«Если мы возродим собор, приведем в порядок корпуса, где будут размещаться службы и паломники, от этого выиграет Казань и Татарстан в целом», — говорил в первые месяцы своего пребывания в столице РТ митрополит Феофан. Его мечтой, которую разделяли и многие его сподвижники, было возродить Казанский Богородицкий мужской монастырь. Сегодня, когда православные отмечают свой главный праздник, Воскресение Христово, «БИЗНЕС Online» вместе с экспертами рассказывает о том, на какой стадии реализация «православного квартала», уступает ли столица РТ своим христианским конкурентам и спрашивает, как городу стать мировым центром паломничества. Шансы на это есть.
«Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой Лавре! Из всех уголков мира поедут. Это будет жемчужина Татарстана и образец того, как живут в республике носители разных религий», — говорил владыка Феофан
«Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой Лавре!»
Если в Казань в мае действительно приедет патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как это активно обсуждается в местных церковных кругах, то одним из пунктов программы его визита, вероятнее всего, станет персональная встреча с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Основная ее часть пройдет, как предположили наши собеседники, за закрытыми дверями, в доверительной атмосфере. А одним из вопросов беседы может стать тема дальнейшего обустройства Казанского Богородицкого мужского монастыря. По крайней мере, уверяют наши источники, это было бы логично, поскольку обсудить есть что.
Еще на стадии формирования проекта воссоздания Собора было понятно, что одним объектом дело не ограничится. Продавивший воссоздание храма митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) всегда мечтал о том, чтобы возродился весь монастырский комплекс. В него, помимо уже обустроенных Собора и Крестовоздвиженского храма, входит церковно-приходская школа, настоятельский и сестринский корпуса, храм Николы Тульского.
«Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой Лавре! Из всех уголков мира поедут. Это будет жемчужина Татарстана и образец того, как живут в республике носители разных религий», — говорил владыка Феофан.
Еще на стадии формирования проекта воссоздания Собора Казанской иконы Божией матери было понятно, что одним объектом дело не ограничится. Нужно возродить весь монастырский комплекс
В год приезжают 10 тыс. паломников. Эксперты считают, что поток мог бы составить 750 тысяч
С момента освящения воссозданного Собора прошло почти два года. Но жемчужина пока так и не засверкала.
«Паломнический туризм (который не следует путать с туризмом с посещением религиозных объектов“— прим. ред.), откровенно говоря, пока недостаточно развит. Говоря о цифрах, отмечу, что если в 2022 году Казань посетили около 3,6 миллиона человек, то паломников были всего несколько тысяч (максимум до 10 тысяч). Согласитесь, это малая часть от общего потока», — рассказала в беседе с «БИЗНЕС Online» директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова.
А сколько, по словам Санниковой, должно и могло быть паломников? Она ссылается на мнение экспертов православной (и — неожиданно — католической) церкви. По их данным, приблизительный поток туристов-паломников в год может составить примерно 750 тыс. человек.
В самом Казанском Богородицком монастыре к такой неутешительной статистике призвали относиться с осторожностью, поясняя, что в обитель сегодня устремляются не только паломники, но и многие обычные туристы. Кто такой паломник? Это тот, объяснила Санникова, кто целенаправленно приезжает для свершения каких-либо обрядов. Туристы же, помимо религиозных объектов, посещают и другие достопримечательности города.
Казань — это место явления Богородицы! Она трижды являлась 10-летней девочке Матроне во сне: «Изыми меня, найди меня, обрети меня»
С кем Казань православная могла бы конкурировать, а с кем — должна
В мире не так много признанных всеми конфессиями уголков, где фиксировали явления Богородицы. Самые известные из них, если говорить не о России, — это французский Лурд, португальская Фатима или мексиканское Мехико. Все сегодня — крупные центры паломничества.
Считается, что ежегодно в Лурд приезжают свыше 6 млн паломников, в Фатиму — до 7 млн, а в 2010-м в один только день в храм Марии-де-Гваделупы в мексиканской столице съехались более 5 млн паломников. Едут в целях поклонения, молитвы, кто-то ищет исцеления. Специально для них вокруг святых мест сформировалась развитая инфраструктура: транспорт, кафе, гостиницы и т. д. Например, 15-тысячный Лурд сегодня занимает второе место во Франции по числу мест в отелях, уступая только Парижу.
