Мощный импульс мусульманское предпринимательство получило после реформ Екатерины II, окончательно включивших татарское население в правовое пространство Российского государства Мощный импульс мусульманское предпринимательство получило после реформ Екатерины II, окончательно включивших татарское население в правовое пространство российского государства Фото: By Unknown author — kazan.ru, Public Domain, commons.wikimedia.org

Татарская торговая экспансия

«До 1917 года в Казани сложилась своеобразная татарская микроэкономика: с одной стороны, были татары-производители (продавцы), с другой — татары-покупатели. Сенной базар — это, конечно, квинтэссенция тех уникальных товарно-денежных отношений. Татарские товары охватывали разные сферы жизни», — рассказала «БИЗНЕС Online» доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ Лилия Габдрафикова.

Мощный импульс мусульманское предпринимательство получило после реформ Екатерины II, окончательно включивших татарское население в правовое пространство российского государства, говорит ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов. Представлявшие собой прежде специфическую группу страны служилые татары после открытия Татарских ратуш в Казани и Сеитовском посаде получили возможность записываться в гильдейское купечество и мещанство. Именно в этот период начинает формироваться татарская предпринимательская элита, отметил спикер.

Одними из первых в число крупнейших предпринимателей Казани в самом начале XIX века официально вошли Муса Адамов, Габдрахман Ишмуратов, Юсуп Китаев. В первой половине XIX столетия в Казанском крае вместе с утверждением в России капиталистических отношений укрепляются позиции зарождающейся татарской буржуазии и предпринимательства, но только в конце XIX – начале XX века татарские промышленники сумели значительно разнообразить фабричное производство.

Несмотря на свою малочисленность по сравнению с русским населением Казани, татарам принадлежала треть из 127 всех фабрик и заводов. Наиболее мощно развиваются кожевенная и мыловаренная промышленность. Характерным является положение дел в мануфактурном производстве 1799 года в татарских слободах Казани, где располагались 11 кожевенных, 5 козловых и 11 мыловаренных заводов (всего 27).

1. «Второй Баку» в Татарстане

Нефть и сегодня кормит Татарстан: «Татнефть», ТАНЕКО, ТАИФ, «Газпром», «Транснефть» являются крупнейшими налогоплательщиками региона Нефть и сегодня кормит Татарстан: «Татнефть», ТАНЕКО, ТАИФ, «Газпром», «Транснефть» являются крупнейшими налогоплательщиками региона Фото: «БИЗНЕС Online»

Наверное, один из самых популярных продуктов, с которым возникает ассоциация у простого современного обывателя при упоминании Татарстана, — это нефть. Во многом благодаря черному золоту республика стала развитым промышленным и научно-образовательным центром.

Своими корнями «нефтяная история» края уходит в XVI век, когда местные умельцы в кустарных условиях производили керосин и деготь. Многим позже, в 1894 году, торговля горючими материалами приобретает очертания, приближенные к современным. Тогда купец первой гильдии Кузьма Четвергов совместно со своим братом Семеном учреждает торговый дом «Братья К. и С. Четверговы в Казани». Фирма сбывала нефть и дрова, имела собственное пароходство, а ее ежегодный валовой оборот составлял 1,5 млн рублей.

По-настоящему же дело развернулось при советской власти, когда из-за оккупации Баку войсками Антанты снабжение горючим Центральной России прекратилось. Тогда было принято решение искать нефть и разрабатывать месторождения в Предволжье. В апреле 1919 года в Казани был организован местный нефтяной комитет, а ход работ контролировал сам Владимир Ленин. «Выяснить, что сделано по организации добычи горючего из сланцев Сызранского уезда и казанской нефти?» — писал вождь мирового пролетариата заведующему научно-техническим отделом ВСНХ Николаю Горбунову. Правда, тогда попытки найти нефть в Поволжье успехом не увенчались и к вопросу вернулись лишь во время Великой Отечественной войны.

