Энтони Блинкен отметил, что КНР является главным поставщиком в Россию микроэлектроники, станков и нитроцеллюлозы, других товаров двойного назначения Энтони Блинкен отметил, что КНР является главным поставщиком в Россию микроэлектроники, станков и нитроцеллюлозы, других товаров двойного назначения Фото: Cfoto/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Мы бросаем песок в механизмы российской военной машины»

В новом пакете санкций, опубликованном вечером 1 мая, власти США будто намеренно сосредоточились на промышленных предприятиях. Так сказать, поздравили с Днем трудящихся. Под американские ограничения попали 29 физических лиц и более 250 юридических из нескольких государств, преимущественно из РФ. «Действия нацелены на российскую военно-промышленную базу и программы химического и биологического оружия, а также на компании и частных лиц в третьих странах, которые помогают России приобретать ключевые ресурсы для производства оружия или оборонной продукции», — поясняет минфин США в своем релизе.

Как следует из публикации, особенно беспокоит Вашингтон и его «международных партнеров» поведение компаний, которые находятся в Китае и третьих странах и снабжают РФ критически важными ресурсами. На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен специально ездил в Китай, чтобы уговорить Пекин не помогать Москве. Но, кажется, не получилось. После переговоров с главой китайского МИДа Блинкен отметил, что КНР является главным поставщиком в Россию микроэлектроники, станков и нитроцеллюлозы, других товаров двойного назначения. Американский дипломат даже перешел на угрозы: «Я ясно дал понять, что, если Китай не решит данную проблему, это сделаем мы». Пекин ограничился традиционным напоминанием, что США и КНР должны быть друзьями, а не врагами.

Накануне американцы привели свою угрозу в действие. В новом списке санкций, помимо российских компаний, есть в том числе много предприятий из КНР, которых обвиняют в обходе уже введенных ранее рестрикций и поставках в РФ. «Сегодняшние действия еще больше подорвут и ослабят военные усилия России», — убеждает в своем заявлении министр финансов США Джанет Йеллен. Без красивой образной фразы тоже не обошлось. Как отметила министр, Вашингтон «бросает песок в механизмы российской военной машины» и поддержка США «дает Украине решающее преимущество на поле боя».

О каком преимуществе идет речь, не совсем понятно. А что касается эффективности «российской военной машины», глава МИД Украины Дмитрий Кулеба во вчерашнем интервью изданию Foreign Policy признал, что РФ эффективнее западных стран налаживает военное производство для нужд ведения боевых действий. «За два года войны Россия стала более эффективной в производстве оружия, чем весь альянс Запада», — сказал Кулеба. Для чего Киев делает такое заявление, понятно — это попытка «раззадорить» блок НАТО, привлечь к себе внимание и получить больше военной помощи. Но тем не менее.

В российском МИДе ночью дали понять, что тоже умеют красиво изъясняться. Новый пакет санкций там назвали «винегретом», увидели в нем попытку запугать Китай и других российских партнеров. «По сути, [США] удобряют почву сомнений в конструктивности нынешней роли Америки в мире», — сказал посол РФ в США Анатолий Антонов.

Также санкции ввели против предприятий, которые плотно сотрудничают с «КАМАЗом» Также санкции ввели против предприятий, которые плотно сотрудничают с КАМАЗом Фото: Олег Спиридонов

Санкции против «поставщиков КАМАЗа»

Кто же попал во внушительный список санкций? Физических лиц из Татарстана в этот раз нет, а вот юридических — целых 7. Плюс одна турецкая фирма, которая, как считают американские чиновники, плотно сотрудничает с КАМАЗом. С челнинского автогиганта и начнем.

Как следует из релиза американского минфина, новые ограничения нацелены в том числе на цепочку поставок КАМАЗа. Сам завод, напомним, под санкциями еще с июня 2022 года и уже успел наладить производство, как заявляет, «полностью санкционно устойчивого» грузовика поколения К5. Теперь американцы сосредоточились на компаниях, которые, по мнению Вашингтона, помогают КАМАЗу покупать товары и оборудование.

