Из Москвы делегация во главе с вице-премьером направилась в Татарстан, причем в Казань не поехала и сразу «сосредоточилась» на закамской промзоне Из Москвы делегация во главе с вице-премьером направилась в Татарстан, причем в Казань не поехала и сразу сосредоточилась на закамской промзоне

Приключения белорусов в Закамье

В Татарстан делегация из Беларуси приехала через Москву. Еще 20 мая там прошла встреча первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова и заместителя премьер-министра РБ Петра Пархомчика. Никаких деталей по существу кабмин не раскрыл, ограничившись релизом о том, что обсуждались совместные инвестпроекты и «актуальные вопросы торгово-промышленного сотрудничества двух стран». Белорусская сторона оказалась более открытой. Речь шла о реализации новых импортозамещающих проектов с привлечением российского государственного кредита в станко-, судо- и авиастроительной отраслях, уточнило госагентство «БелТА».

Из Москвы делегация во главе с вице-премьером направилась в Татарстан, причем в Казань не поехала и сразу сосредоточилась на закамской промзоне. Стоит оговориться, что Пархомчик — профильный вице-премьер, ранее он работал министром промышленности РБ, возглавлял хорошо знакомый нашей республике Минский тракторный завод (МТЗ) и Белорусский автомобильный завод (БелАЗ). Здесь же можно вспомнить, что совсем недавно у РТ появился новый представитель в Беларуси — теперь уже бывший глава Пестречинского района Ильхам Кашапов


Забегая вперед, стоит отметить, что, судя по официальным кадрам, он участвовал во вчерашнем 10-м заседании совместной рабочей группы по сотрудничеству между Беларусью и Татарстаном. Правда, расположился не непосредственно за столом переговоров, а чуть поодаль, за спиной вице-премьера РТ – министра промышленности и торговли республики Олега Коробченко, который и был главным «экскурсоводом» для белорусов.

Судя по официальным сообщениям, делегацию также сопровождали чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в РФ Дмитрий Крутой, действующий белорусский министр промышленности Александр Рогожник и гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк Судя по официальным сообщениям, делегацию также сопровождали чрезвычайный и полномочный посол РБ в РФ Дмитрий Крутой, действующий белорусский министр промышленности Александр Рогожник и гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк

Судя по официальным сообщениям, делегацию также сопровождали чрезвычайный и полномочный посол РБ в РФ Дмитрий Крутой, действующий белорусский министр промышленности Александр Рогожник и гендиректор ОАО «МТЗ» Виталий Вовк. Главным событием деловой части стало упомянутое заседание рабочей группы. Официальное сообщение минпромторга РТ о нем, мягко говоря, не изобилует деталями. «На заседании стороны подвели итоги совместной работы, обсудили план на 2024 год, выявили новые перспективные проекты, поставили цели и определили задачи для их успешной реализации», — отметили в ведомстве.

Пожалуй, такое лаконичное описание подойдет ко многим совещаниям. Но уже радует, что выявлены «новые перспективные проекты». А какие, видимо, пока секрет. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу минпромторга Татарстана. Как уточняет минтранс республики, обсуждалось сотрудничество в сфере поставок пассажирского транспорта, авиастроения и легкой промышленности.

Главным событием деловой части стало упомянутое заседание рабочей группы Главным событием деловой части стало упомянутое заседание рабочей группы

Такая закрытость отчасти понятна, санкции никто не отменял. Вероятно, поэтому делегация не стала светиться в Казани, а сами мероприятия проходили без участия прессы. Но в то же время канал «Беларусь 1» работу своей делегации освещал. Из сюжета белорусских коллег, например, следует, что стороны запланировали увеличить объем товарооборота вдвое — с $1 млрд до $2 миллиардов. «Партнеры хотят больше, вдвое, и, главное, знают, как это сделать, дополняя друг друга, расширяя компетенции, становясь сильнее», — под воодушевляющую музыку рассказывает автор сюжета телеканала. Впрочем, есть и детали, на которые стоит обратить внимание и о которых расскажем дальше.

