Воздушная тревога охватила все области Украины к 05:45. Около 15 взрывов произошло в Харькове. Город практически полностью обесточен, по некоторым данным, без света — 700 тыс. человек, это половина населения. Фиксируются проблемы с водоснабжением, интернетом и связью Фото: соцсети

Крупнейшая атака на энергосистему Украины

Сегодня ночью и утром энергосистема Украины попала под самую мощную атаку с начала специальной военной операции. Это утверждение не только российских военкоров, но и украинского руководства. Такую оценку, в частности, уже дали министр энергетики страны Герман Галущенко и глава «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий. По словам министра, повреждения в основном получили объекты генерации, системы передачи и распределения электроэнергии, в ряде городов фиксируются проблемы с водоснабжением и связью.

«Цель — не просто повредить, а попытаться снова, как и в прошлом году, вызвать масштабный сбой в работе энергосистемы страны», — указал Галущенко. Какие конкретно объекты повреждены, он не уточнил.

Воздушная тревога охватила все области Украины к 05:45. Около 15 взрывов произошло в Харькове. Город практически полностью обесточен, по некоторым данным, без света — 700 тыс. человек, это половина населения. Фиксируются проблемы с водоснабжением, интернетом и связью, сообщил утром в пятницу мэр Игорь Терехов. Кроме того, ВС РФ нанесли удар по Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. Малышева. Там выпускают танки и БМП, также ремонтируют заграничные танки, рассказал РИА «Новости» координатор николаевского подполья Сергей Лебедев. Сообщается и о перебоях в движении поездов в регионе.


Сообщения о взрывах и повреждении инфраструктуры также приходили из Винницкой, Ивано-Франковской, Днепропетровской, Кировоградской и Хмельницкой областей. В последнем регионе обесточены административный центр Хмельницкий и несколько населенных пунктов, в том числе Староконстантинов, на востоке которого расположен военный аэродром. В Одесской области без света остались 50 тыс. абонентов. Из-за «усиленной активности дальней авиации РФ» Польша и ее союзники поднимали в воздух самолеты.

Российское минобороны пока не давало комментариев об ударах. Как утверждает президент Украины Владимир Зеленский, страну за ночь атаковали около 90 ракет и 60 дронов. В числе целей ударов он назвал «электростанции и линии электропередачи, плотину ГЭС». Также Зеленский вновь обратился к своим западным партнерам: «Системы Patriot должны защищать Харьков и Запорожье, нужна ПВО, чтобы защитить людей, инфраструктуру, дома и дамбы. Партнеры точно знают, что необходимо. Точно могут поддержать. Нужны эти решения».

Под ракетный удар попала Днепровская гидроэлектростанция. Есть попадания по гидросооружениям и плотине, однако ситуация на дамбе контролируемая и угрозы прорыва нет Фото: соцсети

Днепрогэс «полностью выведена из строя»

Под ракетный удар в подконтрольном Украине городе Запорожье попала Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс). Как сообщила компания «Укргидроэнерго», есть попадания по гидросооружениям и плотине, однако ситуация на дамбе контролируемая и угрозы прорыва нет. На станции начался пожар, и, судя по всему, к 11:00 мск он еще продолжался.

По данным телеграм-канала «Военный обозреватель», Днепрогэс как объект генерации электроэнергии «полностью выведена из строя». Там уничтожены «все или почти все» машинные залы, подъемные шлюзовые устройства. «Восстановлению в обозримом будущем Днепрогэс не подлежит», — указывают авторы.


И добавляют: «На Днепрогэс потеряна возможность управления шлюзами для контроля уровня воды. На данный момент плотина критических повреждений не получила». «Коммерсантъ» напоминает, что об атаках на Днепровскую ГЭС сообщалось и ранее после начала СВО: в октябре и декабре 2022 года, а также в феврале 2023-го.

«Самое ужасное, что подтоплено кладбище. Это приведет к заражению»: чем опасен прорыв Каховской ГЭС?

Днепровская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Днепр, является пятой ступенью Днепровского каскада гидроэлектростанций. Ее строительство началось в 1927 году, а открытие состоялось в 1932-м. Сооружение дало старт бурному строительству города Запорожья. А Днепрогэс стала одним из главных символов довоенной индустриализации СССР. Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1943 года, плотина ГЭС была разрушена. Не имея возможности сдержать наступление Красной армии в ходе Запорожской операции, командование вермахта отдало приказ о ее подрыве. Восстановление станции началось в 1944-м. Вновь Днепрогэс была пущена в 1950 году, при этом его мощность возросла на 16% против довоенной. До 1956-го ГЭС считалась крупнейшей станцией не только в СССР, но и во всей Европе.

