ПОГУЛЯЛИ И ПРИОСТАНОВИЛИ

Напомним, УК «ЭнергоИнвестКапитал» (принадлежит на паритетной основе Айрату и Илшату Хайруллиным) ведет судебную тяжбу в арбитраже по поводу своего строящегося жилого комплекса на ул. Муштари. Инспекция госстройнадзора (ИГСН) потребовала приостановить возведение одного из корпусов комплекса - 17 - 21 - еще 20 сентября прошлого года. Это произошло после памятных пеших прогулок президента РТ Рустама Минниханова по историческому центру Казани в компании с экскурсоводом-блогером, а ныне помощником президента Олесей Балтусовой.

Компания «ЭнергоИнвестКапитал», как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», оспорила предписание ИГСН в арбитраже. И 28 апреля суд признал этот документ незаконным. Оказалось, что чиновники, получив устное поручение президента РТ заморозить все стройки в старой части города, не назвали в выданном застройщику предписании хотя бы один законный аргумент.

Однако это была пиррова победа над властью. Уже 3 мая на продолжение строительства вновь возник запрет. Верховный суд республики, рассмотрев жалобу прокуратуры Казани, требовавшей признать недействительным ранее выданное УК «ЭнергоИнвестКапитал» разрешение на строительство и проигравшей дело в Вахитовском райсуде, по старому разрешению оставил вердикт нижестоящей инстанции без изменения. А вот новое строительство постановил прекратить - до получения разрешения.

РЕШЕНИЕ – ЗА ПРЕЗИДЕНТОМ

Разрешения на строительство, как писала газета «БИЗНЕС Online», компания пыталась добиться от исполкома Казани также в судебном порядке.

УК «ЭнергоИнвестКапитал» необходимо получить разрешение на весь комплекс: она начинала строительство на одном участке, где приступила к возведению жилого корпуса переменной этажности 17 - 21, но затем к нему был присоединен второй участок – на нем она строит корпус 13 - 15. Если разрешение на старый участок было действительно до июня, то на новый его не было вообще.

Городские власти отказывали в выдаче разрешения, ссылаясь на то, что проект не одобрен межведомственной рабочей группой по сохранению исторического центра Казани во главе с президентом Татарстана. А последняя никак не согласовывала проект, несмотря на устранение высказанных группой замечаний, с октября...

«Строительство у нас приостановлено до получения разрешения. Все необходимые меры, которые от нас требовались, мы предприняли. Все согласования получили. Градостроительный совет прошли. А разрешение на строительство нам все равно не выдают», - рассказывала в суде представитель УК «ЭнергоИнвестКапитал» Эльмира Салаватова.

Представители исполкома в суде признавали, что застройщик все замечания устранил. Тем не менее просили рассмотрение дела приостановить - до тех пор, пока УК «ЭнергоИнвестКапитал» все-таки… не получит решение межведомственной рабочей группы. Тем временем в жилом комплексе на Муштари даже успели появиться дольщики, которые стали своеобразным щитом братьев Хайруллиных.

РАЗРЕШЕНИЕ ВЫДАНО. ИСХОД ДЕЛА ПРЕДРЕШЕН

В начале июня, как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», в деле возник новый поворот.

Как выяснилось, на новый участок УК «ЭнергоИнвестКапитал» министерством культуры было выдано охранное свидетельство (сведения об этом есть в арбитражном деле). И хотя представители УК утверждали, что все требования ими соблюдены и необходимые согласования получены, судья посчитал необходимым привлечь министерство к участию в деле. С тем, чтобы оно могло дать по этому поводу пояснения.

От исхода этого спора зависел другой судебный процесс – в Вахитовском райсуде. Речь идет о заявлении исполкома Казани, требующим признать уже упомянутое строительство на ул. Муштари незаконным и снести его результаты как самовольную постройку за счет средств компании-застройщика (напомним, что речь шла о примерно 700 млн. рублей, вложенных в строительство дома!). Дело было возбуждено еще в начале апреля (это, как сообщают наши инсайдеры, был еще один серьезный рычаг воздействия на братьев Хайруллиных), но райсуд рассмотрение заявления исполкома приостановил – до вынесения решения по данному делу в арбитраже и вступления его в законную силу.

