«БЕЛО-РОЗОВЫЕ ЗЕФИРНЫЕ КОЛОННЫ, ПОДПИРАЮЩИЕ «РАЙСКИЕ» СВОДЫ»

В минувший вторник в ночном клубе RAЙ управляющий партнер УК Rай production Владимир Сайгин и коммерческий директор клуба Александр Харитонов провели пресс-конференцию для казанских журналистов. По сути, организаторы сообщили единственную новость, которая давно уже гуляет по городу, - клуб на улице Парижской Коммуны под брэндом RAЙ прекращает работу.

На этой неделе – 25 и 26 мая – клуб проведет две последние вечеринки, после чего с 1 июня брэнд RAЙ перестает существовать по настоящему адресу. Тем не менее, площадка будет работать в прежнем режиме до 1 июля, после чего закроется на реконструкцию. По сообщению PR-департамента клуба, за год существования клуб провел более 100 вечеринок и принял более 100 тыс. человек.

Эпатажное заведение сумело продержаться в столице Татарстана чуть более года. Само его открытие поначалу затянулось, не уложившись в анонсированные сроки: здесь почти год шел ремонт (клуб разместился в здании развлекательного комплекса «Манхеттен»). Свои двери RАЙ распахнул 13 мая прошлого года. Тогда казанские клабберы увидели бело-розовые зефирные колонны, подпирающие «райские» своды, барную стойку, выложенную зеркальными сотами, люстру, разукрашенную стразами Сваровски. Чтобы как-то добавить местного колорита, москвичи придумали что-то вроде «ханской» ложи. На площади 3,5 тыс. кв. метров разместился двухэтажный ночной клуб (24 ложи, 3 vip-бара, вместимость – 500 человек), двухэтажное dj-кафе (с 20 ложами, 3 барами, lounge-зоной), караоке-холл и варьете холл.

Заведение, которое ориентировано исключительно на золотую молодежь и состоятельных бизнесменов, цены заявляло соответствующие. Депозит на один стол (или, проще говоря, выкуп одного стола) начинался с 20 тыс. рублей, а в праздничные вечеринки депозиты в ложах доходили до 120 тыс. рублей на один стол. Похоже, эти цены и сыграли злую шутку с заведением. Ряд экспертов в разговоре с журналистами «БИЗНЕС Online» связали закрытие клуба именно с отсутствием достаточной аудитории для подобного заведения премиум-класса. Как бы в пользу этого говорят и работники самого клуба, которые признавались, что за год существования заработная плата персоналу снижалась дважды: в феврале этого года и совсем недавно – в мае. «Я думаю, что закрытие проекта RAЙ связано с падением прибыли, а он рассчитывал на достаточно серьезную прибыль. Другие клубы такая прибыль, как у него, могла и устраивать, но для них, видимо, это мало. Думаю, теперь, с помощью ребрендинга хотят привлечь больше публики, интереса», - рассуждает Артем Локи, руководитель казанского интернет-проекта GoParty.

Впрочем, сами управленцы клуба оценивают итоги работы в радужном свете. «По итогам работы за год существования по таким бизнес-показателям, как валовый доход, прибыль, наша резиденция в Казани показала результат, который мог бы войти в топ-10 лучших московских результатов», - утверждает Сайгин.

НИКАКОЙ НЕ ФРАНЧАЙЗИ

Второй причиной закрытия клуба, похоже, стало расхождение взглядов на развитие проекта с казанскими партнерами. Они, как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Сайгин, не являются франчайзи. «Наш клуб - это была не франшиза, а полноценная резиденция московского клуба RAЙ. Управлением по реализации концепции занималась московская сторона, брендодержателем также была она», - пояснил он. По словам Сайгина, первый клуб Rай открылся в Москве в 2007 году, а в 2009 году для управления клубными проектами была создана управляющая компания Rай production, которая и занялась открытием одноименных заведений в регионах. Сейчас клубы сети работают в Риге и Одессе. Таким образом, татарстанская столица стала вторым российским городом, куда вышли «раевцы».

