ВСЕ БОЛЬШЕ ИНОМАРОК

По итогам первого квартала 2012 года автопарк республики увеличился на 24388 автомобилей. Для сравнения, за первый квартал 2011 года наш авторынок пополнился на 20 463 автомобиля. Другими словами, автолюбители Татарстана приобрели новых машин на 19,2% больше чем за первые три месяца 2011 года.

Отметим, что население республики, благодаря устойчивому росту средних заработных плат, а также привлекательным условиям по автокредитам, большее предпочтение отдает иномаркам. Так, иномарок в Татарстане в первом квартале 2012 года было продано на 60% больше, чем отечественных машин. При этом LADA, BOGDAN, GAZ и UAZ по итогам первого квартала 2012 года в сумме смогли реализовать в республике только 9359 автомобилей, а иностранные производители – 15029. Более того, наши бренды показали, хоть и незначительный, но отрицательный темп прироста (-0,7%), а иномарки прибавили более трети (+36,2%) к значению первого квартала 2011 года.

В результате доля наших брендов в разрезе новых автомобилей сократилась на 7,7% - с 46,1% за первый квартал 2011 года - до 36,4% за 1 квартал 2012 года.

KIA ПРИСВОИЛ БРОНЗУ

Отметим, что абсолютное лидерство по итогам первого квартала 2012 года удерживает LADA с объемом продаж 8992 автомобиля. Однако данный результат оказался слабее на 0,8% в сравнении с первым кварталом 2011 года.

Любопытно, что второе место по популярности среди моделей АвтоВАЗа заняла свежеиспеченная GRANTA (LADA-2190), которых было приобретено более 1,5 тыс. Первые место за KALINA в кузове универсал, а вот морально устаревающей «14-й» приходится довольствоваться только 3-й позицией.

Подчеркнем, что лидер среди иностранных брендов – CHEVROLET завершил первый квартал 2012 года без изменений к значениям годичной давности. Автолюбители РТ приобрели 1946 автомобилей. Здесь самой востребованной оказалась NIVA.

1.jpg
Доли зарубежных и отечественных брендов в РТ, %

Популярность данной модели не дает покоя многим конкурентам. Так, RENAULT запустил в производство DUSTER с расчетом получить долю сегмента бюджетных внедорожников. Но, пока о серьезной конкуренции говорить рано: за первые три месяца 2012 года DUSTER приобрели в 7,3 раз меньше – 73 единицы против 534 единиц  NIVA. Зато на француза стоят многомесячные очереди.

Интересно, что "бронзу" рейтинга присвоил KIA, занимавший год назад только 6-е место в нашем рейтинге. За новые автомобили этого корейского тигра проголосовали своим кошельком 1524 автолюбителя, что в два раза больше, чем в первом квартале 2011 года. Самой востребованной моделью, c большим отрывом от остального ряда, стал RIO, на который пришлось более трети продаж KIA (583 единицы).

Отметим, что напарник KIA по концерну - HYUNDAI также удвоил свои продажи до 1033 единиц, во многом благодаря своей модели SOLARIS, которая была разработана для рынка РФ.

Тем временем бывший призер DAEWOO, потеряв 32% - до 623 единиц, оказался на грани выбывания из Топ-10 популярных автомобильных брендов Татарстана. По всей видимости, ряд из двух бюджетных моделей уже не удовлетворяет запросам наших автолюбителей.

2.jpg
Доли ведущих автомобильных брендов на рынке РТ, %

Отменным спросом пользуется VOLKSWAGEN, увеличивший продажи в 2,7 – с 427 единиц за первый квартал 2011 года раза до 1143 единиц за первый квартал 2012 года. Это лучшая относительная динамика в Топ-10! При этом самым популярным в линейке немецкой «народной» марки стал POLO. Предпочтение данной недорогой, но элегантной и прибавляющей статуса модели (все-таки Das Auto) отдали предпочтение 627 татарстанцев. 

