Суд удовлетворил ходатайство Садретдинова об освобождении его из-под стражи в связи с болезнью. Он был отпущен прямо в зале суда Суд удовлетворил ходатайство Садретдинова об освобождении его из-под стражи в связи с болезнью. Он был отпущен прямо в зале суда Фото: Мария Новикевич

Как «боролся» за свободу

В феврале 2022 года суд признал экс-главу Буинска и бывшего министра экологии РТ Агляма Садретдинова виновным в подстрекательстве к убийству помощника депутата Госдумы Рашида Садыкова. Садретдинову дали 8 лет колонии строгого режима, но в тюрьму он так и не отправился. Все дело в том, что в Приволжском суде рассматривается второе дело Садретдинова — по обвинению во взятках за выдачу земельных участков. По этим эпизодам его оправдали, но апелляция вернула дело на пересмотр из-за технических моментов. Поэтому все это время экс-чиновник продолжал оставаться в казанском СИЗО-1.

В октябре 2023 года Вахитовский суд начал рассматривать ходатайство Садретдинова о признании болезни причиной для освобождения от наказания. Тогда еще о заболеваниях экс-чиновника общественности было неизвестно. «Установлено, что Аглям Киямович страдает рядом заболеваний, в том числе онкологическим, которое называется „мышечная неврома“, в стадии 3Б. По заключению комиссии, нуждается в постоянном уходе, специализированном лечении в учреждениях онкологического профиля. По состоянию здоровья он не может содержаться в исправительных учреждениях», — зачитывал диагноз, поставленный комиссией уголовно-судебной системы ФСИН, адвокат осужденного Равиль Туктаров.

«Я четыре цикла химиотерапии прошел!»: Аглям Садретдинов попросился на волю, чтобы лечить лейкоз

«Я четыре цикла химиотерапии прошел. Сейчас пятый цикл назначен — на 6 ноября. Улучшений самочувствия нет», — обращался тогда к суду сам Садретдинов, который был даже не в состоянии встать с судебной скамьи. Ему 72 года.

Представитель прокуратуры запросил провести судебно-врачебную комиссию для выявления правильности установленного диагноза. Разрешение этого вопроса заняло у суда более четырех месяцев, само заседание откладывали свыше 6 раз. Сначала суд не мог дождаться готовности самой экспертизы, а в последний раз, когда все, казалось, было готово, Садретдинова и вовсе не смогли доставить в суд из-за проблем с конвоем. По случайному совпадению на заседание тогда не явился и специалист СИЗО-1, которого должны были допросить.


Болезнь выявили еще 15 лет назад

Сегодня все звезды наконец сошлись. За несколько минут до начала заседания конвой завел Садретдинова в стеклянный «аквариум». Экс-чиновник с трудом дошел до зала заседания, его лицо выражало беспокойство и обреченность. Он был одет в синий спортивный костюм и белую тюбетейку. Минуты до начала слушания он провел, уставившись куда-то в пол перед собой.

Судебное заседание началось с допроса Руслана Хафизова, начальника медицинской части СИЗО-1. Он рассказал, что в данный момент Садретдинов проходит лечение в отделении онкогематологии РКБ, где его состояние здоровья оценивается как средней степени тяжести.

Выяснилось, что для прохождения лечения экс-чиновника вывозят из СИЗО в больницу раз в месяц, начиная примерно с сентября 2023-го. Сроки лечения при этом, по словам специалиста, всегда колеблются: «Когда на четыре дня [вывозят], когда на 8 — зависит от назначения врача. В некоторых случаях приходится его на маленький срок вывозить, когда проблемы с конвоем». Сейчас, подчеркнул Хафизов, Садретдинов проходит 8-й курс химиотерапии.

Едва ли не самым острым стал вопрос прокурора о том, если ли необходимость в постоянном нахождении Садретдинова в лечебном учреждении. «На этот вопрос лучше лечащему врачу ответить, непосредственно по данному заболеванию. Возможно, ему необходимо длительное лечение», — отвечал специалист.

— В длительном лечении, получается, необходимости нет? — продолжал давить прокурор.

— Лечение ему, возможно, требуется дополнительно. Я не могу ответить на этот вопрос, — отбивался специалист.

«На момент, когда заболевание выявили, в 2009 году, у него была ремиссия, но, когда в систему [ФСИН] попал, началось прогрессирование», — рассказывал он о степени тяжести заболевания Садретдинова.

Отвечая на вопрос адвоката осужденного, Хафизов осветил и ключевую тему в решении вопроса об освобождении Садретдинова, — в СИЗО-1 нет ни специализированного оборудования для лечения онкозаболеваний, ни лицензии на осуществление такого лечения.

У самого осужденного вопросов к эксперту не нашлось, он лишь сухо прокомментировал свое самочувствие: «У меня осложнение — на почку перешла онкология…»

После этого федеральный судья Алмаз Мухаметшин наконец сообщил, что долгожданная всеми экспертиза подтвердила диагноз, изначально поставленный ФСИН.

В результате суд удалился в совещательную комнату всего на несколько минут, после чего вышел и постановил — ходатайство Садретдинова удовлетворить, от наказания по приговору от 2022 года освободить в связи с болезнью. Садретдинова отпустили из-под стражи прямо в зале суда: не стали дожидаться, пока пройдут отведенные на обжалование 15 суток и решение вступит в силу.