Самый заметный фигурант — это общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение „Ростар“», которое выпускает автомобильные запчасти и компоненты в том числе для автомобилей «КАМАЗ». По данным минфина, компания также «импортирует продукцию» для челнинского автогиганта. НПО, как сообщало корпоративное издание завода, имеет развитую дилерскую сеть в России, СНГ, Европе, ОАЭ и Латинской Америке. Возглавлявший ранее предприятие «Ростар» Роман Мугерман (также является депутатом Госсовета РТ) в апреле прошлого года покинул должность гендиректора предприятия, что подтверждается данными сервиса «Контур.Фокус». Также Мугерман пока не заявился на праймериз «Единой России», что может указывать на то, что в парламент нового созыва он избираться не планирует. От комментариев «БИЗНЕС Online» Мугерман отказался, но подтвердил, что сейчас у него новый бизнес — производство чая и кофе.

Также под санкции попало челнинское ООО «Турбо Кинг», которое, как утверждает минфин США, также импортирует продукцию для КАМАЗа. Согласно открытым данным, основной вид деятельности компании — производство турбин. По информации «Контур.Фокуса», 71,43% предприятия принадлежит гражданину с именем Гу Юй, 28,57% — гражданину Лу Сюйгуану.

Наконец, под ограничения попала турецкая компания AYA Universal Denizcilik Kumanyacilik Liman Hizmetleri Ithalat Ihracat Limited Sirketi, которая, как следует из сообщения американского минфина, «поставила КАМАЗу детали для дизельных двигателей внутреннего сгорания и насосы». Автогигант не стал комментировать санкции в отношении своих партнеров.

В списке Министерства Финансов США оказались предприятия из Татарстана, среди них Челнинский «Ремдизель» и Казанский «Электроприбор» В списке министерства финансов США оказались предприятия из Татарстана, среди них челнинский «Ремдизель» и казанский «Электроприбор» Фото: Алексей Белкин

«Ремдизель», впервые «Электроприбор», а еще поставщики антидронной защиты и 3D-принтеров

В черный список минфина также попали челнинский «Ремдизель» и казанский «Электроприбор». Напомним, АО «Ремдизель» до 2012 года было дочерней компанией КАМАЗа. В феврале 2023-го сообщалось, что компания может официально вернуться в лоно челнинского автогиганта, но этого пока не случилось. Компания, помимо капитального ремонта автомобилей и техники «КАМАЗ», выполняет гособоронзаказ, в июле 2023 года предприятие лично проверял министр обороны РФ Сергей Шойгу. В январе 2024-го компания рассказывала о высоком зарубежном спросе на бронеавтомобили семейства «Тайфун», а на выставке «Армия-2023» презентовала новый беспилотный автомобиль «Зубило». О новинках активно писали в СМИ, так что попадание под санкции, видимо, было вопросом времени.

Еще один заметный фигурант — казанский завод «Электроприбор». Как отмечается на официальном сайте, предприятие работает на рынке больше 100 лет, выпускает продукцию авиационного, а также промышленного и бытового назначения, датчики давления. Предприятие входит в состав «Ак Барс Холдинга», который еще в 2023 году попал под санкции Евросоюза и Японии. Ранее также выяснилось, что «Электроприбор» делает гиростабилизированные платформы-подвесы с целевым оборудованием для БПЛА. По данным из открытых источников, прежде завод под санкциями не оказывался.

Из ранее не звучавших компаний в санкционном списке — зарегистрированное в Казани ООО «Радиоизмерения». Судя по данным на официальном сайте компании, она предоставляет решения в радиолокации, авиационной навигации, системы связи, а также комплексную систему радиоэлектронной борьбы с FPV-дронами «Гладиолус». Руководителем компании, согласно данным «Контур.Фокуса», является Рустем Курганов, который в открытых источниках упоминается как выпускник Института радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий КАИ и директор ООО «Модульные измерительные решения» (МИР). От комментариев руководитель компании отказался.

Также под санкции попало челнинское ООО «Воплощение». Причиной, как и с предыдущими компаниями, указана «деятельность для поддержки российской военно-промышленной базы». «Воплощение» в открытых источниках упоминается как поставщик 3D-принтеров, резидент казанского IT-парка и «Сколково». Как отмечается на сайте «Сколково», ключевые потребители продукта от компании — это производители насосного оборудования для нефтегазовой отрасли и предприятия оборонного комплекса.

