БАНКИ ПАТРИОТИЧНЫЕ И АПАТИЧНЫЕ

Кульминация поры отпусков разморила и татарстанских банкиров. В июле изменения по вкладам, включаемым в наш индекс, произошли только у двух банков. Ни с того ни с сего ВТБ 24 понизил процентную ставку по вкладу «Свобода выбора» с 7,75% до 7,40%. Это «уронило» его с 13-го места на предпоследнее 16-е – привычное, впрочем, для не испытывающих нужду в деньгах частных вкладчиков госбанка.

Но тут оживился Энергобанк. Даже в такой размеренный и тихий период он не стал забывать про патриотизм и ввел в действие особый вклад «С днем Республики!» с ежеквартальной капитализацией процентов, дающий эффективную ставку в 9,31%. Этот маневр вывел банк с 10-го на 9-е место в нашем рейтинге. 

Что касается первых трех мест, то здесь пока без изменений: Русский Стандарт и Автоградбанк предлагают по 11% годовых. А вот «бронзу» примеряет БТА-Казань благодаря своему депозиту «Шоколад». Как уточнили для газеты «БИЗНЕС Online» сотрудники банка, «сладкий» депозит под 10,5% годовых продолжает действовать и доступен для новых вкладчиков. К тому же БТА-Казань готов предложить по полугодовому депозиту «Радуга» 10,5% годовых.

«В Лондоне – Олимпиада, а в "АК БАРСЕ" – Универсиада!» В "АК БАРС" Банке продолжает действовать соответствующий вклад «Навстречу Универсиаде-2013» с процентной ставкой 9,75%. При открытии данного депозита полагается гарантированный подарок: банковская карта категории Unembossed международной платежной системы MasterCard WorldWide с логотипом Универсиады, бонусным приложением «Друг Компании» и транспортным приложением.

Отметим, что за 6 месяцев индекс доходности вкладов «БО» вырос на 1,01 п.п. - с 7,98% (на 1 февраля 2012 года) до 8,99% (на 2 августа 2012 года.) Для сравнения: средняя доходность стандартных депозитов у 16 ведущих банков РТ в феврале 2011 года составляла 7,51%. То есть за последние 18 месяцев доходность вкладов выросла в среднем на 1,48%.

Реальная ставка процента по вкладам (средняя доходность вкладов за вычетом инфляции) продолжает оставаться положительной. Инфляция в России в июле 2012 года составила 1,2%, с начала года - 4,5%, сообщает федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). В июле 2011 года не был зафиксирован рост цен, а за аналогичный период с начала года инфляция составила 5%. Такой рост цен в июле этого года был в первую очередь обусловлен повышением с 1 июля тарифов на услуги естественных монополий. До 2012 года индексация тарифов в РФ традиционно проводилась в январе. Если переводить цифру инфляции в годовую величину, то напомним, что Центробанк РФ продолжает ставить цель инфляции за 2012 год на уровне 5 - 6%. Таким образом, реальная ставка процента по вкладам составляет почти 3 % (8,99 % - 6 %).

Без-имени-1.jpg
Динамика индекса доходности вкладов "БО"

ПРЕДЧУВСТВИЕ КРИЗИСА НАКРЫЛО ФЕДЕРАЛЬНЫХ БАНКИРОВ

А между тем у ведущих федеральных банков летнего затишья не наблюдается.

Максимальная ставка по вкладам 10 банков РФ, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, в третьей и четвертой декаде июля 2012-го выросла до 10,15% годовых - c 9,97% во второй декаде месяца. В первой декаде июля она составляла 9,94%. Таким образом, рост за июль - 0,21 процентного пункта, сообщает департамент внешних и общественных связей Банка России.

Помимо увеличения процентов, банки также увеличили свои рекламные бюджеты почти вдвое, потратив 17,5 млрд. рублей. Как пишет газета «Коммерсантъ», расходы на рекламу в первой половине 2012 года — рекордные за все время публикации банками формы отчетности 102 (с 2008 года). Главной целевой аудиторией банковской рекламы стали вкладчики. Экспертам эта ситуация напомнила предкризисный 2008 год, когда банки, опасаясь грядущего дефицита ликвидности, также массово рекламировали депозиты.

Рекордсменами по рекламным расходам традиционно оказались банки с госучастием. Так, рекламный бюджет Сбербанка составил 2,5 млрд. рублей, ВТБ — 1,6 млрд. рублей, Газпромбанка — 520 млн. рублей, Банка Москвы — 360 млн. рублей, Россельхозбанка — 340 млн. рублей, ВТБ 24 — 320 млн. рублей. Из частных банков самые большие рекламные расходы понесли Промсвязьбанк (289 млн. рублей), банки "Траст" (247 млн. рублей) и "Авангард" (231 млн. рублей).

В Татарстане, впрочем, пока про вклады из каждого утюга не слышно, нет и креативного маркетинга. Подождем осени. 

==table91== 

Методика индекса  вкладов

  1. Какие банки участвуют? Филиалы и местные игроки, которые привлекли более 0,5% от общей суммы вкладов населения РТ. Не включены дополнительные офисы и кредитно-кассовые офисы. Исключение составляет банк «ВТБ 24».
  2. Какие вклады по валюте? Рублевые.
  3. Какие вклады по сроку? Годовые – наиболее популярные и прозрачные для определения доходности.
  4. Какие вклады по способу открытия? Открываемые в офисе банка.
  5. Главный критерий подбора вкладов – максимальная доходность за период. При равной доходности более высокую строчку в рейтинге занимает вклад с меньшей необходимой суммой. При равной доходности и сумме приоритет у вклада с более частой выплатой процентов. При равной доходности, сумме и частоте выплат процентов приоритет у вклада с более гибкими условиями.
  6. Критерий №2 – вклады для всех клиентов (общие условия). Исключается преимущество постоянных клиентов, пенсионеров и других специальных категорий вкладчиков.
  7. Критерий №3 – требования к минимальной сумме ограничены верхней планкой 50 тыс. рублей. 
  8. Как получена информация? Из открытых источников. Используются данные по вкладам, опубликованные на официальных сайтах банков. В отдельных случаях для определения наиболее выгодного вклада производятся уточнения у компетентных сотрудников банка.
  9. Индекс доходности вкладов рассчитывается как простая средняя доходностей всех отобранных предложений.