КАК КРИЗИСНЫЙ ГОД СТАЛ ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ
- Алексей, каким образом вы пришли к созданию того, аналогов чему не было в стране?
- Как и все, я с друзьями гонял мяч во дворах, на школьных полях, без судей, по упрощенным правилам. В конце концов, мы с костяком наших энтузиастов создали в 1998 году любительскую команду «Легион». Со временем пришло понимание, что в городе много подобных нам команд. И тут зревшая в голове идея нашла воплощение, после тогдашнего просмотра телепередачи «Футбольный клуб» с Василием Уткиным. В ней он рассказывал об английских любительских командах, которые проводят собственные чемпионаты, сами арендуя поля и играя по круговой системе. У многих любительских команд Англии давняя история, есть свои офисы, клубная атрибутика, баннеры и даже фанаты. И мы подумали, - а чем мы хуже?
Подготовка, набор команд и обсуждение нашей идеи в интернете началось в 2008 году, год спустя мы решили провести первый чемпионат. В серию «А» заявилось 16 команд, спустя некоторое время еще десять коллективов взяли старт в серии «В».
- Год вашего старта наводит на размышление. 2008-й – год мирового экономического кризиса. А тут 26 команд, а, если посчитать по «головам», то около пятисот здоровых мужчин в самом расцвете сил ввязываются в проект, который никаких материальных дивидендов не принесет. Наоборот, затраты на взносы за турниры, покупку спортинвентаря, и, к сожалению, медицинских препаратов для лечения травм, без которых спорт, что профессиональный, что любительский, представить невозможно. Не было страшно, что дело заглохнет?
- Было интересно, было необычно. По сути, в республике наш чемпионат был первой ласточкой. Да и в остальных городах России больше развивается футбол «8х8», с федерацией которой мы сотрудничаем, и оттуда постоянно приглашает нас участвовать в своих турнирах. «8Х8» играют поперек футбольного поля, туда легче набрать людей, за счет меньшего количества футболистов. Но мы стали развивать более сложный вид футбола, классический. И не ошиблись. По темпам развития наша лига является ведущей стране, мы постоянно контактируем с РФС.
Но всего этого не было бы, не будь у ЛФЛ надежных союзников, которые находились внутри самого процесса. Мы начинали наш проект с Ильмиром Шайхутдиновым, который отвечал в Лиге за вопросы судейства. У каждой из команд-старожилов турнира находились активные и деятельные люди, без поддержки которых ЛФЛ не могла бы так бурно развиваться. С этими людьми, капитанами своих команд – Артемом Краюшкиным, Ваней Патрикеевым, Рамилем Мусташкиным, Гришей Гиниатуллиным, Виталиком Абрамовым, Лешей Крупновым общаемся так хорошо, будто знаем друг друга с самого детства. Они поверили мне при зарождении лиги, и я до сих пор искренне им благодарен.
- Какова была динамика развития ЛФЛ?
- Уже в следующем 2010 году количество команд резко увеличилось, капитаны сформировали оргкомитет лиги, и дела пошли круто вверх. Если говорить о количестве команд и играющих в них человек, то от двух дивизионов на старте мы сейчас пришли к нынешнему количеству команд – 82, которые разыгрывают чемпионаты в пяти лигах, или сериях, как мы их называем. Такое название – то дань моему давнему увлечению итальянским футболом, и любимой команде «Рома». Если говорить конкретно, то серия А, В и С по 16 команд, Серии D1 и D2 – по 17 коллективов.
Но положительная динамика была не только количественная, еще и качественная. Когда лига только создавалась, игры проходили на таких полях, куда сейчас и силком никого не загонишь! С этой точки зрения всем казанским любителям футбола прекрасно известны поля автотранспортного техникума и ветеринарной академии. Старенькие стадионы «Водник» и «Электрон» считались признаками хорошего вкуса, а «Динамо» долгое время оставалось недостижимой мечтой. Судили турниры авторитетные игроки из других команд, что позволяло экономить на судьях, но, в целом, было неправильно.
ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА УВЕЛИЧЕНИЕ В ТРИ РАЗА
- Получается, что, благодаря вам, спортивные сооружения получают прибыль, в виде арендной платы за стадионы?
