Ильсур Метшин: «Мы слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решения» Ильсур Метшин: «Мы слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решения» Фото: kzn.ru

«Связано с большими ресурсами»: станет ли Казань городом на воде?

Сегодня в театре им. Камала продолжил работу первый международный архитектурно-строительный форум «Казаныш». Главным событием второго дня стала презентация концепции развития речного сервиса «Казань — город на воде», разработанной Институтом развития города. Акцент — на создании новой городской инфраструктуры для частного маломерного флота на Волге и Казанке и благоустройстве новых прибрежных общественных пространств, а также развитии парусного, водомоторного спорта и судомоделирования.

Воплощение концепции создаст в Казани крупнейшую в РФ систему речных марин. Сегодня на форуме «Казаныш» ее назвали единственным примером такого «амбициозного проекта в средней полосе России», а участники из российских городов и других стран были солидарны в поддержке начинания столицы РТ.

Разумеется, реализация концепции — задача на десятилетия. «Это завтрашний день Казани. Мы слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решения. <…> Мы будем жесткими в своих решениях ради наших жителей, ради того чтобы это служило уже на десятилетия, на века вперед», — оценил мэр столицы РТ Ильсур Метшин концепцию развития речного сервиса.

«Суда проходят мимо»: Казань продолжает мечтать о речном рае

Сейчас частные маломерные суда редко заходят в Казань. Эксперты называют такие проблемы:

  • Не хватает мест для стоянок и швартовок, заправок на воде, теплых эллингов для хранения и ремонта маломерных судов зимой. Доходит до того, что яхты вывозят зимовать в Нижний Новгород и Самару.
  • Нет береговой инфраструктуры для организованного водного туризма, пассажирских и круизных перевозок. Например, здание центрального речного вокзала Казани реконструируют с 2005 года, причем к Универсиаде-2013 там решили разместить отель. Теперь хотят вернуть изначальный облик и функцию.

Проблемы не только с инфраструктурой. «На Казанке той же творится бардак. Сотни несанкционированных выходов, выпусков, всего чего угодно…» — сказал Метшин.

«Город пока не активно работает с водой и прибрежными территориями», — признала следом главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина «Город пока не активно работает с водой и прибрежными территориями», — признала следом главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина Фото: kzn.ru

«Город пока не активно работает с водой и прибрежными территориями», — признала следом главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Описывая сложившуюся ситуацию, она рассказала, что пока Казань имеет один яхт-клуб, одну секцию парусного спорта, центр гребного спорта, 7 лодочных станций, 3 пункта проката гребных лодок и 3 заправочные станции на воде. Все это расположено на Волге — Казанка практически не задействована, если не считать единственного причала, от которого летом курсирует экскурсионный речной трамвайчик.

Казань стоит на Великом волжском пути — важнейшей трансконтинентальной артерии, которая и в наши дни остается таковой.

Куйбышевское водохранилище на Волге охватывает географию от Тольятти и Ульяновска до Новочебоксарска, входят в нее Димитровград, Зеленодольск, Болгар и Тетюши, другие небольшие города Чувашии, Марий Эл, Татарстана. Здесь самый широкий разлив Волги, есть уникальные заповедники — например сараловский участок Волжско-Камского заповедника.

В радиусе 100 км от Казани — четыре объекта, охраняемые ЮНЕСКО: это Казанский кремль, историко-археологический комплекс «Болгар», город-остров Свияжск и астрономическая обсерватория им. Энгельгардта К(П)ФУ. И все это доступно по воде.

Таким образом, потенциал Казани для развития водного туризма очень велик, учитывая тенденцию к увеличению численности маломерного флота на Волге.

Сложившуюся ситуацию планируют в корне изменить и вернуть водную гладь в активную жизнь города, включая и берега Казанки, а именно здесь в столице РТ сосредоточена масса достопримечательностей. Подготовленный Институтом развития города и управлением архитектуры Казани план предусматривает 24 новых объекта речной инфраструктуры в историческом ядре города и за его пределами:

  • 1 главный городской яхт-клуб на полуострове Локомотив;
  • 9 городских марин;
  • 2 туристические марины;
  • 5 объектов водных видов спорта;
  • 6 гостевых стоянок;
  • 1 судостроительный кластер.

Сложившуюся ситуацию планируют в корне изменить и вернуть водную гладь в активную жизнь города, включая и берега Казанки — а именно здесь в столице РТ сосредоточена масса достопримечательностей Сложившуюся ситуацию планируют в корне изменить и вернуть водную гладь в активную жизнь города, включая и берега Казанки, а именно здесь в столице РТ сосредоточена масса достопримечательностей Фото: kzn.ru

В числе вариантов размещения судостроительного кластера — бывшие иловые поля в поселке Победилово. Это территория площадью 100 га, которую рекультивируют в 2025 году, и там город видит производство доступных маломерных судов, эллинги для хранения судов, сервисные центры, образовательные учреждения.

«Благоустройство связано с большими ресурсами, прежде всего финансовыми, трудовыми, временными», — подчеркнул Метшин.

Перечисленное тянет на миллиарды рублей, которые город будет искать у инвесторов. Причем на части территорий уже есть интересанты, готовые вкладывать деньги.

