Накануне вечером состоялось собрание акционеров ОАО «КАМАЗ», на котором были озвучены итоги работы компании и планы на 2012 год. По словам гендиректора автогиганта Сергея Когогина, отчетный 2011 год оказался годом «уверенного экономического роста и стабилизации». Автомобильный рынок РФ в сегменте грузовых автомобилей 14 - 40 тонн вырос на 70%. Общий объем продаж составил 100 тысяч грузовиков, что говорит о «позитивном экономическом тренде». Бизнес снова стал инвестировать в основные фонды. Дважды в течение года пересматривался план продаж ОАО «КАМАЗ» в сторону увеличения. В итоге продано 45 тысяч машин, что на 40% больше, чем годом ранее, и на 18% больше, чем планировалось в бизнес-плане. КАМАЗ восстановил свои позиции, и вышел на докризисные объемы производства.

По его словам, значительный рост объема продаж стал причиной рекордного роста показателя выручки – она достигла 107 млрд. рублей (на 45% больше, чем в 2010 году, и на 10% больше, чем в 2008). Взрывной рост российского рынка потребовал от компании резкого наращивания объема производства. В последнем квартале КАМАЗ достиг производственного темпа в 240 автомобилей в сутки. Кроме того, несмотря на рост налогов на фонд оплаты труда, Когогин отметил, что в 2011 году («в связи с ростом объемов производства») компания неоднократно поднимала зарплату коллективу.

DSCN3629-2.jpg
Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов не особо надеется на поддержку автопрома со стороны российского правительства при вступлении России в ВТО: «Мы должны быть полностью готовы к успешной конкуренции с иностранными производителями»

РОСТ АВТОРЫНКА В 2012 ЗАМЕДЛИЛСЯ

Однако, несмотря на то что показатели доходности, заложенные в бизнес-плане, были выполнены в полном объеме, а чистая прибыль консолидированной отчетности по МСФО достигла почти 2 млрд. рублей, результат нельзя считать до конца удовлетворительным, признал глава автогиганта. Причина в резком росте цен на металл в начале 2011 года – а металл, отметил Когогин, составляет до 30% себестоимости производства грузовиков. Это оказало значительное негативное влияние на рентабельности продаж.

Перекрыть рост затрат КАМАЗу удалось лишь за счет наращивания объема и увеличения цен на продукцию. В этом году, увы, уже не все так благополучно. По словам Сергея Когогина, в 2012 году рост рынка замедлился, и возможностей по наращиванию объемов у компании стало меньше. Сегодня основная задача КАМАЗа – «сократить издержки, оптимизировать процесс, добиться снижения себестоимости продукции».

КАМАЗ СОБИРАЕТСЯ УДВОИТЬ ПРИБЫЛЬ В ЭТОМ ГОДУ

Отметим, что КАМАЗ действительно впервые за последние годы добился положительной прибыли. По данным главного бухгалтера ОАО «КАМАЗ» Андрея Максимова, за 2011 год компанией было реализовано продукции на сумму 105 млрд. рублей, что на 32 млрд. (33%) больше, чем в 2010 году. Валюта бухгалтерского баланса увеличилась в 2011 году на 4 млрд. рублей – составив 84 млрд. рублей на конец года. Основной причиной увеличения активов стал рост запасов на 4,1 млрд. рублей. На изменение структуры пассивов повлияли авансы, прирост которых в конце года составил 3,5 млрд. рублей, и увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками на 2,7 млрд. рублей.

Наряду с этим на КАМАЗе отмечают снижение задолженности по заемным средствам на конец 2011 года – на 2,5 млрд. рублей. В итоге чистые активы КАМАЗа увеличились на 164 млн. рублей до 42 млрд. По результатам 2010 года был получен убыток в сумме 1,8 млрд.рублей, объяснил Максимов, по результатам отчетного года рентабельность продаж составила 1,4%. Прибыль от продаж составила 1,4 млрд.рублей. Начисленные проценты за пользование кредитами составили 1,2 млрд. рублей.

В 2012 году ОАО «КАМАЗ» собирается получить консолидированную выручку от продажи товаров, продукции и услуг на сумму не менее 123,5 млрд. рублей. Реализовать 48,6 тыс. грузовых автомобилей, в том числе 42 тыс. на российском рынке. Кроме того, компания ожидает получить чистую прибыль в размере 3,5 млрд. рублей (таким образом, увеличив ее почти в два раза), а также осуществить инвестиционную программу в размере 4,6 млрд. рублей.

