Владислав Баранов: «Каллиграфия очень многогранна. Это один из самых сложных видов деятельности человека, поэтому он априори полезен» Владислав Баранов: «Каллиграфия очень многогранна. Это один из самых сложных видов деятельности человека, поэтому он априори полезен» Фото: Оксана Король

«Часто во время работы понимаешь, какой ты бестолковый человек»

— Владислав, на этой неделе в галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ открылась выставка, посвященная 300-летию Казанской духовной семинарии. Среди современных художников, представленных на ней, есть и вы. Как шел отбор работ для экспозиции, учитывая специфику заявленной темы?

— Кураторы проекта уже знали меня и видели мои работы на других выставочных проектах, поэтому с отбором проблем не возникло, и меня пригласили. Все-таки корни искусства растут из христианства, в моих работах, которые участвуют в этой выставке, например, есть высказывания известных святых отцов. Просто оформлены они в более современном ключе, и, в принципе, это может быть интересно зрителю.

На выставке представлены три моих работы. Это «Каллиграфический этюд №1», где обыгрывается тема любви. Там на заставке находятся две цапли, которые совершают брачные танцы. Вторая работа — «Свобода» — посвящена высказываниям святых отцов о свободе, тому, как они понимали это понятие. Третья работа — «Заповеди блаженства» — содержит 9 заповедей, которые на Нагорной проповеди говорил Иисус Христос: о том, что «Блаженны нищие духом…» и так далее (кстати, сейчас многие не понимают смысл этих слов). Можно, наверное, было показать и больше работ, но я заявил три, и их взяли.

«Каллиграфический этюд № 1», где обыгрывается тема любви. Там на заставке находятся две цапли, которые совершают брачные танцы «Каллиграфический этюд №1», где обыгрывается тема любви. Там на заставке находятся две цапли, которые совершают брачные танцы» Фото: «БИЗНЕС Online»

— При этом вы признаетесь, что считаете каллиграфию искусством, в котором нельзя достичь совершенства. Почти как тот преподаватель философии, ставящий на экзамене тройку студенту со словами: «Даже я знаю этот предмет только на четверку, а на отлично — только Всевышний». При этом вы утверждаете, что через каллиграфию можно воспитать в себе нового человека. Каким образом?

— Просто погрузившись в рабочий процесс. Сегодня много людей по всему миру занимаются каллиграфией. В России тоже есть интересные мастера, не буду говорить, кто из них лучше, кто хуже. Важно другое: каллиграфия очень многогранна. Это один из самых сложных видов деятельности человека, поэтому он априори полезен. Сергей Вячеславович Савельев (российский ученый-биолог прим. ред.) говорил, что во время работы пером работает больше 10 полей коры головного мозга, так что каллиграфия — настоящая гимнастика для ума. Также она развивает художественный вкус, учит усидчивости и терпению, нормализует самооценку. Часто во время работы понимаешь, какой ты бестолковый человек (смеется).

Владислав Геннадьевич Баранов — российский художник, график и каллиграф, член творческого союза художников РФ.

Родился в 1983 году в селе Рыбная Слобода. Обучался в Казанском художественном училище и Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина на факультете графики, который окончил в 2010 году.

Преподавал в казанском филиале Академии художеств им. Сурикова и Казанском государственном институте культуры. Владеет различными шрифтами в искусстве каллиграфии, такими как древнерусская вязь, устав и полуустав, скоропись, капиталис квадрата, итальянский и английский курсив и др. Автор персональных и участник групповых выставок. Художник живет и работает в Казани.

Даже многие студенты-художники признаются, что чувствуют себя на моих уроках «как в первом классе». Зато уже через несколько месяцев начинают тщательнее разглядывать буквы и понимают, что на многие вещи мы просто не умеем правильно смотреть. Вместе с каллиграфией люди заново открывают для себя мир и делают это гораздо быстрее, чем во время занятий живописью. Некоторые ученики во время курса заглядываются на уличные деревья и сравнивают их ветви с буквами. Так что каллиграфия еще и учит нас любить природу, через нее познавать себя и совершенствовать свой внутренний мир. Это путь, на который всем нам желательно встать.

— А какого человека вы сами в себе воспитали за годы занятий каллиграфией?

