НЕ ВИЖУ ПЕРСПЕКТИВ

На днях было подписано мое заявление об отставке. Плодотворно проработав в министерстве несколько лет, я хотел бы объяснить причины, побудившие меня написать заявление.

Ухожу я не потому, что мне сказали: «надо написать по собственному желанию». Ухожу я потому, что не вижу перспектив в работе в новом министерстве, потому что не вижу возможности продолжить то, над чем работал, потому что новый министр не имеет собственных системных взглядов на развитие ИТ в России и настроен скорее на пиар чем на продуктивную работу. Именно глубинные противоречия с Никифировым Н.А. (новый министр) в подходах к управлению отраслью, к методам реализации крупных проектов и побудили меня уйти из министерства, так как не хочу быть ассоциирован с деятельностью нового министерства.

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ

Итак, по порядку.

Первое. Через Твиттер не руководят отраслью - несмотря на то что я считаю себя достаточно прогрессивным и всячески использую современные методы управления. Обсуждая с новым министром методы управления я указывал ему на то что 18 тысяч фоловеров его аккаунта в Твиттере это не вся страна и мнение этих фоловеров не всегда может быть решающим. Не понял.

Я пришел в министерство и вообще на гослужбу из бизнеса, причем достаточно успешного и главным мотивом была интересная работа с уважаемыми людьми. Мне повезло - мной руководил Щёголев - человек намного умнее и развитее меня самого, им руководил Собянин - человек с огромным опытом руководства, а ими руководил Путин - как кто к нему ни относится для меня это безусловный лидер нации. В промежутке между Щёголевым и Путиным персонажи менялись был Володин - тоже показал себя как очень достойный человек и грамотный руководитель, был Вайно - очень рационально мыслящий и открытый на взаимодействие человек. Сейчас таких уравнения я составить не могу.

Второе. Самым большим достижением Минкомсвязи за прошедшие годы был запуск электронного правительства. Ведь до нас была "электронная россия" но люди, бизнес, граждане не видели результатов. В начале 2009 года я убеждал собянина и щёголева что самое главное это запуск единого портала госуслуг и создание нового механизма общения государства с обществом и единой точки этого общения. Эти поняли. Брыкались правда говорили что может важнее всё таки создать информ систему "Управление". Но то ли поездка в сингапур помогла то ли "дошли". вообщем запустили мы портал 15 декабря 2009 года. Три года еще не прошло. Как только было принято решение для меня стало ясно что портал должен быть не справочным столом, а предоставлять возможность не выходя из дома получать услуги. Для нашей страны это не мыслимо как это без чиновника можно что то получить? Не быть облаенным, не постояв в очереди? Мы поставили задачу перевода государственных услуг в электронный вид. Когда мы брались за это, эксперты говорили – это невозможно. Для перевода нужны десятилетия. Говорили только эксперты, потому что только эксперты понимали, о чем идет речь, что такое госуслуги в электронном виде. Сегодня о госуслугах говорят уже все, начиная от первых лиц страны, заканчивая людьми в автобусе. И это наша заслуга. Она кстати оценена и международным сообществом. Есть такой ооновский рейтинг - электронного правительства и мы там с 2010 по 2012 продвинулись с 59 на 27 место. Это кстати единственный признанный международный рейтинг по которому наша страна вообще на нормальных местах находится. Между прочим на заседаниях модного нынче "открытого правительства" старались всячески забыть про этот факт, а Никифоров уже когда был назначен, мне прямо сказал что он не знал про этот рейтинг. А Путин знал.

ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ IT

Другой новацией стала система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Уверяю вас, аналогов такой системы нет в мире. Тут мы исполнили мечту Никиты Сергеевича Хрущева - "догнали и перегнали". Кстати по моим оценкам, если Никифоров чего нибудь не начудит, то Россия только за счёт СМЭВа в упомянутом рейтинге ООН поднимется место на 15е. Почему это и что делает и дает гражданам СМЭВ? Она объединила разрозненные информационные системы ведомств в единый механизм - и теперь система налоговой службы знает, как обратиться в систему пенсионного фонда и получить оттуда всю необходимую информацию, а главное - не гонять человека по кабинетам. Мы придумали язык и научили на нем разговаривать 83 ведомства. С 1 октября 2011 года была введена электронная система взаимодействия среди федеральных органов исполнительной власти. Теперь гражданин, обращающийся в федеральный орган исполнительной власти за государственной услугой, должен только предоставить документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении и т.д.). Все остальные справки собирает само ведомство. Сегодня ежедневно через созданную нами систему проходит 3 млн. документов. То есть ежедневно 3 млн. человек избавлены от походов по ведомствам. Это достижение! Причем, чтобы ведомства не уклонялись от сбора справок за гражданина, мы ввели специальную норму закона ФЗ N 210, запрещающую требовать справки и информацию, которая уже находится в органах власти, у гражданина. С 1 июля 2012 года эта же норма введена в отношении регионов и муниципалитетов, где сосредоточено наибольшее количество государственных услуг.

