Напомним, на прошедшем в конце минувшей недели в ТПП круглом столе представители бизнеса наружной рекламы Казани высказывали серьезные опасения за свою дальнейшую судьбу. Как в связи с тем, что будут проводиться торги, а не конкурс, так и по поводу выбора для проведения аукциона электронной площадки. По словам участников рынка, их пугает возможность технических сбоев, не нравится идея торговаться «вслепую», а в довершение всех бед обучение на площадке ЭТИС нужно проходить полтора-два месяца!

Сегодня глава агентства по госзаказу Яков Геллер в интервью kzn.ru развеял все мифы по этому поводу и раскрыл подробности предстоящего аукциона. По его словам, электронный аукцион обеспечит соблюдение всех пяти признаков совершенной конкуренции, о которых 300 лет назад говорил Адам Смит. Это абсолютная информированность заказчика о ценовых предложениях на рынке; невозможность сговора поставщиков между собой; невозможность сговора заказчика и поставщика; возможность фирм свободно войти в рынок.

- Несколько месяцев назад мы поддержали предложение мэрии провести на нашей площадке электронный аукцион на размещение рекламных конструкций, - рассказал Геллер. - Это правильный выбор. Электронная площадка – инструмент соблюдения модели государственной помощи бизнесу. Как известно, варианта здесь всего два – предоставление льгот, преференций - и обеспечение равного доступа к закупкам и продажам. Казанский исполком применил вторую форму. Любой, кто зарегистрируется на сайте электронной площадки и внесет задаток, сможет принять участие в аукционе, соответственно, соблюдается принцип равного доступа.

- Местные игроки опасаются, что в этом случае им придется уступить рынок федеральным компаниям…

- Я хорошо понимаю опасения рекламных фирм: если в торгах будут участвовать игроки, способные выложить «чемодан денег», то тому, кто придет с «кошельком», будет трудно победить. Но мне кажется, исполкому Казани, как инициатору торгов, должно быть все равно, где прописан конкретный «рекламщик». Бюджету нужны деньги, а реклама - очень рентабельный бизнес, фактически «деньги из воздуха». Если только бизнесмены - не инвалиды или другие социально незащищенные группы: вот им необходимо предоставлять льготы.

А так – бери кредиты, кооптируйся, создавай тресты… Если хочешь выжить на этом рынке, есть много способов капитализировать бизнес.

- Стартовая цена на размещение одной сетевой конструкции составляет 150 тысяч рублей. На сколько она может вырасти?

- Электронные торги на рекламу мы проводим впервые: в России такого не было. Когда проводили торги на имущество, цена могла возрасти в 10 раз – имущество, оцененное в миллион, продавали за 10 миллионов и бюджет получал дополнительно 9 миллионов.

Что касается рекламы, пока трудно судить. Если рекламные компании купят места дорого, то чтобы повысить прибыльность, должны будут удешевить свой труд или создать что-то новое. Возможно в городе появится такая реклама, которая будет по сути дешевой, но при этом эффективнее существующей сегодня. Как известно, инновации появляются в условиях конкуренции.

- В чем принципиальное преимущество электронных торгов перед традиционными, «с молотка»?

- На видеотрансляциях с обычных аукционов мы видим лишь то, что видит оператор, а на электронных торгах можем увидеть на экране то, что происходит в данный момент. И если будет какое-то нарушение, то оно будет видно всем - от Москвы до самых окраин. Это называется публичный контроль... На электронных торгах невозможно субъективное вмешательство. В результате, согласно заданным условиям, победит сильнейший.

«Я ГОТОВ НА СПОР ЗА ПОЛТОРА ЧАСА ОБУЧИТЬ ЛЮБОГО РАБОТЕ НА ПЛОЩАДКЕ»

- Чем отличаются требования к участникам «рекламных» торгов от стандартных аукционов на закупки по госзаказу?

- Торги будут проходить на сравнительно новой площадке, созданной в прошлом году специально для коммерческих организаций. Процедура стандартная за одним исключением: подтверждение допуска к участию в аукционе производит не электронная площадка, а управление наружной рекламы и информации исполкома Казани.