— Признаюсь честно: я ленивый человек и воспитывать себя очень сложно. Это беспрестанный труд. Ручное письмо требует от мастера предельной точности и внимания, а чтобы достичь успеха, нужны годы работы. Думаю, я стал более организованным и приблизился к желаемому уровню мастерства. Но, к сожалению, больше преподаю, чем работаю как художник. У меня нет возможности посвящать каллиграфии по 6 часов в день, как это делает, к примеру, Александр Боярский. Да, я экспериментирую со шрифтами дома, что-то показываю студентам на уроках, но пишу очень медленно. Не так, как знаменитый мастер остроконечной кисти Петр Петрович Чобитько. У него в руках перо действительно порхает.

«Признаюсь честно: я ленивый человек и воспитывать себя очень сложно. Это беспрестанный труд. Ручное письмо требует от мастера предельной точности и внимания, а чтобы достичь успеха, нужны годы работы. Думаю, я стал более организованным и приблизился к желаемому уровню мастерства» «Признаюсь честно: я ленивый человек и воспитывать себя очень сложно. Это беспрестанный труд. Ручное письмо требует от мастера предельной точности и внимания, а чтобы достичь успеха, нужны годы работы. Думаю, я стал более организованным и приблизился к желаемому уровню мастерства» Фото: Оксана Король

— На Руси каллиграфию называли средством от дураков. Почему, как вы думаете?

— Во-первых, она воспитывает усидчивость, терпение и вдумчивое отношение к делу. Человек с такими качествами не может быть глупым. Да и в целом, чтобы писать красиво, должна работать голова (после напряженной работы у меня порой «взрывается» мозг). Труд дурака никогда не вызовет эстетического наслаждения. Во-вторых, многие каллиграфы черпают мудрость из переписанных книг — Евангелия, деяний апостолов, святых отцов и других. Это серьезная литература, кардинально меняющая наше мировоззрение.

— Сейчас на фоне любви ко всему национальному поднимается ли интерес в России к древнерусской каллиграфии?

— Незначительно. Пик популярности каллиграфии, к сожалению, уже прошел. Он пришелся на время распада СССР, когда мы осваивали все, что ранее было недоступно. На рубеже 1990–2000-х в России появились первые профильные мастера. Многих из них подготовил тот самый Чобитько — основатель петербургской школы каллиграфии. Сейчас у нас много профессиональных каллиграфов, в частности молодых, но ожидать большего ажиотажа, чем 25 лет назад, сложно. Да и нужно ли? В этом плане каллиграфию можно сравнить с музыкальной классикой. Известный дирижер Бенджамин Цандер вспоминал: «Мне часто говорят о целях искусства. Мол, если сейчас в стране есть 3 процента любителей классической музыки, наша задача — достичь хотя бы 4 процентов. Это будет круто! Но ведь искусство совсем не в этом».

Я просто вижу, как развивается каллиграфия, и радуюсь. Одни мастера работают на бумаге, другие осваивают новые программы на айпадах (в дизайнерских шрифтах всегда есть какие-то недоработки и проблемы, а каллиграфия готова их решать). Но, из-за того что все это сложно, многие отсеиваются. Понимаете, одного желания красиво писать недостаточно. Для этого нужно приложить максимум усилий и не сдаться, даже если на первых порах получаются каракули.

«Я подхожу к шрифтам творчески, как и древнерусские мастера» «Я подхожу к шрифтам творчески, как и древнерусские мастера» Фото: Оксана Король

«Соединяю яркие детали из разных шрифтов и получаю интересные гибриды»

— Вы открыли для себя каллиграфию достаточно поздно, после 30 лет. Почему, будучи действующим живописцем, вы обратились к этому сложнейшему искусству?

— Я с юности хотел достичь мастерства. Поэтому и поехал поступать в Санкт-Петербургскую академию имени Репина на факультет графики. Увидел в книгах репродукции высокопрофессиональных студенческих работ академии и понял, что хочу уметь так же. В Казанском художественном училище мне дали необходимую базу, в академию же я приехал за мастерством. А потом познакомился с каллиграфией и понял, что это высшее мастерство. Хороший мастер должен виртуозно владеть линией, следить, чтобы каждый штрих был на месте. К этому стремятся не только каллиграфы, но и художники. Например, Валентин Серов переводил свои наброски, чтобы линия была живой и красивой. Я убежден, что каллиграфия очень полезна художникам: у тех, кто владеет скорописью, часто более мастеровитая живопись.

— Каллиграфией вы увлеклись, познакомившись с работами легендарного британского мастера Дениса Брауна.