13736.jpg
Жилой комплекс по ул. Муштари: «жилой дом 13-15» и «жилой дом 17-21» располагается в самом центре Казани

Именно поэтому, кстати, в состоявшемся позавчера судебном заседании заявитель не стал отзывать свои требования, несмотря на то что управление градостроительных разрешений казанского исполкома, как выяснилось, выдало ему разрешение на строительство до 31 декабря 2012 года – причем, как выяснилось, еще 1 июня. Хотя подпись президента под протоколом заседания межведомственной рабочей группы была поставлена 17 июня, а исполком получил копию протокола вообще только 18-го числа.

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель УК «ЭнергоИнвестКапитал» в суде Айдар Сулейманов, компания не торопится отзывать свои заявленные требования признать незаконным бездействие исполкома Казани, поскольку от решения суда зависит исход прочих судебных споров вокруг жилого комплекса. Впрочем, это уже дело техники – принципиально исход дела уже предрешен.

И вот теперь мы переходим к тому, что осталось за кадром для широкой общественности.

КТО И КАК ПОЛУЧИЛ ДОБРО МИННИХАНОВА

Таким образом получается, формальное разрешение на продолжение строительства Хайруллины получили. Но перед этим была долгожданная аудиенция у Минниханова, который долгое время занимал следующее позицию: есть суд – пусть он все и решает (как он решает, мы видели…).

Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», перед «исторической встречей» президента РТ и депутата Госдумы РФ, который фактически превратился чуть ли не в единственного «бунтаря» против новых правил игры в историческом центре Казани (напомним, что дому на Муштари приписывали отрезать чуть ли не два этажа), Айрат Назипович был уже «готов на все», то есть снести столько этажей, сколько надо. Лишь бы больше не политизировать этот вопрос, который мог лечь тенью на всю огромную бизнес-империю. Против «обрезания» был настроен Илшат Назипович, курирующий проект лично и известный своим рачительным отношением к имуществу совместного бизнеса. Еще более категорично выступал против известный архитектор Виталий Логинов - автор проекта жилого комплекса. Он считал, что «обрезание двух этажей все архитектурное решение убивает»…

Во время встречи, как сообщают наши источники, Айрат Хайруллин принял все пожелания своего высокого визави, которые оказались для него неожиданными, и получил «индульгенцию». На свой дом как минимум…

О чем конкретно речь шла на встрече президента и известного предпринимателя, можно догадаться, если вспомнить недавние события. Ведь по «загадочному стечению» обстоятельств в конце мая Хайруллин подписал соглашение с мэрией Казани о восстановлении здания завода Петцольда на ул. Тукая, 97. На территории памятника промышленной архитектуры, где в разные годы разливалось и пиво, и молоко, инвесторы планируют разместить бизнес-центр, гостиницу, ресторан и развлекательный комплекс.

DSC00590.jpg
Братья Хайруллины в восстановление здания завода Петцольда вложат примерно 1 млрд. рублей

Объем инвестиций, как было заявлено, может достичь 1 млрд. рублей. Правда, Хайруллин сразу оговорился: патриотизм патриотизмом, но возрождать комплекс имеет смысл только с тем прицелом, чтобы он со временем вышел на самоокупаемость. В противном случае никакой проект выжить не сможет…

И уже 17 июня, как вчера выяснилось на судебном заседании, межведомственная рабочая группа во главе с президентом Татарстана санкционировала строительство жилого комплекса Хайруллиных. (Кстати, это коснулось еще восьми объектов. Будут продолжены работы на объектах недвижимости на Петербургской, 55в, Большой Красной, 4, Пушкина, 26д и Большой Красной, 50. Кроме того, было одобрено строительство паркинга на улице Баумана, многофункционального здания на улице Коротченко, реконструкция кафе-бара на улице Некрасова, 11б и строительство жилого дома с офисными помещениями на улице Чернышевского. Последний проект, расположенный по соседству со зданием головного офиса Татсоцбанка, финансирует лично известный бизнесмен Николай Колесов).

КАКИМ БУДЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ?

