Приемная-комиссия-в-разгаре.jpg
Приемная комиссия Казанского ГАУ в самом разгаре

«НАДЕЮСЬ, ЧТО ПОСТУПЛЮ, НО НЕМНОГО ВОЛНУЮСЬ»

В 10 утра в университете уже не протолкнуться. Почти все абитуриенты (большинство – вчерашние школьники) пришли с родителями.

- Очень хочу поступить на направление «менеджмент»! – поделилась с газетой «БИЗНЕС Online» мечтой Фанусе Фазылова из Сабинского района, а на вопрос о шансах непринужденно ответила: «50 на 50 - волнуюсь немного!» «На 100 процентов, скажи, поступишь, - улыбается ее мама. – Ведь одни пятерки у тебя!»

Айгуль Гатауллина приехала из Чистополя поступать в Институт экономики. «Думаю, здесь учиться интересно», - обосновывает она свой выбор.

«Хочу стать государственным деятелем, работать на благо общества, - рассказывает 18-летний казанец Марсель Миннебаев, подавший документы на «государственное и муниципальное управление» и «экономическую безопасность». – Это, конечно, зависит не только от образования и активности, но и от удачи. Но я везучий, и думаю, моя мечта сбудется. Образование в аграрном университете хорошее, да и сколько политиков и хозяйственников государственного уровня вышло!.. Очень помогло то, что у Казанского ГАУ отличный сайт (www.kazgau.ru) - оттуда беру всю информацию. Нравится то, что на сайте можно задавать интересующие вопросы».

Рузаль Назипов из Балтасей настроен решительно. Юноша подал документы на два факультета Казанского ГАУ – экономический и агрономический. «У меня отец - агроном, это он мне этот университет посоветовал, - рассказал молодой человек. – Очень хочу поступить и пойти по стопам отца».

Гузель Ибрагимова из деревни Кукеево (Рыбная Слобода) тоже подает документы сразу на несколько направлений – "экономическое", "лесного дела", "ландшафтного дизайна" и "садоводства". «В школе я хорошо училась, - говорит Гузель. – Надеюсь, что поступлю, но немного волнуюсь».

«Поступаю на направление «агрохимия», - рассказывает Ильмира Мухаметзянова из поселка Уруссу. «С таким образованием будет легче работу найти», - добавляет мама девушки.

«Ребят приходит много, и все очень заинтересованы в поступлении, - рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» сотрудница приемной комиссии Ильмира Фатыхова. – Больше всего подают документы в Институт экономики, на агрономический факультет.

Ответственный-секретарь-при.jpg
Ответственный секретарь приемной комиссии КГАУ Гузель Фассахова: "Кто хочет учиться на технических направлениях, может поступить за счет бюджета, сохранив для своей семьи 200 - 300 тысяч рублей"

РОДИТЕЛИ, ВНИМАНИЕ!

О приемной кампании, уровне знаний абитуриентов, трудоустройстве выпускников, «Болонской системе образования» и многом другом корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с ректором Казанского государственного аграрного университета, профессором Джаудатом Файзрахмановым.

- Джаудат Ибрагимович, о необходимости ЕГЭ, несмотря на принятие соответствующих законов, все равно продолжаются споры. А как ваш университет относится к этой форме проверки знаний?

- Считаю ЕГЭ достаточно объективным инструментом проверки знаний выпускников школ. Возможно, этот экзамен не совсем подходит для гуманитарных специальностей, требующих устного общения между преподавателем и абитуриентом, но для наших направлений - инженерных, агрономических и экономических – он эффективен! К тому же это большое облегчение для вузов как по материальным затратам (раньше финансирование вступительных экзаменов лежало на плечах университета), так и в плане эмоциональной и психологической нагрузки членов приемной комиссии.

