Вместо 3 тыс. 400 рублей либо 5 тыс. 200 рублей утильсбор обошелся в 840 тыс. рублей Вместо 3 тыс. 400 рублей либо 5 тыс. 200 рублей утильсбор обошелся в 840 тыс. рублей Фото: Global Look Press / www.globallookpress.com

Экономия в минус

Летом 2023-го 27-летний Нияз Шайхутдинов решил приобрести новый автомобиль. Говорит, во-первых, надо было менять изношенный Hyundai Solaris, который служил Ниязу верой и правдой несколько лет. Во-вторых, друзья Нияза рассказали ему о бюджетном способе приобрести автомобиль из-за границы, а именно — попытать удачу на американском аукционе.

Удача улыбнулась Ниязу уже в июле. С помощью друзей он выиграл Jeep Grand Cherokee 2022 года выпуска. Решил растаможивать машину через Армению — это довольно популярный способ таможенного оформления авто, особенно после санкций в связи с началом СВО. Со всеми издержками «железный конь» обошелся Ниязу в 2 млн 600 тыс. рублей. Для сравнения: рыночная цена в России за этот же новый автомобиль в среднем начинается от 7 млн рублей в зависимости от комплектации.

Оставалось лишь заплатить утилизационный сбор — обязательный таможенный платеж на ввоз авто из-за границы. Сам Нияз рассчитывал отдать 3 тыс. 400 рублей либо 5 тыс. 200 рублей (сумма зависела от возраста автомобиля и объема двигателя). Но каково же было его удивление, когда в таможенной службе ему насчитали утилизационный сбор в размере 840 тыс. рублей и объяснили: ничем помочь не могут, в силу вступили новые поправки.

Потрясенный Нияз начал изучать, что произошло. Выяснилось, что 29 октября в федеральной таможенной службе вступило в силу постановление правительства от 17.10.2023 №1722 «О внесении изменений в постановление правительства от 26 декабря 2013 года №1291». В документе конкретизируют условия оплаты льготного утильсбора (по старым ценам). В случае если кто-то не подпадает под параметры, стоимость ввоза будет рассчитана по повышенным коэффициентам.

При следующем посещении таможни Нияз встретил людей, столкнувшихся с той же проблемой. Например, Достонбек Абдулаев работает таксистом. Мужчина специально взял кредит для покупки «рабочей лошадки» из Киргизии: «Я Hyundai Sonata пригнал в Казань до 20-го числа (октябряприм. ред.). 26-го числа я был в таможне, мне сказали: „Принимаем с понедельника“. В понедельник я приехал и узнал, что сбор подняли. Мне посчитали 528 тысяч 800 рублей». Сам автомобиль при этом обошелся Абдулаеву в 1 млн 700 тыс. рублей. Фактически сумма утильсбора составляет треть от стоимости авто.

«Смысла оплачивать автомобиль я не вижу — придется увозить обратно в Армению»

Еще одна «жертва» новой поправки — казанец Роман Зимняков, который пригнал Kia Optima через Армению еще в июле. До октября он ремонтировал иномарку и не особо торопился с оформлением. Все дело в том, что после растаможки до оплаты утильсбора автомобиль должен пройти «лабораторию» — диагностику авто на предмет безопасности: «С момента привоза у тебя есть пять бесплатных дней, когда ты можешь поставить ее на учет. Естественно, пока мой автомобиль готовился по старым тарифам, пени капали не сильно большие — 1,5–2 рубля в день».

«У меня утильсбор должен был быть 5 тысяч 200 рублей, сейчас он вырос в 240 раз. Он равен стоимости автомобиля, который я приобретал, — около 1 миллиона 200 тысяч. Проблема в том, что сейчас мне этот автомобиль оплатить выйдет дороже, чем если бы я купил его здесь, смысла оплачивать его я не вижу. Его придется увозить обратно в Армению, стараться как-то там продать, чтобы какие-то деньги вытащить. Но я уже оказался в большом минусе, где-то на 500 тысяч точно», — сокрушается Роман.


«Потерпевшие», как они называют себя сами, начали собираться в чаты, где совместными усилиями стали продумывать дальнейший план действий. К слову, численность одной из подобных групп, в которой собираются «потрясенные новым утильсбором» со всей России, уже составила больше 10 тыс. участников.

Как борются с системой «прогоревшие» казанцы? Начали с записи обращения к Владимиру Путину. Для записи около 10 человек собрались у казанской «Чаши».

«Просим обратить вас внимание на постановление от 29 октября 2023 года. После принятия этого постановления большое количество людей, привозивших автомобили по параллельному импорту, который вы так сильно продвигали, оказались в очень затруднительной ситуации. Некоторые влезли в кредиты, чтобы купить эти машины, и у них нет возможности взять второй кредит», — говорят они в заявлении. Чего конкретно просят? Чтобы им дали переходный период в виде одного месяца.