— Да, и других каллиграфов тоже. Когда я учился в академии, интернет еще не был популярен и я не мог свободно изучать каллиграфию. К нам на занятия приходил председатель национального союза каллиграфов России Чобитько. Я почти не знал его работ, но с интересом слушал. А уже позже из интернета узнал, что каллиграфия — потрясающее искусство. Мне нравится, что каллиграф может быстро делать красивые вещи, сейчас это очень актуально.

— Древнерусская каллиграфия сейчас одна из самых интересных областей для творческого исследования мастеров. Какие авторские приемы вы используете в своей работе?

— Я интересуюсь не только древнерусской каллиграфией, но и ей тоже. Исторически древнерусская каллиграфия развивалась очень интенсивно и за очень короткий промежуток времени в тысячу лет (в других странах это шло гораздо дольше) совершила огромный скачок. Но с петровскими реформами она пошла другим путем и стала более европеоидной. Сейчас у современных мастеров есть возможность поднимать и переосмысливать древнерусские шрифты, открывать что-то новое. Европейские шрифты уже изучены от и до, а в наших до сих пор находят необычные формы. Они очень нравятся зарубежным каллиграфам.

Я подхожу к шрифтам творчески, как и древнерусские мастера (та же буслаевская вязь XV века с элементами арабской стилистики — смелый эксперимент в эпоху православия и самодержавия). В основном соединяю яркие детали из разных шрифтов и получаю интересные гибриды, эдакие «колоновидные яблони». Так работает большинство каллиграфов, лишь единицы изобретают что-то чисто свое. До этого нужно профессионально и духовно дорасти. Я пока еще не готов.

— Какие интересные гибриды вы уже успели найти?

— Например, соединил арабский насх и русскую скоропись. Это случилось в работе «Ода Державина „Бог“», которая путешествует по России уже несколько лет. Я назвал свой шрифт «татарская скоропись», ведь в Татарстане любят использовать стилизованные русские буквы. В моем гибриде пластика скорописи и графемы (скелеты) старописных букв остались, но внешне буквы преобразились из-за того, что я сменил наклон инструмента, увеличив толщину линий. Уверен, это не единственный возможный синтез русской и арабской вязи. Подобные эксперименты будут осуществлять еще не один десяток лет.

— Расскажите подробнее об этой работе.

— Меня вдохновила история города Мологи. Его затопили, когда строили Угличскую ГЭС, об этом даже сняли документальный фильм. Во время потопа монастыри и храмы ушли под воду. Я запечатлел часть города наверху (поэтому на картине есть лодка) и часть подводного пейзажа: покосившийся, упавший с колокольни колокол, фигуры святых Владислава и Алексея.

— Как вы выбираете шрифты для их последующего синтеза?

— Обычно ориентируюсь на свой вкус. Недавно соединил итальянский курсив с древнерусским полууставом, вышло интересно. Итальянский курсив — один из самых красивых и ходовых шрифтов, его часто используют в рекламе. Древнерусский полуустав, который я преподаю, не столь популярен, но тоже любопытен. Дело в том, что в итальянском курсиве штрихи и повороты пера получаются с талией (энтазисом). Если добавить их в полуустав, он станет более изящным. И таких вариантов может быть очень много. Просто этим надо заморачиваться, а древнерусским мастерам было некогда: они очень много писали.

«Недавно соединил итальянский курсив с древнерусским полууставом, вышло интересно» «Недавно соединил итальянский курсив с древнерусским полууставом, вышло интересно» Фото: Оксана Король

«Истинное мастерство всегда будет в цене у богатых людей»

— Почему после Питера решили вернуться в Казань?

— Хороший вопрос. Почти все мои сокурсники хотели остаться в Петербурге, потому что приехали туда из разных уголков России. Но у меня были другие мечты. Я вырос в деревне и настолько ее полюбил, что хотел жить там, где тихо (а Петербург все же шумный густонаселенный мегаполис), там, где можно спокойно работать и созерцать красоту. В этом мы схожи с Эндрю Уайетом (один из самых известных американских живописцев и графиков XX векаприм. ред.). Он во время работы тоже целиком погружается в пейзаж и сливается с ним. Это особое состояние, и даже не все художники поймут, о чем я говорю. В городе есть своя красота, но я думаю, что природа — наш лучший учитель (и в этом солидарен с Цицероном и Леонардо да Винчи). В ней заложено совершенство, которое нас вдохновляет. Когда-то я мечтал перебраться в сибирскую деревню. Может, хорошо, что не уехал, но жить в городе мне не очень нравится. Приходится мириться из-за интересов семьи. Так что бытовуха съедает художника.

