МАЙСКОЕ РАЛЛИ

Консалтинговое агентство СМПРО опубликовало обзор рынка цемента России и проанализировало данные за май. Исследователи зафиксировали, что отпускные цены производителей (без НДС и доставки) в мае 2012 года выросли. По отношению к апрелю рост составил 4,5% и достиг 2 910 рублей за тонну. Если же сравнить среднюю цену производителей в январе-мае текущего года с январем-маем, то цены увеличились на 24,1%, до 2 777 руб./т.

Рост производства в мае 2012 года к уровню мая прошлого года наблюдался на 10 % на заводах Евроцемента (Ульяновский и Жигулевский заводы этой группы - основные поставщики «строительного хлеба» в РТ), до 2 122 тыс. тонн, Heidelberg Cement - на +69%, до 328 тыс. тонн (немецкий HeidelbergCement выкупил стерлитамакский цементный завод, который также выходит на рынок РТ) и Мордовцемент - на +28%, до 465 тыс. тонн. Среди других поставщиков можно назвать Holcim Group Ltd, контролирующий Вольский цементный завод.

Следует отметить, что за прошедшие месяцы текущего года произошли изменения долей ведущих игроков цементного рынка РФ. Лидер отечественного рынка Евроцемент снизил свою долю на -2,2%, до 34,2%. В то же время произошло увеличение долей Heidelberg Cement на +1,6%, до 5,0%, и Мордовцемент -на +1,4%, до 8,7%. 

цемент1.jpg
Производство цемента в РФ в январе-мае 2012 г. (тыс. т). Доля (%) от общего производства цемента в РФ в январе-мае 2012 г. В скобках – изменение долей (в % к периоду прошлого года)
цемент2.jpg
Производство цемента в Европейской части РФ* в январе-мае 2012 г. (тыс. т). Доля (%) от производства цемента в Европейской части РФ в январе-мае 2012 г. В скобках – изменение долей (в % к периоду прошлого года)

ПОВОЛЖЬЕ И ПРОИЗВОДИТ, И ПОТРЕБЛЯЕТ

Что интересно, за пять месяцев выросли и объемы потребления цемента в России - почти на 20%, а производство — на 16,5%. В мае произведено 6,1 млн. тонн — рекордный для этого месяца показатель за последние десять лет. Причем, в мае 2012 наилучшие показатели достигнуты на предприятиях Приволжского федерального округа - рост на 271 тыс. тонн (+23,9%). Также Поволжье вместе с Центральным федеральным округом оказалось в лидерах по России по потреблению цемента. Так, в ПФО на стройки ушло почти 1,1 млн. тонн «строительного хлеба», по сравнению с апрелем рост составил 22%.

Что интересно, в стране есть дефицит цемента - около 0,4 млн. тонн, и он покрывается импортом, который вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Основные поставщики, по прежнему, турецкие и белорусские компании.

Производство цемента основными участниками рынка РФ в январе-мае 2012 года:

цемент3.jpg
Динамика импорта цемента в РФ в 2011-2012 гг., тыс. т
цемент4.jpg
Основные страны-поставщики цемента в РФ в январе-мае 2012 г.

НА ЦЕМЕНТНОМ ПИКЕ

Эксперты прогнозируют, что 2012 год может стать рекордным по объемам производства и потребления цемента: 60 млн. и 64 млн. тонн соответственно. Резервы мощностей оцениваются экспертами еще примерно в 1 млн. тонн в месяц. В то же время не исключается, что существует риск затоваривания рынка с последующей коррекцией цен. По словам руководителя проекта Rucem Юрия Ерокина, в начале июля некоторые предприятия уже снизили цену на 100 – 200 рублей. Последнее подтвердил газете «БИЗНЕС Online» и директор завода строительных материалов Bikton Наиль Бикмуллин: «От производителей цемента есть предложение о том, что они на 100 рублей уменьшают цену на цемент». Управляющий партнер ИК СМПРО Владимир Гузь также отмечает, что на всех основных рынках цемента наметилась тенденция к затовариванию, обострилась ценовая конкуренция.

