«С 2017 года в нефтеграде успешно работает проект по развитию образовательной среды дошкольных учреждений «Татнефть и детство. Диалог с будущим». В его рамках был создан детский сад «Каракуз» «С 2017 года в нефтеграде успешно работает проект по развитию образовательной среды дошкольных учреждений «Татнефть и детство. Диалог с будущим». В его рамках был создан детский сад «Каракуз»

Помоги мне сделать это самому!

 Елена Леонидовна, как в Альметьевске появился первый Монтессори-сад?

— С 2017 года в нефтеграде успешно работает проект по развитию образовательной среды дошкольных учреждений «Татнефть и детство. Диалог с будущим». В его рамках был создан детский сад «Каракуз». Садик расположился в здании, которое долгое время служило помещением под офисы, но компания «Татнефть» профинансировала его возвращение к первоначальному функционалу.

Сегодня здесь работают 6 групп на 140 детей. Для них предусмотрены раздевалки, игровая и буфетная комнаты, спортзал, музыкальный зал, изостудия, кабинеты изучения родного языка, педагога-психолога, логопедии, дополнительного образования. Кроме того, есть медицинский блок: кабинет физиотерапии, кабинет массажа. Садик открылся в сентябре 2021 года. В декабре 2022 года на территории кампуса Высшей школы нефти открылось второе здание детского сада. Суммарно в двух зданиях могут обучаться 195 детей в 10 группах.

 В чем родители видят преимущество метода Монтессори перед традиционным образованием?

— Если родители хотят вырастить счастливого, самостоятельного и самодостаточного человека, успешно адаптирующегося в современном мире, то система Монтессори является, на мой взгляд, очень эффективной для такого воспитания.

Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Наши дети учатся справляться со всем самостоятельно! Педагоги выступают в роли проводников, поддерживая детей без принуждения или контроля, направляя их выполнять задания с минимальным вмешательством взрослых.

Если предоставить детям неструктурированное время и позволить им заниматься своими делами без излишнего вмешательства взрослых, это действительно приводит к большей независимости и самостоятельности.

Некоторые из предметов, например родной язык, музыка, физкультура, похожи на те, что есть в других дошкольных учреждениях. Но есть, например, раздел «упражнения практической жизни», где детям предлагают реальные практические задания. Или раздел «космос», который включает первые занятия историей, биологией, анатомией, географией.

«Сегодня здесь работают 6 групп на 140 детей. Для них предусмотрены раздевалки, игровая и буфетная комнаты, спортзал, музыкальный зал, ИЗО-студия, кабинеты изучения родного языка, педагога-психолога, логопедии, дополнительного образования» «Сегодня здесь работают 6 групп на 140 детей. Для них предусмотрены раздевалки, игровая и буфетная комнаты, спортзал, музыкальный зал, изостудия, кабинеты изучения родного языка, педагога-психолога, логопедии, дополнительного образования»

Родители должны отпустить ребенка в свободное плавание

 С какого возраста можно обучать ребенка по методу Монтессори?

— С самого раннего возраста. Активное использование Монтессори-материалов начинается уже к 8–9 месяцам, когда малыши учатся перемещаться в пространстве и держать предметы в руках.

В нашем детском саду функционирует группа Nido, сюда мы приглашаем мамочек с малышами на совместные занятия два раза в неделю. Это хорошая возможность уже заранее, до прихода в детский сад, ощутить, как выстраивается работа, познакомиться с педагогами и сделать выбор (как правило, выбирают нас). В детский сад детки поступают в возрасте от двух лет. Все наши воспитанники — это дети работников группы «Татнефть».

 Всем ли подходит система Монтессори?

— В основном да. Она точно подходит детям, для которых важен индивидуальный подход, для малышей, привыкших заниматься в своем ритме. Любознательным индивидуалистам, детям с развитыми коммуникативными навыками, самостоятельным и вольнолюбивым мальчикам и девочкам, как правило, комфортно в среде Монтессори.

В Монтессори-группе изначально может быть трудно подвижным, неусидчивым детям. Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребенка в свободное плавание.

 На что следует обратить внимание при выборе детского сада, в котором используют методику Монтессори?

— В первую очередь на образование и квалификацию педагогов, которые должны иметь профессиональную и личностную переподготовку. Если профессиональная подготовка включает в себя наличие специального педагогического образования (Монтессори-педагог), то личностная переподготовка гораздо глубже. Ведь педагогу необходимо изменить свое поведение по отношению к ребенку, преодолеть в себе «человеческие ошибки», такие как раздражение, гнев, агрессия. Нужно отказаться от власти над ребенком, от авторитарных методов воспитания и обучения, признать право ребенка на индивидуальный темп развития.

Во-вторых, на специальную среду, организованную в детском саду. Создание среды — это основа педагогической системы Монтессори, в которой ребенок сможет самостоятельно выбирать, чем заниматься, расти и развиваться в своем темпе.

«Ключевой принцип Монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. А главная заповедь Монтессори-сада — свобода в заданном диапазоне» «Ключевой принцип Монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. А главная заповедь Монтессори-сада — свобода в заданном диапазоне»

Педагог посочувствует, но нарушить правило не даст

— Общепринятый в дошкольных учреждениях режим часто становится камнем преткновения — завтрак в 8 утра, а ребенок с трудом к этому часу просыпается. Или в расписании тихий час, но ребенок хочет играть. Как это решается в системе Монтессори?

