IMG_0828.jpg
«Уйдет Минниханов или не уйдет, кто еще из властной элиты Татарстана получит портфели в новом кабинете… Вчера встречался с человеком из администрации президента России, я знаю, что он знает! Но молчит!»

«МИННИХАНОВ КАТЕГОРИЧЕСКИ СОПРОТИВЛЯЕТСЯ, ОЧЕНЬ ЖЕСТКО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ»

Сегодня на вопросы читателей газеты «БИЗНЕС Online» на нашей традиционной интернет-конференции два с половиной часа отвечал один из самых известных татарстанцев – в 90-е годы первый и единственный вице-президент РТ, спикер Госсовета РТ, затем постоянный представитель России в европейском сообществе в Брюсселе, а ныне депутат Госдумы РФ (по списку КПРФ) Василий Лихачев.

Ему пришло множество вопросов. Читатели интересовались подписанием сенсационного для 90-х договора между Москвой и Казанью (в его разработке активно участвовал Лихачев), недавними думскими и президентскими выборами, созданием перевалочного пункта НАТО под Ульяновском…

Одним из самых злободневных был вопрос, который татарстанскому истеблишменту не дает спать уже несколько недель:

- Так заберут или не заберут в Москву президента РТ Рустама Минниханова – земля слухами полнится? Что говорят об этом в Москве – в кулуарах Думы, в Кремле?

- Уйдет Минниханов или не уйдет, кто еще из властной элиты Татарстана получит портфели в новом кабинете… Узнаем, немножко осталось ждать. Режим секретности – неимоверный! Вчера я встречался с человеком из администрации президента России, я знаю, что он принимал участие, что он знает! Но молчит!

- Хорошо, про режим секретности понятно. А каков ваш прогноз, как политического аналитика?

- Не будут делать прогноз… Думаю, что Рустам Нургалиевич достоин уже по нескольким направлениям российской политики если быть не лидером, то, по крайней мере, усилить потенциал исполнительной власти России. И в силу того, что он татарин, и в силу того, что он получил очень большой опыт, работая здесь, в республике. И я думаю, что сегодня многие татарские круги в России как бы в ожидании - как будет позиционироваться вторая нация в Российской Федерации. Приходишь в разные учреждения в Москве – в научные, в вузовскую аудиторию, в политические круги… Знаете, все спрашивают на эту тему. Тем более вот такие неприятные вещи (ЧП в «Дальнем» - авт.), которые идут в последнее время с Рашидом Нургалиевым, с его ведомством, как бы они принизили… Но я говорю: нельзя связывать то, что Рашид Нургалиев - татарин, и эти вещи…

- А надо ли это самому Рустаму Нургалиевичу переходить в Москву?

- Я думаю, ему самому не надо. По моей информации, он категорически сопротивляется, очень жестко сопротивляется. Тем более, опять-таки по информации из администрации президента России, есть задания, к решению которых он еще пока не смог приступить. Это задания по Татарстану, которые он при назначении в 2010 году получил из уст Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Например, стабилизация национального состава верхнего эшелона власти. Внесение серьезных поправок в Конституцию Татарстана. Устранение института президента. Сейчас его судьба миловала, он не приступал к изменениям… Об этом не принято говорить вслух, но сложность в политико-правовом поле существует именно для Рустама Нургалеевича.

- Как вы думаете, какой блок мог бы вести в правительстве России Минниханов?

- У него достаточно серьезный потенциал и по сельскому хозяйству, и по региональной политике. Я, откровенно говоря, жду появления очень сильной фигуры на площадке федеративных отношений, национальных отношений…

- Вряд ли… Минниханов не игрок на национальном поле. Он все-таки хозяйственник, технократ. Поэтому если будет назначение, то, скорее, связанное с реальным сектором.

«ЭТОТ СЮЖЕТ СИЛЬНО ОБРЕМЕНЯЕТ МИНТИМЕРА ШАРИПОВИЧА»

- Как вы вообще оцениваете деятельность президента Татарстана?

- Он прагматик, очень хороший, в меру жесткий. Я бы сказал, что в большей, может быть, степени какого-то политического позиционирования от него можно было бы ждать… В международном плане он, кстати говоря, хорошо позиционируется. Вообще, любой высокий пост по Татарстану или от Татарстана открывает дорогу замечательно – сразу реагируют. Минниханов, по оценке открытости, получил три из десяти баллов. Открытость, конечно, требуется… Естественно, Рустам Нургалиевич сначала опирался на команду Шаймиева. А вот оказывается, что все-таки нужны новые люди. Его большой плюс – что он доверяет молодежи… И я думаю, что ему надо чаще повторять тезис Медведева: «Свобода лучше, чем несвобода». Расшифровывать не буду...

- Но какова все-таки вероятность, что он может получить назначение в Москву? Пятьдесят на пятьдесят? Девяносто на десять? Один процент?

- Чисто аналитически – я думаю, что фифти-фифти в этой ситуации… В том числе и в силу того, что ему были конкретные поручения от Путина и Медведева по Татарстану – и действительно, очень трудно, не потеряв политического лица, их выполнить. Прежде всего, упразднить институт президентства – и переход в Москву как бы для него выход из положения… Я знаю, что этот сюжет (с упразднением института президентства) сильно обременяет Минтимера Шариповича Шаймиева, это же потеря президентского статуса. Все-таки в новейшей истории татарского народа, татарской нации - президент, хужа…

- Не потеряется ли Минниханов на федеральном уровне? Здесь он опирается на мощную республику, на старые наработки, на свой опыт колоссальный…

- Я бы пошел как раз по пути: работая в Москве, опираться на республику.