Имена казанских партнеров не раскрываются. Известно, что они предоставили управляющей компании помещение (оно, как написано выше, расположено в «Манхеттене») и оборудовали его в соответствии с московскими стандартами. Понятно, что при такой таинственности сумма инвестиций не раскрывается. Аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что инвестиции в открытие клуба могли составить $1 - 2 млн.

По словам Сайгина, через год, как было предусмотрено, стороны могут расторгать соглашение. «Стороны договорились, что пролонгации по договору не будет, и это устроило обе стороны. Одна из причин закрытия проекта – он не был до конца реализован. Одной из причин изменения локации является то, что наши существующие партнеры не хотели дальше заниматься инвестированием в развитие».

Будет ли на площадке по улице Парижской Коммуны другой оператор или бренд, Сайгин ответить затруднился. Харитонов сообщил, что в этом здании в середине сентября откроется новый проект, с новой планировкой и дизайном помещений, однако других подробностей пока нет. Ходили слухи, что здесь откроется известный элитный московский клуб Soho, однако в его пресс-службе газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что в Казани никаких проектов не планируется.

«МЕСТО ОЧЕНЬ КОЗЫРНОЕ, И ИЗВЕСТНОЕ ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА»

Организаторы пресс-конференции все же как-то нехотя в итоге признались, что с уходом из «Манхеттена» история RAЙ в Казани не заканчивается. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» один из источников, близких к московскому офису, бренд RAЙ остается на клубном рынке. По словам собеседника, сейчас «идет стадия детализации договоренностей с новыми партнерами, с которыми планируется перенести концепцию бренда RAЙ в Казани на новый уровень – более качественный, который и был изначально предусмотрен». Он заверил, что «в середине сентября клуб откроется в новом, авторитетном месте под тем же самым брендом. В эти дни предстоит подписание договора по регламентирующим отношениям по новой площадке клуба. Места, более близкого к историческому центру Казани, не найти. Место очень козырное и известное всем жителям города. Даже и не предполагалось, что эту площадку можно обсуждать», - рассказал собеседник газеты.

По его словам, в новом проекте будет реализован весь спектр ресурсов: dj-café Heaven, Иллюзиум и RAЙ. «Это будет полноценный комплекс, который включит в себя клубный ресторан, заведение с концепцией rest-club и т.д. В новом проекте будет реализована не концепция одного бренда ночного клуба RAЙ, а весь спектр» - уточнил спикер.

КОГДА СКАНДАЛЬНАЯ СЛАВА ПОКОЯ НЕ ДАЕТ

Вообще, владельцем и основателем данного клубного проекта считается Андреас Лобжанидзе, который попал в прицел общественного внимания после того, как в Москве, в клубе в марте 2011 года устроил вечеринку под названием «Putin Party: хочу премьер-министра».

Тогда стартовавшую рекламу эпатажного мероприятия Financial Times приняла даже за начало президентской кампании ВВП. Прокомментировал провокационную акцию и пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Он заявил, что глава кабинета министров отрицательно относится к тому, что его имя используют на подобных вечеринках, и организаторы не удосужились спросить разрешение на использование имени премьера. Как путано признался телеканалу «Дождь» Лобжанидзе, он встречался с некими людьми из власти и объяснял, что ничего плохого в Putin Party нет. «Да, были на вечеринке и люди из федеральной службы охраны, которые смотрели, как проходит мероприятие», - рассказал хозяин Rая. Описание гламурного «пати» попало в СМИ: «Началось с прекрасной песни «И я теперь хочу такого, как Путин! Такого, как Путин – полного сил». Продолжилось календарем со студентками в неглиже. Теперь гулянка с танцами девок на столе, «имитирующем» рабочий стол Путина, с плакатами «Вова – без тебя х*ево», «Только Rай, только Путин, только секс».

