«При правильном подходе Россия может занять достойное место на арене электромобилей. Пусть успех Китая станет для нас маяком», — мечтали накануне на форуме Kazan Digital Week. Во второй день одной из главных тем стал транспорт. Выяснилось, что у Татарстана «шикарная» зарядная инфраструктура, но она не везде загружена. Проблему решили бы зарядки в многоквартирных домах, вот только согласовать их установку — отдельное приключение. О том, как минпромторг РТ просил у федерального центра четкий госплан с понятным бюджетом, а руководитель ГБУ «Безопасность дорожного движения» (БДД) Рифкат Минниханов вспоминал эру первых беспилотников КАМАЗа, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Татарстане зарегистрирован 451 электромобиль
Как Фардиева оставили без компенсаций за электрозарядки
Если в первый день Kazan Digital Week участники форума рассуждали о том, что информация — это «кровь экономики XXI века», то на второй перешли к более «приземленным» вещам. Сразу две утренние сессии посвятили транспортным вопросам, в том числе электротранспорту и инфраструктуре для него. К слову, только на прошлой неделе Госсовет РТ освободил владельцев электрокаров от транспортного налога на ближайшие пять лет с 1 января 2024 года. Откуда такая забота?
С 2021-го Татарстан — один из 8 пилотных регионов, где с помощью федеральных мер поддержки создается зарядная инфраструктура для электротранспорта, рассказал на одной из профильных сессий замглавы минпромторга РТ Марат Минибаев. Сегодня в республике уже действует 170 электрозарядных станций (ЭЗС), к 2024 году их число увеличится до 200. Пока в регионе зарегистрирован 451 электромобиль (у депутатов Госсовета РТ была другая цифра — 299 машин).
«Вечный вопрос: что в первую очередь? Развитие ЭЗС или увеличение количества транспортных средств? Я думаю, что впереди должна идти инфраструктура», — отметил Минибаев. Открытие зарядных станций должно решить главную задачу — развить в стране производство электромобилей. Очевидно, что пока в этом направлении сделано недостаточно. Как раз чтобы подготовить почву для отрасли, федеральный центр уже предусмотрел субсидии на покупку машин и установку зарядок, бесплатный проезд по платным федеральным трассам, перечислил спикер. Впрочем, позже выяснится, что этого недостаточно и нужна более «масштабная программа».
Минибаев рассказал, что в этом году Татарстан при выборе мест для зарядок сделает акцент на региональных и федеральных дорогах. «Зарядные станции в 2023-м мы планируем разместить преимущественно на АЗС. Привлекаем к этой работе таких операторов, как „Татнефть“, Irbis и других», — доложил чиновник.
Прямо сейчас крупнейший оператор ЭЗС в Татарстане — АО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева. Как выяснилось на сессии, с одной стороны, это преимущество, а с другой — проблема. У компании по понятным причинам нет сложностей с присоединением к сетям, но в то же время она не может получить компенсацию от стоимости техприсоединения. «Поскольку у них нет официального договора, они сами с собой заключают эти отношения. Тем не менее мы считаем, что эти затраты должны быть компенсированы», — переживал за Фардиева замминистра. Впрочем, как планируется решить бюрократическую проблему, не уточнил.
В республике уже действует 170 электрозарядных станций (ЭЗС), к 2024 году их число увеличится до 200
Действующие станции не загружены, а в домах зарядки не поставишь — целые «междоусобные войны»
Другой вопрос, который беспокоит минпромторг РТ, — это недостаточная загрузка действующих зарядок. Когда республика только начинала определять локации для станций, не было понимания, где будет самый высокий спрос, признался докладчик. Частные инвесторы выбирали места сами. Чтобы решить проблему, Татарстан предлагает поправить федеральное законодательство и разрешить инвестору менять изначально выбранную локацию.
Вот другие меры, которые предлагает Татарстан и которые, по мнению минпромторга республики, дадут толчок отрасли:
- разрешить электромобилям движение по полосам для общественного транспорта;
- конкретизировать требования по установке зарядных станций на АЗС;
- разработать единую информационную систему для мониторинга по установленным зарядным станциям;
- оснащать парк общественного транспорта и коммунальной техники муниципалитетов электротранспортными средствами;
- поддерживать таксомоторные парки и каршеринг, переходящие на электрокары.
В Татарстане практически каждый «уважающий себя автосалон» начал продавать электрокары, создана «шикарная» зарядная инфраструктура, восхищался представитель АНО «Рестарт» Рустем Галимзянов.
Но болевые точки все еще остаются. Водителям неудобно ездить каждый день к ближайшей станции и тратить по несколько часов на зарядку, это долго и дорого. Решение — установка зарядок в многоквартирных и частных домах, но с этим есть сложности. «Эту процедуру нужно упростить. Как сейчас все происходит? Мы обращаемся в управляющую компанию, получаем технические условия, выполняем проект, согласовываем его с УК и МЧС. Но мы должны еще оформить протокол общего собрания жильцов и получить все подписи, согласно Жилищному кодексу», — рассказал спикер.
Застройщики готовы устанавливать зарядки, есть спрос со стороны жителей, но согласование со всеми собственниками — самая большая проблема, подтвердил представитель девелоперской компании UD Group Роман Тюкалов. «Чаще всего эта процедура требует большого количества времени и не всегда возможна. Многие из жильцов не понимают целей размещения станций, если сами не пользуются электромобилем. К нам обращались 7 пользователей электромобилей для размещения станций на их собственных парковочных местах, но, к сожалению, управляющая компания не смогла согласовать монтаж», — посетовал он.