А в 12-тысячной Фатиме перед местной базиликой выстроили площадь больше, чем Святого Петра в Риме. И мало кто помнит, но именно в Фатиме, в Русской католической церкви Успения Пресвятой Богородицы, хранился раньше ватиканский список, пока его к себе в покои не забрал папа Иоанн Павел II. Впоследствии эту чудотворную икону вернули в Казанский Богородицкий монастырь, а в Фатиме оставили лишь копию.
Летом 1579 года в Казани случился большой пожар, который поглотил целый район около Кремля. Огонь, в частности, полностью уничтожил двор стрелецкого сотника Данилы Онучина. По легенде во сне его дочери Матроне трижды явилась Пресвятая Богородица, которая велела ей идти к руинам дома и достать икону. Вместе с матерью Матрона пришла к указанному месту, они начали рыть землю и обнаружили изображение Богоматери с младенцем Христом. Позже икона была перенесена в церковь Николы Тульского, по дороге при встрече с изображением двое слепых исцелились.
Свидетелем этих событий стал будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген, который оставил «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы». Днем явления Казанской иконы считают 21 июля 1579 года — ныне в этот день отмечается ежегодный общецерковный праздник в Русской православной церкви.
Икона приобрела всероссийскую славу в начале XVII века, когда пресеклась династия Рюриковичей, началась Смута и иностранная интервенция. По благословению патриарха Гермогена в 1611 году список с Казанской иконы Божией Матери направили в ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков объяснили заступничеством иконы. Список поместили в Казанский собор на Красной площади. С приходом династии Романовых Казанская икона стала почитаться как государственная святыня, которая спасла страну.
В 1904 году православный мир потрясло известие о краже иконы из Богородицкого монастыря и стоявшей рядом иконы Христа Спасителя. Святыни покрывали драгоценные оклады, украшенные жемчугом и бриллиантами. Для тех, кто укажет местонахождение иконы, даже объявляли вознаграждение. Вора якобы нашли — им оказался крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян). Он свое участие в краже отрицал. Есть версии, что Стоян сжег икону или продал ее старообрядцам. Также существует предположение, что одна из монахинь ранее подменила икону на список и именно его украл Стоян.
После кражи монашеская жизнь продолжилась. Новый виток в истории храм получил после поручения Елизаветы Федоровны оборудовать место обретения иконы. За все время множество списков Казанской иконы распространились по епархиям Русской православной церкви.
Тут возникает закономерный вопрос: а чем Казань как такое же место явления Богоматери хуже? Если не зарубежных «аналогов», то хотя бы российских.
Дивеевский монастырь, известный мощами Серафима Саровского и тем, что это один из четырех земных уделов Пресвятой Богородицы (после Иверии, Афона и Киева), ежегодно посещают более 400 тыс. паломников. Сегодня это мощная точка по притяжению паломников, хотя по факту это обычное 7-тысячное село в 170 км от Нижнего Новгорода. В области реализуется сегодня проект по созданию паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров», который должен объединить сразу три духовных центра. Точкой входа в него должен стать город-музей Арзамас, для которого, как писала «Российская газета» в декабре прошлого года, из федерального бюджета выделили 3,5 млрд рублей. И это только на дороги. Общая стоимость благоустройства, реставрации и строительства объектов кластера в 100-тысячном Арзамасе составит 15 млрд рублей, не говоря о Дивеево и Сарове. Это хорошая пища для размышлений как минимум потому, что в республике не меньше достойных паломнических мест. Чего тут только стоит всем известная Раифа или Свияжск, который в прошлом году поставил новый для себя рекорд в более чем 1 млн туристов.
