460-4.jpg

КРУПНЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ: ОДНОЙ ТОЛЬКО КРАСКИ – 20 ТЫС. БАЛЛОНОВ

Всю неделю столицу РТ раскрашивают ведущие мастера непризнанного еще в России уличного искусства – «Микеланджело в граффити», как их назвал Ильсур Метшин. Шутки шутками, а за несанкционированную роспись стен в российском Уголовном кодексе РФ предусмотрено наказание вплоть до ареста до 3 месяцев (Ст. 213 п.1 и 2 и ст. 214 УК РФ).

Впрочем, 25 художников из Польши, Италии, Германии, Испании, Сербии, Бельгии, Украины действуют в рамках фестиваля Like It.Art абсолютно легально. Городские власти выделили им 37 объектов. Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, пояснила, что изначально список объектов, который предложили организаторы, был сконцентрирован в городе, но по ее рекомендации в него были включены и спальные районы.

Этим помощь мэрии не ограничилась. По словам соорганизатора проекта MadeInKazan Анастасии Закировой, огромную помощь оказала столичная мэрия, обеспечив художников автовышками, а также организовав проживание, перелеты, питание участников фестиваля. Все – за счет спонсорской помощи в рамках проекта MadeInKazan. А большинство участников – художники с образованием, известные и востребованные во всей Европе. Многие выкраивали дни для участия в фестивале в своем плотном графике.

В итоге фестиваль получился крупнейшим в Европе – а, возможно, и в мире.

- Идея родилась у самих райтеров, - рассказала Закирова. – Родилась, в общем-то, спонтанно – ведь граффити считается нелегальным занятием, преследуется по закону, а ребятам очень хотелось творить официально. Люди увлеченные, они смогли получить поддержку мэрии Казани – ну а дальше уже мы полтора месяца договаривались с участниками со всего мира, отбирая лучших из лучших. Многие боялись - в России не были ни разу, но все-таки приехали! И вот теперь они работают, практически не отдыхая. Мы думали, что фестиваль станет крупнейшим в России - но потом выяснилось, что он крупнейший в Европе по количеству райтеров. Известные европейские райтеры отметили, что он скорее даже крупнейший в мире. Одной только краски – хорошей, устойчивой краски – закуплено более 20 тысяч баллонов!

460-5.jpg

ТАЙНА ИЛЬСУРА МЕТШИНА

Впрочем, случайностью слет граффистов в Казани все-таки не назовешь. Как оказалось, нечто подобное, только, конечно, в куда меньших масштабах, нынешний мэр Казани проводил лет десять назад в Нижнекамске.

Об этом рассказал казанский райтер Дмитрий «ЛилДи». В те годы он жил в Нижнекамске и самовыражался, раскрашивая стены и заборы даже не баллончиками, а мелом. «Вот так вот – рисуешь мелом, рисуешь, а оно все – раз, и дождем смыло! – рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Почему занялись этим? Ну, вы представьте – 17 лет, это возраст такой – занимаешься тем, куда волна понесет! Поначалу нас, увлеченных, было много, потом – мало, но было весело. Нижнекамск - это все-таки глубинка, и представляете, какое это было неформальное движение - у нас были бейсболки, например, проколотые уши, татуировки у некоторых, мы очень выделялись… Тогда мэром был Ильсур Раисович – и он предложил раскрасить нижнекамский долгострой. Теперь мы пришли с идеей - почему бы не провести такой фестиваль в Казани, это же такая площадка, которая никем не занята? И мэрия поддержала проект».

Подобные картины на стенах не просто оживляют серый городской пейзаж, они привлекают туристов, считает «ЛилДи». Тем более, если работают настоящие профессионалы – попробуй-ка на стене нарисуй что-нибудь, ведь гиганского 20-метрового пионера, которого зрители уже окрестили Дмитрием Медведевым, объять целиком зрением на расстоянии вытянутой руки от стены просто невозможно. А они рисуют.

460-2.jpg

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ, БЕЛЬГИЙЦЕВ И ПОЛЯКОВ В РОССИИ

Автор пионера – итальянец – не спустился с вышки, чтобы познакомиться с мэром.

- Он очень торопится, - пояснила Закирова. – Завтра должен уже улетать.

В это время итальянец раскатисто сверху командовал шоферу вышки на чистейшем русском: «Вправо! Вправо!», передвигаясь в люльке от руки к голове робота – второго и главного персонажа его картины. Как выяснилось, он рисует именно роботов, а пионер – это подарок России и дань местной теме.

Зато автор "Королевской кобры" на соседнем торце бельгиец Стив Локателли поспешил пожать мэру руку. А тот заговорил на чистейшем английском, обескуражив переводчицу. Пока "кобра" не закончена, но автор пообещал, что она будет очень яркой и красивой. Он как раз закончил работать бронзовой краской. А золотую, как выяснилось украли в первый день.

- Да ну? – изумился мэр.

- Да, - подтвердила Закирова. – Надеемся, что на красивое дело потратят.

Новосибирские ребята, раскрашивавшие торец дома на ул. Бондаренко, 24, сразу сказали приехавшему на площадку градоначальнику, что рисуют виолончелиста. «Только это не Ростропович», - со смехом добавили райтеры.

- Многие мои коллеги – мэры, руководители городов считают граффити хулиганством. А у нас родилась мысль превратить хулиганство в искусство! В городе много жилых и промышленных зданий, которые мы рады предоставить художникам. По первым работам мы видим, что фестиваль – это площадка, на которой интересы города и художников совпали, - порадовался Метшин и пригласил новосибирских художников на следующий фестиваль в Казань.

460-6.jpg

А полякам из арт-группы Etam cru, которые отметили красоту местных девушек, опять же по-английски, пообещал хорошее приданое, если те, женятся на татарских красавицах.

Повезло и 14-летнему казанцу Олегу Скворцову, который признался мэру, что мечтает стать профессиональным райтером. Градоначальник пообещал на будущий год выделить для разрисовывания небольшой объект, и вручил пакет с красками и респиратором.

Первый фестиваль удался, и теперь, как пообещал Метшин, он станет ежегодным.