Директор по строительству «Комосстроя» Денис Чайников вообще рассказал о «междоусобных войнах» между собственниками жилья из-за установки ЭЗС. Надо учитывать, что установка зарядки — это еще и увеличение стоимости квадратного метра для покупателя квартиры. «Мы пытались выделить это в отдельную строку для тех, кто хочет купить место под зарядную станцию. Но себестоимость парковочного места будет непосильной. Нам и сейчас сложно продать места в подземном паркинге, а так стоимость будет космической», — поделился спикер. Застройщик остановился на таком решении: готовит места для зарядки, а собственникам рекомендует купить отдельное парковочное место.
Китай — мировой лидер в области электромобилей с рекордными 1,8 млн общественных ЭЗС
«Атом» и минпромторг РТ «педалируют» четкий госплан?
Китай — мировой лидер в области электромобилей с рекордными 1,8 млн общественных ЭЗС. На втором месте Южная Корея, но отрыв огромный — всего 270 тыс. станций. Что помогло Поднебесной стать «электродержавой»? Все дело в масштабной госпрограмме, включающей внушительные субсидии и налоговые льготы, убеждал корпоративный директор китайского офиса «Атома» (разрабатывает российский электромобиль) Семен Загайнов. «Мы можем извлечь уроки из опыта Китая, адаптировать к нашим национальным особенностям и даже улучшить. При правильном подходе Россия может занять достойное место на арене электромобилей. Пусть успех Китая станет для нас маяком, указывающим направление», — намекал Загайнов, что надо вводить свою программу с льготами.
В отличие от Китая российская программа развития электромобилей носит аморфный характер, заметил Минибаев. «Если мы ставим задачу развития электротранспорта, создания собственных производителей электромобилей, значит, нужны четкие и конкретные меры федеральной поддержки. Вот в Китае есть четкий госплан, задание по всем регионам. Никаких сомнений. У нас все время есть элемент творчества… Нужна четкая федеральная политика и определенные обязательства по регионам с соответствующим выделением ресурсов», — говорил чиновник. Судя по тому, что тезисы прозвучали публично, уговорить федеральных коллег в неформальных беседах пока не удается.
«В Китае жилые дома и торговые комплексы без зарядных станций — это уже нонсенс! У нас должно быть так же», — добавил замминистра.
В ОЭЗ «Алабуга» ведут работу по созданию испытательной трассы для транспорта без водителя длиной в 9 километров. Уже в 2023-м по ней поедут первые беспилотники для проведения наиболее легких тестов, а основная программа испытаний рассчитана на следующий год
Рифкат Минниханов: «Я даже говорил операторам убирать грузовики, чтобы не опозориться перед иностранцами»
На соседней сессии KDW обсуждали наработки регионов в транспортной инфраструктуре. «Расскажу в паре слов, почему Татарстан может претендовать на участие в этой теме обсуждения», — скромно начал руководитель ГБУ «Безопасность дорожного движения» (БДД) и президент АН РТ Рифкат Минниханов. Сначала он вспомнил, как КАМАЗ в 2016 году начинал работу над своими беспилотниками. Первые машины ездили без машинного зрения, все управлялось с помощью джойстиков.
«Я даже говорил операторам убирать грузовики, чтобы не опозориться перед иностранцами», — посмеялся Минниханов. Кстати, этим летом стартовали коммерческие перевозки грузов беспилотными грузовиками «КАМАЗ» по трассе М11.
«Самая фишка — полигон для тестирования беспилотников в „Алабуге“», — отметил глава БДД. Напомним, что в ОЭЗ «Алабуга» ведут работу по созданию испытательной трассы для транспорта без водителя длиной в 9 километров. Уже в 2023-м по ней поедут первые беспилотники для проведения наиболее легких тестов, а основная программа испытаний рассчитана на следующий год.
Передовые решения представила и Москва. Руководитель центра организации дорожного движения (ЦОДД) Михаил Кизлык наглядно показал, как работает ИИ на московских трассах. «У нас есть дорога смерти — Московская кольцевая. Для того чтобы уменьшить количество смертельных ДТП, на 100 процентах трассы установлены системы видеоаналитики на базе искусственного интеллекта», — прокомментировал докладчик. Камеры фиксируют нарушения, на место отправляются так называемые комиссары, которые уже через пять минут могут урегулировать ситуацию.
В столице также работают и умные светофоры с нейросетью, которые самостоятельно подстраиваются под движение в реальном времени. «Сейчас у людей есть запрос на информацию о загрузке общественного транспорта. Это уже реализовано в вагонах метро», — упомянул и новые проекты по части навигационной системы для горожан Кизлык.
Руководитель проекта по авиации АО «ГЛОНАСС» Сергей Кукарев рассказал об интеграции беспилотников в систему единого воздушного пространства. Работа очень важная в настоящее время, потому что, например, в южных регионах жители часто путают беспилотники из недружественных стран с полетами малой авиации. «Наша главная цель — интегрировать все системы в единое воздушное пространство, где будут мирно сосуществовать пилотируемые, беспилотные суда и суда воздушной авиации. Например, есть еще и государственная авиация, которую не должен видеть никто, но она должна видеть всех. В октябре с одним из участников этого сегмента авиации будем тестировать технологии для интеграции таких судов», — пояснил в завершение Кукарев.
Внедрение высоких технологий на улицы городов не обходится без трудностей. В рамках сессии назвали главные проблемы внедрения беспилотных транспортных средств. Среди них — отсутствие единого формата цифровых карт, правового режима на всех дорогах, отечественных производителей необходимого оборудования и камер наблюдения на всех дорогах общего пользования. «Есть общие проблемы, которые связаны с отсутствием необходимой инфраструктуры и единого формата цифровых транспортных карт. Например, ни для кого не секрет, что, для того чтобы запустить беспилотные грузовики на М11, они (КАМАЗ — прим. ред.) рисовали карту сами», — подчеркнул Минниханов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.