В сюжете с братьями Хайруллиными как в капле воды отразился весь клубок противоречий, связанных с возрождением исторического центра Казани. Сводить их исключительно к проблеме ручного управления было бы несправедливо и означало бы как минимум существенно примитизировать ситуацию. Хотя на первый взгляд дело обстоит именно так. Захотел Минниханов – и погнал всех ногайкой защищать, сохранять и возрождать то, что еще осталось от казанской идентичности. А поскольку осталось уже очень немного, приказал по пути в целом порядок в центре навести. Попугал малый и средний бизнес – мол, хорош баловать с самовозгоранием и тупой перестройкой памятников, нагнул крупных игроков – нравится, не нравится, спасай объект, красавица. Объявил режим перезагрузки для нового строительства в центре. И все это – руководствуясь личной никогда не подводящей интуицией.

Возникает тут поле для конфликта интересов? Однозначно, и еще какое! И реакция Хайруллиных – тому яркое подтверждение.

Зададимся более сложным вопросом: а какая альтернатива была у власти? Для этого открутим пленку немного назад. Вот ситуация всего годичной давности: старая Казань частично догнивает, частично разрушается не без помощи коммерчески озабоченных товарищей, никакой мотивации у собственников что-то менять нет, и никакие федеральные законы эту мотивацию не формируют, бюджета не хватает не то что на реконструкцию, даже на консервацию памятников, а общественность все громче и громче повторяет свои мантры про историческую память, обязанности власти и суд будущих поколений. Опять же на носу Универсиада, а в каждой второй казанской трущобе отвратительные свалки мусора… И при этом собственники земельных участков в центре города так и норовят на каждом пятачке забабахать офисный центр покрупнее и помногоэтажнее.

У нас любят обращаться к опыту других городов. Возьмем красавицу Прагу – там любой гид охотно рассказывает туристам, что, если бы не деньги ЮНЕСКО, возродить средневековый город, ставший сегодня магнитом для миллионов гостей из разных стран, было бы невозможно. А уже потом оживился частный бизнес, стал давать отдачу туристический трафик…

Попросить деньги на реконструкцию Казани негде. Извне - от каких-то государственных или межгосударственных структур - они точно не придут: не тот исторический и архитектурный масштаб. Что касается внутренних ресурсов… Шаймиеву с его однопроцентным сбором на ликвидацию ветхого жилья было в чем-то даже легче: все понимали, что деньги идут на решение огромной социальной проблемы. Объявить сбор на реконструкцию невозможно: у каждого объекта есть собственник или эксплуатант, и кому надо вкладываться в чужую будущую прибыль? Минниханов сделал то, что было (или казалось) единственно возможным. Он принял политическое решение: использовать общественную энергию для перезапуска ситуации. И ринулся в бой, не дожидаясь принятия проекта зон охраны или каких-то иных четко артикулированных правил игры.

Отдает ли он себе отчет в том, что путь лежит между Сциллой и Харибдой – с одной стороны, есть реальная угроза окончательно разрушить индивидуальность города, превратив его в уездный город К, с другой стороны – велик риск потерять доверие инвесторов? Несомненно. Он сделал свою ставку, встав на стороне общественности. Теперь дело за новым шагом – перейти от ручного управления к системной работе, к созданию соответствующего правового поля. Иначе придется лично принимать решение даже о том, что является предметом охраны, например, на том же заводе Петцольда. Кстати, привет Сергею Саначину с его теорией исторических вирусов – Хайруллины уже доказали, что Петцольд никакого отношения к этому заводу не имеет…

«ХАЙРУЛЛИН ЭТО ДОКАЗАЛ В СУДЕ»

Виталий Логинов - автор проекта жилого комплекса братьев Хайруллиных и жилого дома с офисными помещениями Колесова, председатель союза архитекторов Татарстана:

- Я слышу об этом решении от вас. Пусть завершают объект, молодцы. Потому что не все должно быть в городе такое кулемное. Я не могу комментировать, я автор этого проекта, это моя мастерская проектировала. Я и год назад знал, что там все правильно сделано. Когда мы проектируем, мы проектируем все верно, мы очень серьезно относимся к своим объектам, делаем все анализы, как положено, и видовые кадры. Хайруллин это доказал в суде, и очень хорошо.