ПАРИТЕТНЫЕ МИЛЛИАРДЫ

Как известно, Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (ММЛЦ) — это совместный проект федерального центра и властей Татарстана (первоначально на него претендовали Нижегородская и Самарская области). Центр предназначен для переработки грузопотоков в рамках международных транспортных коридоров «Транссиб», «Север - Юг» и создаваемого маршрута Европа - Западный Китай. Весной 2011 года были определены  первые инвесторы проекта. Так, ОАО «Совфрахт» обещало вложить более 2 млрд. рублей в контейнерный терминал и водные перевозки, ЗАО «Дорстройинвест» вложит 2,36 млрд. рублей, ОАО «Татфлот» - 1,96 млрд. рублей и ООО «Кен» - 2,25 млрд. рублей. К январю этого года на мега-стройке всего уже было освоено более 3 млрд. рублей.

Теперь из подготовленной правительством РТ концепции следует, что проект вокруг Свияжского ММЛЦ может принять еще больший размах.

ТРАНЗИТЫ СЕМИ

Составители концепции пишут, что в ее основу положен инвестиционный проект «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра», который будет «якорем», вокруг которого будут развиваться другие проекты. Логоцентр должен стать ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов с зоной обслуживания до 700 км. Речь идет о девяти регионах, а именно Башкортостан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.

Почему 700 км, вопрошают составители концепции, ведь в Западной Европе зоной ответственности подобных транспортно-логистических комплексов является территория в пределах 300 – 350 км. И тут же отвечают: в России плотность дорог, количество современных терминально-складских объектов и пр. значительно отстает от Запада, и средняя дальность автомобильных перевозок при межрегиональном сообщении в России составляет 660 км.

В идеале при расширении торговых связей со странами ВТО и с государствами Среднего Востока и Центральной Азии Свияжск должен стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам.

Проектный объем переработки грузов Свияжского логоцентра – 14,6 млн. тонн, из которых контейнерные грузы – 2,2 млн. тонн, общие (универсальные) грузы – 1,2 млн. тонн, навалочные грузы – 11,2 млн. тонн. Причем, основные грузопотоки планируются на автомобильный транспорт – 7 2 млн. тонн, затем водный (речной) – 5,5 млн. тонн и железнодорожный – 1,9 млн. тонн.

Безимени-1.jpg
Международный транспортный коридор

МАГАЗИНЫ ОТОВАРЯТСЯ

Свияжский логоцентр будет включать в себя несколько зон. Первая - это портовая зона с грузовыми причалами, используемыми для приема судов, выполняющих грузовые перевозки. Контейнерный терминал, разделенный на две секции для полных и пустых контейнеров, будет расположен рядом с железнодорожными путями. Запланирована и обширная складская зона. В корпусе таможенного досмотра грузов будут досматриваться бесконтейнерные грузы, поступающие на территорию таможни и вывозимые с ее территории железнодорожным транспортом, а также осуществляться промежуточное складирование грузов, хранение временно задержанных грузов и оформление грузосопровождающих документов. Осуществляться управление центром будет из здания единого диспетчерского центра управления. Зона технического сервиса будет включать станцию техобслуживания и мойку, гараж для автотранспорта, автозаправочную станцию.

По расчетам авторов проекта Свияжского логистического узла, наша республика и ее соседи получат большой экономический и социальный эффект. Прежде всего, речь идет об увеличении грузооборота на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте, создании надежной системы транспортировки, хранения и распределения импортируемых и экспортируемых грузов, получения прибыли за счет хозяйственной деятельности. Новый путь транспортировки грузов из Западной Европы на Урал, в Сибирь, Казахстан и обратно позволит сократить время почти в два раза. «Многие мелкие предприятия и даже магазины смогут получать товары непосредственно из логистического центра в нужном ассортименте без дополнительных посредников и лишних расходов. СММЛЦ обеспечит более быстрое вхождение республики в систему мирового рыночного хозяйства путем использования в основном европейских технологий, развития экспортно-импортных операций, создания консигнационных складов», - пишут составители концепции.

Безимени-2.jpg
Распределение грузопотоков СММЛЦ по видам транспорта на 2014 год, %

ЛОГИСТЫ-МЕТАЛЛУРГИ

В рамках разработки проектной документации Свияжского логоцентра были выделены промышленная и жилая (рекреационная) зоны перспективного развития. Последняя будет создана для специалистов центра, промышленной зоны и увеличивающегося населения близлежащих населенных пунктов. Запланированы здесь и объекты здравоохранения, учреждения образования, культурно-развлекательные комплексы, спортивные объекты и т.д.