«Он (митрополит Феофан — прим. ред.) нам неоднократно говорил: „Смотрите, есть Дивеево…“ Географически это вообще глухомань — был я там несколько раз. И посмотрите, что там создали… Это центр притяжения и духа, и святости. А Казань — это место явления Богородицы! Она трижды являлась 10-летней девочке Матроне во сне: „Изыми меня, найди меня, обрети меня“», — рассказывает историк-краевед, писатель, доцент Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев.
Паломникам сегодня негде «прибиться» своим транспортом — только на обочине по Большой Красной
Есть ли шансы сделать столицу РТ крупным центром православного паломничества?
Почему при потенциале в 750 тыс. паломников Казань православная довольствуется лишь несколькими тысячами? Во-первых, по словам опрошенных нами экспертов, отчасти все дело в недостаточном пиаре этого места. О Казани православной знают меньше, чем о Казани спортивной или «третьей столице». В буклетах, на разных выставках, конечно, можно встретить справки о значимости казанских святынь для всех христианского мира. Но этого как будто недостаточно. «Есть гости, которые сами спрашивают и хотят попасть [в Казанский Богородицкий монастырь], есть гости, которые не знают», — заявил один из наших собеседников, отметивший необходимость более плотной работы с этой «не знающей» аудиторией.
Это намек не только мирским властям, но и духовным. Наш корреспондент в частной беседе с одним местным священнослужителем спросил, что, собственно, делает церковь в ответ на строительство собора и прочее щедроты извне. Ответ немного удивил. Наш собеседник первым делом рассказал, как на приходах ведутся сборы гуманитарной помощи для бойцов в зоне СВО, что, разумеется, важно, а потом подчеркнул, что они молятся за всех. В смирении есть основа христианства. И все.
Но есть и более конкретные идеи. Во-первых, считают наши собеседники, для формирования из Казани паломнического центра необходимо завершить возрождение Казанского Богородицкого монастыря. «Это полноценный ансамбль зданий. Таких на весь центр всего три: Казанский кремль, КФУ да монастырь», — отметил один из наших собеседников. По его мнению, Собор уже придал совершенно иной градостроительный облик центру, он удерживает взгляд и придает некий столичный образ городу.
Во-вторых, необходимо создавать качественную и удобную инфраструктуру для паломников. «Сегодня на территории монастыря для паломников уже есть кафе, но оно сейчас небольшое. В ближайшее время, после пасхальных празднеств, откроется новая трапезная вместимостью до 100 человек. А вот что касается площадей для размещения паломников, то тут все труднее — пока такой возможности нет», — поделился с нами игумен Марк.
Буквально через дорогу от монастыря находится тюремный замок на улице Япеева. Сносить его нельзя — это исторический объект с достаточно интересной архитектурой. Так может, отдать под монастырь? Тюремный замок — место довольно уединенное для молитв, спокойное для центра города
Чего конкретно не хватает
По словам учредителя турагентства «Гольфстрим» Олега Лазарева, организующего паломнические туры в Казань, местной индустрии действительно не хватает следующего:
- специальных паломнических гостиниц;
- трапезной;
- стоянки для автобусов.
К слову, паломникам сегодня и правда негде «прибиться» своим транспортом — только на обочине на Большой Красной.
Монастырь расположен в самом центре города, где, мягко говоря, все очень сложно со «свободными» площадями, а куда можно воткнуться с православной гостиницей — большой вопрос. Но у православной общественности есть и оригинальный ответ. Сейчас в Казани усиленными темпами строится новое СИЗО на 1 тыс. посадочных мест. Уже не раз заявлялось, что после этого УФСИН России по РТ намерен освобождать морально устаревшие изоляторы №1 и №2. А первый как раз расположен буквально через дорогу от монастыря — это тюремный замок на улице Япеева. Сносить его нельзя — это исторический объект, с достаточно интересной архитектурой. Так может, отдать под монастырь? Тюремный замок — место довольно уединенное для молитв, спокойное для центра города.
УФСИН РФ по РТ наверняка не будет выступать против передачи объекта церкви. Похожие договоренности у ведомства с Казанской епархии усилиями опять же митрополита Феофана уже были достигнуты по СИЗО-2 в Адмиралтейской слободе и СИЗО-3 в Бугульме. В первом случае речь идет о возвращении в лоно церкви Макарьевского храма, во втором — исторических объектов Казанского Богородицкого женского монастыря. Но все только после окончания строительства нового СИЗО к 2025 году.
