- Сегодня ваше агентство занимается отправкой татарстанцев на обучение за рубеж. Насколько сегодня это направление у татарстанцев популярно?

- Многое зависит от страны, в которую планирует поехать на обучение студент. Сразу назову самые популярные страны для обучения: Великобритания, США и Канада. Чаще всего, когда в агентство приходят клиенты, говорят, что непременно хотят, чтобы дети обучались в Лондоне. Мы объясняем, что на Лондоне Англия не заканчивается, так же как Москва – это не вся Россия. В мегаполисе изучение языка для ребенка таит много опасностей. Приятнее изучать английский язык в каком-либо небольшом городке. В Лондоне слишком много соблазнов, а в маленьких университетских городах с населением в 100 тысяч человек все только способствует обучению.

Вообще, если говорить о Великобритании, то она ценится качеством образования, и сертификат или диплом британского вуза принимается во всем мире. В США едут в основном те, кто хочет получить именно хорошие практические знания в сфере бизнеса, так как там сильные бизнес-школы.

Для школьников, родители которых хотят, чтобы ребенок получил полное образование за рубежом, мы предлагаем Канаду. Получив в России среднее образование, ребенок может быть зачислен на первый курс канадского университета. В других странах нет такой возможности, например, в Великобритании среднее образование длится на год дольше, и один год должна занять подготовка к поступлению в вуз.

Канада россиянам близка по климату. В этой стране очень хорошие условия для проживания и учебы. Кроме того, эта страна открыта для эмиграции. Люди, стремящиеся жить за рубежом, скорее всего, выберут Канаду. В эту страну и визу легче получить, и поступить в вуз.

- Какие вузы популярны в Великобритании?

- Мы в основном работаем с высокорейтинговыми вузами. Они входят как минимум в Топ-50 по рейтингу Times или Guardian. Наши партнеры – вузы из топа. Мы тесно сотрудничаем с такими английскими вузами, как University of Exeter (здесь сильная бизнес-школа), Brunel University, University of East Anglia, Newcastle University.

Что касается Оксфорда, то у нас был прецедент зачисления казанского студента в этот элитный вуз. Но это можно назвать уникальным случаем, так как здесь все решают не столько деньги, сколько знания. Наш казанский студент оказался достаточно умным и талантливым и теперь изучает бизнес-направление в Оксфорде.

- По каким специальностям обучаются татарстанские студенты за рубежом?

- Многие едут изучать бизнес или финансы. Изучают также международное право, архитектуру, строительство, обучаются инженерным специальностям.

- Какие вузы пользуются популярностью в США? Почему люди едут в США?

- Думаю, что люди едут в США за американской мечтой. В Америку обычно едут на краткосрочные программы на три-четыре недели. Изучают язык в Майами, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Мы сотрудничаем с такими вузами, как Oregon State University, University of South Florida, Colorado State University.

460-5.jpg
«Все языки преподаются русскоязычными преподавателями. У нас высокие требования: наличие высшего образования, опыт работы, приветствуются международные квалификации и сертификаты»

  «СИНГАПУР НЕ ТАКОЙ УЖ И ОТКРЫТЫЙ»

- Вы упомянули о том, что Канада - очень неплохой вариант для эмиграции на Запад. А сколько ваших выпускников не возвращается обратно?

- Примерно процентов десять не возвращается. Кто-то находит за рубежом свою вторую половинку, кто-то находит себя в профессии или остается в аспирантуре, посвящая себя науке.

- По вашим оценкам, сколько человек уезжает в год из Татарстана на обучение за границу?

- Точную цифру назвать не могу. По моему агентству – это коммерческая тайна, по другим – это, разумеется, также закрытая информация. Думаю, речь идет о сотнях детей. Динамика роста, конечно, прослеживается, студенты все больше заинтересованы в том, чтобы получить международное образование. Каждый год прирост составляет примерно 15 процентов.

Сегодня студенты много путешествуют по миру, молодое поколение любознательно и космополитично, это способствует популяризации зарубежного образования. Многие, закончив вуз в России, поступают на программу соискания степени магистра в Англию и продолжают обучение по более узкой специализации уже в зарубежном вузе. Данную схему обучения я нахожу достаточно привлекательной, т.к. в результате студент имеет полное высшее российское образование и международную степень магистра, что значительно повышает его конкурентоспособность на рынке труда.

