В ОСНОВЕ – УМЕРЕННЫЙ ОПТИМИЗМ

Отметим, что существует «оптимистический вариант» развития, именно он заложен в проект обычного, а не антикризисного бюджета.

«Оптимистичный вариант» предполагает, что Европа каким-то чудесным образом избежит углубления рецессии и разрастания кризиса. Для этого членам Еврозоны нужно ювелирно снизить дефициты бюджета, чтобы это, с одной стороны, позволило снизить цену заимствований, а с другой - не подорвало окончательно экономический рост. Причем все страны должны действовать согласованно вне зависимости от их совершенно разных экономических интересов и политических проблем. В этом случае мировая экономика будет расти бодрыми темпами (4% в год), а цена на нефть останется на уровне $100 за баррель.

МЯГКИЙ КРИЗИС: НЕФТЬ СТОИТ 80 ДОЛЛАРОВ

А вот согласно сценарию «мягкого кризиса» («вариант А»), остановить разрастание долгового кризиса не удастся. Попытки снизить дефицит бюджета будут загонять страны еще глубже в рецессию, пишет "Финмаркет". Пострадает не только юг Европы, но и развитые экономики центра и севера. Однако европейским лидерам удастся договориться о плане спасения. За дело возьмется Европейский ЦБ и антикризисные фонды, которые в режиме пожарной команды будут тушить очаги кризиса, спасая банки, снижая остроту долговых проблем и поддерживая спрос. Закончится все стагнацией экономики ЕС (слабый рост в 0,3 - 0,7% после 2014 года).

Россия при падении цен на нефть до $80 за баррель потеряет из казны около 1,4 трлн. рублей (однако из-за девальвации и высокой инфляции рублевые потери окажутся значительно ниже). Темпы роста российской экономики в 2013 году могут замедлиться до 0,5 - 1,2%, а затем выйдут на траекторию 3 - 3,7% в год.

Курс доллара в 2013 году (временно) подскочит до 37 рублей, инфляция ненадолго вырастет до 8,6%, темпы роста доходов населения снизятся в реальном выражении до 1%.

ЖЕСТКИЙ КРИЗИС: НЕФТЬ - НИЖЕ 60 ДОЛЛАРОВ

Более жесткий кризисный сценарий («вариант А2») предполагает, что бедствующие страны ЕС не могут восстановить платежеспособность, несмотря на снижение дефицитов бюджетов, а европейские лидеры - договориться о спасении евро, продолжает "Финмаркет". Стоимость гособлигаций упадет, что вызовет острый кризис банковской системы - главного держателя этих облигаций. Кризис распространится на весь ЕС. ЕЦБ и антикризисные фонды не смогут действовать из-за разногласий политиков. В результате богатые страны Европы предпочтут договориться о новом монетарном союзе без участия «слабых», нежели жертвовать своими интересами ради их спасения. США будут наблюдать за падением Европы со стороны. Мировая экономика вырастет всего на 1,2%, экономика ЕС упадет на 2,8% и долго не сможет восстановиться, в США также начнется рецессия.

Произойдет резкое падение цен на нефть - ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года. Среднегодовая цена в этом году - точно такая же, какая была в 2009 году.

В России начнется вторая волна кризиса. В 2013 году доходы от экспорта упадут на 31% (в 2009 году было 36%). Начнется лавинообразная девальвация. Экономика упадет также сильно, как европейская. Бюджет России потеряет почти 3 трлн. рублей. Компенсировать дефицит придется за счет денег из суверенных фондов. Из собранных 4,6 трлн. рублей через год останется около 3 трлн. рублей.

Смягчить последствия падения цен на нефть власти будут стремиться за счет девальвации и высокой инфляции (сокращают потери бюджета, исчисленные в рублях). Фактически это будут «инфляционный и девальвационный налоги» на население, признают чиновники.

Если события будут развиваться по негативной схеме, инфляция в 2013 году достигнет 11,9%. Реальные доходы населения сократятся на 3,7%. Инвестиции в основной капитал рухнут на 9,1%. За год из страны уйдут $80 миллиардов. Доллар будет стоить 46 рублей.

ЗА КРИЗИС РАСПЛАТИТСЯ НАСЕЛЕНИЕ

По мнению аналитического центра «БИЗНЕС Online», главным «достоинством» очередных «страшилок», опубликованных минэкономразвития РФ, является их всеобщность, то есть в сценариях перечислены все возможные реалистичные варианты. Это как в анекдоте про блондинку, когда ей задали вопрос: «Какова вероятность того, что, выходя из дома, вы встретите на улице динозавра?» Ответ был таков: «Вероятность будет 50 процентов: либо увижу, либо нет». Так и в предложенных трех вариантах нет акцента на вероятность того или иного сценария. Нет и особого доверия к названным цифрам показателей макроэкономики. Например, в сценарии «жесткого кризиса» указано, что «экономика падает так же сильно, как европейская». То есть упадет всего на 2,8%. Дополнительно указано: «Главное отличие сценария А2 от кризиса 2009 года - спад экономики будет не таким глубоким, инвестиции, хотя и снизятся, но не прекратятся вовсе. Причина - балансирующий механизм в виде гибкого курса рубля и готовность государства (по крайней мере, в лице минэкономразвития) этот механизм применить на полную мощность».

