ЦОД И ОФИС ВЫБРАЛИ

Московский оператор интернет-телефонии «Манго Телеком» ведет поиск регионального директора своего филиала в Казани. О подробностях экспансии компании на татарстанский рынок газете «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель проекта по региональному развитию «Манго Телеком» Дмитрий Ахмадулин. По его словам, компания уже выбрала ЦОД, а буквально на днях принимает решение по аренде офиса.

«На Казань мы возлагаем большие надежды, ведь Татарстан – передовая и очень развитая в инфокоммуникационном и информационном плане республика. Бизнес здесь развивается весьма динамично, и предприятиям региона нужна уже не только быстрая телефонизация офиса, но и телекоммуникационная поддержка ключевых, приносящих прибыль бизнес-процессов. Прежде всего, это продажи, в частности, расширение воронки продаж, но также и возможность объективно оценивать эффективность рекламных кампаний, расширять взаимодействие с существующими клиентами, улучшать имидж своего предприятия», - отмечает Ахмадуллин.

460-Ахмадулин_3.jpg
Руководитель проекта по региональному развитию «Манго Телеком» Дмитрий Ахмадулин

МИЛЛИОН «ЗЕЛЕНЫХ» НА ФИЛИАЛ

Надо отметить, что открытие казанского филиала проходит в рамках стартовавшей в ноябре 2011 года и расчитанной на два года региональной программы, предусматривающей создание региональных представительств компании в городах-миллионниках. В настоящее время уже функционирует офис в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, еще два офиса заработают до конца года – в Ростове-на-Дону и Казани.

«Планируя очередность выхода в регионы, мы ориентируемся на целый комплекс условий, в том числе, на уже существующий спрос на «облачные» сервисы связи, проявляющийся, в частности, в нашей клиентской базе, в потоке поступающих к нам запросов», - поясняет Ахмадуллин.

На открытие одного регионального офиса и запуск бизнеса «Манго Телеком» направляет около $1 млн. Также ранее компания заявляла, что для исследования и мониторинга рынка в каждом из перспективных городов тратит порядка $100 тыс. Общий же объем инвестиций в региональную программу «Манго Телеком» составит от $5 до 7 млн.

КОНКУРЕНТОВ ПОЧТИ НЕТ...

Среди плюсов Татарстана в «Манго Телеком» отмечают развитие широкополосного доступа в интернет, благодаря которому наряду с потребностями бизнеса существуют все технические условия для корректного и полного предоставления «облачных» услуг связи. «В то же время, по нашим данным, рынок виртуальной телефонии в Татарстане пока практически не развит. Поэтому мы решили не только продвигать здесь наши услуги, но и способствовать созданию и развитию в Татарстане рынка «облачных» сервисов», - говорит Ахмадуллин. - Игроков, которые являются нашими конкурентами в Москве («Роснет», «Центральный телеграф»), в Казани сейчас нет. И я не думаю, что в ближайшее время они проявят большой интерес к «облачным» сервисам связи, так как это не основной их продукт. Им выгоднее развивать те услуги, которые уже приносят им хорошую прибыль».

В то же время следует отметить, что в марте 2012 года один из крупнейших магистральных федеральных операторов «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ) - России запустил в Казани сервис VoIP-телефонии YouMagic, который позволяет бесплатно получить прямой городской номер и звонить с любого устройства, подключенного к сети интернет. По сути, речь идет о тех же услугах (с некоторыми ограничениями), что оказывает и «Манго Телеком». Одновременно с этим эксперты отмечают сильные позиции фиксированной связи, предоставленные «Таттелекомом».

По сделанной в 2010 году оценке компании Point Topic, объем мирового рынка интернет-телефонии в 2015 году достигнет $40 млрд. J'son and Parthners оценивает локальный рынок России в $29,2 млн., а «Зебра Телеком» – в $60 млн.

С ТЕЛЕФОНА, С НОУТБУКА ИЛИ ПЛАНШЕТНИКА, И ДАЖЕ С ТЕЛЕВИЗОРА

Как повлияет на казанский рынок телефонии приход нового игрока, а также когда IP-телефония сможет заменить традиционную, газете «БИЗНЕС Online» рассказали эксперты и участники этого рынка.