В Москве клуб RАЙ размещался на территории, которую занимала известная кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Это место, помимо названия «сладкого острова», имело и другие - остров Балчуг, Болотный или Безымянный остров. Этот бывший промышленный район в 2009 - 2010 годах превратился в модное богемное место, так сказать, в «московский Сохо». Тогда среди арендаторов был модным институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», площадка для проведения конференций по IT-технологиям Digital October, телеканала «Дождь», «Коммерсантъ-ТВ», журнала «Большой город», проекта «Сноб». Сюда захаживали представители так называемой внесистемной оппозиции. Вместе с тем, рядом с московским «монмартром» располагались многие увеселительные заведения. «С одной стороны, там появилось сообщество творческих людей «Стрелка», что само по себе является интересным и нестандартным явлением, - говорит главный архитектор столицы Александра Кузьмина, а далее возмущается. - С другой стороны, образовался настоящий вертеп из кафешек, стриптиз-клубов и других непонятных заведений. На мой взгляд, это не лучшее использование такой территории».

Среди развлекательных заведений оказался и RАЙ. По данным некоторых московских СМИ, клуб нередко фигурировал в списках ГУВД, как место, где чаще всего распространяют так называемые элитные наркотики: кокаин, ЛСД и амфетамины.

В начале этого года стало известно о том, что компания «Гута-Девелопмент», которой принадлежит территория фабрики, намерена начать комплексную застройку острова. Тогда же клуб RAЙ вместе с другими увеселительными заведениями попросили покинуть заводские корпуса. Неожиданно против изменения хода культурной жизни на острове выступила светская львица Ксения Собчак. Она написала открытое письмо мэру Москвы Сергею Собянину и генеральному директору «Гута-Девелопмент» Артёму Кузнецову, чтобы защитить центр притяжения для «креативного класса». В итоге застройщик провел ряд встреч с представителями того самого класса. Правда, на них места для владельцев клубных проектов не нашлось, и RАЙ пришлось съехать.

Понятно, что скандалы - это лучшая реклама для подобных заведений. Казанский клуб, претендовавший на звание местной «Мекки клубной жизни» (был у клуба еще один корявый слоган - «Религия ночной жизни»), также пытался своих адептов подкармливать сенсациями. Так, первой была попыткой раздуть скандал из приезда известного клубного тусовщика Петра Листермана. Он в июне прошлого года обещал отобрать для совместной поездки в Куршавель одну из 100 казанских девушек, пришедших в клуб на «Парад невест». Защитить честь казанских девушек от московских олигархов взялся «кандидат всея Руси», председатель общественного движения «Против преступности и беззакония» Дмитрий Бердников, который вышел на одиночный пикет. Было еще несколько микроскандалов - возмущение шоумена Михаила Галустяна в твиттере, что его имя без спроса указали в афише казанского RАЙ, или отложенный приезд Тимура Юнусова, больше известного как рэпер Тимати.

Одним словом, создать атмосферу «обители порока» оказалось сложным делом, и, похоже, приучить казанскую «золотую молодежь» к высокому миру гламура и эпатажа москвичам пока, с первого раза, не удалось.

ОБЪЕМ РЫНКА НОЧНЫХ КЛУБОВ В ТАТАРСТАНЕ – $100-150 МЛН.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить российский и татарстанский рынок ночных клубов, а также окупаемость таких проектов.

Анна Мишутина - аналитик ИК «ФИНАМ»:

- Как быстро окупится клуб, зависит от большого количества факторов. Примерный средний диапазон выручки относительно крупных проектов – около 100-300 миллионов рублей в год. Рентабельность может варьироваться в широком диапазоне, скажем, 5 - 25 процентов. Обычно средний уровень окупаемости – около двух лет.

Индустрия достаточно специфическая, с целью сохранения высокого интереса потребителей и поддержания стабильного трафика большинство проектов нуждаются в регулярном ребрендинге, иногда обновления носят кардинальный характер. Поэтому в основном инвестиционный план таких проектов ограничивается сроком в 2 - 3 года.

Российский рынок ночных клубов и аналогичных развлекательных заведений отличается сравнительно невысоким уровнем прозрачности, что затрудняет его комплексный анализ. Тем не менее, можно отметить, что, согласно различным экспертным подсчетам, количество подобных заведений в России составляет около 3 тысяч объектов, а объем рынка в денежном выражении составляет около 3,5 - 4 миллиардов долларов. По данным исследовательской компании Комкон, в 2010 году аудитория клубов в целом по России составляла 13,4 процента от общего числа населения – то есть около 19 миллионов человек (люди, посещавшие ночные клубы не менее одного раза в течение последнего полугодия).

