СЋСЃСѓРїРѕРІ.jpg
Судья попросил Юсупова никого не обвинять в преступлениях, ему вменяемых

КАК ФЕДЯ СТАЛ «ПЕНСИОНЕРОМ»

В органах следствия Фирдинанта Юсупова (по кличке Федя) именуют не иначе как «последний из могикан», объясняя это тем, что это последний казанский авторитет «лихих 90-х», который до сих пор не осужден и не пал вследствие криминальных разборок. Однако установить связь Юсупова с криминальном миром стороне обвинения весьма непросто – возможно, необыкновенная «живучесть» Феди объясняется не только здравомыслием, какое он продемонстрировал во время допроса, но и тем, что он отказался от криминала и занялся бизнесом. По крайней мере, именно об этом подсудимый рассказал сегодня, ответив, таким образом, на предъявленные ему обвинения в бандитизме, хранении оружия и организации убийства трех человек.

В начале 90-х, по словам Юсупова, он занялся бизнесом с Сергеем Сардаевым и Леонидом Андреевым, которые ныне также являются подсудимыми.

- Нам были неинтересны воровские понятия, - подчеркнул в своей речи Юсупов. И рассказал, что по таким понятиям на Первых горках жили Александр Гриньков по кличке Гриня (был убит в результате разборок с «Хади Такташ» - авт.) и Константин Николаев по кличке Чекист (его убийство вменяют подсудимому Валентину Лукояновуавт.). – У них был общак, молодежь сдавала туда деньги, чтобы поддержать своих на зоне.

Самого Юсупова и его компаньонов в то время в шутку называли «пенсионерами» и «офисниками», потому что они дистанцировались от криминала и преуспевали в бизнесе. Однако у Фирдинанта были хорошие отношения с тем же Гриньковым.

- Я помню, как ко мне за помощью обратился Тимур Атнагулов, когда Гриньков «наехал» на Радика Зарипова (работал на автостоянке Атнагулова, имел кличку Цветной – авт.) и отобрал у него автомобиль, - вспоминал Федя. – Тогда я поехал к Гринькову, поговорил с ним и убедил машину вернуть.

Кстати, со слов Юсупова, никакой вражды между его людьми и «Бригадой Бибика», которая вступила в войну с «Хади Такташ» после убийства Гринькова, не было. В его офис действительно приезжал Николаев с предложением поддержать их, молодежь, в этой войне. Но Федя отказался.

- У Сардаева были хорошие отношения с «Хади Такташ», он в то время подружился с Раджой (главарь «Хади Такташ» Радик Галиакберовавт.), и многие из молодых обращались к Сардаю за помощью, чтобы он сообщал «хадишенским» о том, что «они не при делах», тогда их не трогали, - сказал Юсупов и заключил. - Таким образом, Сардаев спас многих».

адвокат.jpg
Адвокат, наверное, посоветовал своему подзащитному представиться «образцовым бизнесменом»

«Я БИЗНЕСМЕН!»

Затем Юсупов начал рассказывать про события конца 90-х. К примеру, рассказал о своем разговоре с лидером группировки «Калуга» Вячеславом Татаровым по кличке Янис, в организации убийства которого его обвиняют. По словам Феди, Татаров имел вес на Чеховском рынке. И однажды Юсупов встретился с ним, чтобы замолвить слово за нового директора рынка, который водил с ним, Федей, дружбу.

- А зачем Янис пошел вам навстречу, к чему идти на уступки? - поинтересовался представитель гособвинения.

- Потому что бизнес не сделаешь, если не будешь уступать, - по-отечески пояснил Юсупов, обращаясь к нему.

- Говорили, что я «крышевал» асфальтобетонный завод в Отарах и бизнесмена Атнагулова, бесплатно кушал в кафе на улице Театральной, - улыбнувшись, продолжил Юсупов. – Но достойных доказательств того, что я совершил вооруженное нападение на завод, кафе и Атнагулова я от обвинения не услышал. Да, мы действительно обедали в кафе на Театральной, потому что рядом находился наш ночной клуб «Фламинго», в котором повара приходили на работу ближе к вечеру. Мы обедали там каждый день, все нас знали, и бывали случаи, когда мы могли не расплатиться и просили записать все на наш счет, на следующий день расплачивались. Вот такое «крышевание»! А Атнагулов был вполне самостоятельным и в «крышевании» не нуждался.

