Арбитражный суд РТ в конце минувшей недели предоставил ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК) отсрочку в выплате долга по арендной плате за пользование федеральной собственностью - аэродромным комплексом. За 2008 - 2010 годы аэропорт задолжал Росимуществу за эксплуатацию взлетно-посадочной полосы и прочих сооружений 26,8 млн. рублей. Как и просил МАК, на то, чтобы рассчитаться, ему дали время до сентября.

Обращение в суд стало для МАК необходимостью, так как возникла угроза принудительного списания этих средств со счетов. Судебные приставы уже возбудили исполнительное производство. Необходимость паузы представитель МАК Олег Аббасов объяснил тем, что у аэропорта пока нет средств для погашения долга. «У нас нулевой остаток на счетах (в подтверждение представил справки из банков,ред.). Из перечисляемой выручки сразу производим платежи в бюджет и на зарплату», - рассказал он.

По мнению Аббасова, немедленное исполнение решения суда может привести к непоправимым последствиям. В частности, к срыву сроков реконструкции аэропорта к Универсиаде. Представитель МАК упомянул при этом главный объект предпринятых работ - строительства терминала 1А, который должен вдвое увеличить пропускную способность аэропорта. Напомним, общий объем инвестиций в строительство терминала А1 составит $68 млн., рассказывал ранее «БИЗНЕС Online» исполнительный директор болгарского инвестора - компании «ТехноИмпортЭкспорт» Иван Тодоров. Планировалось, что он будет введен в эксплуатацию уже в июле этого года.

«Изъятие таких денег для нас сейчас практически смертельно, - констатировал в суде представитель МАК. - Поскольку комок задолженности - перед бюджетом, по налогам, зарплате, обязательствам перед партнерами и т.д. - нарастет в таком виде, что уже невозможно будет что-либо предпринять. Мы являемся воздушными воротами республики и для нас это чревато гибелью со всех точек зрения».

ВЫРУЧКУ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

«Летом объем работ вырос – аэропорту необходимо поддерживать парк существующей техники. А, кроме того, готовиться к зиме. Число полетов в это время года сокращается, расходы же, связанные с содержанием как аэропорта в целом, а также аэродромного комплекса, возрастают. Обязательные процедуры – очистка и подготовка взлетной полосы, обработка ее реагентами и так далее - достаточно затратны», - обрисовал ситуацию представитель МАК.

По словам юриста, отсрочка нужна аэропорту для того, чтобы как законопослушная организация, он, несмотря на всю складывающуюся ситуацию, мог выполнить все свои обязательства – и в плане реконструкции, и перед партнерами, и по исполнению решения суда. В частности, аэропорт планирует набрать за лето - наиболее выгодное с точки зрения объемов перевозок время - необходимое количество выручки.

В качестве дополнительного довода в пользу рассрочки МАК представил даже протокол состоявшейся 15 мая встречи премьер-министра РТ Ильдара Халикова с владельцами авиакомпании «Татарстан». «Авиакомпания обязуется реструктурировать задолженность перед аэропортом до 31 декабря 2013 года. Соглашение об этом сейчас находится в стадии подготовки», - рассказал юрист.

Размер задолженности авиакомпании «Татарстан» аэропорту за наземное обслуживание самолетов Абассов не озвучил. Не назвал ее «БИЗНЕС Online» и источник в МАК. Лишь отметил, что ее с лихвой хватило бы на покрытие долга по аренде перед федеральным бюджетом.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ОКАЗАЛОСЬ БЕСПОЛЕЗНО

Напомним, Татарстан к 2000 году построил в Казани взлетно-посадочную полосу (ВПП) длиной 3,7 км за свой счет. Республика потратила на это свыше 700 млн. рублей бюджетных средств. Однако в 2008 году власти республики вынуждены были передать аэродромный комплекс, включающий в себя не только ВПП, но также 25 объектов недвижимости, пять зданий, светосигнальное и метеооборудование, в федеральную собственность. В соответствии с Воздушным кодексом объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности.

С этого времени МАК должен был стать арендатором этого имущества. 1 апреля 2008 года он заключил с Росимуществом договор аренды на пятилетний срок и должен был ежемесячно платить 858 тыс. рублей (без НДС). Но договор не исполнялся: он не прошел регистрацию и считался не заключенным. Впрочем, это обстоятельство не помешало Росимуществу еще два года назад предъявить казанскому аэропорту требование об уплате 26,8 млн. рублей неосновательного обогащения (включая 1,9 млн. рублей процентов).