«У меня утильсбор должен был быть 5 тыс. 200 рублей, сейчас он вырос в 240 раз. Он равен стоимости автомобиля, который я приобретал, — в районе 1 млн 200 тыс» «У меня утильсбор должен был быть 5 тысяч 200 рублей, сейчас он вырос в 240 раз. Он равен стоимости автомобиля, который я приобретал, — около 1 миллиона 200 тысяч» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как началась борьба с растаможенными тачками

На самом деле сигналы о грядущих переменах на рынке ввоза иностранных автомобилей звучали задолго до 29 октября. Просто не все до конца понимали происходящее.

Как пояснил нам один из экспертов рынка, первой ласточкой по закручиванию гаек для перекупов стал февраль 2023 года, когда ряд автомобилистов столкнулись с аннулированием сертификатов безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Этот документ лежит в основе получения ПТС, и выдают его при ввозе авто в страну при параллельном импорте. Т. е. при ввозе новых товаров без согласия на то их производителя или официального импортера, что с уходом ряда иностранных брендов в середине 2022 года как никогда актуально для России.

В чем причина аннулирования СБКТС? В том, что Росстандарт стал фиксировать случаи завышения экологического класса ввозимых авто в сертификатах, выписываемых в Казахстане и Киргизии.

История не новая: факты перепродажи авто с завышенным классом (например, когда автомобиль заведомо низкого класса «Евро 0» в испытательных лабораториях выдавали за «Евро 4» или «Евро 5») известны были давно, равно как и реакция на них со стороны контролирующих органов. Но выглядело по настроениям профессионального сообщества это не так болезненно, как в конце февраля этого года.

В профессиональных перекупочных кругах заговорили о том, что не за горами и реакция властей на другие манипуляции, коих особенно много вокруг таможенной стоимости ввозимых автомобилей. Самая распространенная и известная среди них — это оформление и проводка импортных авто через физлиц, для которых льготные тарифы априори дешевле, чем для официальных дилеров. Тогда же пошли разговоры, что скоро к проверкам ввозимых машин подключится и таможня. Там как раз сменилось начальство, и повеяло переменами.

Если физлицо ввозило авто, чей объем двигателя от 3 до 3,5 литров и выше — для них ставки повысились от 970 тыс. до 1 млн 235 тыс. рублей соответственно Если физлицо ввозило авто, чей объем двигателя от 3 до 3,5 л и выше, — для них ставки повысились от 970 тыс. до 1 млн 235 тыс. рублей соответственно Фото: Global Look Press / www.globallookpress.com

Как «убили» серый рынок перекупов

Вторым сигналом стал выход постановления правительства РФ от 7 июля 2023 года №1118, которым с 1 августа устанавливались новые тарифы на утилизационный сбор на ввозимые авто. Тарифы проиндексировали в 1,7–3,7 раза.

Главным образом повышение коснулось юрлиц. Для физлиц, которые приобретали авто объемом двигателя до 3 л для личного пользования, практически ничего не изменилось. Они также могли воспользоваться льготной возможностью по оплате утильсбора в размере от 3,4 тыс. до 5,2 тыс. рублей (если машина старше трех лет).

Но для них конкретизировали три условия:

  1. ввозить и оформлять можно не более одного авто в год;
  2. автомобиль должен быть только для личного пользования, а не перепродажи;
  3. только если объем двигателя ниже 3 литров.

Для «физиков», кто не подпадает под эти критерии, устанавливался повышенный тариф утильсбора, на уровне коммерческого. Например, если физлицо ввозило авто, чей объем двигателя от 3 до 3,5 л и выше, — для них ставки повысились от 970 тыс. до 1 млн 235 тыс. рублей соответственно. А это уже новые тарифы для юрлиц.

Но и на простом (по сути) повышении ставок утильсбора с 1 августа в правительстве не стали останавливаться. 17 октября вышло постановление №1722, по которому с 29 октября вводились изменения в порядок уплаты утильсбора. Первое — взимание утильсбора от налоговиков отдали в ведение таможенников. Второе — если очень коротко, то поменялись, точнее, конкретизировались, условия для возможности применения льготного тарифа.

Теперь для этого надо соблюсти одновременно следующие условия:

  • указывать в расчете утильсбора, что авто будет для личного пользования;
  • регистрация авто должна быть на плательщика утильсбора и не меняться в течение 12 месяцев;
  • ввозимое авто, в том числе в страны ЕАЭС, должно быть для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС.