Под давлением конкурентов, которые модернизируют и вводят новые мощности, даже Евроцемент (именно ему ставят порой в вину бешеный рост цен на цемент во время бума жилищного строительства в 2007 году) вынужден проявлять гибкость. Крупнейший производитель, по мнению журнала «Эксперт», даже придерживает свои обороты (темпы роста производства у этого холдинга ниже среднерыночных).

По мнению «Эксперта», дальнейшее движение цементной отрасли по восходящей траектории вряд ли возможно без изменения структуры потребления цемента. Тем более что в 1990 году в жилищном строительстве использовалось около 45% цемента, остальные объемы направлялись в промышленный и инфраструктурный сектора. Сейчас же соотношение изменилось, и 70 - 80% цемента приходится на жилищное строительство.

НЕ ОПРАВДАВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ

Журналисты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов прокомментировать ситуацию на цементном рынке республики.

Андрей Медведев – коммерческий директор завода «Стройдеталь»:

- В свое время большие деньги были вложены в реконструкцию завода, а сейчас эти деньги необходимо вернуть,  поэтому стоимость цемента, так же, как и стоимость кирпича, приходит к той рыночной составляющей, которой она должна быть. Это логическое завершение. В конце 2008 года, напомню, произошел очень сильный срез по ценовой политике. Стоимость строительных материалов напрямую зависит от того, сколько государству надо заплатить налогов за добычу, переработку, электроэнергию.

Себестоимость цемента в строительстве составляет порядка 50 - 60 процентов. Тем, кто добывает цемент, невыгодно работать для того, чтобы просто работать. Кирпич, керамический и силикатный, на мой взгляд, вошел в те рамки, в который должен был войти. По цементу стабилизация в этом смысле наступила, наблюдается спад, но не более чем на 1 - 2 процента. До 2015 года синусоида, мне кажется, будет идти только вверх. Если брать по республике, то до 2018 года. И это довольно оптимистичный прогноз.

Основной поставщик цемента в Татарстане сегодня Мордовцемент (400 - 480 километров от Казани), Ульяновский цементный завод (200 - 220 километров от Казани), разные заводы Урала, которые находятся дальше этих основных поставщиков. Они все занимают минимум 30 - 40 процентов рынка. Появляются и новые игроки. Думаю, в ближайшее время на рынок придут и новые поставщики. Основных дилеров у нас около пяти-шести. Круг довольно узок, конкуренция большая. Основные потребители – железобетонные заводы, заводы, которые производят сухие смеси.

Наиль Бикмуллин – директор завода строительных материалов Bikton:

- От производителей цемента есть предложение о том, что они на 100 рублей уменьшают цену на цемент. Предполагаю, что весной цементники слишком подняли цены, рассчитывая, что рынок очень легко будет все это дело переваривать, а они смогут поднимать цены в дальнейшем. Но учитывая, что в этом году вырос объем производства цемента в стране, получается, что на рынке предложений по цементу достаточное количество.

Повышение цен связано с сезонностью. Осенью, когда спрос не цемент падает, цены уменьшаются. Но весной они начинают медленно подниматься. Дальнейший прогноз, правда, дать сложно, так как умонастроения людей сегодня связаны с предстоящим кризисом. Рост цен на цемент, понятное дело, напрямую связан с ростом цен на строительство.

Основные поставщики цемента в Татарстане сегодня в первую очередь Евроцемент, который имеет большое количество заводов по всей стране, два завода находятся рядом с Татарстаном (Жигулевский и Ульяновский), и Мордовский цементный завод, который очень активно работает в последнее время на рынке. Они увеличили объемы производства, даже у нас под Казанью брали площадку под строительство логистических складов. Кроме того, на Татарстан работают Вольский цементный завод, Уфимский завод.

Основными потребителями являются заводы, которые производят бетон и раствор, и заводы, которые производят газобетон. У нас, например, прямые договоры с поставщиками.