— В академии Репина вас учили преимущественно реалистической живописи и графике. Вы до сих пор придерживаетесь этого стиля, да и каллиграфия — это во многом искусство академическое. Насколько сегодня традиции в искусстве востребованы и почему остаются важными для вас?

— Академическое искусство сродни черному цвету в моде. Оба всегда будут в тренде. К тому же зритель охотнее тянется к тому, что ему понятно. А традиционная живопись и каллиграфия для большинства гораздо доступнее, чем абстрактное или цифровое искусство (их далеко не все готовы осваивать). На одной из конференций мы с экспертами обсуждали, какое место может занять каллиграфия в современном обществе, и пришли к выводу, что ручное письмо как истинное мастерство всегда будет в цене у богатых людей, а простые люди будут довольствоваться цифровыми экспериментами.

««Погружаясь на глубину» я создал для проекта «Человече». По условиям программы, нужно было написать что-то на социальную тему» «Погружаясь на глубину» я создал для проекта «Человече». По условиям программы нужно было написать что-то на социальную тему» Фото предоставлено галереей «БИЗОN»

— В фонде галереи «БИЗОN», с которой вы сотрудничаете, есть ваши работы «Погружаясь на глубину» и «Дела плоти и плоды духа». Расскажите об их замысле и художественном воплощении.

— «Погружаясь на глубину» я создал для проекта «Человече». По условиям программы нужно было написать что-то на социальную тему. Я долго думал, что сделать, и в итоге обратился к жизненному опыту (это хороший способ для художника). Вспомнил, что когда-то смотрел классные программы Жака Ива Кусто, и взял его высказывания для своего полотна. Также на эту работу меня вдохновила дизайнерская бумага с особой поверхностью и печатная графика, которую сейчас мало кто использует, — изображение напечатано с пленки.

«Дела плоти и плоды духа» тоже создавались для какого-то проекта. Нужно было сделать интересный графический лист. Я задумал нечто эпическое — о борьбе добра и зла — и обратился к словам апостола Павла из Священного Писания, но, на мой взгляд, задумка не до конца удалась. Неплохо получились контраст черного и белого, фигуры бегущих людей, но каллиграфия оставляет желать лучшего. Из-за педагогической нагрузки у меня было мало времени, и пришлось импровизировать. А по-настоящему пытливый мастер должен продумать все этапы работы, от первых «почеркушек» до генерального эскиза. Хорошо, что рядовой зритель не разбирается в тонкостях каллиграфии. Профессионал бы сразу сказал: тут Баранов дал дрозда (смеется).

«Дела плоти и плоды духа» тоже создавались для какого-то проекта. Нужно было сделать интересный графический лист. Я задумал нечто эпическое — о борьбе добра и зла — и обратился к словам апостола Павла из Священного Писания, но, на мой взгляд, задумка не до конца удалась» «Дела плоти и плоды духа» тоже создавались для какого-то проекта. Нужно было сделать интересный графический лист. Я задумал нечто эпическое — о борьбе добра и зла — и обратился к словам апостола Павла из Священного Писания, но, на мой взгляд, задумка не до конца удалась» Фото предоставлено галереей «БИЗОN»

— Ваша самая известная и масштабная работа — «Ночной Кремль» — стала лауреатом премии имени Фешина. Особенно впечатляет протекающая под башнями Кремля Казанка со стихотворениями Тютчева и Фета. Как родилась такая концепция?

— Наоборот, это одна из самых неизвестных моих работ. Она очень мало выставлялась. В «Ночном Кремле» я тоже объединил живописный пейзаж и каллиграфию. Зритель видит Казанский кремль и реку, где «плывут» стихи и высказывания известных поэтов. Это простой и одновременно выигрышный ход: течение реки похоже на человеческую речь. Я рассчитывал прежде всего на внешний эффект, хотя особо пытливые озаботятся и содержанием текста. Оно очень серьезное. Есть высказывания о природе, есть строки из стихотворения Фета «В осени первоначальной…». Есть знаменитые слова Ральфа Уолдо Эмерсона: «Человек странствует по миру в поисках красоты, но должен нести ее с собой, иначе его путешествие окажется бесполезным». Мне они очень близки.

— Какая связь между изображением ночного Кремля и поэтическими строками?

