DSC_9291.jpg
Общий бюджет дорожных работ в Казани на этот год составляет порядка 8 млрд. рублей. Сумма беспрецедентна, однако, по мнению Минкина, именно столько надо выделять на капремонт дорог ежегодно

МИННИХАНОВСКИЕ МИЛЛИАРДЫ

Разбитые до невозможности казанские дороги стали этой весной одной из самых горячих тем сезона. Их ругали все: не только автомобилисты, но и сами власти. Мэр Казани Ильсур Метшин запомнился фразой о том, что «по Чистопольской на танке не проедешь» и десятидневными сроками на то, чтобы заделать ямы хотя бы вокруг развязок. А президент РТ Рустам Минниханов позже возмущался, что из-за дорог над ним уже «издеваются в «Твиттере». Любые упоминания о ямочном ремонте вызывали только новую волну негодования: всем было ясно, что это капля в море.

Наконец, ответ последовал, причем сложилось впечатление, что последние детали транспортного плана утрясались буквально в последние дни в ходе президентских объездов на прошлой неделе.

Во всяком случае, речь о «беспрецедентных планах» по капремонту дорог на 8 млрд. рублей Метшин завел только вчера на деловом понедельнике, распорядившись провести по этому поводу экстренную пресс-конференцию. Сегодня вице-мэр Иршат Минкин, наконец, рассекретил в "Татмедиа" все детали.

- Благодаря принятой в этом году программе удастся отремонтировать почти 11 процентов улично-дорожной сети Казани, - заявил он журналистам, повторив вслед за своим шефом, что таких объемов ремонта за один год столица не знала никогда, включая период подготовки к 1000-летию.

Всего в этот сезон планируется отремонтировать 74 участка улиц общей протяженностью 123 км на площади 2,2 млн. кв. метров. Для сравнения: это почти в 6 раз больше, чем в прошлом году, когда сделали 324 тыс. кв. метров. И почти вдвое больше, чем в считавшимся рекордным до сих пор 2008 году (1,2 млн. кв. м).

Львиная доля средств (6 млрд.) давным-давно выделена в рамках подготовки к Универсиаде. Однако, как было подчеркнуто на пресс-конференции, еще 2 млрд. рублей выделено дополнительно, по решению Минниханова.

Сумма беспрецедентна – однако, по мнению Минкина, именно столько надо выделять на капремонт дорог ежегодно.

- Согласно ГОСТу, нам необходимо каждые 6 лет полностью менять все дорожное полотно, - отметил вице-мэр. – В Москве уже с этого года перешли на трехгодичный цикл ремонта – через каждые три года на всех дорогах будет меняться покрытие. Нам до этого еще далеко, но необходимо выйти хотя бы на шестилетнюю цикличность.

DSC_9283.jpg
Ильгиз Латыпов отметил, что основная часть претензий по поводу качества дорожных работ – это сколотые бордюры, а также повреждения, появившиеся после того, как асфальт скоблили от снега и льда

ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРАФЕТ

Однако намного интереснее абстрактных цифр – конкретика: где же, наконец, можно будет нормально ездить?

Главная амбиция «отцов города» на этот год – достроить, наконец, Большое Казанское Кольцо на всем протяжении от ул. Декабристов до Оренбургского тракта, включая ул. Ямашева и пр. Победы (то есть ставшая притчей во языцах по степени раздолбанности Южка). В итоге есть надежда, что гигантский транспортный поток из одного конца города в другой поедет, минуя бутылочное горлышко исторического центра.

Еще одна долгожданная дорога – дублер Павлюхина и Салимжанова, которая начнется от Танковой, пройдет через Тихомирнова и «вынырнет» на ул. Пушкина под холмом КГФЭИ. Также в этом году закончат ул. Сибгата Хакима - дорогу-перемычку между Ленинской дамбой и Миллениумом, что позволит разгрузить Чистопольскую.

Все это – самые капиталоемкие моменты плана. Как пояснил Минкин, при строительстве и реконструкции приходится тратить значительные суммы не столько на сам асфальт, сколько на вынос и перекладку коммуникаций, ливневки, прочую дорожную инфраструктуру, а где-то и отселение жилых домов.

«Числом поболее, ценою подешевле» улицы, заложенные во вторую часть плана, – капремонт существующей проезжей части. 59 улиц, да еще каких! Перечислим лишь часть: ул. Вишневского (включая мост Миллениум), Декабристов, Чистопольская, Пушкина, Татарстан, Даурская, Хади Такташ, Лево-Булачная и Право-Булачная, Московская, Чернышевского, Салимжанова, Павлюхина, Горького и так далее.

