Сегодня система Монтессори распространилась по территории всей страны. Ежегодно проводятся фестивали Монтессори-сообщества в Москве, а также Монтессори-чтения в Санкт-Петербурге Сегодня система Монтессори распространилась по территории всей страны. Ежегодно проводятся фестивали Монтессори-сообщества в Москве, а также Монтессори-чтения в Санкт-Петербурге Фото: ru.freepik.com

Что такое метод Монтессори?

Система Монтессори появилась на стыке XIX–XX веков, она была разработана итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Ее метод основан на идее свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка.

В СССР система Монтессори была запрещена. В современной России она зародилась в Санкт-Петербурге (знаменитая школа Михайловой) и в Снежинске — это небольшой закрытый город в Челябинской области. Сегодня методика распространилась по территории всей страны. Ежегодно проводятся фестивали Монтессори-сообщества в Москве, а также Монтессори-чтения в Санкт-Петербурге.

В Татарстане Монтессори – детские сады стали открываться 10 лет назад. В числе пионеров оказались дошкольный университет «Мозаика-republic» и Монтессори центр «Индивид.Ум». Сегодня также успешно работают на рынке казанский центр образования «Глобус» и экосад «Hi-гора» (в Высокогорском районе). А два года назад при поддержке «Татнефти» был открыт детский сад «Каракуз» в Альметьевске. Нефтяная компания много внимания уделяет развитию дошкольного образования — в рамках проекта «Татнефть и детство. Диалог с будущим» Монтессори-методика с 2020 года внедряется даже в обычных муниципальных детсадах нефтеграда.

«Если вы придете в наш сад, вы спросите: „Почему у нас так тихо?“. У ребенка всегда есть дело» «Если вы придете в наш сад, вы спросите: «Почему у нас так тихо?» У ребенка всегда есть дело» Фото: ru.freepik.com

«Помоги мне сделать это самому»

Девиз метода Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». «Это метод научной педагогики, позволяющий учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития», — объясняет основатель и директор школы «Индивидум» Евгения Ардашева.

Взрослый по-Монтессори выступает не в роли наставника, а в роли партнера, его задача — выявить интересы ребенка и обеспечить ему благоприятную среду для занятий. «Работа по методике Монтессори — это постоянное наблюдение, видение закономерностей того, что происходит в классе», — говорит основательница детского сада «Мозаика-republic» и соучредитель экосада «Hi-гора» Диляра Залялиева. В Монтессори-педагогике учит не учитель, а среда, а учитель — это часть среды.

В Монтессори – детском саду самые маленькие дети могут называть взрослого по имени или даже просто апой. Это не только помогает общаться наравне, порой малышам тяжело выговорить сложное имя воспитателя (вроде «Фирдауса Файзрахмановна»).

Монтессори-дети не стесняются высказывать свое мнение, они точно знают, чего хотят, и легко общаются со взрослыми. Неслучайно в Монтессори – детских садах проводят «круги» — беседы, в ходе которых дети обсуждают с педагогами самые разные темы. В саду ребят постоянно спрашивают, чем они хотят заниматься, что хотят поесть.

Залялиева считает, что методика очень подходит современным детям, которые сильно отличаются от старшего поколения. Они более независимы и открыты, и на них совершенно не действуют устаревшие методы воспитания, основанные на приказах и наказаниях за проступки.

Но вседозволенность не означает анархию. В школах Монтессори действуют строгие правила. «Если вы придете в наш сад, вы спросите: „Почему у нас так тихо?“ У ребенка всегда есть дело. Есть правило: когда один ребенок работает, другой ему не мешает», — рассказывает заведующий альметьевским детским садом «Каракуз» Елена Макарова.

Монтессори-педагогика подходит абсолютно всем детям, но не всем родителям. «Для того чтобы методика имела успех, важно поддержание принципов методики дома. «Будет не очень хорошо, если в саду ребенок воспитывается по одной методике — ему дают свободу выбора и в целом практикуется более демократичный подход, а дома используют жесткий директивный метод воспитания», — считает Залялиева.

Родители должны больше погружаться в изучение основ системы Монтессори, а не делать выводы о методике, начитавшись ерунды из интернета. «Если родители видят, что эта методика подходит им по темпераменту, по идеологии семьи и они ее выберут, то это будет большим поворотом в воспитании личности ребенка», — уверена наша собеседница.