У NISSAN на втором месте по популярности оказался JUKE, этот задорный компактный кроссовер с авангардным экстерьером пришелся по душе нашим автолюбителям. Он всего на 15 единиц отстал от своего эталонного брата - QASHQAI.

Отметим, что за пределами Топ-10 улучшил свое положение FORD, реализовав 531 FOCUS третьего поколения. И теперь в ближайшее время имеет все шансы вернуться в десятку лучших.

Подчеркнем, что на автомобильном рынке РТ наблюдается смещение внимания автолюбителей с иномарок, близких по цене к ВАЗовским  моделям (например, LOGAN, AVEO), в пользу более дорогого сегмента. 

==table57==

AUDI САМЫЙ ДИНАМИЧНЫЙ В ЛЮКСОВОМ СЕГМЕНТЕ

Что касается марок класса люкс, то бесспорный лидер BMW прибавил четверть – с 166 единиц за первый квартал 2011 года до 208 единиц за первый квартал 2012 года. При этом счастливым числом баварцев оказалась «тройка», так как самой популярной моделью стал кроссовер Х3, а второе место - за обновленными седанами 3-й серии.

Обладатель «серебра» AUDI, прибавив 72,6% - до 145 автомобилей, показал лучшую динамику не только в большой немецкой тройке, но и во всем премиум сегменте (если не принимать во внимание малые числа JAGUAR). Наиболее популярной моделью из Ингольшата стали кроссоверы  Q5 и Q3.

Значительно слабее других динамика LEXUS -50% - с 76 единиц за первый квартал 2011 года до 38 единиц за первый квартал 2012 года. С учетом отстающей динамики TOYOTA (только 18,8% против средней у иномарок 36,2%) можно сделать вывод, что проблемы у всего японского концерна в целом. Они вызваны как последствиями цунами 2011 года, так и массовыми отзывами автомобилей.

Заметим, что в отличии от весьма успешных на рынке Татарстана BMW и AUDI, LEXUS и MERSEDES пока не предложили интересные варианты в сегменте компактных кроссоверов.

==table56==

HYUNDAI УСТУПИЛ ПОЗИЦИЮ КОРЕЙСКОМУ БРАТУ НЕНАДОЛГО

Итоги первого квартала прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Тимур Валиуллин - коммерческий директор компании «ТрансТехСервис»:

- Какие из ваших брендов показали лучшие результаты в 1-м квартале 2012 года?

- По статистике компании «ТрансТехСервис», показатели объема продаж автомобилей в первом квартале 2012 года остаются высокими по сравнению с 2011 годом. Настроение автолюбителей, по-прежнему, стабильное.

Пятерку самых покупаемых брендов (в целом по холдингу) по итогам первого квартала 2012 года возглавляет концерн Renault с показателями в 4144 проданных автомобиля, далее идет бренд KIA – 2995 автомобилей, на третьем месте Hyundai - 2693 машины, пятерку замыкают Toyota (1593) и ВАЗ (1170).

Первенство французского Renault связано с выходом целой плеяды автомобильных новинок на российский рынок: Renault Duster, вызвавший небывалый спрос, и не менее популярный Renault Sandero, а также рестайлинговый Koleos. Ну, и не стоит забывать про «бестселлер» концерна - Renault Logan, который продолжает занимать лидирующие позиции.

Бренд KIA постоянно меняется позициями с Hyundai. В этом квартале KIA вырвался вперед, во многом благодаря новому KIA Rio в различных вариантах кузова, новинке бизнесс-класса Optima и хорошим показателям продаж моделей KIA Ceed.

Hyundai, я уверен, уступил позицию корейскому брату ненадолго, из-за нехватки машин. Прекрасная адаптация к российским условиям, соотношение «цена-качество» и недорогое обслуживание - обуславливают популярность бренда. Выход нового I-30, увеличение квот на Solaris и новую Elantra, агрессивное ценовое предложение на Santa Fe - должны увеличить продажи автомобилей этой марки.