Думаю, и большинству абитуриентов ЕГЭ удобнее: проще сдать один раз все необходимые экзамены, нежели целое лето бегать по нескольким вузам и каждый раз проходить новые испытания. Я уже не говорю о тех, кто поступает в учебные заведения в других городах. Особенно тяжело приходится жителям сел и деревень, для которых каждая поездка в город – немалые денежные траты и стресс.

- Как оцените уровень подготовки сегодняшних абитуриентов?

- Увы, с каждым годом они приходят все менее подготовленными. Конечно, очень легко свалить эту проблему на школу, рассуждая о слабых учителях, которые не учат как следует. Но давайте посмотрим на ситуацию с другого ракурса. Что родители этих абитуриентов сделали для того, чтобы у их детей появился стимул к учебе? Государство в школе дает базовые знания, а на каких науках нужно акцентироваться, во многом зависит от родителей, помогающих найти правильный путь в жизни. Я не защищаю школу и вуз, а лишь хочу донести до родителей, что не надо кому-то перепоручать заботу о своих детях, это все-таки ваши близкие люди.

Конечно, ранее в школах отводилось достаточное количество часов на математику, химию и физику, а сейчас этим предметам уделяется меньше времени, однако ведь не каждому ребенку нужен будет весь объем знаний, которые дает школа. Чуткие родители вовремя заметят, к чему больше всего тянется их ребенок, и вместе с ним разберутся, какую профессию ему лучше всего осваивать. Только после этого можно начинать углублять знания ребенка в выбранном направлении – для этого сейчас есть много возможностей, например специализированные школы и классы, дополнительные курсы. Словом, не бывает глупых детей, есть плохие учителя. А самые главные учителя в жизни – родители.

Наши преподаватели во время первого года обучения адаптируют учебный курс так, чтобы студенты подготовились к программе вуза, и тот, кто заинтересован в учебе, достаточно быстро наверстывает упущенное в средней школе и спокойно учится в нашем университете.

- Кого среди ваших студентов больше – жителей сел и деревень или горожан?

- Наш вуз - аграрный, поэтому мы, конечно, больше всего заинтересованы в сельских ребятах. И сегодня 80 процентов наших студентов – дети из сел и деревень. Но вот что любопытно: раньше городских жителей не очень привлекала учеба в сельскохозяйственном вузе, но в последние годы прослеживается тенденция увеличения доли городских ребят среди наших студентов. С одной стороны, это радует, поскольку повышается престиж образования в Казанском ГАУ. Но с другой - настораживает, поскольку задача, поставленная перед нами минсельхозом РФ и прописанная в уставе университета, - подготовка высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства. Не каждый ребенок, приехавший из села и проучившийся у нас пять лет, возвращается на свою малую родину, а что говорить о городских ребятах…

Ректор-Казанского-государст.jpg
Ректор Казанского ГАУ, профессор Джаудат Файзрахманов: "У нас создана современная база, оснащенная полным комплексом сельскохозяйственных машин и оборудованием для подготовки высококвалифицированных кадров"

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Неужели нельзя решить эту проблему?

- Пока этот вопрос остается для нас неразрешимым. Во-первых, результаты ЕГЭ городских ребят лучше, чем у сельских. Во-вторых, мы не имеем права не брать городских абитуриентов только из-за того, что они не связаны с селом. В-третьих, целевой прием ограничен. В-четвертых, у нас нет законодательных рычагов, которые могли бы заставить выпускника работать по специальности (ведь систему распределения упразднили!). Однако, на мой взгляд, было бы справедливо, если бы выпускники отрабатывали по специальности хотя бы некоторое время – все-таки государство заплатило за их образование. Одним словом, проблема немалая!

- Как планируете ее решать?

- Считаю, что для тех, кто поступил на бюджетные места, необходимо ввести контрактную систему: если человек хочет, чтобы за его обучение платило государство (а это достаточно большие деньги), пусть заключает контракт, предполагающий работу по специальности в течение нескольких лет. В случае отказа, согласно контракту, выпускник оплачивает затраченные на его обучение деньги и выбирает место работы самостоятельно. Думаю, такая система была бы справедливой. К сожалению, мы не вправе принимать такие решения - это изменения в законе об образовании, которые могут внести только депутаты Госдумы России.