Центральным элементом концепции станут городские марины — своеобразный аналог городской парковки для машин, только предназначенный для маломерных судов Центральным элементом концепции станут городские марины — своеобразный аналог городской парковки для машин, только предназначенный для маломерных судов Фото: kzn.ru

Городские и туристические марины, главный яхт-клуб

Центральным элементом концепции станут городские марины — своеобразный аналог городской парковки для машин, только предназначенный для маломерных судов. Число мест швартовки на каждой колеблется от 5 до 100. Делают из плавучих понтонов длиной от 8 до 12 метров.

Шесть марин предлагают расположить в городских локациях рядом с:

  1. ЖК «Ричмонд».
  2. Стадионом «Ак Барс Арена».
  3. Национальной библиотекой Татарстана.
  4. Центром семьи «Казан».
  5. Ул. Портовой — южнее речного порта.
  6. «Ривьерой».

Процесс формирования марин трудоемкий, ведь, помимо понтонов, городским маринам нужны подходы к берегам, подвод электроснабжения, водоснабжения и углубление дна. Объем инвестиций колеблется от 100 млн до 240 млн рублей. Кроме того, марина немыслима без автостоянки — ведь обычно владелец судна должен где-то оставить машину. Предложенные места как раз и обеспечивают возможность появления такой инфраструктуры.

Объем инвестиций колеблется от 100 до 240 млн рублей Объем инвестиций колеблется от 100 млн до 240 млн рублей Фото: kzn.ru

А туристические марины город видит в Займище и неподалеку от острова Щурячий. В первой планируют создать 250, во второй 150 швартовочных мест для маломерных судов длинной до 12 метров. Для этого надо построить причальную стенку, подвести сети и установить понтоны для швартовки. Стоимость каждой такой марины оценивают в 180 млн рублей.

Закрытые клубы, дорогие «лодки» и VIP-капитаны: как устроен мир казанских яхт

Главный городской яхт-клуб «Локомотив» на 450 швартовочных мест разработчики концепции видят на одноименном полуострове в Вахитовском районе. Там же планируют благоустроить 2,3 км набережной и возвести общественное здание площадью 2,5 тыс. кв. метров. Для этого создадут искусственные земельные участки площадью 13 гектаров. Среди запланированных работ — подвод сетей, создание водопропускных каналов, углубление дна и рекультивация нарушенных земель, а также новый мост через действующий канал. Сумма инвестиций оценивается в 6 млрд рублей.

«Водный» генплан Казани учитывает и развития детско-юношеского спорта «Водный генплан» Казани учитывает и развитие детско-юношеского спорта Фото: kzn.ru

Объекты спорта, гостевые и «зеленые» стоянки, эффекты

«Водный генплан» Казани учитывает и развитие детско-юношеского спорта. Объекты разместят в черте города, это будут:

  • Три парусные школы. В планах — увеличить участок детской парусной школы «Локомотив» на 100 учащихся, реконструировать участок школы, сделать новые причалы, летнюю площадку, спуск яхт. Объем финансирования — 126 млн рублей. С нуля за 497 млн рублей предлагают создать центр парусного спорта «Заречье» на 150 человек. Расходы на парусную школу напротив парка «Стамбул» для 90 учащихся оцениваются в 210 млн рублей.
  • Центр судомодельного спорта для 30 детей хотят создать на базе подросткового клуба «Лидер» на ул. Подлужной. Там даже есть собственный бассейн для испытаний. Требуется 10 млн рублей.
  • Секция водно-морского спорта и морского многоборья на 30 занимающихся видят на берегу Казанки в Советском районе. Надо 20 млн рублей.

Гостевые стоянки у центра города с поминутной оплатой швартовки предлагается открыть у:

  • парка «Манзара»;
  • «Ривьеры»;
  • экстрим-парка «Урам»;
  • Кремлевской дамбы;
  • Кремлевской набережной — два объекта.

Цена одного такого причального сооружения составляет 6 млн рублей, стоимость 15 минут стоянки — от 1 тыс. рублей, средняя доходность в период навигации — 80 тыс. рублей в сутки.

«Зеленые» стоянки на отдалении от центра Казани и тоже с поминутной оплатой предлагают возвести на Казанке:

  • трасса М7;
  • поселок Щербаково;
  • Большие Дербышки;
  • Борисоглебское;
  • Савиновский парк.

Эти объекты в первую очередь ориентированы на пользователей байдарок, каяков и небольших лодок.

Среди ожидаемых эффектов концепции «Казань — город на воде»:

  • новые рабочие места;
  • 12 км благоустроенной береговой полосы;
  • 1,4 тыс. новых мест для швартовки;
  • новые туристические маршруты, проходящие через Казань. Усиление региональной связи с Ульяновском, Чебоксарами, Самарой.

«Любая дорога начинается с первого шага, мы его сделали и будем последовательны в достижении цели», — оценил мэр предложенный проект.

Сегодня на одной из вечерних сессий форума «Казаныш» будущее речного сервиса — пожалуй, уникального для России — обсуждали во всех деталях с профессиональным сообществом. По предварительным оценкам экспертов, масштабный проект может потребовать до 10 млрд рублей инвестиций.