460.jpg
Магазин сети «Леруа Мерлен» строится на ул. Амирхана и занимает почти 70 тыс. кв. м

«В ТАТАРСТАНЕ ПРИГЛЯДЕЛИ НЕСКОЛЬКО ПЛОЩАДОК»

Один из участников рынка рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что на казанский рынок планирует выйти федеральная сеть гипермаркетов «Стройдепо». Компания ищет помещение под открытие. В пресс-службе ритейлера подтвердили нашему изданию данную информацию. «Татарстан представляет большой интерес для компании «Стройдепо», и мы рассматриваем несколько площадок для открытия новых магазинов в 2013 - 2014 годах. Согласно своей стратегии развития, компания открывает магазины в городах с населением до 800 тысяч человек – крупных областных или региональных центрах. Гипермаркеты «Стройдепо» открываются на арендованных площадях в рамках торговых центров или отдельно стоящих зданий», - пояснила Ольга Трофимова, директор по маркетингу и рекламе ЗАО «Стройдепо».

Сегодня компания имеет 8 гипермаркетов в различных регионах России, а уже у июне в состав сети войдут два новых гипермаркета в Белгороде и Владимире. Средняя площадь гипермаркета - 5500 кв. м, из которых 1500 кв. м – это строительный двор, на который покупатели могут заехать самостоятельно на машине и быстро загрузить товар. Ассортимент представлен 12 тыс. наименованиями.

СОЮЗ ПРЕМИУМА И МАСС-МАРКЕТА

Надо отметить, что сеть DIY-гипермаркетов «Стройдепо» достаточно молодая по российским меркам и была основана в 2006 году. Что интересно, сеть входит в группу «НЭКС», которая также развивает сеть товаров для дома и ремонта «Старик Хоттабыч». Ту самую, с которой планирует конкурировать группа «Евроинтерьер» через формат «Азбука дома». Одним словом, группа «НЭКС» сегодня параллельно развивает два формата в сегменте «премиум» и «масс-маркет» через формат «гиперов» «Стройдепо».

Причем у компании достаточно амбициозные планы. Весной этого года ритейлер заявил, что планирует в течение четырех лет открыть до 24 магазинов и таким образом довести их общее число до 32. Об этом на форуме "Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY" в рамках выставки MosBuild сообщил генеральный директор компании Константин Винокуров.

Среди перспективных направлений сети - это развитие работы с персональными покупателями сети – "прорабами". "В частности, по нашим исследованиям, емкость этого сегмента очень высокая, поэтому планируем увеличить обороты этого сегмента на 50 процентов за два года", - отметил спикер. Похожее пытается делать и казанская сеть «Колорит», запустившая программу лояльности «Клуб мастеров».

УДВОЕНИЕ ЗА ГОД

Одновременно с этим следует отметить, что в июле в Казани запланировано открытие еще одного гипермаркета DIY местной сети «Агава» - «Мегастрой». Компания в самых своих лучших традициях непубличности ничего не комментирует об открытии своего третьего «гипера» в столице РТ.

Однако известно, что общая площадь магазина на ул. Гаврилова - более 18 тыс. кв. метров. Здесь планируется размещение кафе на 100 мест. Следуя принципам "зеленой архитектуры", компания заложила в проект большую открытую садовую зону, а также садовую зону внутри здания и теплицу. Похожее решение было воплощено в гипермаркете ОBI в ТЦ «МЕГА Казань».

460-2.jpg
В 2011 году начато строительство гипермаркета «Мегастрой» в Йошкар-Оле общей площадью 10 354,8 кв. м

Надо отметить, что компания Владимира Малыгина взяла серьезный темп. Так, только в конце апреля 2011 года в Приволжском районе открылся второй в Казани DIY-гипермаркет «Мегастрой» торговой площадью более 11 тыс. кв. метров. Инвестиции, по данным девелопера, - 500 млн. рублей. В сентябре этого года татарстанцы планируют открыть "гиперы" в Йошкар-Оле общей площадью 10 354,8 кв. метров. В этом же году запланировано открытие магазина в Тольятти общей площадью 17 800 кв. метров (торговая - 14300 кв. м, из них оранжерея - 4 тыс. кв. м).

Понятно, что в условиях, когда о выходе в Казань объявила не только компания «Стройдепо», но и признанный лидер рынка «Леруа Мерлен» (не исключено, что магазин этой сети, который строится на Чистопольской, откроется также в этом году), скорость не менее важна. Помимо экспансии компания Малыгина готовится противостоять западным сетям в союзе с другими отечественными сетями. «Агава» стала одним из инициаторов создания закупочного кооператива с десятью региональными ритейлерами.