Нынешнее заседание было 10-м, юбилейным, уточнил в беседе с «БИЗНЕС Online» в среду Кашапов. «Есть определенные [планы] по каждому предприятию, дорожная карта, которой мы следуем. Нюансы говорить не буду, но товарооборот однозначно [надо] увеличить в 2 раза. Это верно, но по проектам я не вправе разглашать», — пояснил представитель Татарстана в Беларуси. Он уточнил, что еще ждет «согласования с Москвой», поскольку трудиться будет при торговом представительстве РФ. «Пока согласование прохожу, но уже полноценно работаю. Пока в Татарстане, но участвую уже в выездах от республики. В частности, под эгидой всемирного конгресса татар вместе с Василем Гаязовичем (Василь Шайхразиев — председатель национального совета „Милли шура“ ВКТ прим. ред.) мы выезжали [в Беларусь] буквально три недели назад. Вскоре Фарид Хайруллович (Фарид Мухаметшин — председатель Госсовета РТ — прим. ред.) планирует посетить РБ, я уже там полноценно сопровождаю нашу делегацию», — рассказал Кашапов о первых шагах в новой должности.

Заметим, что для Мухаметшина предстоящий визит в Беларусь станет вторым с начала года. Только накануне спикер парламента республики рассказывал, что ключевая экономическая задача для РТ прямо сейчас — найти новые рынки сбыта продукции. Минск, который не под такими жесткими санкциями, как Россия, мог быть с этим помочь, рассуждает один из собеседников «БИЗНЕС Online».

Такая закрытость отчасти понятна, санкции никто не отменял. Вероятно, поэтому делегация не стала «светиться» в Казани, а сами мероприятия проходили без участия прессы Такая закрытость отчасти понятна, санкции никто не отменял. Вероятно, поэтому делегация не стала светиться в Казани, а сами мероприятия проходили без участия прессы

КАМАЗ договаривается с МАЗом об «унификации компонентов». Сказался разрыв с Daimler

В ходе визита белорусы посетили заводы «МТЗ-Татарстан», Aurus, ТАНЕКО и КАМАЗ. «Татарстан заинтересован в расширении экономических и инвестиционных связей с белорусскими партнерами. Большой интерес представляет кооперация в области автомобилестроения, авиастроения, нефтегазохимии, сельского хозяйства, здравоохранения», — сказал Коробченко на заседании рабочей группы.

Что по конкретным проектам? «МТЗ-Татарстан» — это самое крупное производство Минского завода, размещенное в России. Налажена сборка техники и ее обслуживание. Также в сюжете белорусский канал напоминает о планах начать производство трактора, которые звучат давно. Осязаемые сроки не назывались, но в апреле 2024 года МТЗ показывал свой первый первый беспилотный трактор. Из того, что еще не звучало, — планы построить в Елабуге «базу» с запчастями. «Уже есть проект согласованный, одобренный, который сейчас проходит экспертизу, по запуску и строительству центрального распределительного центра запасных частей», — рассказывает в сюжете гендиректор торгово-производственной компании «МТЗ-Татарстан» Алмаз Ахметов.

«Очень плотно работает весь машиностроительный сектор Беларуси с КАМАЗом. [Местные предприятия] снабжают агрегатами, комплектующими. Компания Horizont поставляет очень много электроники сейчас, но ведь до этого было все китайское. А Horizont полностью импортозаместил нам все!» — радуется Коробченко в сюжете канала. Правда, из его речи следует, что с китайского импорта КАМАЗ просто «пересел» на белорусский. Сомнительный повод для оптимизма, но, вероятно, удается экономить как минимум на доставке комплектующих. Около 10 белорусских предприятий работают на конвейер КАМАЗа, «рост поставок практически двукратный по сравнению с прошлым годом», заявил в ходе визита глава минпромторга РБ.