— Прямая, она объединяет нас и природу. Река — это экосистема, а меня всегда волновали вопросы взаимодействия человека и природы: то, как мы относимся к окружающей среде и что она нам дает. Это глубокая и неисчерпаемая тема, в том числе для искусства. Образцовый альянс человека и природы сохранился разве что в первобытных племенах. Забавно, что на дворе XXI век, а идеальные отношения с природой складываются не у цивилизованных людей, а у аборигенов.

В «Ночном Кремле» я тоже объединил живописный пейзаж и каллиграфию. Зритель видит Казанский Кремль и реку, где «плывут» стихи и высказывания известных поэтов. Это простой и одновременно выигрышный ход: течение реки похоже на человеческую речь» «В «Ночном Кремле» я тоже объединил живописный пейзаж и каллиграфию. Зритель видит Казанский кремль и реку, где «плывут» стихи и высказывания известных поэтов. Это простой и одновременно выигрышный ход: течение реки похоже на человеческую речь» Фото: Оксана Король

«Студенты признаются, что каллиграфия меняет их жизнь в лучшую сторону»

— Вы говорили, что сейчас преподаете больше, чем пишете. Почему решили сделать акцент на педагогике?

— Все просто: художнику нужна зарплата, а куда еще податься? Продавать работы удавалось не так часто, хотя я реализовывал даже студенческие работы, например, в Финляндии. Сначала я преподавал в казанском филиале Академии имени Сурикова. Параллельно устроился работать в школу, где преподаю до сих пор. Только сейчас это инженерный лицей.

— В эпоху смартфонов и других гаджетов помогает ли каллиграфия детям сохранить навык письма и воспитать в себе достойную личность?

— Детям я преподаю живопись, но считаю, что ручное письмо для них полезнее, потому что через него действительно воспитывается личность. Каллиграфия хорошо вправляет мозги и вырабатывает характер, но российским детям не всегда легко погрузиться в рабочий процесс. Они хотят получить все и сразу (это особенность менталитета), а каллиграфию за пару недель не освоишь. Поэтому я радуюсь, когда вижу в соцсетях педагогов, подающих ребятам материал в игровой форме. Я пока так не умею, хотя уже давал детские мастер-классы в Казанском кремле и получал хорошую отдачу. Нам нужны не только специальные программы, но и люди, которые по-настоящему любят детей. Хочется видеть специалистов, работающих по завету Сухомлинского: «Свое сердце отдаю детям».

— Вы долго преподавали в филиале Академии имени Сурикова? Он закрылся. На государственном уровне каллиграфия сейчас менее востребована?

— Увы, да. Так складываются обстоятельства. Филиал академии перестали финансировать и закрыли. Жаль, я проводил там занятия по каллиграфии и, возможно, продолжил бы. С другой стороны, в вузах сейчас такие зарплаты, что можно и уйти спокойно. Молодые специалисты вообще получают копейки (но это отдельный разговор). Может быть, когда-то буду преподавать шрифт в Казанском федеральном университете. Правда, не очень хочется…

Давайте вернемся к творчеству. Я покажу вам одну из моих знаковых работ — «Молитву оптинских старцев». Это типичная древнерусская скоропись с вкраплением авторских подходов. «Молитва…» родилась благодаря моим ученикам. Я должен был показывать им на практике, как правильно работать, и записал молитву оптинских старцев. Это святые, которые жили в монастыре Оптина Пустынь около Козельска, недалеко от Москвы. Место известное и намоленное: верующие люди до сих пор совершают туда паломничество.

«Стараюсь использовать в работе все, что умею, и получаю интересные миксты» «Стараюсь использовать в работе все, что умею, и получаю интересные миксты» Фото: Оксана Король

— «Молитву» вы писали в этюднике. А мольберт для более крупных работ не используете?

— Нет, так как он занимает много места. Денег на трехкомнатную квартиру тоже пока нет. Поэтому пользуюсь этюдником, но большие холсты он не выдерживает. Кстати, вот еще одна моя работа — «Свияжская уха». Это полотно в виде двери, родившееся в рамках проекта «Свияжский дом». Здесь я соединил каллиграфию и живопись, получилось забавно. Вообще, стараюсь использовать в работе все, что умею, и получаю интересные миксты. Изображения и каллиграфию люди соединяли уже в древности в наскальных рисунках с надписями. Потом появились книги с иллюстрациями. Я применяю каллиграфию в станковой графике. Это не ново, но достаточно необычно.

— В начале разговора вы говорили, что каллиграфия очень полезна для человека. Расскажете о положительных примерах из вашей личной практики?

