«Газпром» показал по итогам 2023 года огромный убыток в 629 миллиардов рублей, при этом сам факт убытка был зафиксирован впервые с еще допутинских времен — с 1999-го» Фото: © Игорь Агеенко, РИА «Новости»

«Газпром»: еще один год

Буквально под конец короткой рабочей недели, насыщенной шашлычными днями и празднованием мира, труда и мая по советским еще лекалам, экономическое информационное пространство было поражено тяжелым известием. Национальное достояние, также известное как «Газпром», показало по итогам 2023 года огромный убыток в 629 млрд рублей, при этом сам факт убытка был зафиксирован впервые с еще допутинских времен — с 1999-го. Иначе говоря, «Газпром», крупнейший налогоплательщик страны, сломался, вот только нового такого же нигде и никак не видно.

Сначала о цифрах. Убыток, посчитанный по МСФО (международная система по финансовой отчетности), составил, повторимся, 629 млрд рублей, при этом по итогам 2022-го корпорация отрапортовала о прибыли в 1,2 трлн рублей. Тренд, впрочем, был понятен и ранее, о чем писалось еще год назад: по итогам первого полугодия 2022-го прибыль составила 2,4 трлн рублей, вторая половина года принесла убыток в 1,2 трлн, но год тем не менее был закрыт в плюс. Прошлый же год принес продолжение ухудшения ситуации: спаду прибыли сопутствовало падение выручки. Она сократилась на 27% год к году, прежде всего за счет газового бизнеса, упавшего на 43%.

Этот спад был частично компенсирован прочими направлениями: выручка нефтяного и электроэнергетического подразделений выросла на 6–9% каждое, нефтянка, поддержанная ростом цены на нефть, даже показала рост прибыли на 10%. Фактически именно нефтяной бизнес «Газпрома» в определенной степени помог не скатиться в совсем уж жестокий убыток. Кроме того, стоит помнить, что совсем недавно «Газпром» заплатил в бюджет около 600 млрд рублей повышенного НДПИ, если бы не эти расходы, то, возможно, экономические результаты прошлого года удалось бы свести в ноль. Но этого не случилось.

Экспорт газа рухнул на 60%

Надо сказать, что вся эта ситуация является закономерным итогом политики предыдущих лет — и ответов на эту политику. «Газпром», а вместе с ним и Россия, как опосредованный получатель доходов, упустили премиальный европейский рынок. Так, в 2023 году экспорт газпромовского газа в Европу составил всего 69 млрд кубометров, что является самым низким уровнем почти за четыре десятка лет, с 1985-го. Для сравнения: в уютном ковидном 2021-м в Европу было поставлено 185 млрд кубометров газа, т. е. экспорт его рухнул более чем на 60%.

Рухнул он, понятное дело, не сам по себе. Можно вспомнить, что заметное снижение (конечно же, не намеренное, как же иначе!) объемов поставок газа началось в июне 2022 года с ситуации с турбиной, работавшей на одной из веток «Северного потока». Турбина эта была оперативно снята, отремонтирована в Канаде, затем в июле доставлена в Германию, после чего начались сложности с поставкой ее обратно российской стороне. Немцы утверждали, что все нормально, Россия находила новые дефекты на данной турбине и на иных, закончилась же эта эпопея тем, что некоторые загадочные «англосаксы» (как сообщил президент РФ Владимир Путин) осуществили взрывы магистралей «Северного потока». Наказания «англосаксам» за содеянное не последовало, по крайней мере об этом не сообщалось.

Факт давления, однако, никуда не делся. Европейские чиновники прекрасно поняли, что это давление имеет в основе не экономическую или технологическую, но политическую причину, и приняли соответствующие меры. Безусловно, риски для Европы были велики: в лучшие годы «Газпром» обеспечивал 30–35% всего европейского потребления газа, и зависимость эта, очевидно, была двусторонней. Кроме того, она была длительной: история газового сотрудничества с Европой уходит глубоко в советские времена, в сделку «газ – трубы», заключенную между СССР и ФРГ еще в 1970 году. Согласно этой договоренности, немецкая сторона поставляла СССР трубы большого диаметра и различное прочее оборудование для газификации, СССР же в ответ поставлял по этим самым трубам природный газ. И так процесс и пошел, и все было нормально долгие годы.