- Он будет там эффективен, как вы считаете?

- Он может быть эффективен.

БЛЕДНОЕ ЛИЦО, ВОЛНЕНИЕ, ПОЧЕМУ-ТО В ЭТОТ РАЗ ОПУЩЕННЫЕ ПЛЕЧИ

Читатели также прислали Лихачеву вопросы о самых последних, свежайших событиях – инаугурации президента России Владимира Путина и голосовании в Думе РФ за нового премьера Дмитрия Медведева.

- Вы наверняка участвовали в инаугурации президента?

- Путина видел так же, как вас.

- Ваши впечатления, как прошла инаугурация? Чем-то отличалась от предыдущих?

- С формальной точки зрения особых вещей абсолютно не было. Мое наблюдение – Путин шел предельно озабоченный на подиум. Бледное лицо, волнение, почему-то в этот раз опущенные плечи, которые говорили о тяжести психологической. Но когда принес присягу, получил ярлык…

- …«раба на галерах»!

- Совершенно другой человек! Плечи распрямились, шел, улыбался. В Георгиевском зале Кремля начал пожимать руки. Тепло что-то сказал своей супруге.

- Она мрачная стояла

- Тяжеловато, наверное, было. Но очень хорошее настроение было у Наины Иосифовны Ельциной. Мне кажется, что она рассматривает их как своих птенцов, над которыми опеку до сих пор осуществляет. Прекрасное настроение было у Светланы Медведевой. Опережая, может быть, еще вопрос - на следующий день, 8 мая, мы собрались на внеочередное заседание Государственной Думы. Там был просто хороший государственный разговор... Фракция КПРФ голосовала консолидировано против назначения Медведева премьером.

- И вы тоже…

- И я тоже.

- Согласно партийной дисциплине?

- Не только партийной дисциплине... Я ведь не похож на матрешку, которую можно засунуть под номер два, три, четыре… Мне кажется, что самый большой праздник был у Медведева. Потому что - может быть, в силу еще недостаточного житейского опыта - он просто не мог скрыть радости, что так проголосовал зал - 299 голосов. Пусть он не получил конституционное большинство в 300 голосов, но цель достигнута. Хотя, я думаю, он не представляет всех трудностей и проблем, которые ждут его на этом пути премьера.

ПУТИН - ДОСТАТОЧНО ХВАТКАЯ ПЕРСОНА

- От Путина что ждете каких ближайших шагов?

- Думаю, что шаги сделаны, и с моей точки зрения, совершенно правильные. Одно дело - выступать в ходе президентской кампании с большим количеством статей, позиционироваться, ставить вопросы. Другое дело - переводить их на язык закона. Вот эти указы, которые пошли, они, в принципе, очень неплохие. Я заметил тенденцию - думаю, что я не ошибаюсь - в этих указах есть отголоски и президентского цикла, в том числе и тех идей, которые ставил, озвучивал Геннадий Зюганов. С этой точки зрения Путин - достаточно хваткая персона. В один из избирательных циклов, тех, прошлых, когда надо было показать, что он человек, который слышит аудиторию, общество, он взял идею, которую озвучивал Геннадий Андреевич Зюганов, - по борьбе с олигархами.

- Посадил Ходорковского.

- …По крайней мере, он это взял, это интерпретировал, он озвучил - и людям было, как всегда, интересно из уст главы государства услышать вот такого рода подход. Сейчас ситуация совершенно другая. Почему озабоченный был Путин во время инаугурации? Тем, что была Болотная, тем, что не просто брожение, а уже какая-то новая форма выражения политической воли, политических настроений прозвучала. И она идет не под лозунгом максимальной стопроцентной поддержки Путина. Это очень серьезная критическая волна, и она, с моей точки зрения, совпадает с циклами, которые мы сегодня наблюдаем и в Европе, и в Латинской Америке, да и в Соединенных Штатах.

Поэтому мне кажется, что сегодня его команда будет как бы заново формироваться. Вот хочет, не хочет он, но, действительно, трудно расстается с людьми. Он как такой порядочный джентльмен, он ведет себя как комильфо, как нужно в отношениях между мужчинами, с близким своим окружением, с людьми, с которыми он прошел серьезные этапы в жизни.

- Шаймиев, кстати, такой же...

- И Шаймиев. Это, конечно, на каких-то этапах трудности создает... Я вчера читал отклики в журнале, когда в самолете летел, ответы на вопрос: как вы оцениваете разные политологические круги, как вы оцениваете правление Медведева? И кто-то сказал, что его беда в том, что он не может быть подлым. А, мол, пост главы государства предполагает, что надо перешагивать, топтать.

Я не согласен с этой точкой зрения. Умный человек практически всегда найдет диалоговый режим, какую-то основу для взаимопонимания, а главное - для взаимодействия…

* * *

Лихачев на интернет-конференции также рассказал о секретах Татарстана 90-х и танках вокруг республики в дни принятия декларации о суверенитете, о «путче глав» 98-го года и своей работе в СФ, о встрече с папой Римским и масонах Ватикана, тепло принимавших у себя Василия Николаевича, о том, как в окружении Минтимера Шаймиева активно работали западные агенты влияния... Что сегодня в минюсте России хватаются за голову, ибо заявку на регистрацию подали уже 165 партий. Почему Хилари Клинтон наверняка снятся плохие сны о «цветных революциях». И зачем России непременно нужен закон о лоббистской деятельности…

Подробности – в полной стенограмме на сайте «БИЗНЕС Online».