- Работаете ли вы с восточными вузами?

- В основном мы работаем с западными университетами. В последние годы, конечно, наблюдается интерес к Сингапуру. Это страна, которая за короткий период стала одной из самых успешных, поэтому и интерес правительства Татарстана к ней вполне объясним. Сейчас мы налаживаем контакты с этой страной. Надо отметить, что она не такая уж и открытая. Пока сингапурские вузы держат нас на расстоянии. Но образование в этой стране очень качественное.

- Как варьируется цена на обучение в зарубежных вузах?

- Для обучения в американском и британском вузе родителям в среднем требуется около 1 миллиона рублей на один год. Канадские вузы немного доступнее, на один год требуется в среднем 800 тысяч рублей. Сюда входит стоимость обучения, карманные расходы, проживание. Опять же мы говорим о высокорейтинговых вузах, с низкоуровневыми вузами стараемся не работать. В России вполне достойное образование, поэтому какой смысл ехать в заурядный вуз за рубежом?

- Сейчас активно идут разговоры о создании элитной английской школы в Казани, в которую планируется пригласить иностранных преподавателей. Как вы думаете, можно здесь у нас воспроизвести аналог западного учебного заведения?

- Что касается преподавания языка иностранными преподавателями, которых привлекают в Казань, то положительным считаю тот факт, если данный носитель языка имеет педагогическое образование. Если русский – мой родной язык, то это еще не значит, что я смогу его хорошо преподавать. Поэтому интересно: какого рода иностранцев планируется привлечь в эту элитную школу? Какое у них образование и опыт работы? А в общем идея хорошая!

460.jpg
«На первом месте по популярности изучения языков, конечно, английский (80 процентов). Те, кто знают английский, выбирают испанский, итальянский, турецкий и китайский языки»

ПЕРЕСТРОИТЬ С ПЕРЕВОДОВ НА РЕЧЬ

- А вообще как обстоят дела с обучением иностранного языка в Казани и Татарстане?

- Потребность в языковых курсах есть. По моему мнению, признаком хорошо воспитанного и образованного человека является именно знание как минимум одного иностранного языка. Те, кто приходят учить язык к нам, отличаются и по социальному статусу, и по возрастному. Обучаются школьники, студенты, люди среднего возраста, по утрам занимаются очень много домохозяек. Всех объединяет целеустремленность, горящие глаза, усердие и талант.

- Актуализировалась ли необходимость изучения языка в связи с предстоящей Универсиадой?

- Эта тема активно муссируется. Что я могу сказать конкретно по нашей теме – это то, что количество желающих изучить иностранные языки растет. Возможно, это связано и с Универсиадой. Должен быть глобальный уровень: когда человек помимо родного языка, который также должен знать в совершенстве, знает и еще хотя бы один иностранный язык.

- Как вообще оцениваете задачу обучить английскому языку несколько тысяч официантов или водителей, например? Что нужно, чтобы человек имел языковой багаж?

- Изначально необходимо желание и потребность человека в изучении языка. Заставить кого-то нельзя. Мы у себя используем коммуникативную методику преподавания языков. Язык преподается на изучаемом языке, как ключевой инструмент именно для общения. Быстро выучить язык – нет. Ни один лингвист не скажет вам, что в рекордные сроки можно изучить язык. Это только время, старание и трудолюбие. За несколько месяцев обучить всех массово иностранному языку невозможно. Можно научить только каким-то общим фразам.

- Как оцениваете открытие в Казани представительства English First? Некоторые участники рынка отмечают, что они ломают рынок и отмечают тесные контакты с татарстанскими властями?

- Ну давайте начнем с того, что рынок они не сломают и вся Казань не побежит сейчас к ним изучать английский язык. Да, хорошо продуманный маркетинг, да, достаточно популярное имя – нужно отдать им должное, тесные контакты, о которых вы говорите, тоже просто так не появляются. Но эта конкуренция нас только подстегивает, мы самосовершенствуемся, находим новые силы, приемы и идем вперед дальше и выше только благодаря нашим конкурентам. Мы будем хорошо и старательно выполнять нашу работу, развиваться в уже выбранном направлении, совершенствовать наши академические программы.