- Да, так и есть. Поначалу мы всё делали самостоятельно, сейчас начали сотрудничество с городскими футбольными властями. Успех любительских соревнований во многом зависит от качества полей. Сейчас мы стабильно играем на стадионах КАИ-«Олимп», «Динамо», «Баско», и нашем старом добром «Электроне».
Плюс развитие пошло в том, что футбол у нас сейчас стал практически круглогодичным. С весны по осень мы проводим чемпионаты и Кубок. Глубокой осенью разыгрываем турнир по мини-футболу, в котором также динамика будь здоров: в первом турнире приняло участие двадцать с небольшим команд, во втором, в прошлом году – ровно 50. Плюс на зиму мы оставляем чемпионат по футболу на снегу, вот тут как раз в формате «8Х8».
Если говорить о количестве игр, проводимых командами за сезон, то 30 - 32 матчей они проводят в чемпионате, в Кубке лучшие его участники могут сыграть 12 матчей, в зимнем чемпионате порядка 25 матчей, ну, и в мини-футбол гарантированно можно сыграть пять игр, а дальше, в зависимости от выхода в плей-офф. Рекордсмен наших соревнований может провести за сезон порядка 75 матчей.
- И почем все это удовольствие?
- Вы правильно охарактеризовали наш процесс – удовольствие. Потому что призовых у нас пока не было. Награды - кубки, медали, грамоты, дипломы, какие-то призы и сертификаты от спонсоров. Как показывает практика, команды не очень-то и нуждаются в денежных премиальных.
Впрочем, с развитием ЛФЛ с ее участников постепенно снимается основное финансовое бремя. В прошлом году у пяти процентов наших команд были спонсоры. Сейчас порядка четверти клубов ЛФЛ имеют поддержку в лице спонсоров, которые оплачивают аренду полей, и ребята играют бесплатно. Также удалось договориться с руководителями стадионов, которые для нас сделали значительную скидку. За счет таких моментов мы стараемся снизить затраты самих футболистов.
Раньше в Лиге были регистрационные взносы и членские ежемесячные, но теперь мы от них отказались. Теперь каждый игрок каждой из команд регистрируется отдельно, выплачивая по 700 рублей, что позволяет ему участвовать за год в трех турнирах чемпионате, кубке и зимнем Кубке лиги. Мини-футбол оплачивается отдельно.
В прошлом, если смотреть на затраты, то выходило порядка 1200 рублей на одного футболиста в год. Взнос за чемпионат составлял 7000 рублей. За Кубок – 2000 рублей. За зимний Кубок – 2500 рублей. Итого 11500 рублей. Плюс каждая команда сдавала ежемесячно по 200 рублей, которые расходовались на медицинскую поддержку. Есть еще такая графа расходов, как оплата выступления в команде сильного или нескольких сильных игроков, звезд команд, так как те «не привыкли платить».
- Вы говорите о прошлом. Что, система оплаты изменилась?
- Да, теперь каждый футболист платит 700 рублей в год. В эту сумму входят не только регистрационные взносы на турниры, но еще и страховка игрока, системы скидок у наших партнеров. Сейчас вся прибыль инвестируется обратно в лигу, а небольшую зарплату получаем только я и бухгалтер.
Что касается титульного спонсора, то это вопрос достаточно тяжелый. Мы живем в регионе, где все строится на родственных связях, поэтому именно титульного спонсора для лиги добиться достаточно тяжело. Мы рассматриваем титульного спонсора как источника оплаты всех матчей, всего судейства. В любом случае наши нынешние партнеры делают много для развития лиги: помогают с экипировкой, кубками, наградами, мячами, всевозможными атрибутами, которые сопутствуют футбольному матчу.
СЕЙЧАС ПРОБЛЕМА С СУДЬЯМИ
- С развитием ЛФЛ появилась еще в графе расходов такая, как затрата на работу арбитров. Если футболисты играют в свое удовольствие, то судьям надо платить. И сколько?
- Бригада арбитров, как и положено из трех человек, на матчах серии А и В получает по 1000 рублей. За матч серии С - 800 рублей. За игру в серии D – 500 рублей. С начала нынешнего сезона мы достигли определенных соглашений с руководителем судейского корпуса города Айратом Залаковым, и назначением арбитров занимался именно он. Соответственно, работали судьи, аккредитованные федерацией футбола Казани, все сертифицированные специалисты.