«ВСЕ ЗАВОДЫ ПОДНИМАЮТ ЦЕНЫ ПРАКТИЧЕСКИ ОДНОВРЕМЕННО»

Рашид Сайфутдинов – генеральный директор ООО «Домостроительный комбинат» (Набережные Челны):

- Подобная ситуация с ростом цен на цемент возникает ежегодно. На домостроительном комбинате никаких проблем в связи с ростом цен нет. Стабильные поставки от поставщиков как шли, так и идут. У нас основные поставщики: Мордовцемент, Ульяновский цементный завод. Есть еще Вольский завод. Ситуация типична и привычна, снижение ожидается осенью - зимой, когда наблюдается спад на строительной рынке. И так происходит не только на рынке цемента, а практически на любом. Если, например, не будет сахара, люди начнут его скупать, и будет расти цена. В прошлом году такая ситуация наблюдалась с гречкой. Цемент занимает порядка 40 процентов в любом железобетонном изделии. Цемент сегодня востребован не только заводами, но и строительными организациями.

Ильгизар Гилязиев - первый заместитель генерального директора ЗАО «Кулонстрой»:

- Мы покупаем цемент пятисотой марки Д0 без добавок за 3900 - 4000 рублей. Наш основной поставщик – Мордовцемент. Ситуация на рынке такова, что действительно, как только весной начинает шевелиться стройка, растет спрос на цемент, чем незамедлительно пользуются цементные заводы. Все заводы поднимают цены практически одновременно. Замечу, что в этом году ситуация еще более или менее нормальная: цены поднимали, можно сказать, разово. Поднялись они в начале мая и пока на этом уровне и держатся. В прошлом году, например, цены вообще менялись каждые десять дней. Цены на цемент непредсказуемы, легко в любой момент могут снова взять и подняться. Не могу понять, почему это происходит: стоимость электроносителя остается такой же, а цены на цемент поднимаются. Поднятие цен спекулятивно, так как осенью, в связи со снижением спроса, они падают.

Основными поставщики в РТ являются Ульяновский завод, Евроцемент (тоже Ульяновский), Мордовцемент, ну и Стерлитамакский цементный завод. Особенный, сульфатостойкий, цемент у Вольского завода. Такой цемент, в частности, хорошо идет на развязки. Основные дилеры в Казани: Мордовцемент, Цементоптторг, Цеммаркет. Основные потребители: заводы ЖБИ и строители.

Справка

Ситуация по цементу в Республике Татарстан

В 2010 году объем ввезенного цемента составил 1 млн. 638 тыс. тонн. Данные о ввозе цемента в 2011 г. будут представлены Татарстанстатом в сентябре 2012 г.

В общем объеме поставок цемента на территорию РТ наибольшие объемы приходятся на ОАО «Вольскцемент», заводы ОАО «Евроцемент групп», ОАО «Мордовцемент» - доля данных производителей составляет в совокупности 60 - 70 % от поставляемого в республику цемента. Основным фактором, влияющим на выбор региона поставки, является наименьшее транспортное плечо перевозки (Ульяновская и Саратовская области, Республика Мордовия).

Предприятия-производители бетона, раствора и железобетонных изделий и крупные строительные организации РТ приобретают цемент преимущественно на основании прямых договоров с заводами-изготовителями либо через официальных дилеров. Доставка цемента потребителям РТ осуществляется в основном железнодорожным транспортом.

В настоящее время потребление цемента в Республике Татарстан как и по всем регионам РФ имеет ярко выраженную сезонность. В июле - августе строители испытывают дефицит (в разные годы по разным  причинам, от дефицита производственных мощностей до дефицита подвижного состава для перевозки цемента) в поставках цемента, что является причиной сезонного удорожания цемента. Исключением был посткризисный 2009 год. Для справки: в 2011 году всеми заводами на территории РФ в январе было произведено и реализовано 2,2 млн. тонн цемента, а в августе того же года 6,5 млн. тонн цемента – в три раза больше.

В сентябре - октябре спрос на цемент падает, ситуация с поставками цемента нормализуется. В целях решения вышеуказанной проблемы ЗАО «Цеммаркет» (представитель ОАО «Мордовцемент» в РТ) в конце 2011 г. ввел в эксплуатацию в г. Казани терминал по хранению цемента емкостью 5 000 тонн.