В ходе визита белорусы посетили заводы «МТЗ-Татарстан», Aurus, «Танеко» и КАМАЗ. «Татарстан заинтересован в расширении экономических и инвестиционных связей с белорусскими партнерами В ходе визита белорусы посетили заводы «МТЗ-Татарстан», Aurus, ТАНЕКО и КАМАЗ. «Татарстан заинтересован в расширении экономических и инвестиционных связей с белорусскими партнерами

Подробностей визита на КАМАЗ нет, как и сообщений о каких-либо договоренностях. Здесь нельзя не вспомнить о ранее существовавших планах объединить КАМАЗ и МАЗ. «Эта музыка будет вечной», — оценивает историю отношений компаний телеграм-канал «Русский автомобиль». Еще в начале 2011 года госкорпорация «Ростехнологии» (с декабря 2012-го — «Ростех») направила руководству Беларуси письмо с предложением объединить заводы в одну компанию. Тогда предполагалось, что челнинский автогигант получит 100% акций минского, а власти РБ — долю в КАМАЗе. Так и возник план создать холдинг «Росбелавто» с штаб-квартирой в Москве.

В 2012-м глава еще «Ростехнологий» Сергей Чемезов говорил, что переговоры «туго идут». Проблема заключалась в разной оценке: белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе (50 на 50), а Россия хотела получить контроль в создаваемом холдинге, т. к. стоимость активов КАМАЗа была выше МАЗа — $1,6 млрд и $1,1 млрд соответственно. В следующем году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев даже предъявил своеобразный ультиматум: либо переходить к реальному объединению, либо закрывать тему. В итоге сделка так и не состоялась, и в 2014-м в то время первый вице-премьер РБ Владимир Семашко объяснял срыв различиями в законах двух стран. При этом он тогда все еще выражал уверенность, что при желании проблему можно решить на уровне межправительственных соглашений. Однако аналитики рассуждали, что сначала КАМАЗ был заинтересован в мазовских технологиях, а потом стал решать задачи за счет сотрудничества с немецким Daimler и потерял интерес. Теперь, как известно, Daimler ушел.

После этого тема слияния в публичном пространстве не обсуждалась, зато стороны неоднократно выражали намерения о сотрудничестве. Например, в 2022-м лидеры машиностроения двух государств обсуждали планы интегрировать усилия в сфере производства автомобилей с использованием беспилотных и интеллектуальных систем и в других направлениях. По данным канала «Грузовики и вообще», в ходе нынешнего визита МАЗ и КАМАЗ договорились о взаимной унификации продукции — в машинах обоих брендов будут использовать общие компоненты российского и белорусского производства. Также якобы началась деятельность по разработке единых агрегатов трансмиссий.

«Переговоры еще идут, — заявили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе КАМАЗа. — Мы всегда выступали за интеграцию в области компонентов с белорусскими производителями и часть компонентов уже давно там закупаем. Унификация компонентов с МАЗом повысит рентабельность производства компонентов за счет масштабов и будет влиять на стоимость грузовиков обоих производителей».

Еще «Беларусь 1» рассказывает, что на встрече «подробно обсуждались» поставки пассажирского транспорта и сельхозтехники. «Автобусы делают, как известно, и МАЗ, и КАМАЗ. Понятно желание — велик соблазн поддержать своего производителя. Но мы точно не конкуренты, когда дело доходит до сборки техники с нуля», — говорит корреспондент в сюжете. Не совсем понятно, на что намекает автор материала.

«Беларусь 1» рассказывает, что на встрече «подробно обсуждались» поставки пассажирского транспорта и сельхозтехники «Беларусь 1» рассказывает, что на встрече «подробно обсуждались» поставки пассажирского транспорта и сельхозтехники

«Ту-214 сейчас пригоним в Минск, покрасим и посмотрим»

Звучала на заседании и тема сотрудничества в авиастроении. Первый опытный двухдвигательный легкий многоцелевой самолет «Освей» в рамках совместного российско-белорусского проекта должен быть произведен в 2026 году, сказал Пархомчик. «Эта работа сейчас ведется очень плотно на 558-м заводе (ОАО „558 авиаремонтный завод“ в Барановичах Брестской области прим. ТАСС). Задача стоит, чтобы в 2026-м у нас первый опытный образец, разработанный совместно с нашими российскими партнерами, был произведен», — отметил замглавы правительства РБ. Причем в сюжете проект «Освея» звучит именно в контексте сотрудничества Татарстана и Беларуси. Прежде об участии РТ в создании такого самолета не говорилось. Правда, не исключено, что и сейчас о нем упомянули только для того, чтобы картинка визита была еще «краше».