— Ключевой принцип Монтессори-педагогики — это свобода ребенка в его деятельности, дисциплине и самостоятельности. А главная заповедь Монтессори-сада — свобода в заданном диапазоне. Например, прогулка, сон и прием пищи всегда происходят в одно время. Это своеобразные рамки. Но внутри этих рамок ребенок свободен. На прогулке он может делать то, что хочет, во время тихого часа — не спать, а слушать сказку.

Педагоги не запрещают, а объясняют детям логику правил. Если ребенок не хочет принимать правило, педагог посочувствует и поможет пережить этот момент с помощью доброты и отзывчивости. Но нарушить правило не даст.

 Какие есть классы в Монтессори-образовании?

— От 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 9 лет и от 9 до 12 лет — такое распределение обусловлено особенностями мозгового и физического развития детей.

«Педагоги не запрещают, а объясняют детям логику правил» «Педагоги не запрещают, а объясняют детям логику правил»

 Почему в одной группе занимаются дети с большой разницей в возрасте? Не возникает ли конфликтов?

— Методика Монтессори устанавливает, что дети в возрасте от 3 до 6,5 лет находятся вместе в одной группе. Мария Монтессори считала, что у них общая возрастная задача — построение самих себя через активную самостоятельную деятельность, получение опыта саморазвития и самообучения.

В разновозрастной группе всегда происходит передача знаний от более старших к более младшим, так как у малышей основной способ познания — зеркальные нейроны, то есть они часто все делают на повторении.

Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила, перенимают даже способы решения разных ссор и конфликтов. Малыши гораздо лучше справляются с заданиями, когда есть старшие дети, работающие с каким-то прогрессивным материалом.

В то же время старший ребенок приобретает некоторую значимость, важность, статусность, за счет того, что он может объяснить младшему, научить его чему-то. А также может ежедневно тренироваться доносить свои мысли, при этом развивая не только речь, но еще и терпение и умение передать свои знания, может помочь младшему развивать эмпатию.

В разновозрастной группе адаптация проходит легче. В таких группах складываются близкие отношения между детьми, похожие на семейные. Педагог, как часть среды, через себя обучает старших заботиться о младших, помогать им.

По нашему мнению, разновозрастная группа имеет гораздо больше возможностей для личностного развития, для интеллектуального развития и для социализации ребенка.

«Малыши гораздо лучше справляются с заданиями, когда есть старшие дети, работающие с каким-то прогрессивным материалом» «Малыши гораздо лучше справляются с заданиями, когда есть старшие дети, работающие с каким-то прогрессивным материалом»

Это педагогика порядка и уважения к другому

 Как выстраиваются отношения с родителями в вашем саду?

— Процесс работы с родителями — совместный, творческий, интересный. Можно сказать, вместе с нашими детьми растут и наши родители. Это результат тщательной работы всех сотрудников сада.

Поскольку родители — полноправные участники образовательного процесса, они могут посещать Монтессори-сессии и другие мероприятия, общаться с другими родителями и педагогами в родительских чатах, знакомиться с информацией на стендах, наблюдать за нами в соцсетях.

Ежемесячно в рамках проекта «Родительская гостиная: курс счастливого и осознанного родительства» есть возможность посещать встречи с педагогом-психологом в групповом формате, два раза в неделю проводятся индивидуальные психологические консультации.

Кроме того, несколько раз в год специалисты Международного института Монтессори-педагогики (г. Москва), где прошли обучение все наши педагоги, приезжают к нам и общаются с родителями на волнующие темы.

На наш взгляд, такая преемственность, когда семья имеет возможность сотрудничества с самого начала посещения ребенком детсада, позволяет достигать максимальных результатов работы.

«Монтессори-педагогика — это педагогика порядка и уважения к другому» «Монтессори-педагогика — это педагогика порядка и уважения к другому»

 Когда ребенок из Монтессори-садика попадает в общеобразовательную школу или другой детский сад, не возникает проблем с адаптацией?

— В рамках проекта «Татнефть и детство. Диалог с будущим» Монтессори-методика с 2020 года внедряется даже в обычных муниципальных детсадах нефтеграда, и можно уже оценить результаты.

Монтессори-педагогика — это педагогика порядка и уважения к другому. В Монтессори-среде ребенок усвоил важные правила: нельзя мешать другим, если они чем-то заняты; для каждого занятия есть свое время; нужно уважать других (сверстников и взрослых); важно работать спокойно. То есть в среде Монтессори ребенок приучается уважать среду, в которой находится, независимо от того, это среда Монтессори-класса или любая другая (школа, поликлиника, магазин, улица). И точно так же, оказавшись в школе, ребенок будет уважать новую среду с ее правилами.

Если ребенок привык сосредоточенно работать в среде Монтессори, если он нормализовался, он не будет болтать на уроках, вскакивать с места и выкрикивать, не будет залезать под парту или играть на уроке в игрушки. Он точно знает, что всему свое время. Важно, что выполнение правил и есть залог успешной адаптации ребенка в любом другом детском учреждении и в целом в обществе.