Определенные коррективы в развитие рынка внесли негативные последствия кризиса, оказавшие существенное давление на динамику располагаемых доходов населения. Однако к настоящему моменту рынок в целом восстановился и, по предварительным прогнозам, в горизонте следующих 3-4 лет его средние темпы роста составят не менее 10-15 процентов.

Безусловно, основным бенефициаром индустрии остаются Москва и Санкт-Петербург, на долю которых в совокупности приходится, по примерным оценкам, около половины оборота индустрии. Одновременно весьма динамично развивается индустрия и в других крупнейших городах страны. Тем не менее, на наш взгляд, рынок в целом остается ненасыщенным. По примерным оценкам, объем локального рынка клубов РТ можно оценить, скажем, в 100-150 миллионов долларов.

Леонид Рахимов - генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент»:

- Если откроется новый проект с той же самой командой, то это очень правильный менеджмент: каждые несколько сезонов выходить с новым предложением. Это один из вариантов промоушна. Можно каждые несколько сезонов выводить новый проект, и на пике новизны получить максимум прибыли.

Для Казани концепция хорошего клуба должна состоять в том, чтобы выглядеть, как квартира богатого парня. Этот концепт работает хорошо и в Казани, и в регионах. Когда клуб слишком большой или слишком маленький, он работает плохо. Надо, чтобы размер клуба и условия входа в него работали на заведение, а не против него.

ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ТЕХ, КТО ХОДИТ В КЛУБ – СТУДЕНТЫ

Шамиль Ибрагимов - совладелец продюсерской компании Ozone Pro:

- RAЙ работал довольно профессионально, и сложно сказать, почему проект закрывается. Скорее всего, все-таки тот формат, который предложили москвичи, по деньгам не вытягивает казанских гостей.

Сегодня в Казани востребован любой формат ночных клубов, но проблема в некачественном топ-менеджменте практически во всех заведениях. В результате этого страдает основная составляющая клубов – это атмосфера. У клубов нет своего лица, все они похожи, поэтому у населения размытые понятия: клубная культура для них – это употребление алкоголя и громкая музыка. Люди не готовы платить за качественное шоу.

Казанская клубная публика весьма хороша, но из-за схожести клубов практически не развивается. Есть определенный контингент – интеллигентный и более интеллектуально развитый – которому некуда пойти. В последнее время пробовали открывать джаз-кафе, рестораны, но пока это все в зачаточном состоянии. Основная категория тех, кто ходит в клуб, – студенты младших и старших курсов.

По московским меркам, если в течение одного года клуб не окупился, то его закрывают. В Казани на окупаемость проекта дается срок в 1,5-2 года. Если есть хорошая промоутерская команда, менеджмент, то это – хороший срок.

Неля Рахматуллина - арт-директор ночного клуба «Арена»:

- Мода на клубы постоянно меняется, когда-то были модны дискотеки, а сейчас, на мой взгляд, происходят изменения, в результате которых востребованы бары.

Окупаемость ночных заведений зависит от размера вложений. Такие суммы, которые вкладывались в клуб RAЙ, окупились бы намного позднее, чем, например, в последнее открытие – клуб Lenin.

Сегодня налицо уменьшение клубной аудитории. Возможно, это связано с тем, что сегодня молодежи вообще меньше, чем, например, пять лет назад (в связи с уменьшением рождаемости в определенные годы). В принципе, про клубную аудиторию нельзя сказать, что она перетекла в какое-то одно место. У каждого клуба есть своя аудитория, у нас, например, студентов меньше не стало. Нельзя сказать, что те, кто постоянно ходили в «Арену», начали ходить только в RAЙ. Так же, как нельзя сказать, что студенты от нас ушли в маленькие бары.

Выход московских клубных игроков можно оценивать с двух сторон. Москва иногда делает более качественный продукт, и если будет высокая планка, то будет, на кого равняться. С другой стороны, огорчает, что кто-то в Москве обогатится за счет местных посетителей клубов.