В основном, признал Минкин, в план закладывались универсиадские и туристические маршруты, которые, впрочем, так и так совпадают с главными транспортными артериями. Впрочем, учитывались и жалобы автомобилистов. Так, одними из самых дорогих улиц, заложенных в плане на капремонт, станут ул. Тукая – Шахиди, которые в первоначальном перечне вообще не значились. Там запланированы прокладка ливневой канализации, демонтаж трамвайных путей, перенос линий связи и капитальный ремонт дороги.

Так тщательно подойдут, впрочем, только к 20 улицам. На остальных дорогах денег, похоже, хватило только на не столь долговечную замену верхнего слоя асфальта (впрочем, по официальной версии, там больше и не требуется).

DSC_9286.jpg
В высоком качестве работ заинтересованы сами подрядчики, так как, согласно контракту, они обязана в течение пяти лет исправлять проявляющиеся в ходе эксплуатации дефекты за свой счет, сообщила Елена Пановская

ПРЕТЕНЗИИ МИНТРАНСА: СКОЛОТЫЕ ПОРЕБРИКИ И ЦАРАПИНЫ

Убедить в том, что нового асфальта хватит надолго, журналистов попыталась гендиректор института «Татдорпроект» Елена Пановская – основной проектировщик казанских дорог.

По ее словам, современные технологии ушли далеко вперед. Если до 2006 года в качестве основания еще применялась щебенка известковых пород, которая за несколько лет попросту растворилась в воде и раскрошилась под колесами грузовиков, то теперь используется только гранитный щебень с Урала.

Также в ее выступлении то и дело звучали такие слова, как биоткань, геосетки, прерывающие трещины прослойки для армирования дорожного полотна, пенополистирольные плиты. Верхний слой асфальта с недавних пор кладется исключительно щебеночно-мастичным асфальтобетоном (впервые его использовал "Каздорстрой" на ул. Восстания). Всюду предусматривается обустройство дренажа и ливневой канализации.

На критику минтранса, прозвучавшую недавно по поводу качества дорожных работ в Казани, по просьбе журналистов ответил начальник управления капитального строительства и реконструкции столичного исполкома Ильгиз Латыпов. По его словам, из 131 объекта, проверенного республиканскими ревизорами, основная часть – это дворы и внутриквартальные проезды. И то основная часть претензий – это сколотые бордюры, а также повреждения, появившиеся после того, как асфальт скоблили от снега и льда. Или же коммунальщики как следует не восстановили асфальт после того, как проложили трубу в новый дом или детсад.

Не очень внятно на пресс-конференции прозвучал ответ на вопрос о том, какие же подрядчики отхватили столь жирные подряды. Минкин ответил в том духе, что объемы работ настолько велики, что ее хватит практически всем серьезным компаниям, которых не так много – это и "Каздорстрой", и "Камдорстрой", и "Татавтодор", и "Стройхимсервис", и другие.

- Мы не против, если любые компании примут участие в конкурсах, - резюмировал Минкин. – Однако по условиям конкурсной документации мы будем оценивать опыт их работы – а он должен быть не менее пяти лет, выполненные ими проекты, наличие техники, современных асфальтобетонных заводов…»

По словам Минкина, иногородние подрядчики предлагали свои услуги, но местные компании выигрывают за счет современной техники и оснащения своего производства.

БУДЕТ ЛИ КОЛЛАПС?

Уже беглого взгляда на грандиозный список любому жителю Казани достаточно, чтобы сначала обрадоваться, а потом прийти в тихий ужас. Не приведет ли все это громадье планов к окончательному транспортному коллапсу?

По словам Минкина, власти это понимают. Поэтому, во-первых, графики будут составлены так, чтобы не перекрывать одновременно все варианты проезда (например, Булак, Тукая и Московскую). Во-вторых, ремонтировать постараются полосами, оставляя часть дороги для проезда. В-третьих, работать будут по возможности ночью, днем открывая недоделанную дорогу для временного движения (лучше, чем ничего).

Вице-мэр пообещал также своевременное и полное информирование о закрытии движения и путях объезда через СМИ. Плюс на всех ремонтируемых участках повесят информационные аншлаги.

Пока работы развернуты на 17 дорогах, всего работают более 1,2 тыс. человек и 400 единиц техники. Однако в июне численность рабочих как минимум удвоится, заявил Минкин.

Что ж, остается утешить себя, что все эти неудобства - плата казанцев за беспрецедентные по масштабу объемы ремонта дорог в новейшей истории. И все-таки, судя по всему, любить свой город этим летом и осенью по возможности лучше на расстоянии.

shema_2012-11.jpg

==table33==