«Мы такие разговоры не вели и с такими вопросами не обращались», — отметил, впрочем, игумен Марк (Виленский), удивившийся нашему вопросу.
«Это же памятник архитектуры. Здесь подход особенный, нужно будет много согласований, потому что мы находимся в буферной зоне Казанского кремля, что находится под охраной ЮНЕСКО» (на фото — святые врата монастыря)
Что планировалось сделать и почему подвисли проекты
Правда, разговоры о возрождении православной застройки вокруг казанского Кремля ведутся не первый год. Например, в день освящения храма Минниханов прямо с амвона заявлял о надеждах, что при поддержке федеральных властей, московской патриархии, татарстанского бизнеса рано или поздно удастся воссоздать весь комплекс монастыря, превратив его в центр всероссийского и международного сотрудничества.
Подготовлены проекты технических заданий на проектирование монастырских объектов — сестринского корпуса (на фото), здания монастырского училища, церкви Николы Тульского с настоятельским корпусом
«После воссоздания казанского собора стало очевидно, что дальнейшая судьба монастыря будет благоприятной, — сказал нам на днях наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк. — Однако сложностей на пути к его полному восстановлению еще много, особенно сейчас, учитывая непростое время в нашей стране и мире. Мы знаем, какой большой вклад делает республика во главе с раисом Рустамом Нургалиевичем Миннихановым в поддержку специальной военной операции и каких колоссальных средств и затрат это требует…»
По его словам, президент РТ дал поручение минстрою республики разработать проектно-сметной документации по реставрации объектов монастыря. Задействованы минкульт РТ, ГИСУ, комитет по охране объектов культурного наследия и другие ответственные ведомства. «Совместно с ними подготовлены проекты технических заданий на проектирование монастырских объектов — сестринского корпуса, здания монастырского училища, церкви Николы Тульского с настоятельским корпусом, — рассказал игумен Марк. — Определена стоимость выполнения проектно-изыскательских работ. Здания переданы в собственность монастыря, земля под ними оформлена, и сейчас формируется единый участок».
Проекты по реставрации зданий немного подвисли, а тем временем за последние несколько лет уже разительно поменялась конъюнктура рынка, уже совсем другие цены (на фото — настоятельский корпус)
«Республика и мэрия города понимают значимость этого места. Поэтому постепенно работа ведется, со счетов это не сбрасывается, вопросы поднимаются, в том числе и при личной встрече владыки с Рустамом Нургалиевичем. Поэтому мы надеемся и молимся, что придет время, когда займутся воссозданием и храма Николы Тульского, и корпусов, и церковно-приходской школы, и ограды. Распоряжение уже есть, и минстрой занимается подготовкой документов, — подчеркнул в беседе игумен Марк. — Это же памятник архитектуры. Здесь подход особенный, нужно будет много согласований, потому что мы находимся в буферной зоне Казанского кремля, что находится под охраной ЮНЕСКО, поэтому без пристального внимания министерства культуры ничего нельзя что-то сделать. Надеемся, что в скором времени начнется реставрация и этих корпусов».
История собора началась в 1579 году. Тогда после пожара в Казани девочка Матрона обрела Казанскую икону Божией Матери. Вести о новоявленной чудотворной иконе быстро донеслись до Ивана IV Грозного. По его указанию на месте обретения основали девичий Богородицкий монастырь и поставили первую деревянную церковь. Позже, в 1595 году, на ее месте построили уже каменный собор.
Икона приобрела всероссийскую славу в начале XVII века, когда она сыграла большую символическую роль в избавлении от Смуты. Обретенный образ стал одной из самых почитаемых святынь страны, а из-за притока паломников монастырь приобрел известность. Собор просуществовал до конца XVIII века и был снесен, поскольку стал ветхим. Первый камень нового главного храма города заложили в мае 1798 года в присутствии императора Павла I и его сыновей Константина и Александра. Собор построили по проекту архитектора Ивана Старова, уже в 1808-м освятили.
