В ЕВРОПУ ЧЕРЕЗ ЛИТВУ

Глава литовского правительства Андрюс Кубилюс вчера раскрыл планы руководства ОАО «КАМАЗ» по сборке в Литве грузовиков для европейского рынка. Об этом вчера сообщило РБК со ссылкой на местную радиостанцию LRT.

В течение года на заводе будет изготовлено до 2 тыс. автомобилей, отметил премьер Литвы. "Это будет первое подобное предприятие, по утверждению КАМАЗа в странах Евросоюза", - сказал Кубилюс.

Завод начнет работать в столице Литвы - Вильнюсе, позднее производство также распространится на Рокишкис. Премьер-министр не предоставил какой-либо информации относительно даты начала производства, однако выразил надежду, что работа предприятия начнется уже в ближайшем будущем.

Директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил газете «БИЗНЕС Online» планы по созданию производства в Литве.

«Однако параметры, как сделки, так и возможного производства, мы пока не озвучиваем, поскольку идет процесс согласования», - сказал он.

По словам Афанасьева, до 2020 года стратегия развития компании «КАМАЗ» планирует увеличить экспортные продажи до 40% в структуре продаж. Европейский рынок – одно из направлений, которое предприятия намерено активно развивать.

«Литва - бывшая советская республика, знает наш автомобиль, люди, которые там работают, понимают нашу специфику. Литва для нас - один из надежных партнеров с точки зрения продвижения в Европу автомобилей «КАМАЗ»», - пояснил Афанасьев.

Кроме того, в Литве, как и во всем Евросоюзе, действуют нормы «Евро 5», поэтому челнинское предприятие на литовском производстве будет вести «обкатку» внедрения новых экологических норм, чтобы в перспективе освоить и на основном производстве в Набережных Челнах. В Литве будет выпускаться автомобиль только с двигателями «Евро 5».

ПОТЯГАТЬСЯ С MAN и IVECO

По мнению начальника аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-траст» Олега Абелева, КАМАЗ выбрал правильную стратегию, выходя в Европу через Литву. «Рынок крупнотоннажных грузовиков в прибалтийских странах наименее насыщен, чем в остальной Европе, где лидером является MAN с долей в 40 процентов и IVECO, - рассказывает аналитик. - На рынке Восточной Европы КАМАЗ может сконцентрироваться на Болгарии, Румынии, Венгрии, Балканах, где он может рассчитывать на большую долю рынка, чем в Западной Европе».

По оценке Абелева, инвестиции в новое производство могут составить 300-350 млн. рублей. Производство с двух тысяч может быть наращено до пяти-семи тысяч грузовиков в год. Для начала КАМАЗ не будет искать партнера и попробует самостоятельно наладить производство и начать продажи, считает представитель «Риком-траст».

ЗАТОЧИТЬ КАМАЗ ПОД ЕВРОПЕЙСКОГО ВОДИТЕЛЯ

КАМАЗу придется изменить свою машину не только в соответствии с экологическими стандартами, но и сделать ее более удобной для европейских потребителей, высказал свое мнение газете «БИЗНЕС Online» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

«Водители в Европе привыкли к различным дополнительным опциям в кабине, без которых им будет не комфортно. Логично предположить, что машина будет уже несколько другая: внешне КАМАЗ, но с весьма переработанной и измененной начинкой. Машину придётся заточить под европейского потребителя», - говорит Баранов.

Сегодня сборочные производства ОАО «КАМАЗ» есть во Вьетнаме, Индии и Казахстане. В двух последних странах - наиболее сильные производственные мощности за рубежом. Также в Иране осуществляется сборка силами иранцев на контрактной основе. Ранее были производственные мощности и в Пакистане.

По данным «БИЗНЕС Online», доля КАМАЗа в казахстанском заводе – 75%, индийском – 51%, вьетнамском – 36%.

Напомним, по итогам 2011 года чистая прибыль КАМАЗа составила 951 млн. рублей против убытка в 2,28 млрд. рублей годом ранее. Выручка увеличилась более чем в два раза, составив 118,59 млрд. рублей против 77,5 млрд. рублей годом ранее. Доля компании на рынке грузовых автомобилей России полной массой 14-40 тонн в начале 2012 года составила 44%.