- Насколько я знаю, теперь ваши дороги с Залаковым разошлись?
- Да, проблему с судейством пока вытягиваем сами. Залаков запретил судьям обслуживать нашу лигу. Вроде бы, все у нас было нормально до определенного момента, а потом судьи сообщили, что работают последнюю неделю. По слухам, их поставили перед выбором: либо ты работаешь на КФЛЛ, либо только на чемпионате Татарстана. Я не пойму, почему так произошло? Такое чувство, что все судьи чего-то или кого-то боятся. Для молодых судей обслуживания наших матчей - это хорошая практика. Тогда для чего в Казани существует школа молодого арбитра? Ну, подготовит школа, скажем тысячу 1000 судей, а кого они будут судить? Три городские команды, которые выступают в чемпионате Татарстана?
Не буду называть фамилию одного арбитра, который, обслуживая матч в лиге D, прямым текстом заявил, что ЛФЛ никто судить серьезно не будет. Хотя мы даем судьям работу, они за это получают вознаграждение, и вместе мы проводим соревнования не для галочки, а для людей. У нас в Казани есть хорошие судьи, но их мало. В этом плане в Казани сейчас чувствуется монополия одного человека. Но это ведь можно разрушить. Может, у кого-то складывается ощущение, что лига не вырулит без городских судей? Полный бред. От этого потеряют, только сами судьи, которые в принципе являются заложниками сложившейся ситуации. Мы самостоятельно подготовим своих судей.
- Каковы у ЛФЛ перспективы выхода на другие регионы?
- На регион мы уже вышли, тесно работаем с Оренбургом, Набережными Челнами и Йошкар-Олой! Челнинцы систематически участвуют на наших турнирах, марийцы выступают в нашей серии D. Сейчас мы готовимся к проведению Кубку Поволжья. Недавно мы официально зарегистрировали федерацию любительского футбола Поволжья, в рамках которой планируем проводить межрегиональные турниры. Хочется, чтобы лига приносила доход, на который можно приобрести новый инвентарь, улучшить организацию соревнований, а победителей награждать поездками на турниры в другие регионы России.
Планируем, что лучшие игроки своих городов будут собираться в сборную, которые создадут отдельный турнир, где и определится чемпион Татарстана, который представит республику на соревнованиях российского уровня. В Москве уже создана любительская лига, в которой выступают бывшие профессиональные футболисты. Сейчас мы являемся единственной любительской лигой такого уровня организации, которая не входит в состав РФС.
- В КФЛЛ выступает 82 команды. В чемпионате Татарстана – три команды из Казани. Не комплексуете по этому поводу?
- Не забывайте, что городская федерация несет на себе бремя проведения детско-юношеских соревнований, женских и ветеранских. Но про первенство Казани по футболу среди мужчин могу сказать словами его немногочисленных участников. Сейчас каждый второй, кто играет на город, заявляет: «Чемпионат Казани умер. Там болото. Там бардак. Будущее за ЛФЛ. Там новый подход». Мы не сторонники управления футболом с «кресла», даже от офиса отказались. Он нам не нужен. Мы открыты для диалога. Тема финансов – всегда открыта для каждого участника. Ведь мы общественная организация, а, значит, общество имеет право знать, что, куда и сколько?
После конференции федерации футбола Казани ко мне подошли два тренера из городских ДЮСШ. Они также хотят играть у нас, считают, что у нас интереснее. Сутки напролет проводя на стадионах последние три-четыре года, мы без всяких экспертов знаем, как и что надо проводить на соревнованиях. Это опыт, который бесценен, и приходит только с практикой.
КАК «РУБИНОВЫЙ» СВОЮ КОМАНДУ ПРИВЕЛ К ПОРАЖЕНИЮ
- Футбол в ЛФЛ любительский, но играют в него не только любители, но и бывшие профессионалы?
- Перечислять можно много, большое количество наших футболистов поиграло за «Рубин». На мой взгляд, самым ценным и лучшим игроком лиги является ветеран казанского футбола Владимир Казанцев, которому 46 лет, а он играет на самом высоком уровне.