Казанский Богородицкий монастырь в XIX – начале XX века считался одним из самых больших в России. Его посещали Петр I (в 1722 году), Екатерина II (1767), Николай I (1836), Александр II (в 1837-м и 1871-м). Монастырь получал большие средства из казны и от пожертвований.
В 1930-е главный храм монастыря был взорван, а обитель покинули последние монахи. На территории бывшего монастыря располагались киностудия, склады и табачная фабрика.
Как рассказал нам игумен Марк, по плану после реставрации в храме Николы Тульского с прилегающим настоятельским корпусом планируется обустроить церковь и помещения для проживания игумена и братии обители. Сестринское здание планируется переделать в учебный корпус с общежитием, а здание приходской школы уйдет под гостевой дом.
«Надеемся и молимся, что придет время, когда займутся воссозданием и храма Николы Тульского»
По нашим данным, документы, включая оценки стоимости требуемых работ, скрупулезно готовились еще несколько лет и были завершены в бытность митрополита Феофана, еще до пандемии. Он их посмотрел, одобрил, после чего они дальше растеклись по бюрократическим каналам. Ответственных структур по объектам тут действительно много. Проекты якобы застряли где-то на стадии согласования: у одного ведомства возникли вопросы — попросили доработать, у другой стороны замечания — на доработку, потом пришел новый митрополит, у которого было свое видение, и все ушло на корректировку. В результате проекты по реставрации зданий подвисли, а тем временем за последние несколько лет уже разительно поменялась конъюнктура рынка, уже совсем другие цены на все. Поэтому разработанные старые проекты как минимум уже можно считать неактуальными. И тут вроде как всех все устраивает, точнее, пока всем не до них, поскольку сначала была пандемия, на борьбу с которой уходила толика республиканских средств и ресурсов, сейчас идет СВО.
«БИЗНЕС Online» направил запрос в минстрой республики для уточнения статуса проектных работ по монастырским объектам — на момент публикации ответа не поступило.
В корпусах нет окон, слезла вся облицовка, местами по стенам видны трещины. В советские годы на территории монастыря располагалась табачная фабрика
В 50 метрах от собора: в каком состоянии монастырские корпуса
Прямо за собором расположены монастырские корпуса, их скрывает огромных размеров баннер с исторической реконструкцией зданий. Если же свернуть за угол и выйти на улицу Нагорную, картина предстает иная. В корпусах нет окон, слезла вся облицовка, местами по стенам видны трещины.
В советские годы на территории монастыря располагалась табачная фабрика, которую не без помощи бывшего мэра города Камиля Исхакова оттуда выселили. Станки располагались прямо внутри церкви Николы Тульского. Храмовые помещения 1816 года постройки для этого были совсем не приспособлены, поэтому перед размещением промышленного оборудования там все «укреплялось» бетоном, который так внутри и остался. Нашт собеседник, знакомый не понаслышке с внутренним убранством храма, даже предположил, что это бетонное недоразумение может стать главной проблемой при будущей реставрации. Как это все убирать — уму непостижимо. Долбить и молиться, что от этого не пострадают конструкции, не вариант. Поэтому наш собеседник даже не исключил сценария, что проще будет снести все и построить заново. Тем более опыт по воссозданию храмов в республике теперь есть.
Как рассказал Елдашев, почти 55-метровая колокольня Казанского Богородицкого монастыря входила в городскую систему «сигнальных костров», возвещавших о приближении врагов. С нее было видно колокольню Седмиозерной пустыни, оттуда — колокольню Раифского монастыря, дальше — Свияжского и так далее по цепочке. Это сооружение рядом с казанским собором (предположительно, первой половины XVII века) было одним из самых высоких в городе. Для сравнения: сохранившаяся колокольня Петропавловского собора имеет высоту 49 метров. Впоследствии колокольня казанского собора была уничтожена в советские годы. Сейчас о ней напоминает разве памятная табличка рядом с воссозданным храмом. А роль колокольни выполняет бывшая часовня, которая все это время стояла на месте обретения чудотворной иконы.