Сумму его иска составила невыплаченная МАК арендная плата. Так как все это время аэропорт безвозмездно пользовался федеральным имуществом, он сберег средства, которые ему надлежало уплатить в федеральный бюджет, отмечали в Росимуществе.

Предполагаемую арендную плату в ведомстве насчитали с 1 апреля 2008 года до 1 сентября 2010 года, когда ВПП была передана в ведение ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)»).

МАК отказывался платить, ссылаясь на то, что за эти годы потратил на содержание аэропортового комплекса гораздо больше средств. В частности, была озвучена сумма в 123 млн. рублей. Причем, по данным аэропорта, на реконструкцию ВПП и рулежных дорожек им были потрачены те же 26 млн. рублей.

Арбитражный суд РТ 3 марта прошлого года поддержал аэропорт, решив, что в этой ситуации стороны должны произвести взаимозачет. Но вышестоящие судебные инстанции, включая федеральный Арбитражный суд Поволжского округа, пришли к выводу, что МАК все же должен выплатить требуемую сумму. Вложения МАК, по их оценке, «не выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности аэропорта». Не дождавшись добровольного перечисления средств, Росимущество в конце концов обратилось к приставам…

ПОЛУЧИВ СЧЕТ НА 26 МЛН. РУБЛЕЙ, ПРЕДЪЯВИЛ НА 113 МЛН.

Между тем, судя по всему, МАК до конца так и не смирился с тем, что ему не зачтутся многомиллионные вложения в аэродромный комплекс. Как стало известно «БИЗНЕС Online», еще в апреле он подал иск в Арбитражный суд РТ, требуя от Росимущества выплаты 113,7 млн. рублей. Дело назначено к рассмотрению на 26 июня.

Вчера в МАК от комментариев по этому поводу воздержались. Однако, судя по сумме, речь идет все о тех же затратах на содержание федерального имущества. Источник в аэропорту подтвердил «БИЗНЕС Online», что «в эту сумму вошли все расходы МАК, имеющие хоть какое-то отношение к аэродромному комплексу». «С одной стороны, с требованиями Гражданского кодекса не поспоришь – за пользование федеральным имуществом мы должны платить. Но из всякого правила есть исключения», - говорит он.

«Сооружения аэропорта, которые были построены еще в 1979 году, в последние годы МАК содержал за свой счет. Тарифы аэропорта регулируются государством, что не позволяет получать сверхприбыли. Поэтому соотношение того, что мы получаем, с тем, что должны потратить, всегда складывается не в пользу первого», - рассказывает он.

Источник «БИЗНЕС Online» считает, что урегулирование отношений с государством – самый главный на сегодня вопрос. Воздушным кодексом он практически не регламентируется, а закон «Об аэропортовой деятельности» не принят до сих пор. Между тем, в отрасли уже давно ведутся разговоры о том, что нагрузку на аэропортовую сеть необходимо снизить. С середины 90-х годов авиакомплекс не видел финансовых вложений. Подавляющее число действующих аэропортов (кроме самых крупных) убыточно. А большая часть (порядка 70%) взлетно-посадочных полос была построена 20-30 лет назад и нуждается в реконструкции.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.

ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК) расположен в 28 км юго-восточнее Казани – в Лаишевском районе. Имеет терминал-1, терминал-2 (бизнес-терминал с залом официальных лиц и делегаций). В 1985 году аэропорт «Казань» получил статус «Международный аэропорт 1-го класса».

В марте 2011 года между РТ и болгарскими компаниями «Булгар Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» был подписан договор о создании ЗАО «Тат-Авиа». «Булгар Авиэйшн Групп» и «Ескана Русия» входят в состав болгарского холдинга «Химимпорт», который правительство Татарстана определило стратегическим инвестором в проекте реконструкции МАК.

ЗАО «Тат-Авиа», которым на паритетных началах владеют болгарская сторона и РТ, принадлежит 99, 9% уставного капитала ОАО «Международный аэропорт «Казань».

В 2011 году прибыль МАК выросла в 10 раз по сравнению с 2010 годом: до 213, 79 млн. рублей против 21,65 млн. рублей.

Пассажиропоток аэропорта в 2011 году составил 1,2 млн. человек (рост на 28%), в том числе международный пассажиропоток — 551,7 тыс. человек (рост на 19,4%).

За первый квартал 2012 года пассажиропоток МАК вырос на 44,2%, составив 263 тыс. 96 человек. Всего было произведено 2064 самолетовылета, что на 13,8% больше, чем в январе - марте 2011 года.