Что касается игроков с футбольным прошлым, то любители спорта прекрасно знают таких игроков, как Андрей Борзенков, Вячеслав Щукин, Борис Эйдус, Александр Боченков, Руслан Архипов, Александр Световидов, Сергей Наседкин, Вячеслав Бабин. Как-то играл экс-рубиновец Андрей Федоров, который был заявлен за команду турецкого консульства в Татарстане «Туркуаз», а вот грузин Соломон Квирквелия был не заявлен на игру, и за то, что он в ней участвовал, команда грузинской диаспоры в Казани «Иверия» получила техническое поражение.
Возраст футболистов в среднем от 20 до 30 лет, хотя есть и взрослые игроки, например, лет 60. Если бы мы собрали именно сборную ЛФЛ, то, думаю, она добилась бы достаточно высоких результатов, если предположить это, то команда могла бы играть на уровне нынешней второй лиги.
- Футбол обычно объединяет представителей многих видов спорта, которые в детстве добивались успехов в своих дисциплинах? Таковые есть в командах ЛФЛ?
- Конечно, среди тысячи шестисот с лишним футболистов, которые играют в командах любительской футбольной лиги есть много представителей других видов спорта. Подчас, весьма заметных. Альберт Вишняков долгое время играл за хоккейный «Ак Барс», Сергей Уваров выступал в команде по хоккею с мячом «Динамо-Казань», Владислав Горшенин является действующим чемпионом Татарстана по большому теннису. Сразу несколько игроков неоднократно становились чемпионами России, профессионально играя в хоккей на траве. Это Адель Ахметшин, Ильдар Султанов, Александр Филюшин. Что касается меня, то я занимался единоборствами, был чемпионом Казани по боксу. Сейчас тоже играю в футбол, он для всех.
- В мини-футбольном чемпионате Казани сейчас выступают сразу две команды, которые можно назвать иностранными. Сербская и азербайджанская. Как у вас обстоят дела с «дружбой народов»?
- Эти же футболисты играют за свои команды и у нас. Плюс команды из турецкой и грузинской диаспор. Помимо них есть в дружинах армяне, молдаване, таджики, латыши из стран бывшего СССР. Из стран дальнего зарубежья у нас - Афганистан и Саудовская Аравия из Азии, Гана из Африки. В команде, в которой я играю, представители сразу восьми национальностей, все очень дружны. Настолько, что один из игроков лиги даже стал крестным отцом моего сына. Для меня, как человека верующего, такое доверие значит очень многое, а, значит, я нахожусь на верном пути. Как и вся наша лига - ЛФЛ. Мы привыкли работать самостоятельно, не ожидая помощи со стороны.
ПРЕЗИДЕНТ БОЛЕЕТ ЗА «РОМУ» И ФРАНЧЕСКО ТОТТИ
- Алексей, в завершении расскажите о себе.
- В детстве я занимался боксом. В единоборства меня привел отец, который сам всю жизнь занимался борьбой. В конце девяностых у него был собственный небольшой спортзал на улице Халева. Там я занимался карате, потом перешел на бокс. У меня был отличный тренер – Рифкат Насыбуллин. Рифкат Валеевич «сделал» меня в 1998 году чемпионом Казани. Потом появились проблемы со зрением, с боксом пришлось завязать. А футболом начал интересоваться и пытаться играть в 1992 году. Тогда же стал болеть за великую итальянскую команду «Рома» – именно поэтому моя команда «Легион» играет в красно-желтой форме, а моим кумиром является многолетний капитан римлян Франческо Тотти. Футбол для меня интересен тем, что это целый мир, который дает эмоции и удовольствие. А любительский футбол – это нечто большее! На мой взгляд, он интереснее профессионального, ведь в него играют не ради зарплаты и славы, а ради себя и своих эмоций. И миссия нашей лиги – как раз предоставить людям такую возможность. Арендовать площадку для тренировки или товарищеской встречи не сложно, но постоянно играть с одним и тем же соперником надоедает. В лиге же каждый выходной день у команд новый соперник.
Визитная карточка руководителя Алексей Евгеньевич Шуваров Визитная карточка любительской футбольной лиги Они играют в футбол - круглый год. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.