Виталий Солонин - руководитель департамента беспроводных технологий ООО «Джейсон энд Партнерс Консалтинг»:

- Появление в столице Татарстана такого крупного игрока как «Манго Телеком» усилит конкуренцию на местном рынке услуг виртуальных/облачных АТС и IP-телефонии для корпоративных пользователей. Эти услуги в последние годы развиваются очень активно, например, трафик IP-телефонии в Татарстане в первом квартале 2012 года вырос на 39 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Однако говорить о вытеснении традиционных решений преждевременно. Так, продажи традиционных УАТС в России также росли в 2010-2011 годах, хотя в 2012-м мы не исключаем некоторого снижения продаж, обусловленного, прежде всего, общей экономической ситуацией.

Денис Борушевский - начальник pr-отдела ОАО МТТ:

- Выход нового игрока на рынок Казани можно расценивать только как положительную тенденцию. МТТ уже много лет уверенно работает как в Казани и Набережных Челнах, так и по всему Татарстану, успешно реализовав множество проектов по обеспечению связью госорганов, образовательных учреждений и коммерческих структур. Появление нового конкурента, безусловно, оживит рынок и сделает его более динамичным, что может только положительным образом сказаться на конечных потребителях.

В Казани у МТТ большое число проектов, и работу с локальными клиентами мы ведем через опытный местный офис. Рынок IP-телефонии в Казани можно назвать хорошо развитым, на нем работает несколько крупных местных игроков, и МТТ занимает на нем уверенные позиции. При этом существует несколько ограничений, не позволявших до сих пор технологии VoIP развиваться более активно. Так, местные операторы «приучили» клиентов к уже устаревшему принципу использования IP-телефонии, когда абоненту, даже корпоративному, приходилось звонить с обычного телефона на местные номера, подключаться к локальным IP-серверам и набирать большое число цифровых кодов с клавиатуры телефона. В настоящее время ситуация начала активно меняться – с приходом МТТ, с новыми технологиями, клиент получает возможность присоединиться непосредственно к IP-каналу нашего центрального сервера без использования местной линии телефонной связи. Для этого нужен хороший, «быстрый» интернет, что накладывает некоторые ограничения, так как рынок интернет-доступа в Казани пока дороже, чем в среднем в России, особенно для корпоративных клиентов. Но местные операторы также активно переходят на SIP-телефонию, и сейчас рынок активно меняется. В том числе SIP-телефония доступна и от МТТ – мы запустили глобальный сервис YouMagic, который обеспечивает удобной и недорогой связью любых пользователей по всей России.

На рынке телекоммуникаций и связи как таковой, как междугородной (международной), так и местной, еще достаточно места для самых различных решений и новых участников. Особенно это касается VoIP-сервисов и интернет-телефонии, которая на сегодня занимает лишь небольшую долю в корпоративной и личной связи России. Новый игрок сможет занять свою нишу, при условии грамотной работы с местной телеком-инфраструктурой, и тут пригодятся не только инвестиции, но и опыт работы на развитом рынке Татарстана. Но на это потребуется несколько лет и хорошая команда.

Телекоммуникации сегодня активно меняются, и в новых условиях выиграет только тот оператор связи, услуга которого будет соответствовать новым критериям: использование и с телефона, и с ноутбука или планшетника, и даже с телевизора, географическая доступность не только дома, но и на работе, и в дороге, и за границей, а также бесплатность. Этим требованиям соответствует YouMagic. В июле будет запущен новый продукт в линейке – независимая виртуальная АТС YouMagic.Pro, которая обеспечит качественной связью малый и средний бизнес. YouMagic уже предоставляет прямые казанские номера, и у МТТ есть множество клиентов в столице Татарстана. Мы уверены, что сервис для бизнеса станет также востребован, как и IP-телефония для частных лиц.

В целом, IP-телефония становится все более актуальной и вполне может заменить традиционную связь (это уже происходит в некоторых странах), но в России, с ее неразвитостью интернета и огромными территориями, фиксированная связь останется актуальной еще некоторое время.

«УСЛУГА УЖЕ ПРИШЛА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК»

Грант Арутюнов - руководитель центра телекоммуникационных решений компании РДТЕХ:

- VoIP может прийти на смену фиксированной связи, услуга уже пришла на российский рынок. Все компании, которые предоставляют услуги доступа в сеть интернет, в контенте с передачей данных предоставляют услуги VoIP и IP телевидения.

Игроками на рынке интернет-телефонии можно назвать практически всех. Это Ростелеком, МТС, ВымпелКом, МегаФон, Теле2 и т.д. Только ленивые сегодня не предлагают эту услугу. При организации доступа к домохозяйству услуги интернет в контенте предлагается и VoIP (в сумме получается дешевле для клиента и провайдера).