Самое главное здесь — это последнее условие, которое отсылает к 37-й главе Таможенного кодекса. Если коротко, то в ней указывается, что все импортируемые для личного пользования физлицами авто на территорию ЕАЭС должны оформляться по пассажирским таможенным декларациям. Только тогда авто можно будет считать для личного пользования. И вот тут скрыт корень проблемы — на практике так никто не делает. Дело в том, что бо́льшая часть авто физлицами ввозится через Киргизию, Армению, Казахстан по коммерческим ставкам. Еще один момент — это то, что в Киргизии и Казахстане, несмотря на то что они должны работать по таможенным правилам ЕАЭС, пассажирская таможенная декларация отсутствует как таковая. Просто потому, что в этих странах намного дешевле растаможить ввозимое авто по «коммерческому» декларированию, т. е. через декларации на товар, а не по пассажирским. Причем это настолько дешево, что порой даже авто из Китая и Кореи, которые завозят через Владивосток, проводят по документам через ту же Киргизию.

Так, например, если «растаможивать» автомобиль 2020 года выпуска с двигателем объемом в 2 л, то стоимость «растаможки» на такое авто обойдется в $2690, тогда как в России  это выльется в 5,4 тыс. евро (из расчета 2,7 евро/за 1 куб. см).

Если завозить новый автомобиль с аналогичными параметрами через Киргизию, то стоимость «очистки» выйдет в $3 тысячи. В России такое авто будут растаможивать по другим условиям: это от 48 до 54% от цены. К примеру, если брать популярный сейчас у нас Geely Monjaro, который в Китае стоит 2,1–2,2 млн рублей, то его растаможка в РФ составит примерно $11 тысяч.

Если ввозить автомобиль старше 3 лет объемом двигателя 2 литра через Киргизию, то конечный собственник заплатит $2,7 тыс. за растаможку в Киргизии, $1 тыс. за доставку автомобиля в Росиию и утилизационный сбор в размере 528 тыс. рублей Если ввозить автомобиль старше трех лет объемом двигателя 2 л через Киргизию, то конечный собственник заплатит $2,7 тыс. за растаможку в Киргизии, $1 тыс. за доставку автомобиля в Россию и утилизационный сбор в размере 528 тыс. рублей Фото: Global Look Press / www.globallookpress.com

Как занижали стоимость авто и прикрыли эту лазейку

Также существует «плавающий» инвойс (документ, который продавцы выставляют покупателю для счета на оплату). Т. е. при растаможке авто в том же Бишкеке есть возможность прописать заниженную стоимость декларируемого автомобиля, от которой в дальнейшем и высчитывается заниженный таможенный платеж.

Например, если автомобиль стоит $25 тыс., то для снижения таможенных пошлин его цена могла снизиться в 2 раза до $11–12 тысяч. Таким образом, за счет коммерческого (через юрлиц) декларирования авто в Армении, Казахстане, Киргизии происходила экономия по уплате таможенных платежей, что делало привлекательным таможенное оформление ввозимого авто именно через эти страны.

Но и эту лавочку прикрыли: теперь если ввозимое авто было растаможено по коммерческому порядку декларирования, не по пассажирским таможенным декларациям, то государство делает вывод, что машина предназначена не для личного пользования. И уже неважны другие условия: перепродается ли авто в течение года, на кого ставится оно на учет и т. д. Если не для личного пользования, то соизволь платить не льготный утильсбор, а по ставке для юрлиц. Т. е. на физлиц, растаможивающих авто в Армении, Казахстане или Киргизии, фактически распространили коммерческие ставки утильсбора. А это (если речь идет об авто возрастом до трех лет, для машин старше ставки еще выше), напомним, не 3,4 тыс. и 5,2 тыс. рублей, а уже 844 тыс. (для машин с мотором от 2 до 3 л), 970 тыс. (3–3,5 л), 1,2 млн рублей (больше 3,5 л) и 360 тыс. рублей (если речь об электромоторе). Т. е. одномоментно после 29 октября ввоз машин резко «подорожал», примерно, как выразился один из наших собеседников, на сумму новой LADA Granta. В этом смысле понять возмущающихся автовладельцев в целом можно.

Таким образом, если ввозить автомобиль старше трех лет объемом двигателя 2 л через Киргизию, то конечный собственник заплатит $2,7 тыс. за растаможку в Киргизии, $1 тыс. за доставку автомобиля в Россию и утилизационный сбор в размере 528 тыс. рублей. Итого получается около 860 тыс. рублей. Если везти такой же автомобиль напрямую в Россию, то собственник заплатит 5,4 тыс. евро за растаможку и 5,2 тыс. рублей за «утиль». Расходы в этом случае меньше на 300 тыс. рублей с копейками.

Но если ввозить новые автомобили (от года до трех лет) через страны СНГ, то выгода остается: $2,9 тыс. плюс 528 тыс. рублей против $11 тысяч. Учитывая этот факт, параллельный импорт в любом случае будет играть поддерживающую роль, но его объемы станут снижаться, что повлияет и на цены — они начнут расти.