Интерьер Монтессори-класса приближен к домашнему Интерьер Монтессори-класса приближен к домашнему Фото: ru.freepik.com

«Монтессори-педагогика схожа с татарско-русским менталитетом»

«Монтессори-педагогика схожа с татарско-русским менталитетом, например, в части стремления к чистоте и порядку в доме. В Монтессори-педагогике все, чем ребенок попользовался, он убирает и моет за собой сам, — рассказывает Макарова. — В Татарстане многие семьи живут кланово, почитаются рода. В Монтессори-педагогике как раз практикуются разновозрастные группы с детьми от 3 до 6 лет. Одни учатся у старших, другие заботятся о младших. Это очень похоже на семью».

Интерьер Монтессори-класса приближен к домашнему. «Кроме полок и стеллажей с материалами, в группе (классе) есть мягкая мебель, кухонный гарнитур, места для уединения с удобными креслами, торшерами, бра, а также рамками с фото детей и их семей», — поясняет заведующий детсадом «Каракуз». Татарский язык в Монтессори-садах тоже изучают, обучение ведется по местным образовательным программам.

Помещение для занятий в Монтессори-саду разделено на пять зон. В первой зоне под названием «Жизненная практика» дети моют руки, посуду, стирают небольшие вещи, чистят предметы, то есть совершенствуют свои навыки по самообслуживанию, а также учатся заботиться об окружающей среде. Во второй зоне «Сенсорное развитие» они работают с материалами для развития органов чувств, там ребенок оттачивает свое восприятие цвета, размера, веса, шума и запахов.

В третьей, математической, зоне дети знакомятся с абстрактными математическими понятиями, учатся счету. В языковой зоне происходит обучение чтению и письму. В пятой, космической, зоне ребята изучают окружающий мир. На помощь им приходят карты, глобусы и многочисленные материалы по изучению растений, насекомых, животных.

Во многих детсадах есть живой уголок, в котором дети ухаживают за животными, где-то есть даже парник, где ребята выращивают урожай. Имеется настоящая детская кухня, где воспитанники совместно с педагогом постигают азы кулинарного искусства — от нарезания яблока до приготовления блинчиков, смузи и даже шарлотки.

— Запрещены критика и запреты. Ребенок может допускать ошибки в обучении. На освоение навыков каждому ребенку требуется разное количество времени.

— Дети сами выбирают виды деятельности и занимаются в той «зоне», где им интересно в текущий момент.

— Важна определенная расстановка материалов в классе и почти маниакальный порядок.  Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли до них дотянуться и взять самостоятельно. При этом каждый предмет есть только в одном экземпляре, с ним играет тот ребенок, который взял его первым, если малыши не договорились об ином. Ребенок должен научиться ждать, пока другой закончит заниматься и положит предмет на место.

— Детям позволяется передвигать мебель и выбирать себе удобное место, при этом важно стараться производить как можно меньше шума, чтобы не мешать другим.

— Большинство занятий направлено на развитие мелкой моторики и чувств (обоняние, осязание, вкус, слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и внимания. В некоторых садах Монтессори присутствует фарфоровая посуда, дающая навык обращения с хрупкими предметами и понимание их ценности.

— Работы педагога второстепенна, его задача — заинтересовать ребенка и помочь ему развиваться, не навязывая своего мнения.

— По технологии Монтессори пространство играет очень важную роль. В помещении должно быть светло, просторно, оформление выдерживается в спокойных тонах. Каждая зона содержит материалы, необходимые для развития соответствующих навыков. Даже для самых маленьких ребят все предметы располагаются на уровне глаз, приглашая к действию.

 

«Монтессори — это эстетика и красота. Каждый материал должен очень красиво лежать и привлекать ребенка, чтобы ему хотелось его взять» «Монтессори — это эстетика и красота. Каждый материал должен очень красиво лежать и привлекать ребенка, чтобы ему хотелось его взять» Фото: ru.freepik.com

Почему Монтессори-группы дороже?

Дидактическим материалам в методе Монтессори уделено очень большое место. У самой Марии Монтессори это были простые шнурки, бусины, кубики, палочки или лоскутки ткани с разными фактурами. В наше время используются более усовершенствованные материалы, но основные принципы те же.

Монтессори-сады обычно стоят дороже, чем классические группы. Во-первых, образовательная среда сама по себе очень дорогая. Из подручных материалов можно создать класс для детей до трех лет. А дальше требуются специальные материалы, выверенные по размеру и по цвету, некоторые очень сложны в изготовлении, говорят специалисты. К тому же эстетичнее выглядят материалы, когда они изготовлены на профессиональном оборудование, в едином стиле и цветовой гамме. Раньше все это закупалось за границей, сегодня имеется три хороших российских производителя (в Омске, Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону). «Монтессори — это эстетика и красота. Каждый материал должен очень красиво лежать и привлекать ребенка, чтобы ему хотелось его взять», — говорит Залялиева.