Здесь стоит вспомнить историю и Каховской ГЭС. Некогда «великая стройка коммунизма», 6-я и самая нижняя на Днепре станция, замыкающая Днепровский каскад, была разрушена в июне 2023 года. В Кремле подрыв дамбы назвали «диверсией киевского режима», а в следственном комитете признали терактом. Зеленский в свою очередь обвинил в катастрофе Россию. Вода после затопила левый и правый берега Днепра. Погибли 59 человек, 175 были госпитализированы, более 9 тыс. эвакуированы. Под воду на левом берегу Днепра ушло 23 населенных пункта. Власти Херсонской области оценили ущерб от разрушения ГЭС в 40 млрд рублей. Режим ЧС в регионе отменили только в ноябре того же года.

«Судная ночь и утро», — описал удары ночью и утром проект WarGonzo Фото: соцсети

«Такого мощного удара мы не наблюдали давно — это гиперзвуковые «Кинжалы» в комплексе с баллистическими ракетами»

«Явных два попадания [по Днепрогэс], причем четко туда, куда нужно», — прокомментировал утренние удары военный обозреватель Михаил Подоляк. Он заметил, что именно в машинных залах расположены генераторы, которые вырабатывают энергию, и «без них станция ничего произвести не может, кроме холостого сброса воды». Таким образом, для остановки ГЭС не понадобилось даже ударов по дамбе, отметил блогер.

«Судная ночь и утро», — описал удары ночью и утром проект WarGonzo. По его данным, нынешняя атака с воздуха на Украину стала одной из самых массированных с начала СВО. Судя по сообщениям военкоров, была задействована та же тактика, что и в рамках предыдущих ударов. Ночью на Украину были направлены беспилотники «Герань», «отвлекающие» систему ПВО, а утром начались пуски ракет — «Искандеров», «Кинжалов» и X-101. По подсчетам WarGonzo, было задействовано 63 «Герани» и 88 ракет (включая 7 «Кинжалов»).

«Целью атаки стала энергосистема Украины. В том числе поражены Ладыженская ТЭС, Бурштынская ТЭС, две ТЭЦ в Харькове, ударами подвергалась Днепрогэс. По всей Украине наблюдаются перебои с электричеством. Помимо энергетической инфраструктуры, удары наносились и по военным объектам», — отметил канал.

«Такого мощного удара мы не наблюдали давно — это гиперзвуковые „Кинжалы“ в комплексе с баллистическими ракетами. Такие две-три волны можно было слышать», — отметил военный обозреватель Геннадий Алехин в своем телеграм-канале «Адекватный харьковчанин» (его сообщение цитирует у себя военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков). По данным Алехина, ночью российские силы уничтожили не только инфраструктуру, но и 5–6 украинских комплексов РСЗО, расположенных вблизи к российско-украинской границе. «Начался новый этап активных действий с нашей стороны», — делает вывод обозреватель. Военкор ВГТРК Евгений Поддубный также обращает внимание на то, что нынешние удары стали одними из самых масштабных за время СВО.

Атака на энергетическую инфраструктуру Украины — это ответ на удары ВСУ по российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), считает политолог Сергей Марков. «По итогам сегодня ночью может быть достигнуто тайное соглашение, что Россия и Украина не бьют по критически важной инфраструктуре друг друга. Соглашение это инициировано США. Причина — США не верят, что удары по НПЗ России могут иметь серьезный эффект, а на энергоструктуру Украины США и ЕС должны будут платить большие деньги. А денег сейчас этих нет, с трудом хватает на оружие для ВСУ», — написал Марков в своем канале.

Вероятно, эксперт упоминает о ночной утечке в СМИ. По данным Financial Times, США призвали Киев прекратить атаки на энергообъекты РФ, предупредив, что они могут привести к росту мировых цен на нефть. Белый дом все больше разочаровывается «наглыми атаками» украинских дронов по нефтяным объектам и опасается ответных мер Москвы, сказал один из собеседников газеты. К слову, западная пресса упоминает сегодняшние удары по Украине как бы между делом и не делает на них акцент. Российские ракетные удары повредили электроснабжение в украинском Харькове, пишет, например, Reuters.

Главное — это не сам удар, а «крупнейший провал ПВО Украины», рассуждает Марков в другом посте. «Половина ракет и дронов достигли цели. Если так пойдет и дальше, военная ситуация может сильно развернуться в сторону России», — написал он. Судя по всему, энергетическая инфраструктура Украины теперь в критическом состоянии, предположил депутат Госдумы от Татарстана Олег Морозов. «Наши военные в прямом и переносном смысле хотят обесточить украинскую экономику. Это, безусловно, скажется и на результатах нашего наступления на линии боевого соприкосновения», — сказал парламентарий.

«Мы уже сталкивались с разрушениями, когда это делали украинские войска. Такая ситуация была на Каховской ГЭС. Сколько было криков и причитаний, но даже такое разрушение не привело к сколько-нибудь серьезным экологическим последствиям» Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

«На фронте это никак не скажется, кроме того, что украинские военные будут демотивированы. Это больше по руководству Украины удар»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют мощный удар по энергетической инфраструктуре Украины и рассуждают, что означает для Украины остановка Днепрогэс.