Первый нефтяной фонтан Татарстана забил на Шугуровской роторной скважине №1 25 июля 1943 года с глубины 648 метров. Как позже выяснится, Шугуровское было лишь частью уникального супергигантского Ромашкинского месторождения, которое является не только крупнейшим месторождением в Волго-Уральском регионе, но и одним из десятка самых больших в мире. Благодаря этому в советские времена месторождение получило название «Второе Баку», а председатель Госплана СССР Николай Байбаков как-то заметил: «35 лет вся экономика Советского Союза держалась на татарской нефти».

Нефть и сегодня кормит Татарстан: «Татнефть», ТАНЕКО, ТАИФ, «Газпром», «Транснефть» являются крупнейшими налогоплательщиками региона.

2. Ичиги: от Казани до Парижа

Ичиги шили из разноцветного сафьяна, украшали узорами из кожи, а швы — шелком. Орнамент, как правило, был основан на растительных мотивах Ичиги шили из разноцветного сафьяна, украшали узорами из кожи, а швы — шелком. Орнамент, как правило, был основан на растительных мотивах Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одним товаром, начинающим свой путь с древнейших времен и дошедшим до наших дней, являются ичиги. История этого вида легкой обуви с мягким носком связана с традициями обработки кожи и искусством кочевых народов Евразии.

Изначально татары изготавливали ичиги в домашних условиях и только с XIX века их производство становится организованным, создаются первые мануфактуры.

Кожевенное производство составило основу капиталов купцов Мустафы Суерова, Мусы Якупова, Мусы Апанаева, Башира Аитова, Назира Усманова. В 1815 году кожевенные заводы татар выпустили более 111 тыс. разных кож.

По словам Измайлова, увеличение выпуска продукции явилось результатом заметного повышения мощности отдельных предприятий. Так, если на кожевенном заводе Габбасовых в 1799-м трудились 30 рабочих и завод выпускал до 10 тыс. кож, то в 1812 году здесь уже вдвое выросло производство и число сотрудников. На еще одном кожевенном производстве Апанаева в 1812 году насчитывались 23 вольнонаемных, вырабатывавших до 20 тыс. кож. Через 15 лет здесь также в 2 раза нарастили выпуск продукции.

Если говорить об ичигах, то их шили из разноцветного сафьяна, украшали узорами из кожи, а швы — шелком. Орнамент, как правило, был основан на растительных мотивах.

Одним из крупнейших ичижных производителей и торговцев являлся владелец фабрики национальной обуви и головных уборов, выпускавшей около 100 моделей, казанский купец 2-й гильдии Мухаммадзян Галеев. Продукция его предприятия была представлена не только в будущей столице современного Татарстана, но и в Уфе, Москве, Оренбургской губернии, Англии и Франции, а также многих городах Средней Азии. Благодаря своему качеству товары Галеева не раз получали российские и иностранные награды — например Большую золотую медаль (1883) и бронзовую медаль с вензелем (1886) от Европейского общества наук в Париже, серебряную медаль на Всемирной Парижской выставке в 1889 году и международной выставке в Чикаго в 1893-м, а также на Всероссийской Нижегородской выставке-ярмарке 1898 года.

Сегодня изделия из кожи не теряют своей популярности. Достойными продолжателями традиций мастеров прошлого являются выпускники Казанского художественного училища им. Фешина, а также местные дизайнеры.

3. Международные награды за тюбетейки

«Уже в начале ХХ века это стало определенным маркером татарскости: и татарин из Сибири, и уфимские татары, и астраханские, и касимовские (они же московские), носили эти самые калфаки и каляпуши» «Уже в начале ХХ века это стало определенным маркером татарскости: и татарин из Сибири, и уфимские татары, и астраханские, и касимовские (они же московские) носили эти самые калфаки и каляпуши» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме обуви, издавна любили татары и расшитые и богато украшенные головные уборы. Как писал известный казанский ученый, профессор Карл Фукс, у татар вышивка ичигов и головных уборов составляла основную отрасль промышленного труда.

«Третий разряд татарок дышит гораздо свободнее. <…> Они занимаются рукоделием, среди них есть хорошие портные, золотошвейки, которые вышивают превосходно тюбетейки, нижут их жемчугом и украшают камнями, также башмаки, ичиги, стоящие иногда до 500 рублей», — сообщает ученый в своем труде «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях».

