НКО СГРУППИРОВАЛИСЬ В ТАТАРСТАНЕ

На фоне громких выступлений генералов Асгата Сафарова и Артема Хохорина в пятницу на экстренном заседании Госсовета Татарстана малозамеченным оказался доклад о работе некоммерческих организаций (НКО) в РТ Гульнары Сергеевой - начальника управления минюста РФ по РТ. Депутаты, напомним, собрались тогда обсудить экстремизм в республике и способы ему противостоять. Сухие цифры, представленные Сергеевой, дают понять, что Татарстан превращается в некий центр в России, где активно работают всевозможные финансируемые из-за рубежа НКО, в том числе экстремистские мусульманские.

Согласно приведенным Сергеевой данным, на 1 июля 2012 года в Приволжском федеральном округе зарегистрирована пятая часть (!) всего некоммерческого сектора России - 41 тыс. некоммерческих организаций. Самое большое число НКО сосредоточено в Татарстане - 5,6 тысяч. Для сравнения: в Башкортостане - 4,5 тыс., в Нижегородской области и Пермском крае – по 4,3 тыс., в Самаре – 5 тысяч.

460-1.jpg

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ В РЕСПУБЛИКЕ

Татарстан также занимает первое место в ПФО по количеству религиозных организаций – 1,5 тыс. или 22% от общего числа. Из них подавляющее (по понятным причинам для мусульманской республики) большинство – 1,1 тыс. – мусульманские (75% от общего числа религиозных организаций РТ). Второй показатель по количеству мусульманских организаций - у Башкортостана, там их 655 (63% от общего числа религиозных организаций РБ), что почти в два раза меньше, чем в Татарстане.

460-2.jpg

В РТ зарегистрировано 299 православных организаций (18% от общего числа религиозных организаций РТ), что ставит Татарстан на пятое место в ПФО, впереди – Нижегородская (427), Самарская (372), Пензенская (348) области, Мордовия (348).

Всего в Татарстане зарегистрировано 20 конфессий (подробнее см. справку).

«В первом полугодии число создаваемых организаций превысило аналогичные показатели прошлых лет в полтора раза, - сообщила Сергеева. - За последние три года в Татарстане имеется тенденция к росту доли религиозных организаций, в основном мусульманских, тогда как по остальным сегментам некоммерческого сектора наблюдается незначительное уменьшение их количества за счет ликвидации недобросовестных НКО».

Татарстан лидирует в округе и по количеству некоммерческих общественных организаций – 2,4 тыс. (13% от общего числа общественных объединений округа). Второе место занимает Башкортостан – 2,2 тысячи. В Марий Эл их наименьшее число – 448 организации.

ПО АНАЛОГИЧНОМУ СЦЕНАРИЮ

Во время проводимых в 2011 - 2012 годах выборов активизировалась деятельность лево- и праворадикальных общественных объединений, в том числе незарегистрированных, относящих себя к «несистемной» оппозиции, заявила Сергеева. В ПФО действует свыше 3 тыс. представителей организаций, пропагандирующих экстремистские и радикальные взгляды, идеи национал-социализма и «расовой чистоты».

Наиболее серьезную опасность представляет вовлечение населения в религиозно-террористические и экстремистские структуры прежде всего исламского толка. В округе продолжает действовать сеть законспирированных ячеек международных террористических и экстремистских организаций, таких как «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», и других исламских преступных группировок.

ФИНАНСЫ – ЧЕРЕЗ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В прошлом году НКО Татарстана получили иностранное финансирование в сумме 63 млн. рублей. По словам Сергеевой, сейчас данные схемы финансирования проверяются сотрудниками Росфинмониторинга «на предмет соблюдения законодательства о финансировании терроризма и противодействия отмыванию денежных средств».

При этом Сергеева отметила, что из-под действия нового закона об «НКО - иностранных агентах» выпадают религиозные, общественные и некоммерческие организации, не занимающиеся политической деятельностью, а именно их количество стремительно растет в республике.

«Вместе с тем они могут и получают иностранные денежные средства с различными задачами, порой связанными с экстремистской деятельностью», - заявила Сергеева. Она предложила выступить Госсовету с законодательной инициативой распространить положение нового закона «об НКО - иностранных агентах» на весь некоммерческий сектор, имеющий иностранное финансирование.

НКО при этом не стремятся афишировать свои финансовые потоки. В 2009 году отчетность представили лишь 43% НКО республики – меньше половины! По итогам 2012 года, по прогнозам, отчитаются 70% НКО. А другие 1/3 организаций? Правда, часть организаций не представили отчеты, так как прекратили свою деятельность, но другие не отчитались намеренно.

«В ряде республик округа денежные средства, поступившие через благотворительные организации ряда арабских государств, прежде всего религиозные круги Египта, Катара, Кувейта и Королевства Саудовская Аравия, наряду со строительством культовых зданий, частично использовались для формирования у населения радикального исламского мировоззрения, - сообщила Сергеева. - Для финансирования религиозно-экстремистской деятельности также используются незаконный оборот наркотических средств, доходы от преступлений в сфере электронных технологий».

«…И ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОЛА»

Стоит напомнить, что именно депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин стал инициатором нашумевшего законопроекта о присвоении политическим НКО, финансируемым из-за рубежа, статуса «иностранных агентов». Согласно нему, НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования, получат статус «выполняющих функции иностранного агента». Они будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки.

Под действие нового закона об НКО, выполняющих функции иностранного агента, попадут до тысячи организаций. Встать в специальный реестр, вероятно, придется в том числе ассоциации «Голос» и «Transparency International – Россия».

Госдума приняла документ за рекордно короткие сроки, в третьем, окончательном чтении документ был рассмотрен 13 июля.

Ранее заместитель председателя Госсовета Татарстана Александр Гусев (кстати, пять лет возглавлявший УФСБ РФ по РТ, а до этого – многолетний первый зампредседателя КГБ РТ) так прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» разработку законопроекта на стадии его принятия.

«Законодательные инициативы депутатов от Татарстана всегда идут согласованными с руководством республики. Мы посмотрели ситуацию у нас в республике. Действительно, посчитали, если будет принят такой закон, то это будет лучше. Есть ли у нас силы, которые дестабилизируют ситуацию? Вы их практически не замечаете. Мы же смотрим шире. Не то что дестабилизируют ситуацию - некоммерческие организации все равно под контролем государства в любом случае. Но есть такие организации, которые, в принципе, мы считаем, не нужны. Они лишние. И чтобы не было произвола экономического, политического, этот вопрос нужно узаконить», - сказал зампредседателя парламента.

В пятницу стало понятно, какой «произвол» он имел в виду.

Со списком зарегистрированных в республике некоммерческих организаций можно познакомиться на сайте управления министерства юстиции РФ по РТ.

Справка

В Татарстане зарегистрировано 1,5 тыс. религиозных организаций, из них 1,1 тыс. – мусульманские, 293 – Русской православной церкви.

Евангельских христиан насчитывается 26 организаций; христиан веры евангельской-пятидесятников – 17; адвентистов седьмого дня – 10; лютеран – 4; свидетелей Иеговы – 5; старообрядческих – 5; евангельских христиан-баптистов – 6; иудейских – 3; истинно-православной церкви – 2; римско-католических – 2; сознания Кришны – 2; буддистских – 1; Веры Бахаи – 1; новоапостольской церкви – 1; реформаторской церкви – 1; христиан веры евангельской – 3; церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) – 1; церкви последнего завета (виссарионовцев) – 1.