Игорь Коротченко — журналист, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор ЦАМТО:

— Энергосистема Украины уже подвергалась объектному воздействию. То, что это происходит повторно, очевидно, связано с масштабированием вооруженными силами Украины ударов, во-первых, по Белгороду, а во-вторых, по объектам критической инфраструктуры России с использованием беспилотников. Речь идет об атаках нефтеперерабатывающих заводов и объектов нефтегазовой инфраструктуры. В данной ситуации было принято решение, так скажем, не создавать комфортных условий для подобного рода деятельности.

На обстановке на фронте это никак не скажется. Речь идет, очевидно, о плановой работе, потому что, если мы говорим о линиях боевого соприкосновения, боевые действия идут вне зависимости от того, каким образом функционирует украинская энергосистема и соответствующие объекты тылового обеспечения. Это будет отложенный эффект, если он случится.

Опыт предшествующей волны ударов, который был еще во времена [генерала армии Сергея] Суровикина, показал, что Украина в течение 3–6 месяцев полностью восстановила поврежденные объекты. Ну или по крайней мере восстановила устойчивость функционирования энергосистемы. Связано это было прежде всего с тем, что удары наносились, в частности, по трансформаторным подстанциям, не затрагивая энергогенерирующих мощностей.

Я убежден в том, что с самого начала необходимо было уничтожать транспортную и логистическую систему Украины, взяв за основу соответствующий опыт в том числе натовской операции против Югославии. Она была не подтверждена нормами международного права и являлась нелегитимной. Тем не менее с точки зрения военной логики НАТО там действовало абсолютно последовательно: уничтожение мостов, центров принятия решений, зданий системы военного управления, телецентров. То есть НАТО действует исходя из военной логики: подорвать потенциал противника. Наши действия все-таки более гуманны, что ли. Очевидно, это связано в том числе и с политическими моментами.

Я здесь не берусь судить, правы мы не правы, но с точки зрения логики было бы естественным уничтожить центр принятия решений, здания министерства обороны Украины, генерального штаба спецслужб, правительственный квартал в Киеве, где планируются террористические акты.

В любом случае, даже если удары теоретически допустимы, они не приведут к прорыву плотины Днепрогэс. У нас нет таких целей, я полагаю, поскольку это означало бы масштабную экологическую и в целом техногенную катастрофу. Поэтому давайте дождемся все-таки официальных заявлений по Днепрогэс.


Виктор Литовкин — военный обозреватель, полковник в отставке:

— На фронте это никак не скажется, кроме того, что украинские военные будут демотивированы. Это больше по руководству Украины удар. Чтобы население начало борьбу против руководства страны, которое приводит к таким вещам. На Украине население не понимает, не знает, что Украина наносит удары по жилым домам в Белгороде, Курске, Воронеже. Они 8 лет не подозревали, или не хотели подозревать, или не желали знать, что Украина обстреливает Донбасс, убивает стариков, женщин, детей и так далее.

Почему именно сейчас приняли такое решение — по энергосистеме ударить? Во-первых, это ответ на атаки на НПЗ России. И во-вторых, достаточно гуманное решение. Мы нанесли удары по системам энергетики Украины не в разгар зимы, а весной, когда уже не так холодно. Для того чтобы люди не замерзали в своих квартирах. Это замечание достаточно циничное, тем не менее оно бросается в глаза.


Илья Рыбальченко — эколог, инженер-физик:

— Здесь аспекты совершенно разные. Есть экологические, есть технологические. По тем фотографиям, которые мы видим, говорить о том, что есть серьезные технологические разрушения [на Днепрогэс], которые приведут к экологическим последствиям, пока не приходится. Речь идет, как я понимаю, о высокоточных ударах, связанных исключительно с разрушением оборудования. Соответственно, это никак не может привести к каким-то более или менее серьезным экологическим последствиям.

Мы уже сталкивались с разрушениями, когда это делали украинские войска. Подобная ситуация была на Каховской ГЭС. Сколько было криков и причитаний, но такое разрушение не привело к сколько-нибудь серьезным экологическим последствиям. И единственные серьезные последствия были для канала, забирающего воду для родного города украинского президента Кривой Рог, который остался без воды. Все остальные проблемы решились. Если же говорить о разрушении Днепрогэс, то нужно понимать, что это сильное бетонное сооружение, которое одним ударом не разрушается.


Сергей Беднарук — директор ФГУП «Центр российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра»:

— Как долго будут восстанавливать [Днепрогэс], зависит от того, какие разрушения. Если ГЭС разрушат полностью, не будет водохранилища. Она уже была разрушена во время войны. Порядка 1,5–2 лет понадобилось на восстановление. Это в советское время.