеченными Кремлем. В связи с этим назначение человека, который уже имеет успешный опыт социальных, медийных, PR и политических проектов самого высшего уровня, Владислава Суркова имеет несколько практичных (я бы даже сказала прагматичных) целей. Одна из них - выправление имиджа РПЦ, существенно пострадавшего не только от дела Pussy Riot, но и от нескольких очевидных ляпов, совершенных PR-службой РПЦ. Это и история с часами, и проблема с квартирой патриарха, а если покопаться в прессе последнего года-двух, то можно найти еще несколько скандалов - крупных и мелких, которые подтверждают тенденцию на сознательное оскандаливание репутации РПЦ.

Я бы не стал искать связи между назначением Суркова и событиями в Татарстане, потому что в определенной степени это вопрос к региональному руководству и силовым структурам. Насколько я понимаю, речь идет все-таки об экстремизме, и человек, которого принято называть политтехнологом, ни к силовикам, ни к Татарстану существенного отношения не имеет. Возможно, на политическом уровне, на идейном, но мусульманство - довольно сложная конфессия, имеет место конкуренция различных групп. Поэтому я полагаю, что ожидать существенного присутствия Владислава Суркова в вопросах мусульманства пока что преждевременно.

Павел Салин - эксперт центра политической конъюнктуры (Москва):

- Думаю, что причин такого назначения две. Первая - Сурков по предыдущему характеру своей деятельности в администрации президента занимался исключительно гуманитарными вопросами. Причем прославился как мастер политического маневра. А религиозная ситуация в России все больше усложняется, здесь простыми административными мерами ничего не решишь. Нужно уметь плести комбинации в хорошем смысле этого слова.

Вторая - министерство, которое отвечает за религиозную проблематику, это минрегионразвития, его возглавляет протеже Суркова - Говорун. А они сработаются. Вот две основные причины.

Насколько справится? В России не так много политических комбинаторов его уровня. Что касается дела Pussy Riot, оно во многом носит рукотворный характер, поэтому я бы не стал его относить к чисто религиозным вещам. Это просто политическая медиакампания, направленная на ослабление позиций русской православной церкви, ноги растут от самой власти. А что касается ситуации в Татарстане, то да, действительно, это очень большая проблема. Причем, как показала практика, оба возможных варианта развития событий, самых простых, которые напрашиваются: это жестко давить, как действует нынешний муфтият, и второе — зарывать голову в песок и ничего не замечать, как делала до последнего времени федеральная власть – неприемлемы. Они ведут к ухудшению ситуации, поэтому здесь как раз необходима более тонкая и сбалансированная политика.

Ситуация в Татарстане весьма показательна. Аналогичные проблемы до недавнего времени существовали только в Северо-Кавказском регионе. Сейчас все больше тревожных сигналов поступает с Поволжья, поэтому для Суркова это будет важной задачей - потушить начинающийся пожар в Поволжье.