НЕФТЬ ДЕШЕВЕЕТ, А БЕНЗИН ДОРОЖАЕТ

Отметим, что буквально за короткое время нефтяные котировки потеряли 10,8% - с $120 за баррель (на 30 апреля) до $107 за баррель (на 30 мая). Что не помешало ценам на бензин продолжить восходящую динамику. Так, за май в среднем по РФ цены на бензин подросли на 1,4%, а за год - на 7,2%.

Еще один интересный момент – индекс цен производителей на бензин снизился за год на 6,2%. Но индекс потребительских цен на бензин вырос на 7,2%. Возникает вопрос: такая сильная инфляция издержек у компаний, торгующих в розницу моторным топливом, или банальное стремление повысить маржу?

Одной из причин роста цен на бензин может выступить желание холдингов, включающих добычу, переработку нефти и розничную реализацию моторного топлива, компенсировать потери от снижения мировых цен на нефть.

Интересно, что цена на бензин марки АИ-95 постоянно стремится к отметке $1 за литр. Поэтому при снижении стоимости российской валюты цены на топливо начинают плавно подтягиваться к новому уровню. Так, 29 июня на бирже предлагали 32,4 рублей за доллар, т.е. при сохранении таких котировок в течение нескольких месяцев, мы неизбежно увидим данный ценник на АЗС Татарстана.

==table76==

*данные Росстата

Заметим, что объемы добычи нефти, включая газовый конденсат, за год остались неизменными. Хотя в мае 2012 года получено на 3,3% меньше объема бензина, чем 12 месяцев назад. Данный фактор может оказать объективное влияние на незначительное повышение цен на моторное топливо.

==table77==

*данные Росстата

ТАТАРСТАН ОБОШЕЛ МОСКОВСКУЮ ОБЛАСТЬ?

Как ни удивительно, но средние цены на бензин в нашей республике, согласно подсчетам Росстата, оказались несколько выше средних по стране. Здесь регион «третьей столицы России» обошел даже Московскую область.

Отметим ради справедливости, что непрозрачным моментом выступает расчет средней цены на «бензин автомобильный» Росстатом, так как в отдельности каждый вид топлива (от АИ-76 до ДТ) в РТ стоит дешевле, чем, к примеру, в Московской области. Но, «за что купили - за то и продаем».

Интересно, что у других областей, входящих в ПФО цены на бензин также оказались ниже, чем в Татарстане, несмотря на наличие у нас собственной нефтедобычи и нефтепереработки.

Заметим также, что в нашей республике есть, к примеру, замечательный завод ТАИФ-НК, который удостоен многочисленных наград за качество бензинов и дизельного топлива. За 2011 год произведено 583 тыс. тонн бензинов и 1,91 млн. тонн высококачественного дизельного топлива.

==table78==

*данные Росстата

Подчеркнем, что в качестве существенного фактора обуславливающего повышенные издержки производства, транспортировки и реализации нефтепродуктов, можно рассмотреть уровень заработных плат. Так, Татарстан по данным за январь 2012 года обходит своих соседей по ПФО. Например, в той же Самарской области начислено в среднем 18,5 тыс. рублей, что на 8,6% меньше в сравнении с нашей республикой. Такой взаимосвязью можно объяснить повышенный уровень цен на топливо в РТ. Но есть данные по заработным платам в Московской области и в среднем по РФ. С учетом этих данных бензин в Московском регионе и в среднем по РФ должен стоить гораздо дороже, чем в Татарстане.

Дополнительно можно рассмотреть, что конкуренция в московском регионе выше, что обуславливает в среднем более низкие цены на топливо. Но в таком случае придется поставить под сомнение эффективность работы ФАС в Ленинградской области, где конкуренция также должна быть выше, чем в Татарстане.

Средняя заработная плата по регионам

==table79==

БОРЬБА ЗА ЭКОЛОГИЮ ИЛИ ЛОББИ ПРОДВИНУТЫХ ЗАВОДОВ?

Отметим, что с 1 июля 2012 года начали действовать новые акцизы на топливо.

Самое важное: повышение акцизов коснулось только низкокачественного топлива. Ставка акциза на автомобильный бензин классом ниже Евро-3 с 1 июля поднимается примерно на 6% - до 8225 рублей за тонну, акциз на Евро-3 увеличивается на 7% - до 7882 рублей за тонну. То же касается и дизельного топлива - акциз на дизель ниже класса Евро-3 растет на 5%, до 4300 рублей, на Евро-3 - увеличивается на 13% и сравнивается со ставкой более низких классов.

график-1.jpg

 Ставки акцизов на моторное топливо с 1 июля 2012 года,
рублей за тонну

Акцизы на моторное топливо Евро-5 довольно существенно снижаются по сравнению с уровнем, который действовал с 1 января: по бензину ставка упадет на четверть - до 5143 рублей за тонну, по дизельному топливу - уменьшится на 17%, до 2962 рублей за тонну.

Что же касается бензина класса Евро-4, то ставки остались неизменными, и составляют соответственно 6,82 тыс. рублей и 3,56 тыс. рублей.

Таким образом, самое сильное повышение пришлось на топливо стандарта Евро-3, которое фактически уравняли с продуктами классами ниже.

Любопытно, что в выигрыше будут те нефтяные компании, которые в скором времени перейдут на выпуск топлива Евро-5: акциз на этот вид бензин снизился на четверть - до 5143 рублей за тонну, по дизельному топливу - уменьшился на 17% - до 2962 рублей за тонну.

график-2.jpg

Прирост ставок акцизов моторного топлива
1 июля к 1 января 2012, %

Разумеется, на ценах АЗС это отразится вряд ли, так как сработает эффект маховика: цены повышаются поставщиками легко, но практически не снижаются.

Заметим, что главный бенефициар такой структуры акциза – «Лукойл»: руководство крупнейшей частной нефтяной компании РФ объявило о том, что с 1 июля 2012 года все принадлежащие ему заводы прекратят выпуск топлива Евро-4 и целиком перейдут на производство более экологичного бензина. На сегодняшний день бензин стандарта Евро-5 также производят «Башнефть», «Газпромнефть» и Рязанский нефтеперерабатывающий завод, входящий в группу ТНК-ВР.

ТАИФ-НК В ТРЕНДЕ

Отметим, что на ТАИФ-НК с 2008 года завод автобензинов (основу которого составляет установка каталитического крекинга) производит исключительно бензин, по своим параметрам соответствующий требованиям стандарта Евро-4.

С 26 июля 2012 года в результате модернизации установки гидроочистки предприятие начало отгрузку дизельного топлива экологического стандарта Евро-5. Одновременно здесь была проведена модернизация оборудования фирмой Shell Global Solution.

Что касается возможного снижения цен на АЗС от ТАИФ-НК - это маловероятное событие. Напомним, что еще весной 2009 года конкуренты открыто обвинили компанию в демпинге. Растущее недовольство других игроков вылилось в то, что в марте 2009 года тогда еще премьер-министр РТ Рустам Минниханов предложил компании повысить розничные цены на собственных заправках и снизить оптовые цены для республиканских АЗС до уровня уфимских НПЗ.

Заметим, что комплекс заводов "ТАНЕКО" вступит в игру на рынке моторного топлива только в 2013 году, когда будет завершено строительство установки гидрокрекинга и стартует производство дизельного топлива стандарта Евро-5.