- А казанские вузы выпускают студентов с хорошей квалификацией? Есть ли что-то, что необходимо изменить в системе образования?

- Я сама – преподаватель английского и немецкого языка – заканчивала педагогический университет. Есть моменты, которые хотелось бы изменить в образовательной системе. Необходимо уделять больше внимания именно практической стороне изучения языка, необходимо больше коммуникации. Принято изучать язык по схеме «читать – переводить – пересказывать». Без этого, конечно, тоже нельзя выучить язык, но самое главное – это научить говорить. Этого все-таки немного не хватает. Если говорить о других специальностях, наши университеты дают отличную академическую базу, знания наших студентов отличаются глубиной и детальностью, но опять-таки нет практической ориентированности; знания, идеи и разработки наших молодых ученых слабо применяются на практике; в процессе обучения не прослеживается тесная связь с действующими и активно развивающимися организациями и предприятиями.

Что касается кадров для нашей компании, если мы берем просто менеджеров, то опыт работы не так важен, мы сами растим специалистов, обучая их в реальных условиях. Важна ответственность и трудолюбие. В системе подбора педагогов мы следуем строгим правилам и требованиям и дальше продолжаем с ними работать, регулярно организовывая семинары и тренинги для повышения квалификации.

460-4.jpg
«Нашими заказчиками являются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупных компаний»

«В ФАВОРЕ АНГЛИЙСКИЙ, ИТАЛЬЯНСКИЙ, ИСПАНСКИЙ И КИТАЙСКИЙ»

- Расскажите, какие направления развивает ваша компания?

- Направления нашей деятельности – это, во-первых, курсы иностранных языков, во-вторых, обучение за рубежом, и в-третьих, выездной туризм.

Языковое направление основное. Компания создавалась как многопрофильная, и мы сразу предлагаем комплекс услуг. Курсы языков мы организуем здесь, в Казани, а также в нашем филиале в Набережных Челнах. Кроме этого, наших учеников мы подготавливаем к сдаче международного экзамена IELTS. В Татарстане мы единственный авторизованный центр по сдаче этого экзамена. Кроме того, мы организуем каникулярные поездки за рубеж с целью изучения языка школьниками и студентами, а также академические программы для тех студентов, которые едут учиться на долгосрочный период.

Мы отличаемся от других компаний предоставлением комплексных услуг. Например, студент третьего курса хочет обучаться на магистра в Великобритании, а у него низкий уровень языка. Мы создаем для него программу, по которой он сначала занимается только английским языком, после чего мы направляем его на курс подготовки по сдаче экзамена IELTS – невозможно поступить в международный вуз, не сдав языковой экзамен. Студент сдает экзамен, а департамент образования за рубежом в это время параллельно подбирает для него зарубежный вуз, готовит все документы. С таким клиентом мы работаем в среднем на протяжении трех лет.

- Какие иностранные языки изучают казанцы?

- На первом месте по популярности изучения языков, конечно, английский (80 процентов), так как это международный язык бизнеса, информатики, молодежной культуры, дипломатии. Те, кто знают английский язык, выбирают для изучения испанский, итальянский, турецкий и китайский языки. Выбор этих языков также объясним, учитывая интерес к Китаю. Кроме этого, у Татарстана хорошие связи с Турецкой Республикой. Испанский язык, наверное, можно назвать вторым по популярности в мире.

- Кто преподает у вас языки?

- Все языки у нас преподают русскоязычные преподаватели. Вообще, вопрос кадров – очень сложный. У нас высокие требования к преподавателям: наличие высшего образования (обязательно педагогического), опыт работы, приветствуются международные квалификации и сертификаты.

- Какая в основном аудитория изучает языки? Бизнесмены учат?

- Да, конечно, есть бизнесмены, корпоративные клиенты. К заказчику может организовываться выезд, но он должен предоставить все условия для преподавания (аудитория, доска, носитель для прослушивания аудиофайлов). Заказчиками являются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупных компаний.

- Сколько человек в год сдает международный языковой экзамен в Татарстане?