- По нашим данным, самыми популярными моделями в первом квартале 2012 года у BMW среди татарстанцев стали «X3» и «3-я серия». Чем обусловлено смещение спроса в пользу данных моделей?

- Говорить конкретно о смещении спроса было бы некорректно. BMW X3 был и будет популярен в своем сегменте. Данная модель высоко оценена многими автомобильными экспертами. Но, отчасти, высокая популярность данной модели обусловлена и ограниченными поставками, что создает дефицит.

Что касается BMW третьей серии, то рост популярности данного автомобиля является вполне закономерным. Тут рост продаж связан с тем, что в 2012 году вышел новый седан BMW третьей серии, и, соответственно, цена на «тройку» стала очень привлекательной.

Помимо этих двух моделей я бы отметил высокую популярность BMW Х1 - за счет привлекательной цены (от 1 270 000 рублей), к которой еще добавилась скидка до 150 000 рублей. Пользуется популярностью и BMW пятой серии, которая с увеличением объема производства в Калининграде предлагается по цене от 1 790 000 рублей.

- Какая доля автомобилей от общего объема первого квартала 2012 года была продана в кредит?

- Число желающих купить автомобиль в кредит увеличивается не первый год. Многие автомобильные бренды имеют свои программы кредитования. Если брать начало 2012 года, то в январе доля кредитных автомобилей составляет 25 процентов от общего объема продаж, а в феврале и марте доля автомобилей, покупаемых в кредит, увеличилась до 35 процентов. Я думаю, что эти цифры будут увеличиваться ко второму кварталу, так как начало года – это всегда некое затишье.

- Какие наиболее значимые события для вашей компании и для автомобильного рынка РТ в целом вы можете выделить по итогам первого квартала 2012 года?

- Безусловно, мы возлагаем немалые надежды на 2012 год. Прошлый год стал весьма успешным для компании «ТрансТехСервис». К финалу года мы подошли с рекордным за всю историю компании числом реализованных автомобилей – 40 тысяч. Компания смогла не только достигнуть докризисных результатов 2008 года, но и превысить их на 25 процентов.

Начало 2012 года было ознаменовано открытием двух дилерских центров в Казани на улице Даурская: Skoda и Volkswagen. Кстати, еще одно значимое событие – «ТрансТехСервис» стал первым дилером коммерческих автомобилей Volkswagen в Татарстане, представив в том же автосалоне на Даурской, помимо легковых автомобилей, еще и коммерческий транспорт бренда Volkswagen.

Приятным известием стала новость о том, что компания «ТрансТехСервис» вновь вошла в десятку лучших авторитейлеров по данным ежегодного рейтинга «ТОП-100 дилерских холдингов» издания «АвтоБизнесРевю» за 2011 год, поднявшись с 8 на 6 место.

Десятка ТОП-100 от «АвтоБизнесРевю» - это своеобразный «Оскар» в сфере авторитейла, который компания «ТрансТехСервис» получает не первый год. В ТОП-10 компания уже попадала в 2008, 2009 и в 2010 годах. Итого – мы 4 года в десятке!

- Как вы оцениваете перспективы авторынка РТ во втором квартале 2012 года?

- Если сравнивать 2011 год и 2012-й, то, я думаю, что нынешний год будет не таким успешным как прошлый. В 2011 году в России продажи новых легковых автомобилей выросли на 40 процентов по иномаркам и на 25 процентов по отечественным авто по сравнению с 2010 годом. Такие показатели были достигнуты во многом благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования.

Для года 2012 негативными факторами может стать окончание программы утилизации и льготного кредитования, нестабильность валютных курсов.

Вообще, автомобильный рынок в России чувствителен к множеству факторов и зависит от мировой конъюнктуры. Все детали сложно просчитать заранее.

Впрочем, негативные факторы, как правило, носят краткосрочный характер, а позитивные - долгосрочный. Будем надеяться на лучшее!