- Почему же они не реагируют?

- Это связано с тем, что в аграрной отрасли разных регионов страны совершенно разная ситуация. В нашей республике сельскохозяйственное производство динамично развивается, и наш президент, правительство направляют значительные материальные и финансовые ресурсы, включая и административные, для поддержки сельхозпроизводителя. Следовательно, агропромышленный комплекс Татарстана всегда будет нуждаться в современных и высококвалифицированных кадрах, а выпускники сельхозвузов не останутся без рабочих мест. Однако в некоторых регионах России сельское хозяйство находится в стагнации – поля там заброшены, деревни опустели, и рабочие места отсутствуют. И если ввести контрактную систему повсеместно, то у тысяч выпускников сельхозвузов не будет возможности трудоустроиться, а может, в эти вузы ребята и вовсе перестанут поступать… Поэтому принятие какого-то универсального решения для всей страны пока невозможно. Но мы не сидим сложа руки! Например, с 2006 года проходит работа по созданию научно-образовательного кластера Казанского ГАУ, в состав которого вошло большинство аграрных колледжей и техникумов республики.

- В чем смысл проекта?

- Это не только возможность для обучающихся в рамках данного кластера продолжить образование в нашем университете по сокращенным образовательным программам и без сдачи ЕГЭ, но и создание системы непрерывного образования и переподготовки для всех работников агропромышленного комплекса республики. Когда человек будет «держаться» за свою работу? Прежде всего, когда у него будет достойная заработная плата, когда он будет востребован и когда у него будет перспектива профессионального роста. Наш кластер как раз и направлен на решение этих задач.

Уровень зарплаты напрямую зависит от уровня квалификации и своевременной профориентации. Допустим, молодой человек прошел обучение в аграрном колледже, поработал на производстве, затем продолжил обучение или в техникуме, или в вузе, а после получил более высокую должность и достойную зарплату. Дальше он работает по специальности и постоянно проходит курсы повышения квалификации в рамках кластера или переобучения на другую востребованную специальность. Вот так мы решаем проблему закрепления кадров.

РЕЦЕПТ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ

- Много ли ваших выпускников работают по специальности?

- Смотря как считать! Допустим, наш выпускник с дипломом инженера устроился работать на сельское предприятие, которое занимается ремонтом и обслуживанием сельхозтехники. На ваш взгляд, он работает по специальности?

- Конечно.

- Другой пример. Выпускник получил диплом, открыл фирму и занялся переработкой сельхозпродукции.  Он работает по специальности? Если провести опрос, то 99 процентов респондентов ответят «да». А вот согласно нормативно-правовым актам, работающим по специальности считается только тот выпускник, который трудится на предприятии, имеющем статус сельхозтоваропроизводителя! Получается, что и в первом, и во втором примерах выпускники не работают по специальности…

И тем не менее если даже считать «правильно», то до 60 процентов наших выпускников трудоустраиваются по специальности – мы полагаем, что это очень высокий процент! И это не считая тех, кто остается в аспирантуре, уходит в армию и декретный отпуск.

- Настоящая квалификация к молодому специалисту приходит с производственной практикой. Какое место она занимает в процессе обучения в Казанском ГАУ?

- Несколько лет назад для нас это была больная тема. Отправляем студентов на практику, а их мешки разгружать заставляют да двор подметать! Естественно, ни вузу, ни студентам от такой практики проку нет. Когда начали разбираться, выяснили, что производители просто боятся сажать наших ребят на современную технику – нет, пояснили они, у студентов ваших практических навыков.