Межправительственное соглашение о разработке и организации производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей», напомним, было подписано в середине апреля нынешнего года по итогам переговоров глав правительств РФ и Беларуси Михаила Мишустина и Романа Головченко. До этого руководители белорусского ОАО «558-й авиаремонтный завод» и российского АО «Уральский завод гражданской авиации» утвердили план реализации проекта по созданию 19-местного самолета.

Также Пархомчик указал, что в РБ «поступает очень большое количество предложений из Российской Федерации по производству большого количества компонентов для авиации». «Это одно из направлений, которое мы будем реализовать в рамках 407-го авиаремонтного завода в Минске и Казанского завода гражданской авиации», — говорит вице-премьер.

В сюжете чрезвычайный и полномочный посол Беларуси в РФ отмечает, что по заказу из Татарстана сейчас строятся цеха по окраске авиакомпонентов, а «может быть, даже целых самолетов». «Вот, например, Ту-214 сейчас пригоним в Минск, покрасим и посмотрим, насколько будет удовлетворять качество казанских наших коллег. Будем делать элементы крыла», — делится Крутой.

Шамиль Агеев: «Некоторые комплектующие, сделанные в Беларуси, не считаются российскими, потому что у изделия, чтобы оно было российским, должно быть определенное количество баллов, произведенного в России. Белорусские компоненты до сих пор не считаются российскими. Этот вопрос сейчас активно решается» Шамиль Агеев: «Некоторые комплектующие, сделанные в РБ, не считаются российскими, потому что у изделия, чтобы оно было российским, должно быть необходимое количество баллов локализации. Белорусские компоненты до сих пор не считаются российскими. Этот вопрос сейчас активно решается» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Уровень промышленной кооперации между Татарстаном и Беларусью оцениваю пока как средний»

«На встрече обсуждалось три темы — углубление взаимодействия с КАМАЗом (увеличение поставок белорусской техники, комплектующих на предприятие); Могилевский завод (вероятно, речь идет о предприятии „Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт“прим. ред.) заинтересован в нефтяном оборудовании; Беларусь хотела больше товаров легкой промышленности „пробивать“ в Татарстане», — уточнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

«Уровень промышленной кооперации между Татарстаном и Беларусью оцениваю пока как средний, потому что не все вопросы решены. Допустим, некоторые комплектующие, сделанные в РБ, не считаются российскими, потому что у изделия, чтобы оно было российским, должно быть необходимое количество баллов локализации. Белорусские компоненты до сих пор не считаются российскими. Этот вопрос сейчас активно решается», — отметил спикер.

Насколько достижима цель вдвое увеличить товарооборот между республиками? «Как увеличить товарооборот? У белорусов больше техники брать, а туда больше наших материалов (имеется в виду сырье, переработка) давать. За счет легкой промышленности и пищевой продукции товарооборот тоже большой может быть. И плюс вместе с РБ необходимо выходить на третьи страны. Например, белорусская техника очень неплохая. Кроме того, надо делать научные разработки, потому что в Беларуси во многом достояние социализма сохранилось. Это нужно очень быстро сделать, в два-три года», — порассуждал Агеев.

«Необходимо активизировать производственные контакты, в особенности между малым и средним бизнесом, и меньше бюрократических проволочек должно быть. Белорусы — это очень надежные партнеры, один из основных наших партнеров», — добавил председатель Торгово-промышленной палаты РТ.

Товарооборот между республиками можно увеличить за счет закупок из Беларуси, считает председатель правления машиностроительного кластера Татарстана Сергей Майоров. Он заметил, что внутренний белорусский рынок такой большой, но при этом экономика довольно технологичная (много что производят сами) и компании ориентированы на экспорт.

«В понедельник я встречался с делегацией из Беларуси в Москве на выставке „Металлообработка-2024“. Разговаривая со станкостроителями, предложил: „Давайте увеличим товарооборот“. Они отвечают: „Мы вам будем продавать, но в 2025 году“. Этим хочу сказать, что примерно вся белорусская промышленность загружена заказами и работает на пределе своих мощностей. Единственная возможность увеличения товарооборота — наращивание производственных мощностей белорусских промышленных компаний. И при таком наращивании смотреть возможности кооперации с нами, чтобы они закупали у нас комплектующие», — сказал Майоров в беседе с «БИЗНЕС Online».