Во-вторых, в классе больше педагогов на то же количество детей, чем в обычном детском саду. Их обучение стоит недешево. Раньше педагоги ездили постигать азы методики за границу — в Германию, Голландию, Испанию, но сегодня это стало практически невозможно. К счастью, в Москве есть две шикарные Монтессори-школы для педагогов: Международная Ассоциация Монтессори (АMI) и Международный институт Монтессори-педагогики (МИМП). Нельзя научиться методике только по книжкам или онлайн-курсам, огромное значение имеет работа с детьми. 

В-третьих, воспитатели-Монтессори — это обычно молодые женщины, которые часто уходят в декрет, поэтому руководству детских садов постоянно приходится приглашать новых педагогов и оплачивать их обучению по системе Монтессори. Все эти факторы напрямую влияют на стоимость обучения; как следствие, Монтессори-педагогика в России развивается непросто. Ведь при принятии решения о том, чтобы записать ребенка в Монтессори-сад, должны сойтись воедино не только прогрессивные взгляды родителей, но и их финансовые возможности.

Владельцы Монтессори-садов уверены, что в Татарстане обязательно должна быть создана Монтессори-школа. Эта школа опирается на психофизиологические законы развития ребенка, чего нельзя сказать о традиционной системе обучения. Например, у подростков резко снижается продуктивность запоминания в силу физиологических и психологических причин, при этом школа, наоборот, увеличивает объемы текстов, необходимые для запоминания, что приводит к возрастанию числа школьных стрессов у детей и к другим негативным последствиям. В начальной школе, когда ребенку важна наглядность и опора на сенсорное обучение, произошел переход к абстракции. В результате дети заучивают, но не понимают.

В Монтессори-классах при изучении материала упор делается на понимание через чувственный опыт, через создание условий для практической реализации полученной информации. Детей учат самостоятельно добывать информацию, часто не давая готовых ответов. Этот механизм обучения очень важен в современных условиях, так как найти информацию не составляет труда, а вот умение ее грамотно использовать — это редкий навык, формированию которого уделяется большое внимание в системе Монтессори. Да и учителю традиционной школы принять ребенка, который зачастую знает больше своих сверстников, умеет высказывать свое мнение, работать самостоятельно, очень непросто.

Глобальная учебная станция — в сердце Казани

Недалеко от исторического центра города, в нескольких сотнях метров от Казанского кремля, располагается центр образования «Глобус». В этом году ему исполняется 12 лет, а детскому Монтессори-саду уже 10. Образовательный центр располагается на площади 3 тыс. кв. м во вновь созданном памятнике архитектуры XIX века, такое пространство является огромным преимуществом для всестороннего развития и комфорта ребенка.

 

Знакомство с Монтессори-садом начинается с экскурсии. У родителей есть возможность увидеть пространство детского сада и Монтессори-среды, где происходит формирование и развитие личности ребенка. «„Детей учит то, что их окружает“, — это одно из крылатых высказываний Марии Монтессори. Поэтому особое внимание мы уделяем образовательной среде и физическому пространству, в котором развиваются дети», — говорит учредитель «Глобуса» Люция Баширова. В образовательную программу включены Монтессори-сессии, занятия по английскому и татарскому языкам, сенсорная комната, занятия музыкой, хореографией, кулинарией, проектная деятельность.

Прогулки детей проходят на оборудованной детской площадке рядом со зданием центра. Территория площадки огорожена забором и находится под круглосуточным видеонаблюдением. В центре дети получают пятиразовое питание по нормам СанПиН, халяль-питание, по запросу аллергостол.

Педагоги центра работают над реализацией личностного потенциала каждого воспитанника, учитывают все его индивидуальные качества и способности. В группах тодлер (1,5–3 года) не больше 12 человек, в Монтессори-классах (3–6 лет) — до 24 человек. Каждую группу сопровождает трое взрослых: педагог, ассистент и няня. У центра «Глобус» имеются лицензии на дошкольное и дополнительное образование, программа обучения соответствует ФГОС, есть медицинская лицензия.