Во времена Советского Союза такой проблемы не было. В аграрном производстве имелось несколько моделей сельхозтехники, которые не менялись десятилетиями, и их рабочие образцы были в каждом сельхозвузе страны. Сейчас ситуация совершенно другая. Во-первых, имеется несколько десятков моделей сельхозтехники. Во-вторых, ее производители разные. В-третьих, стоимость каждой единицы сельхозтехники доходит до нескольких миллионов рублей. В-четвертых, модели постоянно меняются. Ни один вуз не в состоянии обеспечить своих студентов хотя бы минимальным набором работоспособных образцов техники, которая сейчас работает на полях страны. Но учить-то студентов надо!

До-60-%-наших-выпускников-т.jpg
"До 60 процентов наших выпускников трудоустраиваются по специальности"

- И какой вы нашли выход?

- Мы совместно с минсельхозом РТ и частными инвесторами реализовали уникальный проект учебно-демонстрационного центра. Без привлечения бюджетных средств была создана современная база, оснащенная полным комплексом сельскохозяйственных машин и оборудованием для подготовки высококвалифицированных кадров. Инвесторы и поставщики сельхозтехники, получив площадку для демонстрации ее возможностей, оборудовали классы необходимыми рабочими элементами, узлами, разрезами, наглядными пособиями, а студенты нашего вуза получили возможность практического обучения на рабочих образцах - именно тех, на которых им придется работать в будущем!

- И каков результат нововведения?

- Он превзошел все ожидания! Успеваемость значительно повысилась. Студенты круглый год учатся на самой современной технике. После второго-третьего курса они получают права тракториста-машиниста и проходят практику в посевную пору и в период уборки урожая.

Вскоре руководители сельских предприятий стали доверять нашим студентам самую сложную технику. А часть поставщиков сельхозтехники сажает на свои машины только тех студентов, которые проходили обучение в течение года в нашем учебно-демонстрационном центре и имеют необходимые навыки. Теперь студенты с радостью уходит на практику – ведь кроме опыта они получают еще и неплохое денежное вознаграждение за свой труд.

Также в учебно-демонстрационном центре реализуется еще одно направление – проведение совместных научно-практических исследований преподавателями университета и специалистами компаний. В течение учебного года часто проводятся семинары, курсы повышения квалификации и подготовки педагогов, студентов и ведущих специалистов сельхозпредприятий. Например, несколько учебных курсов были организованы германским производителем комбайнов Claas и отечественным производителем сельхозтехники «Ростсельмаш». Уровень доверия партнеров к вузу вырос настолько, что они готовы не только поставлять свою технику, но и направлять на ней студентов на производственную практику в составе студенческих отрядов, выезжающих в районы. Столь успешный тандем науки и практики дает все основания полагать, что сегодняшние выпускники Казанского ГАУ способны выдержать любую конкуренцию на рынке труда.

БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА: А НАМ ЭТО НАДО?

- С 2009 года в вузах России введена Болонская система образования или, как ее еще называют, двухуровневая. Ваше мнение об этом нововведении?

- Мы относимся к этой системе положительно! В нашем университете прием в бакалавриат начался в 2009 году, а полный переход на новые программы обучения с присвоением квалификации «бакалавр» и «магистр» - в 2011-м.

- Далеко не все понимают смысл перехода, говорят, что Болонская система создана для того, чтобы государство могло сэкономить деньги, а бакалавр – это что-то вроде незаконченного высшего…

- Все это неверно. Программа подготовки и затраты на бакалавра при четырехлетнем обучении почти такие же, как и на специалиста при пятилетнем. Но программа составлена более насыщенно и эффективно. Отмечу, что двухуровневая система образования удобна в первую очередь для самих обучающихся. Большинство абитуриентов, выбирая, куда идти учиться, руководствуется советами родителей. Они пока что не представляют, чем бы им хотелось заняться во взрослой жизни. Именно поэтому многие выпускники, заканчивающие вуз по прежней системе, работают в других областях. Бакалавриат же позволяет за первые два года получить подготовку по общеобразовательным предметам, а на третьем-четвертом курсах – профессиональные знания по специализации. Этого достаточно, чтобы человек осознал, нравится ли ему выбранная специальность, или же его интересует другое направление, и он желает получить диплом магистра, то есть продолжить обучение в совершенно другой области, а может быть, он считает, что ему уже достаточно полученных знаний для начала профессиональной деятельности.