«Цена газа рухнула от пиков десятикратно, никаких 5 тысяч евро за тысячу кубов, как обещал Дмитрий Медведев, не случилось. Не случилось и капитализации «Газпрома» в 1 триллион долларов, как обещал когда-то Алексей Миллер»Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Цена на газ рухнула, Европа переориентировалась на американский СПГ

Действительно, история длилась десятилетия, вокруг нее с обеих сторон сформировалась целая сеть бенефициаров, включая украинскую газотранспортную систему, которой Россия, кстати, продолжает исправно перечислять деньги за перекачивание газа, несмотря на все острые нюансы взаимоотношений. Эти устоявшиеся деловые связи, однако, не помогли против политических решений. Итог понятен: цена газа рухнула от пиков десятикратно, никаких 5 тыс. евро за тысячу кубов, как обещал Дмитрий Медведев, также не случилось. Не случилось и не случится уже капитализации «Газпрома» в $1 трлн, как обещал когда-то его глава Алексей Миллер.

Европа поджалась, переориентировалась на иных поставщиков, включая американский СПГ (но вряд ли «дядя Сэм» сказал спасибо «коллеге Владимиру»), Европа активно выводит в третий мир энергоемкие производства, фокусируясь на менее энергоемкой деятельности. Конечно, сокращаемые сотрудники этих фирм громко возмущаются, но в целом это не меняет уже сложившейся практики политически-технологического ответа. Ни к чему не привела и анонсированная с помпой два года назад «продажа газа за рубли» — в конце концов, России нужны не рубли, а СКВ.

Проект «Сила Сибири – 2» под вопросом, газ в Китай поставляется с большой скидкой

«Поворот на Восток» также себя не оправдывает. Достаточно сказать, что «Сила Сибири» до сих пор не вышла на проектную мощность в 38 млрд кубов в год, получив 22,7 млрд кубов по итогам 2023-го, но даже и предельная мощность вдвое меньше нынешних уменьшившихся европейских поставок.

Следующий проект «Сила Сибири – 2» под большим вопросом не только в реализации, но даже в переговорах, китайская сторона справедливо опасается вторичных санкций. При этом и сам газ продается в Китай со скидкой относительно Европы: так, недавно стало известно, что цены на российский газ для КНР будут на 28% ниже цен для европейских потребителей, по крайней мере до 2027 года. Если же сводить по текущей ситуации, то оказывается, что и поставки в Китай девятикратно ниже тех, что в 2021-м были в Европу, и цена ниже примерно на четверть, что в итоге дает 12-кратное падение экспортных доходов относительно привычного направления.

Рассчитывать на активные продажи СПГ смысла мало: это технологически сложная деятельность, «Газпром» попросту проспал развитие данного сектора еще 10–15 лет назад, равно как и развитие нетрадиционной газодобычи, предпочитая вваливать ресурсы в трубопроводы типа того же нереализовавшегося «Южного потока» и похудевшего вдвое «Турецкого потока».

«Капзатраты «Газпрома» в прошлом году тоже выросли, и в целом можно говорить о том, что его финансовое положение продолжит ухудшаться. И что тогда?» Фото: © Игорь Агеенко, РИА «Новости»

«На повестке дня повышение цен на газ для россиян»

На этом этапе возникает простой вопрос: что дальше? Договор на прокачку газа через Украину истекает в 2024 году, и пока никто особо не заинтересован в продлении этой истории. Премиальный европейский рынок в существенной степени потерян, на субконтиненте и слегка изменился энергобаланс, и появились новые поставщики. При этом капзатраты «Газпрома» в прошлом году тоже выросли, и в целом можно говорить о том, что его финансовое положение продолжит ухудшаться. И что тогда?

И вот тут вот «возможны варианты». Понятное дело, уже сейчас на повестке дня повышение цен на газ для россиян. Далее, возможно, что монополии будут выданы налоговые льготы, т. е. снижение поступлений в бюджет, что придется компенсировать как-то иначе, через рост налогового бремени, займы, девальвацию или же все вместе в какой-либо пропорции. Наконец, нельзя исключать и радикальный вариант с разделом госкорпорации на прибыльные и убыточные активы — и последние, возможно, будут как-то кому-то проданы. Собственно говоря, выше уже было сказано, что энергетическое и нефтяное направления отработали в прибыль. Но есть еще и дочерний Газпромбанк, «Газпром-медиа холдинг», есть и региональные активы. В общем, есть что поделить, если так будет развиваться ситуация.

Но это все потом. Пока же можно говорить об оформившемся негативном тренде. Увы, не видно вариантов развития ситуации, при котором он может быть сломан.