«ЭТИ ЦИФРЫ Я ВЗЯЛ ИЗ «БИЗНЕС ONLINE», СКАЖИТЕ, ЧТО Я СОВРАЛ?»

Впрочем, несмотря на прибыль 2011 года, КАМАЗ в очередной раз отказался выплачивать дивиденды акционерам. По словам Когогина, прибыли все равно недостаточно для выплаты – «возможные почтовые расходы превысят размер прибыли». Тем не менее, компания не отказалась от выплат вознаграждений членам совета директоров, однако гендиректор ОАО «КАМАЗ» не стал озвучивать сумму, которая пойдет на эти цели. На вопрос присутствовавшего на собрании акционеров депутата челнинского горсовета Сергея Еретнова, не аморально ли выделять на вознаграждения 161 млн. рублей («эти цифры я взял из публикации в газете «БИЗНЕС Online», если они не верные, скажите, что я соврал?!»), Когогин отвечать не стал.

Когда же депутат заметил, что после расчетов с цифрой, взятой им из газеты «БИЗНЕС Online», у него, Еретнова, получилось, что каждый член совета директоров ОАО «КАМАЗ» получит по 700 тыс. рублей («что в 30 раз превышает средний уровень зарплаты на автогиганте!»), Когогин заметил, что информация Еретнова «не соответствует действительности». Однако точную цифру суммы вознаграждений опять же называть не стал.

После того как выпады Еретнова сорвали аплодисменты акционеров в зале, за Когогина и решение совета директоров вынуждены были вступиться соседи гендиректора автогиганта по президиуму – глава госкорпорации «Ростехнологии» и президент Татарстана.

КАК МИННИХАНОВ И ЧЕМЕЗОВ ПОДДЕРЖАЛИ НЕВЫПЛАТУ ДИВИДЕНДОВ

Присутствовавший на собрании акционеров президент Татарстана Рустам Минниханов согласился с нетерпением и желанием акционеров получить дивиденды, но обратил их внимание и на «те усилия, которые были приложены руководством компании в прошлом году», в результате которых, считает он, были сохранены показатели и доли рынка КАМАЗа. Тем более что в последние годы судьба КАМАЗа «несколько раз была на грани, а бизнес автомобильный – он сложный». Кроме того, президент Татарстана назвал очень важным сотрудничество с РЖД, Роснефтью, Газпромом, Татнефтью с другими российскими компаниями. В рамках этого сотрудничества, по информации Рустама Минниханова, КАМАЗу удалось реализовать грузовиков на сумму 3 млрд. рублей.

Глава госкорпорации «Ростехнологии» (основной акционер КАМАЗа – владеет 49% акций) Сергей Чемезов, в свою очередь, также поддержал решение совета директоров о невыплате дивидендов. Он считает, что эти средства необходимы для дальнейшего развития предприятия. «Они небольшие, конечно, но очень необходимы для развития компании с учетом угроз, в том числе, с учетом вступления России в ВТО», - объяснил он.

По словам Чемезова, после вступления России в ВТО резкое снижение пошлин на подержанные иномарки приведет не только к резкому снижению производства отечественных автомобилей, но и станет серьезным ударом по экологии городов («и расплачиваться за это будем мы – российские налогоплательщики!». При этом Чемезов не особо надеется на комплекс мер российского правительства по поддержке отечественного автопрома при вступлении России в ВТО. Для достижения стратегических целей компании помощь государства, безусловно, важна, заметил он, но нельзя рассчитывать, что она будет бесконечной – и посоветовал компании «опираться на собственные силы». Чемезов порекомендовал продолжить модернизацию производства, реструктуризацию бизнеса и обновление модельного ряда. «Мы должны быть полностью готовы к успешной конкуренции с иностранными производителями», - предупредил он.