 

460-1.jpg
Скоро в Казани на ул. Гаврилова откроется «Мегастрой» площадью 18 тыс. кв. м

«ЖДЕМ РАЛЛИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить перспективы открытия новых магазинов экспертов.

Айрат Гайнуллин - генеральный директор ООО «Колорит»:

- Безусловно, от открытия новых торговых площадей и появления новых игроков выигрывают всегда  покупатели – становится больше выбора, а конкуренция всегда на руку потребителю. Для «Мегастроя» это вряд ли будет 1+1+1=3, скорее, где-то 2,5, учитывая тем более, что не за горами появление  «Леруа Мерлен» в том же районе, что и «Мегастрой 3». У «Стройдепо» раньше были организационные  проблемы, но сейчас вроде бы все нормально. Думаю, что дела у них пойдут хорошо, так как город еще легко «проглотит» три-четыре гипермаркета DIY. Для  «Колорита» особых проблем не будет - мы  работаем в формате "у дома", а он востребован у покупателей. Усугубятся проблемы со сбытом у формата «супермаркет»  строительных и отделочных материалов («Евроинтерьер», «Агава») и у рынков (за исключением рынков пиломатериалов).

Анна Синявская - ведущий аналитик департамента консалтинга РБК:

- Конечно, появление любого крупноформатного игрока меняет расклад на рынке. Однако рынок Татарстана в значительной степени насыщен крупноформатной розницей: здесь работает "Максидом", OBI, "Мегастрой", "Мой дом". Кроме того, в Казани в ближайшем будущем начнется строительство "Леруа Мерлен", в 2012 году должен открыться еще один "Мегастрой". Поэтому уровень конкуренции в Казани уже сейчас довольно высокий.

Кроме того, здесь сильны позиции строительных рынков, что также усиливает конкуренцию. Однако темпы жилищного строительства здесь довольно высокие (18,2 процента в 2011 году), что означает неплохие перспективы для строительного ритейла. Думаю, что здесь наблюдается дефицит площадей, пригодных для строительных магазинов, особенно для крупноформатной розницы.

Инвестиции в строительство гипермаркета зависят от площади гипермаркета и региона, примерно от 15 и до 30 миллионов долларов. Основные игроки рынка в Татарстане - "Максидом", "Мой дом", OBI, "Мегастрой", "Старик Хоттабыч", "Стройландия", "Евроинтерьер". Доля сети «Стройдепо» на российском рынке – около 1 процента.

Самат Алишев - директор каталога «BLIZKO Ремонт» в Казани:

- В Казани есть все возможности для открытия новых строительных гипермаркетов, так как наблюдается недостаток магазинов подобного формата. По числу строительных гипермаркетов на тысячу человек Казань уступает другим миллионникам, например Санкт-Петербургу, Краснодару и Екатеринбургу. В ближайшее время, скорее всего, мы будем наблюдать ралли, кто быстрее и многочисленнее зайдет в Казань.

Не факт, что первые места займут игроки «большой тройки» ("Касторама", "Леруа Мерлен", OBI). Если российские, региональные сети активизируются, то пока есть шансы на успех. Пример тому - ситуация в Санкт-Петербурге. В Северной столице лидируют местные сети «Метрика», «Максидом», а не иностранные ритейлеры. Поэтому для "Стройдепо" есть и место, и возможности в Казани. С другой стороны, "Стройдепо" имеет опыт работы в городах с населением 200 - 600 тысяч человек, и работа в Казани, одном из самых развитых миллионниках, будет сильно отличаться. Хотя это вряд ли будет существенным препятствием, если эта сеть захочет зайти в Казань.

Искандер Юсупов - директор ООО "Супермаркет Недвижимости" (инвестиционная группа компаний ASG):

Безусловно, появление новых сильных игроков на рынке DIY ужесточит конкуренцию между ними. Рынок DIY занимает второе место по объемам в России, и немалая его часть приходится на Казань.  Поэтому то, что новые бренды продолжают открываться в городе, не удивительно – строительство в городе идет активными темпами, квартиры раскупаются еще до сдачи дома, а значит, что у магазинов есть масса клиентов, готовых оставить там свои деньги. Непохоже, что в ближайшее время строительный бум в Казани прекратится, поэтому перспективы рынка пока вполне радужные. Из крупных игроков в городе не хватает еще «Метрики» и «Касторамы», уверен, что рано или поздно они обратят внимание на наш город. Конечно же, им понадобится площадка для размещения своих гипермаркетов. В последнее время мы наблюдаем устойчивый интерес операторов DIY-компаний к нашему проекту "Адмирал", он идеально вписывается в концепцию строительного гипермаркета благодаря удачному расположению. Думаю, что интерес этот не угаснет, так как сейчас найти место под большой магазин с удобными подъездными путями и хорошим трафиком становится все сложнее.