Другими словами, нам хотят сказать, что такое низкое падение экономики (-2,8%) по сравнению с 2009 годом (ВВП упал на 7,8%) будет полностью оплачено за счет населения, которое должно перенести тяготы девальвации (свыше 46 рублей за доллар) и высокой инфляции (свыше 12%). Государство становится в позу наблюдателя и смотрит, как население терпит лишения, испытывая резкое сокращение своих реальных доходов.

Но в «людоедских» построениях минэкономразвития РФ есть логическая неувязка: «С какой это «радости» экономика будет так незначительно падать при сокращении потребительского спроса (как следствия падения реальных доходов)?» Кому вообще тогда будут продаваться товары? Ответа на этот вопрос в «жестком варианте» сценариев нет, а потому и уровень доверия к прогнозным цифрам (особенно в части снижения ВВП) небольшой.

ЕСЛИ ИСПАНИЯ И ИТАЛИЯ НЕ ПОТОРОПЯТСЯ…

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что наиболее вероятен сценарий мягкого кризиса.

Светлана Корзенева - ведущий аналитик ГК «АЛОР»:

- США и Европа активно используют девальвацию собственных валют для регулирования экономической ситуации: накачивают страну новыми деньгами для преодоления последствий европейского долгового кризиса. При этом подобные меры регуляции в столь же обширных масштабах в России пока что не нужны. В свою очередь, дешевые доллар и евро подстегивают спрос на товары, к коим относятся и сырьевые активы. Таким образом, я не считаю предложенный кризисный вариант развития ситуации в России как реализуемый: цена нефти ниже 60 долларов за баррель, на мой взгляд, выглядит пока что нереально. К тому же скоро в Америке пройдут выборы президента, что может послужить поводом для очередного накачивания экономики долларами США.

На мой взгляд, более вероятен сценарий мягкого кризиса. В настоящий момент европейские политики стали более охотно идти не только на меры по спасению уже утопающих в долговом болоте наиболее проблемных европейских стран, но и сделали ряд шагов навстречу предупреждению развития кризиса. К тому же стоит отметить, что в США наблюдаются умеренные темпы восстановления, а в развивающихся странах экономическая обстановка также не выглядит удручающе, что, в свою очередь, окажет поддержку слабеющей Европе. Однако для реализации сценария мягкого кризиса одних слов недостаточно – нужны активные действия. В случае если европейским политикам не удастся прийти к консенсусу в ряде вопросов, а Испания и Италия не будут торопиться с проведением жизненно-необходимых реформ, то вероятность пессимистичного сценария возрастет.

Анна Бодрова - аналитик аналитического агентства «Инвесткафе»:

- На текущий момент мягкий сценарий выглядит самым реалистичным, так как еврозона в последнее время демонстрирует готовность к действиям, а не только "планированию планов". Спад в европейской экономике еще продолжится, но вопрос о том, углубится он или нет, целиком и полностью зависит от того, насколько активно еврозона в целом и отдельные ее страны готовы решать долговую проблему.

Для российской экономики резкая девальвация, в случае осложнения ситуации с мировой экономикой, действительно будет благом: при дешевой национальной валюте системе восстановиться будет проще. Однако одновременно с падением курса рубля, будь то естественная или принудительная девальвация, упадет и уровень доверия населения к власти, что может серьезно осложнить положение дел в стране. Это может вылиться как в экономические последствия в виде понижения покупательской активности, так и воплотиться в виде политических митингов.

Однако у властей, к слову, есть и иные механизмы защиты бюджета: девальвация рубля - самый быстрый и простой способ снять финансовую напряженность с казны.

ЦБ И ЗАКОНОДАТЕЛИ ПРИНИМАЮТ МЕРЫ ДЛЯ «ОХЛАЖДЕНИЯ»
РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Александр Осин - главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

- Из трех предложенных наиболее вероятен первый сценарий, по моему мнению, хотя именно это сценарий сравнительно неблагоприятных внешних условий, это консервативный сценарий.