В конце XIX века умение и мастерство татарских ремесленников по расшивке золотом головных уборов и обуви оформляются как профессиональный промысел, называемый «каляпушным». Как следует из данных исследователей, к этому времени вышиванием обуви и головных уборов в Новой и Старо-Татарской, Кизической, Адмиралтейской, Игумновой, Суконной слободах занимались около 2 тыс. человек, а в Казанском уезде — свыше 10 тысяч. Для торговли же золотошвейными изделиями требовалось получить особое разрешение из Татарской ратуши.

«Уже в начале ХХ века это стало определенным маркером татарскости: и татарин из Сибири, и уфимские татары, и астраханские, и касимовские (они же московские) носили эти самые калфаки и каляпуши», — отмечает Габдрафикова.

На Первой мануфактурной выставке в Казани (1837 год) золотошвейные головные уборы были представлены женой купца Апакова. Самой же крупной фирмой в Казани, производящей тюбетейки, каляпуши и калфаки, в тот период была компания Гайнутдина Сабитова. Также ее филиалы были представлены на Нижегородской, Мензелинской, Бугульминской и других ярмарках. За качество товара купец не раз удостаивался всевозможных высоких наград не только в России. Его достижения признавали в Лондоне (1884), Амстердаме (1883) и Париже (1888).

В советское время интерес к золотошвейному ремеслу был утрачен. Второе дыхание оно обрело лишь в 1990-х, все больше набирая популярность в наши дни.

4. Валенки для всей страны

Кукморская фабрика — одно из ведущих предприятий валяльно-войлочного производства России. Здесь производится 562 тыс. пар в год, а на продажу поставляется 162 тыс. кг войлока Кукморская фабрика — одно из ведущих предприятий валяльно-войлочного производства России. Здесь производится 562 тыс. пар в год, а на продажу поставляется 162 тыс. кг войлока Фото: «БИЗНЕС Online»

Заметной фишкой Татарстана являются знаменитые кукморские валенки. Свое название они получили из-за района производства, а прославились благодаря качеству и особому вышитому узору. Как правило, это были красные мушки и завитки. Сейчас их производят на одноименном валяльно-войлочном комбинате в Кукморском районе, который был создан после Октябрьской революции на базе частного владения торгового дома «Братья Комаровы».

«Свое дело предприимчивые братья начинали уже в конце ХIХ века. Скупая шерсть у местного населения, фабриканты чесали у себя на фабрике на чесальных машинах и в виде ваты давали надомникам, а от них уже получали готовые валенки, на которые ставили свое клеймо», — сообщается на сайте комбината.

Надомников, которые занимались производством валяной обуви, было около 1,5 тыс. человек, а за 10 часов работы Комаровы на своих машинах начесывали 3–3,5 тыс. фунтов шерсти. Такие темпы работы позволяли выпускать им 600 пар валенок и 200 пар шитых бурок в день. Годовое производство товарищества оценивалось в 1,5 млн рублей.

Продукция братьев, так же как и ичиги Галеева, имела признание не только на родине, но и за рубежом. Им присваивали награды Парижской и Лейпцигской ярмарок.

При большевиках фабрика начала расти. Стали появляться новые корпуса, увеличилась производительность труда. В 1936 году предприятием было изготовлено и выпущено более миллиона пар валяной обуви при 1,6 тыс. работников.

С 1956 года на Кукморской фабрике благодаря инженеру Михаилу Архипову внедрен проходной метод крашения и кислования, принципы конвейеризации основального цеха. Это позволяет стать комбинату одним из ведущих предприятий валяльно-войлочного производства России. Остается комбинат таким и по сей день: здесь производится 562 тыс. пар в год, а на продажу поставляется 162 тыс. кг войлока.