 

Помимо обязательного высшего педагогического образования, у педсостава Монтессори-сада имеется обучение по Монтессори-педагогике. «Глобус» состоит в Межрегиональной Ассоциации Монтессори, воспитатели ежегодно проходят повышение квалификации.

Стоимость: 41 тыс. рублей в месяц

Вступительный взнос: 41 тыс. рублей

Возраст обучающихся: от 1,5 до 7 лет



Казань, улица Баумана, д. 7/10

Телефон: +7 (843) 249–00–53

Подробнее

Университет для дошколят — «Мозаика-republic»

«Мозаика-republic» — это один из крупнейших частных садов в Казани с площадью более 3 тыс. квадратных метров, рассчитанный на 200 юных воспитанников. Расположенный в ЖК «Изумрудный город» сад работает уже 11 лет, а группы по методике Монтессори существуют в нем с 2015 года. Главной задачей этого масштабного проекта было создание площадки, где сосуществуют как классические группы с использованием инновационных технологий (ТРИЗ-подхода, интегрированных программ, профильных предметов), так и группы Монтессори-формата.

 

Это позволило создать уникальный педагогический коллектив, где происходит обмен опытом между сотрудниками, дети получают как soft skills через работу с Монтессори-материалами и профильные факультеты в оборудованных классах, так и хорошую базу подготовки к школе.

 

«По стандартам Монтессори должно быть 4–7 детей на одного взрослого, поэтому в наших группах работают три педагога в сопровождении няни. В группе оборудованы классы Монтессори, где организовано самообслуживание детей во время приема пищи, чтобы воспитать в них самостоятельность и умение делать выбор», — объясняет основательница детского сада «Мозаика-republic» Диляра Залялиева.

 

«Люди, стоящие у истоков метода Монтессори в России, обучали наших педагогов», — говорит Залялиева. А именно — Ассоциация Монтессори-педагогов России, а также международный институт Монтессори-педагогики Москвы.

 

Детсад имеет огороженные прогулочные площадки для каждой группы со своей верандой. Летом в них кипит научная работа: дети изучают природу, проводят опыты с водой, защищают свои проекты. Рассказать обо всех чудесах в одной статье нереально, поэтому «Мозаика-republic» приглашает родителей на экскурсию-знакомство, где они смогут узнать о программе обучения, познакомиться с педагогами. 

Стоимость: 26,5 тыс. рублей в месяц

Вступительный взнос: 25 тыс. рублей

Возраст обучающихся: от 8 месяцев до 7 лет


Казань, ул. Салиха Батыева, д. 3, ЖК «Изумрудный город»

Телефон: +7 (987) 290-95-02, +7 (987) 296-01-42

Подробнее

Хай, Высокая Гора! Экопарк с мини-фермой и дендрарием

Экосад «Hi-гора» на Высокой Горе изначально был создан под систему Монтессори. «Когда увидела здание, окружающую его природу, то влюбилась в это место. Там красивый лес, слышны голоса птиц», — вспоминает соучредитель экосада Диляра Залялиева. У предпринимательницы сразу родилась концепция детского сада — там есть все необходимое, чтобы научить детей любить природу.

 

Территория детсада — 10 тыс. квадратных метров! На мини-ферме ребята учатся ухаживать за животными, летом на огороде выращивают урожай. У экосада есть даже собственный дендрарий, где каждое растение подписано на четырех языках — татарском, русском, английском и латыни. К слову, тут создана полилингвальная среда (русский, английский, татарский). Дети наблюдают за растениями, собирают гербарии, учатся различать голоса птиц, зимой ищут следы животных на снегу. На кулинарных занятиях учатся готовить. 

 

У детсада есть собственные площадки для игр на улице, а также теннисный корт, футбольный стадион, площадки для флорбола и баскетбола, веревочный парк и бассейн. «Человек не может узнать себя, не познав окружающей природы. Мы хотим, чтобы дети росли созидателями, а не потребителями природы», — говорит Залялиева.

В группе 3–6 лет обучается 15 деток, в тодлер-группе для самых маленьких — до 12 детей. Сад позиционируется как сад премиум-класса, здесь всего 3 группы. Основной ведущий педагог Монтессори приглашен из города Снежинска и имеет 25-летний опыт работы в системе Монтессори. Также ежегодно «Hi-гора» приглашает внешних экспертов для обучения персонала и внешнего аудита качества услуг.