В общем случае человек, который приобрел электронно-цифровую подпись (ЭЦП) и прошел аккредитацию на площадке, считается участником торгов. В данном случае до аккредитации на площадке, он должен быть допущен к торгам подразделением исполкома. Так, управление наружной рекламы и информации будет проверять, нет ли у компании задолженностей по налогам, а также по договорам с городом на право размещения рекламных конструкций.

Конечно, из-за этого не выполняется важное условие идеальной модели электронного аукциона – анонимность, необходимое для того, чтобы организаторы не знали участников и не имели возможность координировать их действия, и чтобы участники не знали друг друга. Мне это не очень нравится. Но я надеюсь, желание победить на торгах не позволит рекламным компаниям войти в сговор.

Сейчас мы думаем над тем, как транслировать визуализацию этих торгов. Среди рассматриваемых вариантов – задействовать все видеоэкраны в IT-парке, в министерстве экономики РТ. А если будет много участников, может быть, и экран на Центральном стадионе. Я читал комментарии на форумах по поводу проведения торгов по рекламе: многие не верят в честную процедуру аукциона. Но и при демонстрации первого автомобиля люди думали, с какой стороны к нему пристегивать лошадь. Поэтому визуализация нужна.

- Работа в системе электронных закупок требует определенной технической подготовки. Сколько времени необходимо, чтобы научиться работать в этой системе?

- Именно по этой причине некоторые участники рекламного рынка негативно высказывались об электронной площадке. Я позвонил одному из них и на спор обещал за полтора часа научить работать в системе любого сотрудника компании, умеющего выключать компьютер. Именно выключать - потому что включить компьютер сможет каждый, а закрыть программы, снять носитель, обезвредить его от вирусов и прочее – для этого нужна определенная квалификация. Кроме того, помимо различных семинаров и центров обучения территориальных органов в агентстве есть талантливый педагог, который сможет обучить работе в системе кого угодно, вне зависимости от навыков работы с компьютером.

ЛУЧШЕ ИМЕТЬ ДЛЯ ТОРГОВ ТАКОЕ МЕСТО, О КОТОРОМ НИКТО НЕ ЗНАЕТ…

- Участники рекламного рынка опасаются технических сбоев системы. Каков алгоритм действия участника в таком случае?

- И «Челленджеры» взрываются на старте!.. Но с 2009 года было всего два случая массовой хакерской атаки, когда наша система безопасности не выдерживала и мы прекращали торги. Не думаю, что на торгах по рекламе можно ожидать хакерскую атаку, все пройдет штатно.

Тем не менее, я бы рекомендовал участникам торгов иметь запасное рабочее место в другом районе Казани - а лучше такое, чтобы о нем никто не знал. Может произойти некий сбой в интернете или просто перебои с электричеством. Или же конкуренты отрежут в офисе интернет-кабель - а это самый простой способ «убить конкурента». Как говорил Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист, если ему пообещать 300 процентов прибыли. В любом случае, если кто-то обеспокоен такой возможностью, можно работать на торгах здесь - в агентстве есть Wi-Fi.

- Скажутся ли торги по рекламному рынку на росте востребованности этой технологии в других сферах?

- У нас до сих пор во многих отраслях действует «заговор лионских ткачей», которые разбивали первые паровые машины, опасаясь, что они заменят ручной труд. Современные «лионские ткачи» проводят с ручным молотком конвертные конкурсы и выступают против электронных торгов.

Любое дело решает совокупность инструмента и навыков. Если у меня нет скрипки, как я покажу виртуозную игру? И с другой стороны, если бы она у меня была, то кроме кошачьего концерта вы бы ничего не услышали, потому что я не умею играть. Мы создали инструмент для бизнеса и власти, для экономики, теперь должны учиться играть на нем. Правительство приняло жесткие меры, заставив с 1 января 2011 года все государственные закупки проводить на электронных торгах. Сколько было крику: у нас нет компьютеров, интернета, мы не умеем!.. Научились.

Мэр Казани Ильсур Метшин, как передовой управленец, принял великолепное решение, призвав воспользоваться этим инструментом. Думаю, мэры других городов смогут перенять этот опыт. Любую проблему решают либо административно, либо модой. 10 - 15 лет назад все ходили в синих лосинах, сейчас синие лосины вас может принудить надеть только дресс-код. Мэр Казани действует через административное воздействие, которое должно превратиться в моду. Через некоторое время покупать места под рекламу не на электронных торгах будет так же неприлично, как носить синие лосины.