- Есть два международных экзамена – TOEFL (более американский) и IELTS. Авторизованным центром сдачи IELTS, единственным в Татарстане, мы стали в 2009 году. Изначально мы организовывали по две сессии в год, затем четыре, в этом году хотим организовать 6 сессий. В каждую сессию экзамен сдают до 20 до 60 человек.

- Занимается ли ваша компания языковыми переводами?

- Мы предлагаем эту услугу как сопутствующую для наших клиентов. Посольства требуют заверенные копии документов и т.д., поэтому у нас есть переводчик, который имеет сертификат гильдии переводчиков Татарстана. Обращаются к нам и компании, например, для перевода сайта.

- Почему вы решили выйти на Набережные Челны и открыть там филиал?

- Самое главное в бизнесе – это люди. Когда мы достаточно набрались опыта, появились люди для команды, мы смогли открыть филиал в Челнах. Сейчас он на стадии развития, так как был открыт лишь осенью прошлого года.

- Туризмом занимаетесь?

- Такая совокупность сфер в нашей компании не случайна. Изначально я получала опыт в сфере туризма, после окончания вуза работала менеджером по туризму. Туризмом болеет весь наш коллектив, мы очень любим путешествовать. Поэтому и возникло направление туризма. Мы предлагаем как самые элементарные базы отдыха и лечение в Татарстане и близлежащих республиках и массовые выезды – Турция, Египет, Таиланд, ОАЭ, так и организуем индивидуальные сложные программы, туры.

Массовый туризм был, есть и будет. Сейчас наблюдается тенденция, когда люди выбирают все более сложные и экзотические направления. Такой отдых выбирают люди, которые уже много видели и хотят новых ощущений, знакомств с новыми культурами. Большой интерес вызывает Юго-Восточная Азия: Индия, Таиланд, Китай - по этим направлениям спрос существенно возрос. Есть интерес и к Латинской Америке, Мексике, Доминикане.

- А что означает название компании LF?

- За этой аббревиатурой скрывается полное название "ЛингФорт" – оставим перевод в секрете для того, чтобы нашим будущим студентам было над чем подумать.

460-2.jpg
«Мне захотелось создать что-то свое и открыть компанию. Тогда и появился «ЛингФорт»

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ДЕЛО БЫЛО ЛЮБИМЫМ»

- Расскажите о себе, где учились, работали.

- Я родилась в Сабинском районе, поселке Шемордан. Когда мне было пять лет, с семьей переехали в Казань, поэтому считаю себя коренной жительницей Казани. После школы поступила в педагогический университет на факультет иностранных языков. После его окончания работала менеджером по туризму, потом руководителем, исполнительным директором. Получив опыт, знания, захотелось создать что-то свое и открыть компанию. Тогда и появилась группа компаний LF с различными направлениями деятельности.

Про увлечения: путешествия – моя любовь. Путешествуя, я учусь, познаю и обретаю себя.

Являюсь приверженцем активного образа жизни: люблю летом кататься на велосипеде, зимой на беговых лыжах. Занимаюсь танцами и тай-бо. Кроме этого, я бывшая спортсменка – у меня был первый разряд по лыжному спорту.

Мое последнее увлечение – итальянский язык.

- Дайте три совета для успеха в бизнесе.

- Необходимо заниматься любимым делом. Надо любить людей, с которыми работаете, заботиться о них. Еще один совет – это никогда не сдаваться.

Справка

Адгамова Фарида. Место рождения: пос. Шемордан, Татарстан. Семейное положение: не замужем.
В 2002 году окончила Казанский государственный педагогический университет по специальности «Филолог. Преподаватель английского и немецкого языков». 
Проходила курсы английского языка в Лондоне, Глазго (Великобритания), курсы итальянского языка во Флоренции, Кальяри (Италия).
2008 год – свидетельство о повышении квалификации по программе «Управление финансами компании».
С 2009 года – генеральный директор ООО «ЛингФорт» и ЧОУ ДО «ЛингФорт скул» (LF School).

Группа компаний LF - школа иностранных языков, департамент по образованию за рубежом, департамент по выездному туризму.
Год основания - 2009 год.
Численность сотрудников – 20 человек.
Основной собственник – Адгамова.