- Нужно ли сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в магистратуру?

- Нет. Вступительные испытания каждый вуз устанавливает самостоятельно. В нашем университете при сохранении профиля просто зачтут оценки государственных экзаменов (если они не ниже четырех баллов), а при выборе нового направления – нужно сдать комплексный экзамен по специализации.

Абитуриенты-Казанского-ГАУ-.jpg
Абитуриенты Казанского ГАУ нацелены стать государственными деятелями, экономистами и агрономами

Не все знают, что диплом магистра могут получить и те, у кого уже есть диплом специалиста, даже если он получен много лет назад. Причем обучение в магистратуре можно пройти как по первоначальному профилю подготовки, так и в совершенно иной области. По сути, магистратура для тех, у кого уже есть высшее образование, - это прекрасная альтернатива второму высшему, причем образование можно получить, в отличие от второго высшего, за два года. А если вступительные испытания пройдены успешно, то и на бюджетной основе. Все предметы в магистратуре - только по узкой специализации. Согласно Федеральным государственным стандартам, до 50 процентов преподавателей в магистратуре – практики-производственники. Диплом магистра (как и бакалавра) признается во всех странах, присоединившихся к болонскому процессу.

КАК НЕ ЗАПУТАТЬСЯ В ДОКУМЕНТАХ

О порядке поступления в Казанский ГАУ газете «БИЗНЕС Online» рассказала ответственный секретарь приемной комиссии Казанского ГАУ Гузель Фассахова.

- Гузель Рафкатовна, поясните, какие документы необходимо подавать при поступлении в ваш университет?

- Все российские вузы утверждают правила поступления, опираясь на документ «Порядок приема граждан в образовательные учреждения ВПО». Для того чтобы подать заявление в высшее учебное заведение, необходимо иметь оригинал или копию паспорта и документа об образовании (многие абитуриенты приносят с собой страховое свидетельство, ИНН - это лишнее). Требовать другие документы незаконно, и если подобное происходит, рекомендую обратиться к секретарю приемной комиссии. Исключением могут быть лишь направления подготовки, по которым проводятся творческие или вступительные испытания, осуществляемые университетом самостоятельно. В этом случае в дополнение к вышеперечисленным документам необходимо также представить четыре фотографии… У абитуриентов, поступающих на целевые места, то есть по заявкам органов государственной власти или органов местного самоуправления, должен быть оригинал документа государственного образца об образовании… Конечно, существуют некоторые требования по документам для льготных категорий поступающих, но это уже другая тема.

Отмечу, что абитуриенты, поступающие на бюджетные места на общих основаниях, должны представить оригинал документа государственного образца об образовании в приемную комиссию до 4 августа. В противном случае он исключается из общего конкурса. Другими словами, если человек подал документы в несколько высших заведений, ему нужно сделать выбор.

- До какого числа можно подать документы?

- Крайний срок приема документов по очной форме во всех вузах один. Для выпускников этого года, поступающих по результатам ЕГЭ, – до 25 июля.

На заочное отделение по бюджетной форме обучения документы принимаются до 20 июля, по коммерческой форме – до 5 сентября, в магистратуру – по 5 августа.

- Кто имеет право на льготное поступление?

- Сейчас право на зачисление не по результатам ЕГЭ имеют победители всероссийских олимпиад по профилю подготовки, победители Олимпийских, Сурдолимпийских и Параолимпийских игр. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний зачисляются дети-инвалиды, инвалиды I - II групп, дети-сироты и другие люди, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на внеконкурсное поступление. Отмечу, что с этого года воспользоваться правом поступления без вступительных испытаний или вне конкурса они смогут, подав заявление только в один вуз и на одно направление подготовки.