Стоимость: 25–35 тыс. рублей

Вступительный  взнос: 30 тыс. рублей

Возраст обучающихся: 1–7 лет


станция Высокая Гора, ул. Вторая Зеленая, д. 4

Телефон: +7 (917) 397-93-93; +7 (960) 041-69-69

Подробнее

«Каракуз»: Монтессори-оазис в нефтеграде

Детский сад «Каракуз» в Альметьевске открыл свои двери 4 сентября 2021 года. Учредителем является «Татнефть», детский сад рассчитан в первую очередь на детей сотрудников компании. В «Каракузе» обучаются 195 ребят от 2 до 7 лет.

 

«При строительстве архитекторы и строители учитывали все требования методики Монтессори, такие как экологичный стиль, неяркие цвета, удобство для расстановки материала. То есть наш детский сад изначально строился под методику Монтессори», — рассказывает заведующий Елена Макарова.

 

В детском саду есть все необходимые Монтессори-материалы, комфортные спальные комнаты, прогулочные участки с теневыми навесами. Имеется музыкальный и спортивный залы, ИЗО-студия, библиотека и лаборатория, спортивная площадка на улице. В «Каракузе» работают педагоги по татарскому и английскому языкам, а также психолог, учитель-логопед и др. Можно записаться на дополнительные кружки: «Йога-сказка», «Step-аэробика», «Ментальная арифметика» и проч. Для самых маленьких (от 12 месяцев до 2 лет) в детском саду имеется адаптационная группа Nido, где малыши учатся общаться между собой, а мамы получают опыт нового взаимодействия с детьми.

 

В детсаду работает 21 Монтессори-педагог, все прошли профпереподготовку в Международном институте Монтессори-педагогики (МИМП) в Москве. Институт продолжает вести методическое сопровождение детского сада: ежемесячно проводит онлайн-встречи, раз в квартал — очные сессии.

 

«„Каракуз“ — совершенно удивительный детский сад, в котором все делается красиво и разумно», — говорит Надежда Смирнова, психолог, создатель и руководитель (1992–2004) одного из первых в России детских садов и начальных школ Монтессори в Снежинске, она же является председателем правления Межрегиональной Монтессори-ассоциации и преподавателем МИМПа.

Возраст обучающихся: 2–7 лет


Альметьевск, ул. Заслонова, д. 9а, ст. 2

Телефон: 8 (855) 338-75-15

Подробнее

«Индивид.Ум»: и с мамой, и самостоятельно

Монтессори-центр «Индивид.Ум» начал работать с 2013 года. Его основала Евгения Ардашева — увлеченный человек и эксперт в области образования, она имеет степень доктора наук и сама является опытным Монтессори-специалистом с международным дипломом AMI (Испания). 3 июня 2023 года в Казани открылся уже четвертый по счету филиал сети (на ул. Аделя Кутуя, 110д), его площадь составляет 1,3 тыс. кв. метров. Сейчас там как раз идет обустройство пространства и площадки для уличных прогулок. 

 

В центре «Индивид.Ум» с детьми работают специалисты с международными дипломами AMI (Association Montessori Internationale). Новый центр объединяет сразу три ступени: занятия для малышей, для детей 3−6 лет и для детей 7−11 лет. А скоро появится и четвертая ступень — программа для ребят 12−15 лет. Все они смогут здесь в безопасной и комфортной среде познавать мир и гармонично развиваться, учиться самостоятельности, творческой деятельности, проходить все ступени социализации через взаимоотношения со сверстниками.

 

Возраст самых маленьких воспитанников начинается с 3 месяцев. Здесь для них будет обеспечен всесторонний уход и присмотр. В центре предусмотрен разный формат занятий — как вместе с мамами, так и в группах, где дети проводят время, оставаясь на попечении внимательных и любящих сотрудников.

 

Как рассказала нашему изданию создательница сети «Индивид.Ум» Ардашева, Монтессори-метод глубоко научен, поскольку основан на фундаментальных знаниях об особенностях и потребностях детей на каждом этапе развития. Неудивительно, что выпускники площадок Монтессори очень самостоятельны, деятельны и многое умеют: к шести годам знают дроби, пишут и читают, а чуть постарше понимают отрицательные числа, степени и квадратные корни, теорему Пифагора, делают проекты и исследования по географии, биологии, истории, изучают музыку и искусство.

Стоимость: 28–38 тыс. рублей

Вступительный  взнос: 40 тыс. рублей

Возраст обучающихся: с 3 месяцев до 6 лет


Казань, ул. Аделя Кутуя, 110д, корпус 1

Телефон: +7 (917) 878-03-46, +7 (917 )263-05-55

Подробнее