Спрос на нефть эластичен по отношению к финансовым шокам. В 2009 году под влиянием активной фазы кризиса он снизился в мире на 2 процента. Кроме того, мягкие условия денежной политики ведущих ЦБ делают динамику цен на нефть эластичной по отношению к динамике спроса, это показывают данные последних месяцев. Текущее относительно небольшое снижение цен на нефть сопровождается тем, что Саудовская Аравия и страны, подконтрольные США, обеспечили превышение ОРЕС своего установленного внутренними договорами лимита на весьма существенные 5,2 процента. Наконец, сами американские регуляторы в рамках своей политики стимулирования спроса не заинтересованы в формировании предпосылок дефляции на сырьевом сегменте и заинтересованы в стабильных доходах нефтяных корпораций, как потенциальных «доноров» ослабленного бюджета. Не заинтересованы они и в ослаблении политических и финансовых позиций правящих ближневосточных элит.

В текущий момент российская экономика сформировала антикризисный пакет, практически полностью соответствующий уровню рисков, характерному для 2008 года.

Сегодня антикризисный пакет РФ, как сумма резервного фонда, ФНБ, капитала и резервов банков, равен 21 процент ВВП РФ, в октябре 2008 года данные показатель равнялся 22 процента.

Помимо антикризисного пакета, для российской ситуации 2012 года актуально двукратное увеличение чистой прибыли банков по сравнению с 2008 годом, имеется вариант мобильного перераспределения средств, неизрасходованных в 2012 году в рамках федеральных целевых программ бюджета и федеральных адресных инвестиционных программ, общим размером порядка 1 триллиона рублей. На 23,6 миллиарда долларов или порядка 700 миллиардов рублей с 2009 по 2011 год сократились внешние пассивы банков.

Для российского корпоративного сектора сохранилось на сравнительно невысоком, в 0,6 от уровня 2007 года, соотношение чистого долга к EBITDA. Соотношение суммарной корпоративной чистой прибыли к ВВП РФ также находится приблизительно на максимальных долгосрочных уровнях 2007 года.

При росте объема активов, взвешенных по уровню риска на 20%(г/г), с учетом средств резервного фонда, составившего на 1 февраля 2012 года 1,863 триллиона рублей, и прибыли банков за 2011 год, равной 0,848 триллиона рублей, достаточность капитала и резервов банковской системы РФ при необходимости может быть увеличена до 26,5 процентов.

К концу 2012 года, с учетом планируемого роста резервного фонда до 2,22 триллиона рублей, и принимая объем прибыли банков на уровне, схожем с прошлогодним, при аналогичном росте активов, достаточность банковской системы РФ сможет быть увеличена уже до 29,6 процентов. Это близкий к максимальному уровень периода 2008 - 2012 годов и весьма существенный показатель. На пике кризиса 2009 года рейтинговые агентства оценивали доли проблемных кредитов российских банков в 40 - 60 процентов, но даже в тех условиях сценарий такого масштабного роста «плохих» долгов банков не был реализован. В тот период оказалось достаточно увеличения капитала и резервов банков до 30 - 35 процентов с последующим частичным роспуском резервов.

Ситуация в банковском секторе РФ стабильна, достаточно надежно защищена от такого рода сценариев. Это нашло свое отражение в обзоре Moody’s.

Сформирована глобальная система взаимодействия международных регулирующих структур в рамках антикризисных программ. Существенно улучшились по сравнению с периодом 2008 - 2009 годов корпоративные, частные долговые балансы в ЕС и США, бюджетный дефицит ЕС вернулся на свои долгосрочные средние уровни в 3 процента.

Тем не менее надо отметить, что в последнее время и Банк России, и российские законодатели принимают меры для «охлаждения» рынка, прежде всего потребительского кредитования, в целях избежать его перегрева. Принятие поправок к инструкции И110, обсуждение в Госдуме закона о банкротстве и, не исключено, повышение ставки рефинансирования ЦБР во втором полугодии обеспечат как перемещение кредитной активности банков в сферу кредитования долгосрочных реальных проектов, так и общее замедление прироста кредитного рынка при одновременном возможном увеличении инвестиций банков на рынке ценных бумаг.

Отмечу, что такие оценки характерны для текущего периода. В случае смены политического курса в США в 2012 году, сохранения у власти консерваторов в Германии в 2013 году прогнозы и оценки, указанные выше, придется пересматривать, хотя и не обязательно они изменятся.

Что касается действий правительства при кризисном сценарии, то они будут направлены на поддержание среднесрочных темпов прироста инвестиционной активности при сокращении мер, направленных на поддержку потребления. Это принципиальное отличие новых установок в действиях кабинета. Новые установки отражают целевые трендовые показатели развития экономики РФ на ближайшее десятилетие, связанные с опережающим ростом инвестиций в целях сокращения макроэкономических рисков, повышения эластичности спроса в экономике. В данном контексте назначение экономиста Сергея Глазьева на пост советника президента РФ - шаг в направлении интенсификации усилий государства, направленных на опережающий средне- и долгосрочный рост инвестиций, во многом вопреки имеющимся инфляционным и бюджетным рискам в целях «перерастания» экономикой данных рисков за счет повышения качества валового продукта.