Как нам удалось достичь хороших результатов за столь короткое время? За счет создания единой информационной системы, четко выстроенной вертикали управления и определения единственного исполнителя проекта - компании «Ростелеком». У сферы ИТ есть одна особенность. Если информационные системы создаются разными производителями, то даже в случае разработки по единым стандартам, эти системы не соединяются. Таков пример развития электронного правительства в США. Там существует электронный документооборот на уровне штатов, но не на федеральном уровне. Внедрение единой системы – единственная возможность создать работающую систему в масштабах всей страны, дотянуться до каждого муниципалитета. Ведь не важно где человек живет - в Новосибирске или Татарстане - он должен получить тот же уровень сервиса. Виноват ли гражданин в том что в Новосибирске сделана система лучше чем в Татарстане? Моё мнение - нет. Если нет, то система должна быть единая и объединяющая всю страну. Новый министр не хочет это понимать. Он настаивает на том, что единый исполнитель – это монополизм. Что деньги надо спускать на региональный уровень, и пусть регионы сами строят свои региональные и муниципальные системы. Это абсолютно популистская позиция, которая ничего, кроме вреда, стране не принесет. Ну еще деньги в регионах распилят. Получится так, что регионы начнут создавать собственные системы, предыдущая работа частично будет перечеркнута и создание единой информационной системы в масштабах всей страны отодвинется в будущее на неопределенный срок. А это путь к еще большей разрозненности регионов, дополнительным бюджетным тратам, снижению эффективности работы государства в сфере предоставления услуг населению, препятствие для развития электронной демократии. Я считаю, это неправильно и реализовывать эту политику не желаю.

ПОДДЕРЖИВАТЬ АМЕРИКАНСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Я НЕ ЖЕЛАЮ

Второй камень преткновения – отношение министра к созданию национальной программной платформы. В мире не так много стран, которые способны делать масштабные проекты в сфере ИТ. Это США, Китай, Россия, Индия. Нам нужно поддерживать и развивать своих программистов, свою индустрию. И свободное программное обеспечение в этом может очень помочь. Это не только вопрос поддержки отечественных программистов, это и вопрос информационной безопасности. Но новый министр считает развитие национальной программной платформы бесперспективной затеей. По его словам лучше не переводить госорганы на национальное программное обеспечение, а заключить с Microsoft договор, добиться больших скидок и на том успокоиться. Скажу как айтишник – это убьет свободное российское программирование. Люди, работающие сегодня над продуктами свободного программного обеспечения (СПО) – это во многом энтузиасты. Без поддержки со стороны государства эта и без того небольшая прослойка и вовсе размоется. Российская национальная программная платформа так и не будет создана. Америка поддерживает своих гигантов, а мы не можем поддержать свои компании, которые еле выдерживают с ними конкуренцию! Убивать российское СПО и поддерживать американских производителей я не желаю. И потому ухожу.
Куда ухожу и чем буду заниматься на новом месте? Скажу пока только, что будет создан специальный Фонд. Кроме того будет развиваться система видеонаблюдения за голосованием и подсчетом голосов на выборах в Российской Федерации. И в развитии этой системы я также буду принимать самое активное участие. Информация о Фонде и о развитии системы видеонаблюдения за выборами появится в ближайшее время.

О МАРДЕРЕ

Знаете, во мне с детства воспитали уважение к старшим. А новых руководителей, похоже, воспитывали иначе, и в армии из них никто не служил. Вот и относятся они к людям как к френдам в социальной сети: взял и удалил, расфрендил, вычеркнул из списка.

