1. Выставочный проект художественной галереи «Хазинэ» уже с порога опровергает жесткую поляризацию ТатАХРР и ТатЛЕФ, условных новаторов и консерваторов, по-своему осмыслявших искусство, рождавшееся по итогам революционных событий в России 100-летней давности. Пять залов экспозиции выстраиваются не идеологически, как могло показаться, а тематически, поочередно представляя темы, над которыми работали казанские художники: политики и вожди, сельское хозяйство и национальный вопрос, ликвидация безграмотности и отдельный зал свободной тематики. Интересно, что и в руководстве центрального АХРР (ассоциация художников революционной России) (Григорьев, Радимов, Котов), и среди главных лефовцев (Родченко) были представители Казанской художественной школы.

  2. Антагонизм здесь менее всего чувствовался и благодаря гармоничному музыкальному сопровождению вечера в исполнении струнного квартета. Особенно на фоне одной из самых узнаваемых картин экспозиции — «Портрета А.Г. Платуновой» кисти ее мужа Константина Чеботарева. Кстати, прямо сейчас совместная выставка «казанских Ларионова и Гончаровой» проходит в московской «Галеев Галерее».

  3. Благодаря тому что композиция проекта строится еще и по модели конкурсных работ выставки казанских мастерских «Труд и быт трудящихся», идеологическая составляющая нивелируются, лефовцы и ахрровцы не сталкиваются, а предстают скорее в эклектике, не утрачивая при этом паритета своего художественного метода. Формальная точка схождения этих художников — бывшая Казанская художественная школа, пережившая после революции несколько трансформаций от художественных мастерских, института к техникуму. Совместная работа учащихся и педагогов представлена в центральном зале с голубой стеной, на которой выставлены ученические эскизы, не ограниченные твердой темой.

  4. «Правые соединились с левыми. Они всегда были антагонистами, это понятно, но, поскольку они существовали, нам предстоит увидеть то, как именно они жили, их жизнь была общей», — комментирует концепцию выставки Дина Ахметова, главный научный сотрудник ГМИИ РТ.

  5. Многое из архивов музея выставить не удалось, т. к. выбранные работы в экспозицию просто не помещались. «Буквально со слезами от одной вещи отказалась», — вспоминает Ахметова. Однако галерея в скором времени презентует электронный каталог, в котором планируется отразить базу данных о художниках 1920–1930-х годов, связанных с Казанью. Почему такие ценные архивные работы пылятся в папках и не вывешиваются — отдельный вопрос.

  6. Несмотря на объемность выставки, выявляется главная проблема — фонды располагают материалами, способными рассказать многое о малоизвестных татарских художниках. «Когда материал стал набираться, оказалось, что здесь очень много портретов и автопортретов, они рисовали друг друга и сами себя. А мы даже ведь и не знали, как многие выглядят. Это белые пятна, какие-то фантомы, особенно это касается татарских художников. Это какая-то фрагментарная история, многое остается за пределами», — говорит Ахметова.

  7. О трудоемкости работы рассказала Розалия Нургалеева, директор Государственного музея изобразительных искусств РТ: «Это был очень трудный проект, представьте: каждый этот листочек — акварель, офорты или что-то еще. Это все было трудно раскопать, все это было в папках». Каждая картина, каждый эскиз — своего рода голос эпохи. Есть работы, которые имеют оборотную сторону, где, например, художники записывали искусствоведческие лекции. «Наши сегодняшние художники, вам нужно в едином порыве сюда бежать», — подытоживает разговор о ценности экспонатов Розалия Миргалимовна.

  8. Живопись, графика, плакаты, скульптура и декоративно-прикладное искусство предоставили в «Хазинэ» фонды ГМИИ РТ, Национального музея РТ, музея-заповедника «Казанский Кремль», музейного комплекса Казани, а также научной библиотеки КФУ.

  9. Экспозиция располагает большим количеством эскизов и зарисовок, что, безусловно, делает выставку более объемной и интересной. «На выставке много графики. Это дает дополнительный объем, так как именно в графике художник может позволить себе эксперимент, то, что он не допускает на большом холсте, в частности заказном», — считает Александра Струкова, заведующая отделом графики ХХ века Третьяковской галереи.

  10. Обилие архивного материала и фотографий добавляет экспозиции не только эстетичности, но и информативности. Так, на данном снимке можно рассмотреть, какие книги выставлялись на витринах. Разглядывание таких экспонатов — отдельное дело для посещения.

  11. Это подчеркивала на открытии и Ольга Улемнова, ведущий научный сотрудник ИЯЛИ: «Это важная часть, которая создает настроение, атмосферу, что также очень информативно». Она подчеркнула тот факт, что казанские художники, несмотря на недостаточное количество информации о них, сумели выйти со своим творчеством за пределы республики: «С поколением новых музейщиков и искусствоведов развивается интерес не только внутри Татарстана, но и извне. Мы недосчитались [на выставке] многих знаковых работ, потому что они востребованы в столицах, и это радует. Наше искусство вышло за пределы республики, оно отнюдь не провинциально».

  12. В экспозиции немало колоритных революционных плакатов с арабской графикой. На фото — работа все того же Чеботарева, «Татары с лозунгом „Ленин умер — компартия жива“».

  13. Много здесь и более традиционных, но от этого не менее ярких советских агитплакатов.

  14. Значимость мероприятия с точки зрения истории региона подчеркивало присутствие на церемонии открытия директора Института истории им. Марджани АН РТ Радика Салихова.

  15. А важность «Единства и борьбы противоположностей» как художественного события характеризовало появление здесь известного галериста и коллекционера Евгения Жудрова.

  16. Для выставки фонды также предоставили несколько скульптур. На фото представлена одна из них — деревянная «Голова бородатого мужчины» за авторством Владимира Кудрявцева.

  17. За выставленные конкурсные работы художники получали премии. На снимке один из таких конкурсных плакатов — «1 мая. Прочь, капитал, с дороги!» художницы Александры Коробковой, за который она получила первую премию.

  18. Михаил Бирюков, соучредитель фонда культуры русского авангарда «Розановский центр», презентовал здесь книгу «Мстёрский ковчег. Из истории художественной жизни 1920-х годов», изданную музеем современной культуры «Гараж», где повествуется, в частности, о людях, имеющих отношение к Казани (Родченко, Фешине). Он поделился любопытным фактом, который как нельзя лучше описывает концепцию нынешней выставки. «В 1923 году в Петрограде была выставка всех направлений. Сохранились кадры, где Малевич всех строит перед зданием (для запечатления на кинопленке). Он бегает, суетится, всех пихает, заботится, чтобы все красиво стояли. И в этой толпе все: и левые, и правые. Вот это жизнь, это аллегория жизни: все вместе, все рядом, плечом к плечу. Это и нужно всегда искать», — уверен Бирюков.

  19. Одна из самых запомнившихся журналистам на открытии картина — работа Василия Тимофеева, председателя ТатАХРР (1924–1925), «Мальчик с веслом». Сотрудник галереи рассказывает: «В красном зале получилось так, что там спортсмен стоит с голой задницей и веслом, и тут же Ленин, Маркс. Такая вот „фига в кармане“».

  20. Также здесь можно увидеть работы знаменитого казанца, фотографа Александра Родченко, включая его хрестоматийный снимок Владимира Маяковского.

  21. Эта часть экспозиции, очевидно, станет самой популярной для любителей селфи.

  22. Двери одной из главных выставок ГМИИ РТ этого сезона будут открыты для посетителей «Хазинэ» до 25 февраля 2024 года.