«У КАЗАНЦЕВ «ГЛАЗА ЗАМЫЛЕНЫ»

- Андрей, расскажите, пожалуйста, откуда вообще возникла идея фильма «Сокровища озера Кабан»?

- Интерес к этим легендам стал у меня формироваться еще в то время, когда я работал в «Вестях». В этот период мы с моим коллегой сделали несколько сюжетов, посвященных этой красивой казанской легенде. И еще раньше был эпизод – 1988 год, на пляже Феодосии я читаю «Комсомольскую правду», в статье рассказывается о кладе в озере Кабан в моей родной Казани. За свою творческую жизнь я обращался к этой теме на различных федеральных каналах несколько раз – это было НТВ, ТВЦ. И каждый раз я убеждался, что это – востребованная тема.

- В Казани эта тема тоже поднималась, например, ей был увлечен Рафаэль Мустафин.

- Да, но я обратил внимание, что в Казани к ней относились достаточно несерьезно. У казанцев, как говорится, «глаза замылены», они не видели особого интереса к теме. Казань – относительно закрытый город, полагаю, что это связано с татарской ментальностью, со сдержанностью. Моя мама – татарка, она всегда говорит: не хвастай ни женой, ни домом, ни конем, ни богатством, есть такая татарская поговорка. Но мне всегда очень хотелось рассказать о Казани, раскрыть ее. Мне сейчас 51 год, но в душе я остался тем же восемнадцатилетним юношей, который хочет рассказать миру о своем городе. И проект этого фильма – это попытка рассказать о моей Казани. Я – казанец, хотя и живу в Москве, прописка у меня до сих пор казанская.

- А единомышленники у вас были?

- Потом и единомышленники появились, а с ними и проект стал двигаться. И потом, нас поддержал президент РТ, сказав, что такой фильм «…важен и своевременен». Сам Бог велел его делать, ведь со времен первой ленты братьев Люмьер в широком прокате нет ни одного фильма о Казани. Многие россияне ничего не знают о нашем городе, где он расположен, путают с Казахстаном, живут в каком-то царстве нелепостей и вымыслов. Но ведь если не знаешь своего соседа по подъезду и по стране, такое общежитие обречено. Мне хочется, чтобы люди узнали о Казани, чтобы она у них ассоциировалась не только с «Рубином» и «АК БАРС» Банком. Наш проект – это возможность раскрыть наш город и показать его и России, и остальному миру. Пусть мир узнает, какие замечательные люди здесь живут, как на берегах Волги сотни лет находят общий язык христанство, и ислам. В современном мире такие анклавы сейчас редкость.

«НАС ПОДДЕРЖАЛ ПРЕЗИДЕНТ РТ»

- Андрей, как собиралась съемочная группа? Вы сразу стали продюсером ленты?

- Я был креатором. В этой истории не обошлось без Всевышнего. Я сознательно поехал отметить свой день рождения 17 июня 2007 года на Кипр и там познакомился с удивительной девушкой Миланой Забелло, это близкий мне человек, она – мать-основательница этого проекта. До этого идей в моей голове было много, но Милана их структурировала. Она мне сказала: «Мы можем это сделать». Милана познакомила меня с моим нынешним партнером, генеральным продюсером кинокомпании «Анна Домини» Вадимом Быркиным. К тому времени кинокомпания приняла участие в съемках около сотни сериалов, и в производстве уже был фильм «Ярослав». И мы решили работать над «Сокровищами озера Кабан».

История с Миланой – это иллюстрация типичной эволюции представлений о Казани. От полного отсутствия знаний до искренней влюбленности в наш город. Я привез ее в Казань. Это было золотой осенью, и она обалдела от эклектики нашего города, когда на одной улице слышишь и азан, и колокольный звон.

- Кто вас еще поддержал?

- Фонд поддержки кинематографа, президент РТ Рустам Минниханов, кроме того, у нас есть и московские партнеры.

- Кто написал сценарий?

- Георгий Кирвалидзе и Дмитрий Терехов, это ученики Зои Кудри. Они приезжали в Казань и подолгу инкогнито здесь жили

- Какие источники они использовали?

- Мы с Миланой написали своего рода расширенный синопсис. Прошерстили весь Интернет – там много публикаций, изучали работу Михаила Худякова о казанском ханстве, книги о Казани Равиля Бухараева. Сценаристов консультировал Нияз Халитов, был еще жив Рафаэль Мустафин, он тоже нам помог, как и Нафиса Мингазова. Мне приходилось бывать в гостях у Мустафина, он очень многое нам рассказал, кстати, у него было написано либретто оперы о сокровищах Кабана.

«ХОЧЕТСЯ СОБРАТЬ ТРИДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ»

- Каков бюджет фильма?

- Десять миллионов долларов, которые упоминало ваше издание – это желаемая цифра. Еще больше хочется найти двадцать миллионов. А реально – сколько соберем.

- Тогда на что же вы снимаете сейчас фильм, если бюджет еще «плавает»?