— Мои студенты признаются, что каллиграфия меняет их жизнь в лучшую сторону. Многим она помогла пережить чувства подавленности и одиночества во время карантина, кому-то — легче адаптироваться после возвращения из Европы. Суть в том, что во время занятий отвлекаешься от всех мыслей и как будто попадаешь в другой мир. В этом каллиграфия сходна с медитацией. Она умиротворяет и нормализует эмоциональный фон человека. В одном из каллиграфических центров опрашивали детей, и многие говорили, что приходили на уроки в плохом настроении, а уходили в хорошем.

Некоторые взрослые студенты рассказывают, что занятия помогли им быстрее восстановить здоровье после травм. Та же работа с остроконечной кистью требует отдачи всего тела. Есть даже специальная каллиграфическая гимнастика на пальцы, голову или спину. Я показываю на уроках специальные упражнения, помогающие правильно держать позвоночник. Для серьезных занятий каллиграфией нужно, чтобы он был подвижным, так как все движения идут от спины. Очень полезны разминочные упражнения — круги, гармонические кривые. Многим они помогали после перелома руки.

«Занятия для меня очень важны. Хороший каллиграф постоянно должен совершенствовать технику, иначе его уровень будет падать» «Занятия для меня очень важны. Хороший каллиграф постоянно должен совершенствовать технику, иначе его уровень будет падать» Фото: Оксана Король

«Хороший каллиграф постоянно должен совершенствовать технику»

— Вы регулярно совершенствуете свое мастерство, обучаясь у известных российских каллиграфов. Что опытному мастеру дает этот опыт?

— Пару лет назад я обучался английскому курсиву у Сабины Алияровой и итальянскому курсиву у Елены Ройтенберг. Сейчас поучился бы у Чобитько, но для этого нужно ехать к нему в Петербург, онлайн Петр Петрович не занимается. Занятия для меня очень важны. Хороший каллиграф постоянно должен совершенствовать технику, иначе его уровень будет падать. А курсы помогают мастерам развиваться, видеть новые ходы и росчерки в шрифтах. Иногда на занятиях я тренирую простые движения, над которыми не успеваю поработать дома.

— Чтобы проводить онлайн-курсы, вам понадобились коммерческие навыки?

— Нет, я только преподаю, а организацией и набором студентов занимаются другие люди. У нас для этого есть целая команда — «Школа русских ремесел». Мне же интереснее учить людей красиво писать.

«Одна из моих любимых смешанных работ посвящена театру. Она была сделана специально для биеннале печатной графики «Всадник». Я использовал монопитию — технику, в которой можно работать дома. Изображение написано и отпечатано на пленке, из-за этого у него такая  интересная фактура» «Одна из моих любимых смешанных работ посвящена театру. Она была сделана специально для биеннале печатной графики «Всадник». Я использовал монопитию — технику, в которой можно работать дома. Изображение написано и отпечатано на пленке, из-за этого у него такая  интересная фактура» Фото: Оксана Король

— Вы не только каллиграф, но и действующий художник. К чему стремитесь в своих живописных полотнах?

— К символизму. Часто героями картин становятся мои близкие. Однажды я написал сон маленькой дочери, в котором плавают тунцы. Также мне нравится акварель, иногда использую темперу (краски, где используется порошковый пигмент и связующая масса на основе ПВА, — прим. ред.). Люблю рисовать пейзажи, хотя по сравнению с полотнами Эндрю Уайета это детский лепет. Уайет стремился к предельной детализации: к примеру, свой знаменитый полевой пейзаж «Мир Кристины» он писал пять месяцев. Я пока не располагаю таким временем, но при случае попробовал бы сделать нечто похожее.

Одна из моих любимых смешанных работ посвящена театру. Она была сделана специально для биеннале печатной графики «Всадник». Я использовал монопитию — технику, в которой можно работать дома. Изображение написано и отпечатано на пленке, из-за этого у него такая интересная фактура. Потом я распечатал каллиграфический текст и перенес его на пленку с помощью ацетона. Использовал высказывания о театре уважаемых людей, например Петра Ильича Чайковского. Он говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле слова не существуют для простой забавы. Они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечений и легких удовольствий».

— Чуть выше вы упомянули, что не занимаетесь продажей работ на регулярной основе, почему?

— Я в основном обучаю письму, поэтому у меня мало работ. О продажах сейчас даже не задумываюсь. Если удается поучаствовать в выставке — уже хорошо.