Под промышленную зону отводится территория площадью 1100 гектаров. В качестве оптимальных вариантов создания промышленной зоны указывается несколько форм организаций. В частности, создание индустриального парка. Для его инициаторов планируется обнулить земельный налог и установить налог на имущество в символические 0,1%. Правда, при условии, что создание индустриального парка будет решением правительства России.

Но настоящей сенсацией стала идея придания территории статуса особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Прежде эта идея публично не озвучивалась. Предполагается, что это даст импульс развитию технологической модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей (машиностроению, химии и нефтехимии, авиационной и легкой промышленности), сконцентрированных в так называемой казанской агломерации. В то же время в условиях полного вхождения России в ВТО составители концепции констатируют, что многие преференции и стимулы особой экономической зоны так или иначе попадают в списки запрещенных или спорных мер поддержки.

Учитывая, что через Свияжск будут проходить суда с инертными строительными материалами, составители концепции предлагают разместить в промзоне производства строительных материалов, изделий и конструкций. В частности, производство металлоконструкций, и даже создания металлургического мини-завода. Другой пункт - это создание сборочных производств машиностроения, приборостроения, электрооборудования и т. п. с перспективой приближения к полному циклу производства. В документе озвучена идея вывода некоторых промышленных предприятий из Казани.

Безимени-3.jpg
Схема расположения промышленной зоны

«ЕСЛИ ПАРАМЕТР «ДОРОГИ» БУДЕТ ХРОМАТЬ – ПРОЕКТ ЗАГНЕТСЯ»

Перспективы проекта оценили эксперты «БИЗНЕС Online».

Кирилл Батыгин - директор NAI Becar в Казани:

- Проект хороший, жизненно необходимый и своевременный. О перспективности говорить можно будет тогда, когда дороги (и вблизи комплекса, и в Казани, и федеральная трасса М7) будут соответствовать стандартам нагрузок при эксплуатации такого логопарка. Ведь после запуска этого комплекса сильно возрастет нагрузка на абсолютно все дороги как в самой Казани (из парка в город будут перемещаться грузы), так и за ее пределами. И если этот параметр - «дороги» будет хромать – проект загнется. Но рынок логистики все равно развивать в Татарстане надо (эта ниша не занята), и, думаю, все постепенно придет в соответствие. Причиной тому является практически полное отсутствие складских помещений класса А, с холодильниками, продуманной инфраструктурой, подъездными путями и качественным сервисом. Расположение республики в этом плане является очень выгодным. Самое главное – это комплексный подход.

Сергей Гончар - заместитель заместитель директора департамента стратегического консалтинга компании Knight Frank:

- Появление проекта Свияжского мультимодального логистического центра является своевременным и представляет интерес для рынка транспортно-логистических услуг, как региона, так и страны в целом. Это связано, прежде всего, с все большей интеграцией российской транспортной системы в мировую. В связи с тем, что страна занимает выгодное географическое положение между Европой и Азией, существует большой потенциал обработки транзитных грузов, который пока не реализован в силу отсутствия необходимой логистической инфраструктуры. В Европе подобные проекты существуют уже давно и называются «грузовыми деревнями» (freight village). Их суть состоит в том, чтобы в одном месте обрабатывать грузы, которые доставляются различными видами транспорта. В идеале, такие проекты должны иметь возможность принимать грузы, которые приходят железнодорожным, морским, воздушным и автомобильным транспортом. Однако в силу особенностей местоположения это не везде реализуемо. Рассматриваемый проект имеет возможность обрабатывать грузы с трех направлений: вода, железная дорога и авто, что уже является хорошим показателем и конкурентным преимуществом среди других проектов в РФ.

Мы оцениваем перспективность данного проекта как высокую. Это обусловлено все большим ростом роли Российской Федерации, как транзитного государства при транспортировке грузов, которая продолжит увеличиваться с развитием мультимодальных логистических центров в Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день уже принят в работу документ по развитию логистической системы Азиатско-Тихоокеанского региона, разработанный ООН и направленный на унификацию логистики и обработки грузов по всему миру. Чтобы идти в ногу с динамичными изменениями мирового логистического рынка, уже сегодня в стране должны развиваться проекты, подобные рассматриваемому. Учитывая ежегодный рост уровня контейнеризации грузов в РФ, к 2030 году грузооборот контейнеров должен составить 37,3 миллиона ДФЭ транзитных грузов и 30 миллионов ДФЭ внутренних грузов. На данный момент рынок логистических услуг республики развит мало, поэтому данный проект будет способствовать развитию региона.