«Скорее всего, санкции могли быть введены против нас в каком-то пакете в связи с тем, что мы являемся частью проекта „Сколково“. Насколько мне известно, на „Сколково“ были наложены санкции. Пока ключевое влияние, которое ощутили наши коллеги, — это блокирование YouTube-каналов, через которые продвигалась продукция. А так как мы являемся разработчиками и производителями высокоточной продукции — профессиональных, промышленных 3D принтеров, то у всех участников прошла блокировка Youtube-каналов», — рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Воплощение» Сергей Сарапулов. По его словам, других последствий компания пока не ощутила.

«В принципе, мы и так понимали, осознавали, что у нас уже давно существуют трудности по экспортной деятельности в европейские страны. Для многих российских технологических компаний такая деятельность была одной из приоритетных, так как все-таки рынки Европы и США очень емкие. И данная деятельность рассматривалась. Теперь, понятно, она оказалась для нас закрытой. Но конкретно это (введенные сейчас санкцииприм. ред.) уже не столько лично к нам относится, сколько в целом к ситуации. Стали затруднены и финансовые платежи в адрес китайских партнеров по закупке комплектующих и так далее. Действуют блокировки таких переводов от юрлиц в китайские банки», — поделился Сарапулов.

Еще один участник санкционного списка — зарегистрированное в Казани ООО «Химтрейд». Основной вид деятельности — торговля химическими продуктами. Получить комментарий компании не удалось.

Самой известной в списке санкций на этот раз стала авиакомпания «Победа» Самой известной в списке санкций на этот раз стала авиакомпания «Победа» Фото: Алексей Белкин

Кто еще попал под ограничения?

Пожалуй, самой известной в списке на этот раз стала авиакомпания «Победа». По словам минфина США, она якобы «осуществляет или осуществляла деятельность в секторе экономики Российской Федерации, который считается поддерживающим военно-промышленную базу РФ». Утверждается, что «Победа» эксплуатирует самолеты американского и европейского производства, в том числе «изъятые Россией у иностранных лизинговых компаний». А в 2023 году ею импортированы компоненты американского происхождения на сумму более $1 млн от компаний, включенных в санкционные списки за поставки авиационного оборудования российским пользователям. В 2024-м «Победа» выступала грузополучателем при транспортировке авиационных деталей из Индии в РФ «благодаря своему постоянному сотрудничеству с находящейся под санкциями США иранской компанией Mahan Air», поясняет госдепартамент. При этом «Победе» разрешили функционировать до 30 июля — для обеспечения безопасности гражданской авиации.

Основной целью пакета все же являются оборонно-промышленные предприятия и вооруженные силы. Это заводы по производству автомобилей и станков: автозавод «Урал», Брянский автозавод, Ярославский моторный завод, ИПН «Станкостроение», Уральское КБ транспортного машиностроения, Волгоградский тракторный завод. Здесь же и IT-компании, работающие на оборонку: «Астра» (разработчик ОС Astra Linux), «ИБС Экспертиза», IBS Soft, IBS Infinisoft и производитель электроники «Протон».

Войска радиационной, химической и биологической защиты и 48-й ЦНИИ минобороны РФ теперь тоже в санкционном списке. Объясняя решение, Вашингтон обвинил Россию в использовании химического оружия на Украине. Эти обвинения «абсолютно одиозные и ничем не подкрепленные», отреагировал МИД РФ.

Новые санкции нацелены на подрыв производства энергии в России, в частности одного из проектов «Новатека» «Арктик СПГ – 2», говорится в пояснительной записке госдепартамента США. Для этого ограничения ввели против 16 судов, связанных с компанией: «Андрей Осипов», «Арктика-1», «Арктика-2», «Баренец» и т. д. Компании «Сибантрацит» (Верхнетешский разрез, Восточный разрез и т. д.) и горно-добывающая «Баимская» под санкциями по той же причине.

В списке и две транспортные компании, связанные в том числе с доставкой «новатековских» грузов: «Трансстрой» и «Северомуйский тоннель – 2». Персональные санкции введены против гендиректора Конструкторского бюро машиностроения Сергея Питикова, генерального конструктора предприятия Валерия Кашина и исполнительного директора «Уралвагонзавода» Владимира Рощупкина за поддержку военно-промышленного комплекса России. Также в списке теперь конструктор танка «Армата» Андрей Терликов.

В перечне граждане и компании не только из России, но и из нескольких других стран — Азербайджана, Бельгии, Китая (в том числе Гонконга), ОАЭ, Сингапура, Словакии, Турции. Части из них вменяется помощь в обходе ранее введенных против Москвы санкций.