- Миллион долларов нам дал фонд поддержки кинематографа. Это ведь социально значимый проект. Кроме того, не забудьте про московские деньги. Даже удивительно, что пока кино о Казани снимается на московские деньги. С одной стороны, это нонсенс, с другой – веяние времени. Люди стали понимать, что продвижение Казани нужно России. Еще, как я говорил, нас поддерживает Республика Татарстан, ну и, конечно, мы ищем дополнительное финансирование.

«В КАЗАНИ СНИМАТЬ ДЕШЕВЛЕ»

- Вы снимаете в Казани и в Москве. Где дешевле снимать?

- В Казани дешевле. Казань – это не просто геополитическая точка, это центр России. Вы знаете, например, что кинематографисты из Москвы и Петербурга уезжают снимать свои ленты в Белоруссию? Там все гораздо дешевле, чем в российских столицах. Он могли бы работать в Казани, но здесь нет современной базы. Эта идея давно высказывалась, но пока ничего не получалось. Была неудачная история с «Теплыми ветрами древних Булгар», они нам до сих пор мешают. Сейчас на наши съемки приезжают специалисты из Москвы, и одновременно приходят казанские специалисты. Получается, что наша картина может стать базой для создания в Казани киностудии, которой могли бы пользоваться киношники со всей России. Это же поступления в бюджет республики.

- Какая строка в бюджете самая дорогая?

- Все строки - головная боль генерального продюсера. Основная – средства на рекламу. Мало снять качественный фильм, его надо еще грамотно продвинуть. И чем качественнее реклама, чем современнее средства задействованы в ней, тем это дороже. При продвижении фильма «Ярослав. Тысячу лет назад» мы использовали вирусный интернет-ролик, который за десять дней просмотрели 800 000 человек, а в Яндексе сообщение о нем вошло в тройку «горячих» новостей и появился даже термин «ярославомания». Но это удовольствие – хоть и очень эффективное и яркое, но, отнюдь не дешевое! В этот раз рекламная кампания фильма «Сокровища озера Кабан» тоже надеется удивить чем-нибудь зрителя. И ответственность будет лежать даже большая. Ведь мы будем рекламировать не только фильм, но и, начиная с выхода трейлера, продвигать и Казань, и Татарстан.

«ГОНОРАРЫ – КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА»

- Вы заявляете, что снимаете, как в Голливуде. А гонорары с голливудовскими сопоставимы?

- Я отвечу по-другому. Для Сергея Шакурова, например, это первый проект, где он снимается на своей исторической родине. Гоша Куценко тоже не просто за деньги работает – у него мама казанская татарка. Точные гонорары – это к генпродюсеру, я – продюсер креативный. Но, думаю, генпродюсер вам тоже ничего не скажет – это коммерческая тайна.

- Вы назвали Шакурова, Куценко, а кто еще из «звезд» занят в проекте?

- Сергей Никоненко, Виктор Вержбицкий. Наши казанские лица тоже очень хороши. Например, Эльвира Ибрагимова, которую все знают как телеведущую. А у неё, между прочим, изрядный драматический талант. Очень нравится Байбулат Батуллин, сын писателя Роберта Батуллы, он играет Рустема, одного из наших стержневых героев. Очень органичный молодой человек. Есть надежда, что российский кинематограф обретет новые лица.

- В фильме заняты уже известные татарстанские актеры?

- Конечно, например, Рамиль Тухватуллин, он удивительно хорош!

- У вас в съемках задействован вертолет. Трудно было его арендовать?

- Трудно. Но у нас же есть Милана, она все решила. Это был удивительный вертолет с потрясающим пилотом.

«ФИЛЬМ БУДЕТ УЧАСТВОВАТЬ ВО ВСЕХ ФЕСТИВАЛЯХ»

- А как складываются ваши отношения с городскими властями?

- Город нас любит. Мэрия нам очень содействует. Часто помогает решать вопросы еще на стадии их появления. Горожане ждут наш фильм, и эти ожидания настолько высоки, что меня несколько раз подвозили на такси бесплатно.

- Какой, на ваш взгляд, будет судьба кинофильма, вы собираетесь выставлять его на кинофестивали?

- Прокатная судьба его уже продумана, мы будем участвовать во всех фестивалях

- Каков сейчас график съемок?

- Осенью прошлого года мы отработали 10 дней в Казани, затем 41 день в Москве. На заброшенном ЗИЛе была воссоздана Казань – и современная, и средневековая, был построен, например, дом героя Сергея Шакурова деда Азима, по образцу тех что в свое время украшали Старо-Татарскую слободу. Я там родился, и для меня это одно из самых любимых мест в городе. У нас в фильме занята продюсер Алексея Воробьева Катерина Гечмен-Вальдек, она, кстати, потомок художника Баки Урманче. Это божий промысел, что в картине собираются люди, имеющие отношение к Казани.

Справка

Андрей Николаев родился в Казани в 1961 году, окончил казанскую школу номер 4 и музыкальную школу номер 1. В Москве окончил Плехановский институт, занялся журналистикой, был собкором «Вечерней Казани» в Москве, работал в «Вестях», продюсировал «Скандалы недели», вел программу «СССР» на «Рен-ТВ», был заведующим отделом криминала и расследований газеты «Аргументы недели».