Оказавшись на свободе, экс-чиновник отказался от любых комментариев, отметив, что чувствует себя «очень плохо». А процедура оформления освобождения заняла у него еще нескольких часов, в течение которых его терпеливо ждали адвокат и сын.

Аглям Садретдинов провел в СИЗО больше 3,5 года (если точнее, 1 323 дня). 16 июля 2020-го его задержали по подозрению в подстрекательстве к убийству 20-летней давности, после чего суд постановил отправить его под стражуФото: Мария Новикевич

За что получил срок и сколько провел в СИЗО

Садретдинов провел в СИЗО больше 3,5 года (если точнее, 1 323 дня). 16 июля 2020-го его задержали по подозрению в подстрекательстве к убийству 20-летней давности, после чего суд постановил отправить его под стражу.

Экс-глава Буинска: «Мое содержание под стражей является пыткой, бесчеловечным обращением!»

За что судили Садретдинова? По версии следствия, с которой согласился суд, Садретдинов, будучи главой Буинска, с помощью «исполнителей» в 2003 году расправился со своим давним оппонентом — помощником депутата Госдумы РФ Садыковым. А началось все за пять лет до этого: в 1998-м, когда Садретдинов стал главой Буинска, у него случились «терки» с местным активистом Садыковым. Последний постоянно писал жалобы по разным поводам, после которых в администрацию приходили проверки. Например, в одной из жалоб Садыков указывал, что в период действия сухого закона во время посевной местному предпринимателю Маскуду Назмиеву разрешили-таки продавать спиртное. Активист полагал, что разрешение Назмиеву дал лично Садретдинов — они якобы были друзьями.

В 2002-м, по версии силовиков, у Садретдинова лопнуло терпение и он решил устранить Садыкова. Для этого обратился к Назмиеву, у которого были связи с членами ОПГ «Квартала». «В качестве вознаграждения за организацию убийства Садыкова после его совершения [Садретдинов] обязался оказывать Назмиеву содействие и покровительство в его предпринимательской деятельности», — так описывало обвинение «просьбу» экс-главы Буинска. Стоимость «заказа» он оценил в 180 тыс. рублей.

По версии следствия, с которой согласился суд, Садретдинов, будучи главой Буинска, с помощью исполнителей в 2003 году расправился со своим давним оппонентом — помощником депутата Госдумы РФ СадыковымФото предоставлено источником

Назмиев передал «просьбу» члену ОПГ «27-й квартал» Динару Галимжанову, а тот взял с собой на дело другого «Кварталовского», Виталия Токинова. В июле 2003 года они приехали на «ВАЗе» к дому Садыкова, оставили машину, вооружились двумя пистолетами 9-го калибра с глушителями и убили активиста, выпустив в него не меньше пяти пуль. Садыков умер на месте. Деньги за «заказ» Назмиев якобы передал в течение недели в районе авторынка на улице Фатыха Амирхана в Казани. Действия Садретдинова обвинение квалифицировало по ч. 4 ст. 33, п. ж, з ч. 2 ст. 105 УК РФ. Ему могло грозить наказание вплоть до пожизненного.

В ноябре 2009 года Токинов написал явку с повинной. Тогда под подозрение в заказе убийства попал и Садретдинов, который к тому времени стал министром экологии Татарстана. Назмиева осудили за подстрекательство к убийству на 4,5 года, а Токинов получил 9 лет колонии. А вот в отношении Садретдинова дело прекратили за отсутствием состава преступления.

Сам Садретдинов свою вину не признает. «Я эти преступления никогда не совершал! Это все ложь и клевета многократно осужденного мошенника [Маскуда] Назмиева (главный свидетель по делуприм. ред.), чтобы отвести от себя роль организатора преступлений», — говорил он журналистам. Важная деталь: Назмиев давал показания на Садретдинова, когда сам находился в колонии — уже по другому преступлению. Все время, пока шел процесс, Садретдинов просил выпустить его из СИЗО, аргументируя это тем, что его подводит здоровье — возраст-то уж не маленький.

«Противоречия в показаниях объясняются давностью»: за что Агляму Садретдинову дали 8 лет колонии

И все же в июле 2021-го экс-глава Буинска пошел под суд. К основной статье ему добавили еще несколько взяток: по версии следствия и обвинения, с 2001 по 2006 год он получил 700 тыс. рублей за содействие в получении земель и объектов недвижимости, и все — через Назмиева.

После года судебного следствия суд пришел к выводу, что Садретдинов виновен в подстрекательстве к убийству Садыкова, и приговорил бывшего чиновника к 8 годам колонии строгого режима. И это несмотря на то, что на протяжении всего процесса адвокаты Агляма Киямовича указывали, что дело в отношении него возобновили незаконно. А вот по взяткам Садретдинова оправдали: в этом случае суд посчитал, что дела возбуждены незаконно — после истечения сроков давности.

Вдова Рашида Садыкова Рузина Валеевна и сын Реналь СадыковФото: «БИЗНЕС Online»

С приговором не согласился ни Садретдинов, ни прокуратура, ни потерпевшие — сын убитого активиста Реналь Садыков участвовал в процессе и просил для Садретдинова самого строгого наказания. В итоге Верховный суд РТ согласился с тем сроком, который назначили фигуранту за подстрекательство, но не согласился с оправданием за взятки. А потому дело «разделилось»: приговор за подстрекательство к убийству вступил в законную силу, а вот дело по взяткам направили на новое рассмотрение в Приволжский суд. Процесс по нему идет с сентября 2022 года.