IMG_2101.jpg
Радик Хасанов и Андрей Колесников запустили на ПОЗиСе производство холодильников под торговой маркой Shivaki. В этом году должно быть выпущено примерно 30 тыс. холодильников

ЗАЧЕМ SHIVAKI ХОЛОДИЛЬНИКИ И ПОЗИС

5 мая на базе ПОЗиСа официально запустили производство холодильников под торговой маркой известной некогда, но в перестроечные времена будто куда-то пропавшей японской фирмы Shivaki. Причем не помнится, чтобы она когда-то выпускала холодильники. Согласно пресс-релизу ПОЗиСа, взаимодействие с японским брендом проходит в рамках ОЕМ (Original Equipment Manufacturing)-сотрудничества. Что это такое, газете «БИЗНЕС Online» разъяснил Андрей Колесников - генеральный директор владеющего брендом Shivaki российского ЗАО «Радиоимпорт»: «ОЕМ - это компании, бренды, торговые марки, которые не имеют собственной производственной базы, но размещают заказы у различных производителей». Заводы у Shivaki сегодня есть только в России - с 1999 года в Калининградской области выпускают телевизоры, сейчас обсуждается проект открытия их производства в Украине. А два года назад в Калининграде же стартовало и производство холодильников, но только небольших размеров. «Мы занимаем 20 процентов рынка в сегменте холодильников объемом до 140 литров», - оценил успехи Колесников. Кроме того, аналогичным образом «Радиоимпорт» работает с брендами Braun, Kenwood (кондиционеры), General (телевизоры).

По словам гендиректора «Радиоимпорта», расчеты показывают, что рынок белой техники чрезвычайно перспективен. Поэтому было решено наладить выпуск холодильников собственной разработки. Оставалось найти партнера. Работать с признанными мастерами холодильного ширпотреба - корейцами и китайцами - невыгодно. «Логистический путь достаточно дорогой и занимает много времени, - объяснил Колесников. - Поэтому мы решили найти производителя внутри России – такого, который бы обеспечил нашему потребителю тот уровень качества, к которому он привык: Shivaki – премиум-бренд. Да, это ОЕМ-бренд, но это топ среди всех ОЕМ-брендов». По словам Колесникова, «реально в России производством холодильников занимается пять компаний». Оценив все, «Радиоимпорт» остановился на ПОЗиСе - понравились технологии и видение бизнеса.

ЧТО БУДУТ ВЫПУСКАТЬ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ

Специалисты «Радиоимпорта» разработали техническое задание как на доработку уже выпускающихся на ПОЗиСе холодильников, так и на создание новых. Для этого, по словам генерального директора ПОЗиСа Радика Хасанова, конструкторы и дизайнеры предприятия «последние полгода работали почти круглосуточно». К чему такая спешка? Дело в том, что продажи холодильников носят довольно четкий сезонный характер: пик – в июне-июле (60 - 70% продаж), это же и пик производства. А договорились, видимо, впритык, хотя, по словам Хасанова и Колесникова, удочки были заброшены минимум три года назад.

Сегодня начат выпуск трех моделей (класс энергоэффективности – «А») холодильников на базе уже существующей продукции ПОЗиСа. Насколько можно было понять со слов главного конструктора-начальника инновационно-технического центра ПОЗиСа Олега Козулина, особых отличий от традиционных зеленодольских холодильников пока нет – есть новшества в дизайне, антибактериальном покрытии, появились незначительные технические навороты. В этом году планируется выпустить примерно 30 тыс. таких холодильников.

Но это только начало. «Сегодня мы на начальном этапе сотрудничества, - говорит Колесников, - когда мы только немножко модернизируем продукцию ПОЗиСа. В конце года планируем совместное создание собственных моделей. Примерно 30 процентов стоимости этих холодильников будет определяться нами. Мы успешно сотрудничаем с ведущими финскими дизайнерами, очень рассчитываем на их опыт». В первую очередь эти холодильники будут отличать дизайн и внутренняя компоновка. «У нас есть четкое понимание того, что потребитель хочет получить внутри, - рассказал Колесников. - Сейчас мы говорим не о температуре внутри холодильника, не о его качестве, как агрегата, которое у продукции ПОЗиСа высокое… Холодильник должен максимально сам нести на себе информацию», - выдал формулу успеха гендиректор «Радиоимпорта». По словам Козулина, это уже будут холодильники с энергоэффективностью класса «А+».

«МЫ УВЕРЕНЫ В БОЛЬШИХ ЗАКАЗАХ В ЕВРОПЕ»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» технический директор ПОЗиСа Игорь Драгунских, в следующем году продукция ПОЗиСа окончательно станет озонобезопасной. Уже сейчас в качестве хладагента используется экологичный изобутан, осталось перейти на циклопентан в теплоизоляции, что позволит экспортировать холодильники в Европу. По словам Драгунских, во внедрение экологичных технологий уже вложено 500 млн. рублей, а в ближайшие два года будет потрачено еще 470 миллионов.

«Ждем циклопентан, - подтвердил Колесников, - потому что Германия, Польша, Прибалтика готовы покупать, мы провели переговоры, везде анонсировали эту продукцию». Пока же первые, майские, отгрузки пойдут в Украину. Она будет одним из крупнейших рынков сбыта - до 30 тыс. холодильников в год. В России, начиная с 2013-го, намереваются реализовывать до 50 тыс. единиц в год.

Колесников затруднился сказать, сколько холодильников будет выпущено в 2012-м: «В этом году – сколько успеем сделать и развезти. Заказы есть везде. Народ продукцию ПОЗиСа знает. Поэтому мы не стесняемся, когда говорим, что будем делать свои холодильники здесь, не пытаемся создавать какую-то легенду». На первом этапе холодильники Shivaki будут продаваться примерно в 500 российских магазинах, сообщил Колесников, но не уточнил названия торговых сетей.

По словам гендиректора «Радиоимпорта», стоить холодильники в рознице будут 17 - 18 тыс. рублей. Главные конкуренты – Indesit, в меньшей степени – Samsung. Планируется вытеснить таких игроков, как Vestel, Biko, «Атлант». «С нашими промо-концепциями, с программой дружеской поддержки в течение пяти лет, с нашей компоновкой (а внутренняя эргономика – это главный концепт, который будет востребован на рынке) - с этим набором функций мы не будем иметь конкурентов», - уверен Колесников.

А один эксклюзив ПОЗиСа «Радиоимпорт» намерен сделать «бомбой на рынке». Речь идет об известных расписанных вручную холодильниках: «Просто надо показать людям, что это такое, - не сомневается Колесников. - Мы уверены в больших заказах в Европе, это будет востребовано – стопроцентно».