5. «Мыльная» конкуренция

В 1859-м в столицу Татарстана пришли крупные московские промышленники — братья Крестовниковы. Здесь они открыли стеариновый и мыловаренный заводы, которые начинают быстро развиваться и выходят на всероссийский уровень В 1859-м в столицу Татарстана пришли крупные московские промышленники — братья Крестовниковы. Здесь они открыли стеариновый и мыловаренный заводы, которые начинают быстро развиваться и выходят на всероссийский уровень Фото: «БИЗНЕС Online»

«Татарские предприниматели были абсолютными монополистами в мыловаренной отрасли, приносившей большие прибыли. В 1857 году 10 мыловаренных заводов в Казани принадлежали татарам. Ежегодно количество вывариваемого мыла составляло 40 тысяч пудов на сумму свыше 80 тысяч рублей серебром, — озвучил цифры Измайлов. — Часть мыла оставалась в Казани, а другая продавалась в Вятской губернии и на Нижегородской ярмарке. В первой половине XIX века по нарастающей шло и развитие производства мыла».

Продукция мыловаренных заводов Заманова, Юнусова пользовалась большим успехом. Первый в 1831 году получил награду на очередной профессиональной выставке, а юнусовское мыло удостоено «Публичной похвалы».

Одна из самых известных купеческих династий казанских предпринимателей-мусульман — семейство Арслановых. Основоположник — Губейдулла. Согласно некоторым исследователям, первые сведения о его торговой деятельности относятся к 1795 году. В начале XIX века ему удается наладить собственное мыловаренное производство. И если сначала это было мелкое кустарное дело, которое в переписных списках от 1818 года к числу заводов не причислялось, то в 1826-м предприятие уже учитывается как фабрика. Для реализации товара предприниматель использует собственные торговые лавки.

С течением времени производство растет, и уже при сыновьях торговца, в 1866 году, фабрика выпускает ядровое мыло и сальные свечи на 3,5 тыс. рублей, а товар начинают сбывать не только в Казани, но и на Нижегородской ярмарке, в соседних городах Поволжья. За 12 лет, начиная с 1871 года, производительность завода увеличила финансовые показатели в 13 раз, а натуральные — в 10.

Правда, в дальнейшем бизнесу династии было брошено несколько вызовов: первый — экономический кризис второй половины 80-х годов ХIХ века, второй — нарастание конкурентной борьбы. В 1859-м в столицу Татарстана пришли крупные московские промышленники — братья Крестовниковы. Здесь они открыли стеариновый и мыловаренный заводы, которые начинают быстро развиваться и выходят на всероссийский уровень. Однако потомкам Губейдуллы удается успешно преодолеть трудности, модернизировать производство и расширить ассортимент. В 1890 году Исхак Арсланов начинает осваивать и выпускает новый вид продукции — глицерин.

Сегодня найти продукцию «Товарищества мыловаренного и глицеринового завода Исхака Арсланова» вряд ли удастся, однако мыло, названное в честь их конкурентов, братьев Крестовниковых, на полках российских магазинов встретить можно. В 2011 году татарстанская компания «Нэфис Косметикс», российский лидер по производству бытовой химии и косметической продукции, возродила бренд «Завод Братьев Крестовниковых» в косметической категории запуском традиционного туалетного мыла под маркой «Для Дам и Господ».

6. Десерт из плена

Одно из популярных национальных сладостей — талкыш калеве — жители и гости столицы республики с охотой покупают и сегодня, но мало кто знает, что своим появлением сахарно-мучной десерт обязан туркам Одно из популярных национальных сладостей — талкыш калеве — жители и гости столицы республики с охотой покупают и сегодня, но мало кто знает, что своим появлением сахарно-мучной десерт обязан туркам Фото: «БИЗНЕС Online»

Но не только промышленными товарами славились татарские торговцы. Одно из популярных национальных сладостей — талкыш калеве — жители и гости столицы республики с охотой покупают и сегодня, но мало кто знает, что своим появлением сахарно-мучной десерт обязан туркам.

Во времена Русско-турецкой войны 1877–1878 годов в Царскую армию было призвано около 40 тыс. татар из Казанской губернии. Один из них, Борхан-бабай Сайфуллин, был взят в плен, где благодаря своей мусульманской вере оказался «помилован» и отправлен помощником в лавку по изготовлению сладостей. Там он и перенял рецепт турецкого десерта. Затем, будучи освобожденным, привез его на родину, где адаптировал и пустил в продажу. Надо отметить, что семья Сайфуллиных оформила патент на производство талкыш калеве в августе 2009 года.