Рассказал Юсупов и про свое отношение к найденному на площадке спортивного комплекса «Тимер» тайнику с оружием. Якобы его там оставил Ринат Шагивалеев - друг Рината Юсупова, брата подсудимого, который работал в «Тимере», вернувшись из мест не столь отдаленных.

- А я был бизнесмен, - заявил Юсупов, обезоруживающе улыбнувшись.

«Я БЫ ТОЖЕ ХОТЕЛ ЗНАТЬ, КТО УБИЛ АТНАГУЛОВА…»

Отдельно Юсупов остановился на каждом эпизоде убийства, которые ему вменяет обвинение. И начал с самого громкого из них – убийства Тимура Атнагулова. Вкратце рассказал о том, как познакомился с предпринимателем, и о том, как Атнагулов подключился к автомобильному бизнесу, организованному Юсуповым и его компаньонами.

- Потом Тимур открывал «Русское радио» в Казани и пригласил нас в качестве партнеров, но эта идея показалась мне сомнительной, и я отказался. С тех пор совместных дел у нас не было. Но он продолжал приглашать меня на светские мероприятия, к примеру, позвал на годовщину «Русского радио». Знаю, что более тесно с Атнагуловым общался Сергей Сардаев, потому что его жена Рая работала в модельном агентстве «Лариса», и они часто сидели вместе в жюри на различных конкурсах.

По словам Юсупова, после убийства Атнагулова ему позвонил его отец Мэлс Атнагулов и пригласил приехать к нему в больницу. Якобы при встрече он сообщил Юсупову, что не винит его в гибели сына, но знает, что к этому «причастен Сардаев».

- После встречи с отцом Атнагулова я вернулся к себе на дачу и передал услышанное Сардаеву, а он начал говорить, что не виновен, что Тимур погиб от рук «жилковских» из-за сделки с «ДАТТ-Лайн» (крупный оператора пейджинговой связи – авт.).

- Это все вранье! Он врет! – закричал из стеклянной клетки подсудимый Сардаев, который обычно предпочитает во время процесса сохранять молчание.

Судья Ильфир Салихов попросил Юсупова никого не обвинять в преступлениях, ему вменяемых. Но все же подсудимый не смог удержаться и добавил, что у Атнагулова-старшего было «много вопросов к Сардаеву и Цветным», и получил замечание от председательствующего.

- Я бы тоже, как и вы, хотел узнать, кто убил Тимура Атнагулова, - заявил Юсупов, закончив на этом рассказывать о громком убийстве.

Рис. Анастасии Бронниковой

Справка

По уголовному делу «Перваков» проходит четыре подсудимых: Фирдинант Юсупов (Федя), Валентин Лукоянов (Валек), Сергей Сардаев (Сардай) и Леонид Андреев (Кисман).

В уголовном деле «Перваков» числится 6 эпизодов убийств: Константин Николаев и Виктор Гусев, по версии следствия, были убиты в ходе внутренних разборок. Лидер группировки «Калуга» Вячеслав Татаров, согласно обвинительному заключению, был убит из-за того, что отказался пускать проституток «Перваков» в гостиницу «Булгар», которая находилась под контролем «Калуги». Участник группировки «Камаевские» Марат Исхаков был убит из-за конфликта с лидерами «Перваков», владелец автостоянки на улице Профессора Камая Сергей Васин был ликвидирован из-за того, что подсудимый Лукоянов якобы захотел завладеть его стоянкой.

Самым громким преступлением, которое числится за «Перваками», считается убийство основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (это крупнейшей в Татарстане в конце 90-х оператор пейджинговой связи) Тимура Атнагулова. Предприниматель был застрелен в подъезде собственного дома в августе 1999 года. По версии следствия, лидеры «Перваков» убили Атнагулова за то, что тот не захотел больше допускать их влияния на свой бизнес. Многие из этих убийств связаны с расколом «Перваков» на «Бригаду Феди» и «Бригаду Бибика» (во главе с Альбертом Батровым), который произошел в 1997 году.

Также подсудимым предъявлено обвинение в бандитизме и хранении оружия. В уголовном деле собраны показания порядка 80 свидетелей. В качестве свидетеля по данному делу был допрошен даже бывший лидер казанского ОПС «Хади Такташ» Галиакберов (Раджа).

Ни один из подсудимых, кроме Сардаева, свою вину не признал. Все подсудимые, за исключением Андреева, находятся под стражей.