Еще летом глава минпромторга Денис Мантуров объяснял, что августовское повышение ставок по утильсборам принято по просьбам отечественных производителей для защиты внутреннего рынка Еще летом глава минпромторга Денис Мантуров объяснял, что августовское повышение ставок по утильсборам принято по просьбам отечественных производителей для защиты внутреннего рынка Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / www.globallookpress.com

Зачем это нужно и к чему приведет

Еще летом глава минпромторга Денис Мантуров объяснял, что августовское повышение ставок по утильсборам принято по просьбам отечественных производителей для защиты внутреннего рынка. В частности, с такими заявлениями выступали АвтоВАЗ, «Москвич», КАМАЗ и Sollers. На АвтоВАЗе прямым текстом просили об увеличении утильсбора, чтобы стимулировать инвестиции в локализованные производства, нарастить отечественные производства и сохранить рабочие места в отрасли. Сделать это просили, по факту отсекая от «кормушки» перекупов.

Не секрет, что лазейку широко использовали серые автосалоны, которые под видом физлиц и, соответственно, по льготным ставкам завозили иномарки в страну. Это влияло на цены на рынке — у перекупов они ниже, чем у официальных дилеров, которые с 1 августа как юрлица платили «по полной» и по повышенной ставке за ввозимые авто. Крупным официальным игрокам это, разумеется, не нравилось, потому и они были не против в целях обеления рынка причесать всех под одну гребенку, одни коммерческие ставки утильсбора.

Я не против серых автосалонов выступаю. Мне не нравится эта формулировка. Я выступаю за прозрачность. В первую очередь мы должны думать о клиенте. Он должен покупать понятный продукт ясного происхождения, и у него не должно быть последствий после покупки.
Вячеслав Зубарев владелец ТТС
Вячеслав Зубарев владелец ТТС

Очевидно, что те поставщики автомобилей, которые сейчас оказались в проигрыше из-за возросшего для них утильсбора, изменят свою ценовую политику. Условно, 844 тыс. рублей дополнительного обременения будут «зашиваться» продавцами в конечную стоимость машин, где-то за счет снижения скидок, где-то появятся новые «допы». В ряде новых объявлений, посвященных продаже авто в Татарстане, которые наш корреспондент обнаружил в телеграм-каналах, уже имеются отдельные отметки в духе «утильсбор включен в стоимость» или «утиль уплачен». И хорошо, что продавец заранее предупреждает об этом. А что, если не предупредит и выставит на продажу машину с таким обременением? Тогда необходимость уплаты утильсбора может лечь на плечи покупателя. Для него это может стать неприятной неожиданностью, дополнительным риском, о чем говорит и владелец ТТС Вячеслав Зубарев.

Есть тут и другой подводный камень. Если покупатель будет приобретать автомобиль у другого физлица, допустим, ввезшего машину по льготному утильсбору, раньше истечения 12 месяцев с покупки — тогда контрольные органы сочтут это перепродажей и придется оплачивать уже повышенный коммерческий утильсбор. Это тоже может войти в стоимость авто. «Ценовая политика на серые машины изменится. Но это и неплохо. Потому что рисков теперь не будет. По крайней мере, в части соблюдения закона этот шаг правильный, — отмечает Зубарев. — Я за то, чтобы закон был для всех един, но, с другой стороны, считаю, что для автомобильного рынка любое повышение цен для потребителя — это нехорошо».

В некоторых случаях проще будет растаможить машину в России, от чего всплывает еще одно конкретное преимущество изменений вокруг утильсбора — это налоги и таможенные платежи, которые теперь будут оставаться в России, а не в других странах В некоторых случаях проще будет растаможить машину в России, от чего всплывает еще одно конкретное преимущество изменений вокруг утильсбора — это налоги и таможенные платежи, которые теперь будут оставаться в РФ, а не в других странах Фото: Chen Jianli/Xinhua / www.globallookpress.com

Все эти изменения порядка начисления утильсбора так или иначе бьют рублем по параллельному импорту, по серым игрокам рынка, предлагающим иномарки подешевле. Но искоренит ли это перекупов? Будут ли работать новые правила так, как задумывалось? Ряд наших собеседников утверждают, что вряд ли. Некоторые машины будет по-прежнему дешевле гнать через Киргизию. Опять же никто не отменял возможность использования подставного лица из местных жителей. Лазейки найдутся. Но, по своей сути, российские власти все же создали такие условия для большинства авто, что растаможивать их теперь в других странах не всегда экономически целесообразно. В некоторых случаях проще будет растаможить машину в России, от чего всплывает еще одно конкретное преимущество изменений вокруг утильсбора — это налоги и таможенные платежи, которые теперь будут оставаться в РФ, а не в других странах.