7. Татарский Чайный Король

Ежегодно в Казань доставлялся чай на сумму до 3 млн рублей серебром. Его продавали на всех губернских ярмарках Ежегодно в Казань доставлялся чай на сумму до 3 млн рублей серебром. Его продавали на всех губернских ярмарках Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие сладости без чая? «Чай в казанской торговле занимает по своей ценности и количеству очень видное место. Здесь есть купеческие дома, уже давно ведущие мену с китайцами <…> Купцы казанские на главном рынке чайной торговли в Нижнем Новгороде считаются в числе значительных чайных торговцев», — пишет в 1861 году М. Лаптев в издании о Казанской губернии в серии «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба».

Как отмечает исследователь, по числу казанские торговые дома уступают только иркутским, кяхтинским и московским купцам, а по оборотам занимают 6-е место.

Ежегодно в Казань доставлялся чай на сумму до 3 млн рублей серебром. К примеру, алкогольных напитков — всего на 400 тыс. рублей. Его продавали на всех губернских ярмарках, которых было 28, из них 10 — в уездных городах, а в столице в 27 лавках и каждом трактире.

Целые купеческие дома в Казани вели торговлю этим продуктом. Среди них Юнусовы, Апанаевы, братья Крупенниковы. Огромное состояние на торговле чаем сделал купец по фамилии Александров, а представитель купеческого рода Сайдашевых Ахметзян получил прозвище Чайный Король за созданную на этом рынке монополию.

8. «Пенное» наследие Пруссии

Упоминания о пиве есть даже в архивных записях второй половины XVI века. «Да на Булаке ж от верхние бани к устью Булацкому три поварни по Булаку оброчные, а варят в них пива всякие казанские люди», — говорится в книге «Мифы, вопросы и другие заметки о пивзаводах России» Упоминания о пиве есть даже в архивных записях второй половины XVI века. «Да на Булаке ж от верхние бани к устью Булацкому три поварни по Булаку оброчные, а варят в них пива всякие казанские люди», — говорится в книге «Мифы, вопросы и другие заметки о пивзаводах России» Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одним напитком, пользовавшимся популярностью у жителей Казани, было пиво. Упоминания о нем есть даже в архивных записях второй половины XVI века. «Да на Булаке ж от верхние бани к устью Булацкому три поварни по Булаку оброчные, а варят в них пива всякие казанские люди, а дают с чети по четыре деньги», — цитирует записи Илья Маликов в своей книге «Мифы, вопросы и другие заметки о пивзаводах России».

Основы же пивоварения в Казань привез подданный Пруссии Карл-Вильгельм-Эдуард-Гейнрих Петцольд, который в 1867 году основал здесь пивоваренный завод «Восточная Бавария». На предприятии выпускалось около 10 сортов напитка, среди которых «Портер», «Экспорт», «Мартовское», «Венское», «Баварское» и «Черное».

«Пиво известного завода „Петцольд старший“ в настоящее время по своему хорошему качеству и мягкому вкусу бесспорно заняло первенствующее место среди прочих заводов на Волге, Каме, Вятке, Белой, а также получило большое распространение в краях Закавказья, Закаспийском, Бухаре, Самарканде, Ташкенте и Персии (Тегеран и других)», — приводит выдержки из казанских газет 1889 года историк и краевед Руслан Бушков.

Продукция Петцольда из Казани расходилась по всему миру и имела оглушительный успех. В 1906 году на международной выставке во Флоренции завод завоевал Гран-при с Почетным крестом и золотой медалью, также ему были присуждены золотые медали на выставках в Лондоне, Париже, Брюсселе, Амстердаме и Бордо.

Позже завод переходит наследникам виноторговца Ивана Александрова, которые становятся крупнейшими производителями алкогольной продукции, пива и прохладительных напитков в Казани.

