ТАТАРСТАН: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД

Сегодня на комитете Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов сообщил депутатам о начале работы над программой социально-экономического развития Татарстана до 2030 года.

460-5.jpg
Мидхат Шагиахметов рассказал, что в разработке программы социально-экономического развития РТ будут принимать участие «достаточно известные организации»

«У нас уже есть немало программ и документов, так или иначе направленных на стратегическое развитие республики до 2020 года, тридцатых годов. Новая программа будет комплексной и системной», - пояснил газете «БИЗНЕС Online» Шагиахметов.

Отличительная особенность программы в том, что она будет содержать не только анализ ситуации в России, но и видение европейских, мировых рынков с учетом их основных трендов развития. При этом министр отметил, что сегодня ни один экономист не сможет точно утверждать, что произойдет в Европе хотя бы через год, поэтому программа разрабатывается исходя из существующих в настоящее время тенденций.

Какие параметры будут заложены в программу, министр не уточнил. «Данный вопрос сейчас обсуждается, есть разные точки зрения. Когда мы придем к согласованному мнению, утвердим концепцию и техзадание (в ближайшие два месяца прим. авт.) у руководства республики, тогда сможем говорить о конкретных вещах», - пояснил министр.

Также он сообщил нашему изданию, что в разработке программы будут принимать участие «достаточно известные организации». «Они имеют большой опыт разработки аналогичных программ развития не только для стран постсоветского пространства, но и Европы», - отметил нашему изданию Шагиахметов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ВЫДЕЛЯЕТ КАМСКОМУ КЛАСТЕРУ МИЛЛИОНЫ

Вопрос о программе на комитете возник после того, как депутаты поинтересовались у министра о наличии в республике долгосрочных программ, особенно важных в свете кризиса в Европе.

«У «Тойоты» стратегия развития есть на 75 лет вперед. Понятно, что они тоже все предвидеть не могут, но хотя бы обозначают, что не будут печь пирожки, - сказал депутат Мунир Гайнуллов. - Мы сельскохозяйственная, промышленная республика, но мы должны четко понимать, куда движемся. Тогда сразу появляется ориентация для бизнеса: для чего есть социально-экономические предпосылки».

460.jpg
Мунир Гайнуллов: «Мы сельскохозяйственная, промышленная республика, но мы должны четко понимать, куда движемся»

Шагиахметов кивнул – такие программы есть. И привел в пример стратегию развития Камского территориально-производственного кластера до 2020 года. Оказалось, что по итогам 2011 года инвестиции бизнеса в свои проекты резко превысили инвестиции государства в инфраструктуру, хотя в двухтысячных годах они были в пропорции 50 на 50. В итоге сейчас, по данным министра, в правительстве России готовится подписание постановления, предусматривающего финансирование в данном кластере инфраструктурных проектов – дорог, жилья, энергообъектов. Объем инвестиций министр не уточнил, но отметил газете «БИЗНЕС Online», что суммы «достаточно большие».

«В итоге инфраструктурные проблемы сдерживают развитие предприятий. Нагрузка на дорогу в регионе закладывалась из расчета 8 миллионов тонн груза, но уже сегодня этот показатель превышается, даже без учета проектов, которые сегодня запускает ТАИФ», - сказал министр.

А КТО У НАС СРЕДНИЙ КЛАСС

Затем депутаты приступили к вопросам. В них парламентарии не заглядывали так далеко вперед.

«А кто у нас сегодня входит в понятие средний класс?» - спросил гендиректор ЗАО "Страховое медицинское общество "Спасение" Геннадий Глушков.

460-2.jpg
Геннадий Глушков поинтересовался перспективой роста доходов населения и повышения уровня жизни

Шагиахметов ответил, что единого параметра не существует, есть разные взгляды, параметры, показатели.

«Может быть, для программы как-то уточнить?» - осторожно спросил депутат.

«Пока в уточнении необходимости нет», - отрезал министр.

Тут вступился Марат Галеев - председатель комитета: «Мы ранее договорились, что средний класс – это тот, кто в состоянии содержать семью, дать детям образование и жить в некоторой независимости от государства».

С таким довольно расплывчатым определением никто спорить не стал.

460-3.jpg
Марат Галеев: «Средний класс – это тот, кто в состоянии содержать семью, дать детям образование и жить в некоторой независимости от государства»

«Какое в республике процентное соотношение низшего, среднего и высшего класса?» – продолжил тему генеральный директор ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов. И сам добавил: «Кабинетом министров средняя зарплата для строителей определена в 16,2 тысяч рублей. Это к какому классу относится?»

«Средняя зарплата по республике - 22 тысячи рублей», - уточнил Галеев.

«Нет еще 22-х, - ответил Евдокимов. - Пока только 16,2 тысяч рублей».

Шагихаметов все-таки пообещал уточнить данные и предоставить их на заседании республиканского парламента 5 июля.

Гендиректор КМПО Дамир Каримуллин вопросы задавать не стал, но поделился утренним впечатлением. Сегодня СМИ транслировали рейтинг инвестиционно-привлекательных регионов. Оказалось, что Татарстан не входит даже в десятку. Месседж депутата был такой: или пусть не транслируют лживые рейтинги – их видят потенциальные инвесторы, или нам в республике надо что-то менять.

Шагиахметов ответил, что сегодня рейтинги составляются, принимая во внимание различные параметры. Так, например, по общему объему инвестиций Татарстан - на третьем месте в России, по объему на душу населения - действительно плоховато. Казань, например, по оценке Всемирного банка вошла в пятерку городов, наиболее благоприятных для ведения бизнеса.

Правда, при этом прозвучало, что на первом месте оказался Ульяновск. Но это депутаты уже не обсуждали.