DSCN3611-3.jpg
«Mерседес-Бенц» предоставит КАМАЗу технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовиков, которые будут устанавливать на автомобили нового поколения

НЕМЕЦКАЯ КАБИНА НА СТО МИЛЛИОНОВ

Сразу после собрания акционеров ОАО «КАМАЗ» состоялось подписание лицензионного соглашения с компанией Daimler, в соответствии с которым компании углубляют свое стратегическое сотрудничество, начатое в 2008 году – конкретно, в области производства кабин. По соглашению «Mерседес-Бенц» предоставит «КАМАЗу» технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на автомобили нового поколения. Основой для данного соглашения стало соглашение о намерениях между «Даймлер Тракс» и КАМАЗом, подписанное в 2011 году. Когогин заявил, что соглашение предусматривает передачу КАМАЗу компанией «Mерседес-Бенц» нескольких прототипов кабин уже в этом году. Постепенно должна произойти локализация производства. На первом этапе, по словам Когогина, объем инвестиций составит 7 млн. евро. Второй этап предполагает еще 12 млн. На третьем и четвертом этапах объем инвестиций превысит 100 миллионов. Пока, впрочем, КАМАЗ рассчитывает на производство 20 тыс. кабин в год. К 2018 году, заверил гендиректор автогиганта, «штамповку кабин» планируют полностью перевести на челнинские мощности.

Напомним, стратегическое партнерство между «Даймлер Тракс» и КАМАЗом началось с создания двух СП «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в 2010 году. После того как в июне 2010 года было подписано соглашение об увеличении участия «Даймлер АГ», доля «Даймлера» в КАМАЗе совместно с Европейском банком реконструкции и развития выросла до 15%. Однако, как известно, немцы на этой доле останавливаться не намерены, и периодически становится известно о том, на какой пакет акций КАМАЗа «Даймлер» может расчитывать (последняя цифра – 40%). Однако на данном этапе, в очередной раз заявил Чемезов, «переговоры лишь ведутся, пока они не завершены». Представитель же «Даймлера» Губертус Троска, присутствовавший на пресс-конференции, заявил, что его компания заинтересована в дальнейшем увеличении доли присутствия в КАМАЗе, однако конкретных результатов переговоров также не назвал.

DSCN3623-1.jpg
Когогин не стал давать свой прогноз развития экономической ситуации в стране. Зато КАМАЗ, заверил он, умеет очень быстро реагировать и делать все, чтобы этой самой экономической ситуации соответствовать

СЕРГЕЙ КОГОГИН: «МЫ НЕ МОЖЕМ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РОСКОШЬ 2008 ГОДА»

Кроме того, Когогин на пресс-конференции после собрания акционеров поделился с журналистами прогнозами успешного бизнеса КАМАЗа по крайней мере в этом году. По его словам, начало 2012 было благоприятным («мы заработали за один квартал 2012 года больше, чем за весь прошлый год», но уже второй квартал был гораздо хуже.

- Мы понимаем, что не можем позволить себе роскошь 2008 года, когда мы закончили его с большими остатками, и в период кризиса получили большие проблемы, доставшиеся нам недешево. Сегодня наша дилерская сеть работает с точным соответствием бизнес-плана, с небольшим превышением. У нас был темп в 240 авто в месяц, и это позволяло нам сделать гораздо больше, чем записано было в бизнес-плане, но состояние рынка не соответствует завышенным ожиданиям, и сегодня мы идем просто по бизнес-плану. Конвейер при таком темпе вынужден периодически останавливаться, - объяснил он свои опасения.

Впрочем, дополнительных к уже существующим антикризисным мерам, КАМАЗ реализовывать пока не планирует. Когогин напомнил, что в апреле на совете директоров компании утвердили программу реструктуризации, которая позволит КАМАЗу добиться хороших финансовых результатов: «Можно сколько угодно рассуждать, как хорошо мы работаем, но вот у нашего коллеги (Губертус Троска - член правления «Даймлер Тракс», участвовавший в собрании акционеров- ред.) 8 мегаватт в час тратится на один автомобиль, а у нас 45! Мы убираем литейное производство, которое фактически дает 50 процентов затрат – 24 мегаватт на один автомобиль – и все равно разница оказывается колоссальной! И соответствующие мероприятия по сокращению затрат мы уже предпринимаем».

Когогин не стал давать свой прогноз развития экономической ситуации в стране, сославшись на то, что даже «самые известные в мире прогнозисты и ученые ошибаются». Зато КАМАЗ, заверил он, умеет очень быстро реагировать и делать все, чтобы этой самой экономической ситуации соответствовать. При этом, по словам Когогина, КАМАЗ оказался «единственным в стране, закончившем 2008 год с прибылью» - по той простой причине, что «все вовремя сделали тогда», однако это обошлось компании очень дорого. Пока, впрочем, дилерская сеть и государственные и экспортные контракты должны позволить КАМАЗу исполнить бизнес-план этого года.