В 1922 году, при советской власти, завод переименовывают в «Красный Восток», а сегодня традиции прошлого продолжают заводы «Татспиртпрома» и «Объединенные пивоварни — Холдинг».

9. Первый печатный Коран в мире

Именно из Казани российское издание Корана начинает свое триумфальное шествие по планете, и «Казан басмасы» становится одним из мировых брендов татарского народа Именно из Казани российское издание Корана начинает свое триумфальное шествие по планете, и «Казан басмасы» становится одним из мировых брендов татарского народа Фото: «БИЗНЕС Online»

В прошлом году исполнилось 220 лет всемирно известному изданию Корана «Казан басмасы», которое было впервые напечатано в 1803 году в Азиатской типографии в Казани.

«Коран был ниспослан в Хиджазе, прочитан в Каире, написан в Стамбуле, а напечатан в Казани», — такая поговорка родилась из-за того, что дореволюционное казанское издание «Казан басмасы» вошло в историю как первый печатный Коран, получивший богословское признание в мусульманском мире и соответствовавший стандарту «Ар-Расм Аль-Усмани».

Кроме того, издание получило общемировую известность благодаря своему уникальному типографскому шрифту.

20 октября 1800 года типография с арабскими литерами из Санкт-Петербурга была перевезена в Казань. Однако печатание книг началось лишь в феврале 1801-го из-за отсутствия распоряжения о цензуре печатаемых книг. Для определения достоверности текста Корана был назначен имам мечети Старо-Татарской слободы Мухаммед Абдразяков. После пробных наборов других книг типография приступила к самой важной работе — переизданию Корана полностью и его 7-й части, так называемого хафтияка. Для удобства чтения прежний набор Корана был значительно изменен, из одного тома большого формата созданы два тома вполовину листа. Отказались от комментариев по полям текста, которые были в петербургском издании, тем самым сделав текст полностью «каноничным». В августе 1803 года 1,5-тысячным тиражом вышло первое мусульманское издание Корана. Это и стало началом грандиозной истории.

Таким образом, именно из Казани российское издание Корана начинает свое триумфальное шествие по планете, и «Казан басмасы» становится одним из мировых брендов татарского народа.

10. Журналы, газеты и светские книги на татарском языке

Газету «Юлдуз» в Казани издавал Ахметхади Максуди — родной брат известного общественного деятеля Садри Максуди Газету «Юлдуз» в Казани издавал Ахметхади Максуди — родной брат известного общественного деятеля Садри Максуди Фото: соцсети

На рубеже ХХ–XIX веков в Казани начали массово издаваться светские книги на татарском языке, это и художественные произведения, и различные учебники, научные книги. У татарских книготорговцев имелись даже специальные книжные каталоги, читатели могли заказывать по ним книги почтой. Это тоже был выгодный татарский бизнес. В начале ХХ века появились татарские газеты и журналы.

«Они на самом деле выходили в разных городах страны (Оренбург, Уфа, Астрахань, Самара и так далее), но бо́льшая часть периодики издавалась в Казани. Город сохранил свое лидерство и в этом вопросе. И, когда читаешь воспоминания татарских интеллигентов о 1910-х годах, часто можно прочитать о том, с каким восторгом они читали эти казанские газеты и журналы», — поделилась Габдрафикова.

После 1905 года в столице Татарстана выходили десятки татарских газет и журналов. Среди них можно отметить журнал «Аң» («Сознание») — издавал его купеческий сын Ахмадгарай Хасани, с ними особенно хорошо сотрудничал писатель Галимджан Ибрагимов. Также здесь выходил единственный женский журнал «Сююмбике» (издателем была дочь купца Асьма Шафигуллина и ее супруг Якуб Халили). Интересен и единственный на тот момент детский журнал «Ак юл», который издавал бывший учитель Фахрелислам Агеев.

Многие татарские СМИ тогда открывались и по разным причинам закрывались. Где-то это были политические, где-то — экономические обстоятельства. Эти журналы выходили относительно долго. Также больше 10 лет выходила газета «Юлдуз» в Казани. Издавал ее Ахметхади Максуди — родной брат известного общественного деятеля Садри Максуди.