Наум Семенович - это человек, который имеет явные заслуги перед отраслью связи, некоторые из них отмечены, но многие как всегда... Это и прокладка связи на трассе Чита-хабаровск (а там, между прочим, даже электричества не было), и "расчистка" частот для "йоты" - читай для Дениса Свердлова (новый зам по связи), и либерилизация ввоза всяких радиочастотных устройств на таможне. В общем, многим запомнился.
У меня разница с ним в возрасте не аховая (у нового министра больше - почти тридцать лет), но я всегда относился к нему с уважением, отдавал дань управленческому и житейскому опыту, ну и, конечно, главное в нём - это профессионализм и знание отрасли связи. Причем прошел весь путь от рядового связиста. Отсюда и уважение коллег-связистов.

Когда мы с ним делали проект веб-выборы, именно он взвалил на себя самую трудную часть проекта - прокладку связи до участка, и не просто связи, а шпд. Гонял "как мальчик" по всей стране, работал без суббот и воскресений, собирал телеконференции - в общем я у него тоже многому поучился. Главное, наверное, - это умение работать с людьми, видеть в каждом человеке хорошее и на это хорошее опираться.
А тут приходит "Тимур и его команда"... Когда я уходил, я говорил Науму : "потерпи, всё равно профессионалы понадобятся, ведь ребята вообще в связи не рубят". Видать не смог, не выдержал. А я, кстати, вам пишу с Черного моря, как раз в районе Геленджика отдыхаю с детьми, так вот тут когда все затопило вообще связи не было. И что? Никифоров или его замы дернулись? Не дернулись. А между прочим когда Шушенская ГЭС рванула, Мардер был там на следующий день. И в Южной Осетии он был на второй день, когда там все началось в 2008 году. Так сказать, на броне наших танков туда приехал Наум Семенович. А знаете почему? Простое слово - «ответственность». Человек понимал, что от его действий или бездействия зависит судьба других людей: кто-то не отправит смс, кто-то потеряется. А у этих, какими бы вундеркиндами они не казались - жизненного опыта нет и чувства ответственности тоже.

МИНИСТРА ПОПРАВЯТ

К сожалению, вчера Николай Никифоров не ответил на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о его отношении к записям в блоге Массуха, заданный ему в Twitter. Однако своим мнением по поводу разногласий Массуха и Никифорова поделились эксперты.

Фарит Фазылзянов - экс-министр связи РТ:

- Я думаю, что Массух достаточно все адекватно описал в ЖЖ. С Ильей Массухом я знаком, приезжал он как-то к нам на экскурсию с Щеголевым. Хороший, грамотный специалист с системным подходом.
Что касается описанных разногласий, я бы не стал мешать технические вопросы с организационными, которые стоят на федеральном уровне. В принципе, Массух достаточно адекватно дал оценку себя и своей работы, с чем-то можно соглашаться, с чем-то - нет. Результаты говорят сами за себя. Но на сегодняшний день другие задачи стоят перед отраслью, поэтому, я думаю, в основном все будет посвящено приватизации. Об этом сказано и президентом России, и сам Никифоров высказывался на эту тему. Я думаю, что новую команду сформировали именно под решение этих вопросов.
Что касается возможного контракта с Microsoft, я за развитие отношений с обоими направлениями, альтернатива и конкуренция должна быть. Я, как один из родоначальников этой работы в России, считаю, что это хороший шанс возрождения отечественной софт-индустрии.

Дмитрий Комиссаров - генеральный директор «Пингвин Софтвэр» (российский разработчик Linux):

- На мой взгляд, сегментов должно быть два, должен быть федеральный сегмент, который работает с федеральными ведомствами и должен быть установлен централизованно, и у него должен быть стандартный набор интерфейсов для подключения регионов, потому что в части регионов есть особенности. На самом деле, должен быть микс – из централизованного федерального сегмента, у которого есть стандартные подключения, и соответственно, возможности подключения регионов.
Если говорить про национальный продукт, тут позиция достаточно проста: новый министр пока не разобрался в теме, поскольку он не имел отношения к информатизации всей страны, а Массух прав. Если Массух прав, и новый министр собирается заключить единое соглашение на все государство использовать на рабочих местах программное обеспечение от Microsoft, боюсь, что он просто не разбирается в теме. Потому что в эпоху, когда существует флейм, когда через Windows Update распространяются вирусы, это прямой путь к обеспечению зависимости всей страны от одного нероссийского производителя. Я думаю, в этом отношении министра поправят, и Госдума его поправит, и Совет федерации, и старшие товарищи в правительстве.