СПРОС НА АВТОМОБИЛИ УМЕНЬШАЕТСЯ ИЗ-ЗА РОСТА ДОЛЛАРА

Сергей Шубин - генеральный директор Автолига:

- Мы уже на себе ощущаем негативную тенденцию в плане уменьшения спроса на автомобили из-за роста доллара. Все автомобили мы привозим из Европы, и практически через день меняем ценники. Закупка в евро одна, а потом розничная цена корректируется из-за изменений курсов валют. В последние дни люди почему-то начали активно спрашивать автомобили, и у нас прошло много сделок. Думаю, в будущем все будет не так хорошо, цены растут, - и спрос, соответственно, будет уменьшаться.

С рынком автозапчастей, скорее всего, все будет в порядке. Автомобилей продается много. У нас кроме автосалона есть техцентры, и ежеквартально наблюдаем подъем. Техцентры мы открываем каждый год в разных районах города. В этом году откроем новый техцентр либо в Ново-Савиновском, либо в Авиастроительном районе. Сейчас подыскиваем помещение и в течение нескольких месяцев, думаю, откроемся.    

Долги у «Сапсана» перед Сбербанком. Наверное, купят ТТС, либо "КАН Авто". В тендере по дилерству Mercedes Benz участвуют ТТС и "КАН Авто".

Бренды, которые показали лучшие результаты в первом квартале этого года – это Honda и BMW. Хит продаж – модель Honda Civic Hybrid. У этого автомобиля нет дилеров в России, он достаточно уникален. В нашем салоне этот автомобиль продается по несколько штук еженедельно. Это экономичная, практичная машина с адекватной ценой.

От общего объема проданных автомобилей в первом квартале в кредит было продано порядка 60 процентов автомобилей. Во втором квартале на авторынке Татарстана будет некоторое замедление, прироста не будет, так как все дилеры будут менять ценники. Распродадут старые остатки, а новые будут закупать по более высоким ценам. Прироста продаж не будет, думаю, они останутся на уровне прошлого года. Люди будут вкладывать деньги в автомобили, либо в недвижимость.

ЦЕНЫ НА ИНОМАРКИ ДОЛЖНЫ ПОДНЯТЬСЯ НА 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ КАК МИНИМУМ

Роман Рахимов -  управляющий автосалона «Рамин Авто»:

- Думаю, что с ростом доллара произойдет незначительный рост цен. Это не коснется тех машин, которые собираются в России. Цены на автомобили иностранного производства должны подняться на 30 тысяч рублей как минимум. Падения продаж не ожидаю, так как рынок сейчас перенасыщен. Большой популярностью сегодня пользуются автомобили, собранные в России. Предложение отстает от спроса покупателей, поэтому существенных изменений на рынке не ожидаю.

С рынком запчастей все останется на прежнем уровне – удорожания не будет, так как за клиентов идет борьба. Постгарантийное обслуживание пользуются популярностью, поэтому сервисы пытаются удержать ценовую политику в одном ключе. Единственное: если иностранные автомобили поднимутся в цене, то могут подорожать и запчасти. Это не коснется оригинальных запчастей.

У нас есть дилерство, сотрудничаем с заводом «Богдан». Совместно с ним будем развивать различные проекты. Мы должны хоть немного составить конкуренцию АвтоВАЗу, забрать под себя хоть небольшую долю рынка.

АвтоВаз, Фольскваген, KIA Motors, Hyundai показали наилучшие результаты в первом квартале этого года. Хитом продаж стала Lada Granta и это ни для кого не будет новостью. В кредит у нас было продано 50 процентов от общего количества проданных автомобилей.

За этот год на авторынке Татарстана не было никаких сюрпризов. Для нашей компании в первом полугодии значимым событием стало получение дилерства по "Богдану". 10-е семейство продается, показывает неплохие результаты. Мы сами больше ориентированы на сервис, постгарантийное обслуживание. 

==table55==