Владимир Ярославский - менеджер по продвижению новых технологий Cisco:

- «Манго» - достаточно небольшая компания. В России в данном направлении сильные позиции у «Билайна».

VoIP уже идет на смену фиксированной связи в корпоративном сегменте, речь идет о крупных частных компаниях. Если говорить о населении, городских абонентах, то шансы практически на нуле, потому что населению не нужны какие-то дополнительные сервисы, а лишь звонки.

Когда мы говорим про операционную телефонию, которая используется в домах, квартирах, то сегодня она уже отмирает. В первую очередь, это касается Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска. Люди отказываются от традиционной фиксированной связи. Когда есть мобильная связь – городской телефон не нужен. Что касается крупных компаний, то в них будут пользоваться исключительно IP-телефонией, потому что это дешево и удобно. Сотовая связи при междугородних и международных звонках дорогая, а с IP-телефонией можно серьезно экономить. Поэтому я считаю, что для IP-телефонии основной сегмент – это корпоративный.

Компания «Манго Телеком» – первый российский провайдер «облачных» телекоммуникационных сервисов, ведущий российский провайдер виртуальной телефонии и оператор связи. В 2011 году оборот «Манго Телеком» превысил 400 млн. рублей, при этом выручка составила 303,438 млн. рублей, что на 47% выше аналогичного показателя 2010 года. 
Основу клиентской базы «Манго Телеком», насчитывающей сегодня более 18 тыс. абонентов, составляет малый и средний бизнес. Ежемесячно происходит 700-800 новых подключений ВАТС «Манго-Офис», при этом до 85% новых абонентов относятся к сегменту SMB.

Доля платежей за трафик составила 35% (25,6% годом ранее), установочные платежи по прежнему формируют порядка 9% дохода. Что касается «Манго-офиса», то включенные в абонентскую плату услуги подросли до 30% (против 5% в 2010 г.), доля в выручке различных дополнительных сервисов ВАТС составляет 4,8-5,5% (было 2,4%). Своей основной базой клиентов в операторе называют 18 тыс. абонентов в сегменте малого и среднего бизнеса.

SIP-телефония - телефония, которая обеспечивается посредством интернета. При этом скорость интернет-соединения должна быть не меньшей, чем 64 Кбит/с.

SIP – протокол передачи данных, который описывает способ установления и завершения пользовательского интернет-сеанса, включающего обмен мультимедийным содержимым (видео- и аудиоконференция, мгновенные сообщения, онлайн-игры).
Протокол описывает, каким образом клиентское приложение может запросить начало соединения у другого, возможно, физически удаленного клиента, находящегося в той же сети, используя его уникальное имя. Разработкой занималась организация IETF MMUSIC Working Group. Протокол начал разрабатываться в 1996 году Хенингом Шулзри (Henning Schulzrinne, Колумбийский университет) и Марком Хэндли (Университетский колледж Лондона). Наряду c другим распространенным протоколом H.323, SIP — один из протоколов, лежащих в основе Voice over IP.

Облачная АТС – это виртуальная программа, которая имеет основные функции автоматической телефонной станции (когда все телефоны компании находятся в одной общей сети и возможно переключение между ними). Только программа имеет гораздо больше функций, так как возможности компьютерной обработки звонков, поступающих через интернет, существенно превосходят возможности физического оборудования обычной АТС.


Развитие IP-телефонии в России

2000 год - карточная IP-телефония становится массовой услугой на потребительском рынке; появляется высокая конкуренция операторов IP-телефонии, начинает развиваться IP-телефонный транзит как самостоятельный бизнес.

2001 год– первые коммерческие поставки IP-PBX и IP-телефонов в Россию, развитие бизнесов предоплаченных карточек, терминации и транзита.

С 2002 года появляются идеи пограничных контроллеров сессий, Мера (MVTS) – «русский софтсвич», первые попытки «хостинга» IP-телефонных сервисов на базе Cisco CallManager.

В 2003 году количество выданных лицензий на IP-телефонию составляет около 7 тыс., а ряд операторов IP-телефоннии («Зебра», «ОСС», «Тарио» и др.) становятся крупными предприятиями; операторов, не занимающихся IP-телефонией, практически не осталось. Получает распространение термин «IP-коммуникации».

В 2004 году  – начало процесса изменения регулирования отрасли связи в России, рост неопределенности по отношению к будущему IP-телефонии в России, внедрение первых SIP-платформ абонентских сервисов («Комстар», «Телфин» и др.).

С 2005 года продолжается процесс регулирования связи в России, у всех перед глазами – феномен Skype.