- Бывает ли так, что дата прояснения окончательных результатов приема переносится?

- Для всех вузов установлены единые сроки зачисления. 30 июля должны быть изданы приказы о зачислении абитуриентов, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на поступление без вступительных испытаний, вне конкурса, а также людей, поступающих на места, выделенные для целевого приема. 5 августа издаются приказы о зачислении людей из списка рекомендованных приемной комиссией вуза к зачислению. Если остаются вакантные места после первого этапа зачисления, начинается второй этап. В таком случае приказ о зачислении абитуриентов, успешно прошедших вступительные испытания при приеме и представивших оригинал документа гособразца об образовании, издается 10 августа.

- Если абитуриент живет в сельской местности, есть ли у него возможность поступить в ваш вуз без ЕГЭ?

- Сейчас на базе нашего университета идет создание научно-образовательного кластера. На сегодня в районах действуют более 10 зональных учебных центров, включающих 9 аграрных техникумов и колледжей. Отучившись там, можно продолжить образование по профилю в нашем вузе по сокращенной программе обучения. Сдавать ЕГЭ в таком случае не требуется.

- Проясните: можно ли поступать в несколько вузов одновременно?

- С этого года количество попыток ограничено. Поступать можно не более чем в пять вузов и не больше чем на три направления в каждом. Речь идет не только о бюджетных формах, но и о коммерческом обучении. Поэтому рекомендуем абитуриентам подумать (лучше - еще до сдачи документов), где они желают учиться более всего… Уточню, что вся процедура подачи документов регистрируется в единой федеральной базе.

- Очень много вопросов о стоимости обучения…

- В этом году во всех государственных вузах вводится подушевая система финансирования. Ее устанавливает не вуз, а учредитель, исходя из реальных затрат на образование по конкретным направлениям. Учебное заведение не имеет права устанавливать стоимость коммерческого обучения ниже этой цифры.

Сегодня стоимость обучения по техническим специальностям превышает стоимость обучения по гуманитарным – это естественно... В нашем университете стоимость подготовки инженера в бакалавриате оценена в сумму от 50 до 65 тысяч рублей в год, в магистратуре  - в 72 - 77 тысяч рублей. Это почти в два раза выше, чем стоимость коммерческого обучения по инженерным специальностям в прошлом году. И одновременно это почти в два раза ниже, чем на аналогичные направления подготовки в вузах министерства образования. В то же время стоимость подготовки экономистов с введением подушевой системы финансирования практически не изменилась. Она составляет 44 тысячи 200 рублей в год (в прошлом году  - 40 тысяч).

Замечу, что количество бюджетных мест таково, что каждый, кто действительно хочет учиться, и в первую очередь на технических направлениях подготовки (инженер, агроном и т.д.), может поступить за счет бюджета, сохранив для своей семьи 200 - 300 тысяч рублей. В нашем вузе 560 бюджетных мест, из них 40 отведено для направления «экономика и менеджмент», остальные (более 90%) – для технических специальностей. Кстати, с введением подушевой системы финансирования студентам бюджетных мест становится понятно, сколько государство тратит на их обучение. Эти суммы – фактически доход, полученный ими за хорошую успеваемость.

- Что посоветуете сегодняшним абитуриентам?

- Поступающим советую использовать все возможности, предусмотренные законом, и подавать документы не на одно направление, даже если вы высоко оцениваете свои шансы, а в пять вузов и сразу на несколько факультетов. И главное – не тянуть с этим!

Рекомендую также не ориентироваться на прошлогодние проходные баллы – это сослужит вам плохую службу. Каждый год минобразования устанавливает разные пороговые значения по ЕГЭ. Единственное, на что необходимо обращать внимание, – это ранжированные списки вузов, в которых указывается ваше место в рейтинге абитуриентов, а также кто из других поступающих подал подлинники и копии документов.