Когда возводился Собор, вопрос о воссоздании 6-ярусной величественной колокольни неоднократно поднимался. Утверждалось, что возвести 55-метровую махину не позволяют сегодня правила ЮНЕСКО. Территория Казанского Богородицкого монастыря входит в буферную зону Казанского кремля, находящегося под охраной. Поэтому со строительством там строго. Раньше ходили слухи, что и к 44-метровому воссозданному собору были вопросы, но якобы как-то договорились. Хотя храм, так или иначе, уже изменил общий вид центра города, перетянув часть внимания на себя.
Возрождение монастыря потребует больших сумм. «Только разговоры тянут не на один миллиард», — выразился один из наших собеседников
И сколько все это может стоить?
Все в теме возрождения Богородицкого монастыря, так или иначе, увязано с мирским, с финансами. Очевидно, что потребуются большие суммы. «Только разговоры тянут не на один миллиард», — выразился один из наших собеседников (с учетом внутреннего наполнения — росписей, церковной утвари, оборудования и т. д.). До сих пор не называлась официальная цифра «стоимости» воссозданного собора, но считается, что она может приближаться к 2,7 млрд рублей (плюс-минус 100 млн рублей). Собирали их в основном республиканские предприятия, аккумулируя средства в фонде «Возрождение». Сейчас фонд сошел с площадки монастыря, сконцентрировав свое внимание на «Адымнар». При этом все права собственности на воссозданный казанский собор уже якобы переданы епархии, и монументальный объект поставлен на церковный баланс. Собеседники уверяют, что скромные епархиальные бюджеты в целом справляются с нескромными тратами на обслуживание храма. Но где в текущих реалиях брать средства на все остальное? Это главное, на что обратил внимание два года назад Минниханов, выражая надежды на помощь федералов и самой патриархии, а также Минтимер Шаймиев, призвавший год назад татарстанцев не оставаться в стороне: «Это под силу нашему народу. Только надо организоваться». Объявили сбор средств силами монастырями, но, по нашим данным, удалось собрать «очень маленькую сумму». «Это не такие суммы, которые позволяли бы прямо сейчас что-то строить или воссоздавать», — скромно отметил наш собеседник.
Настоятельские кельи
Другой эксперт предложил интересный вариант решения «неопределенности источника финансирования». Например, можно было бы перейти концессионным соглашениям, когда некоторые здания на определенных условиях могли бы передаваться бизнесу. Он это здание ремонтирует, а потом использует, но уже только по тому назначению, о котором договорится с церковью. По слухам, еще не так давно корпуса Богородицкого монастыря могли уйти Алексею Семину и его ASG, «приватизировавшим» целый ряд объектов этой части города. Поговаривают, что от покупки инвестора отвадила потенциальная реституция. Хотя, по большому счету, выступают против и сами священнослужители — по крайней мере те, с кем нам удалось пообщаться.
Говорить о тратах, когда еще ничего не согласовано, — дело не совсем благодарное. Но в самой «высокой» стадии готовности сегодня, заверил один из наших собеседников, проект по церковно-приходской школе — по ней сейчас якобы все проще всего. Хотя до сих пор непонятно, что делать с третьим этажом, пристроенным в советские годы. С одной стороны, хочется аутентичности такой, как по историческим эскизам в свое время воссоздали Собор. Но тогда по уму надо сносить этот этаж. С другой стороны, можно же и оставить его — дополнительные площади никогда никому не мешали. Окончательного решения якобы не принято до сих пор.
Двухэтажное здание конца XIX – начала XX века постройки, но без особого статуса казанцам может быть знакомо по бледно-желтому оттенку и вечно удручающему состоянию. Здесь может расположиться духовно-просветительский и культурно-образовательный центр
Духовно-просветительский центр
А все свободные ресурсы епархии, по нашим данным, уходят сегодня на другой объект. Речь о здании, что расположено через дорогу от монастыря, на ул. Большой Красной, 12. Это историческое двухэтажное здание конца XIX – начала XX века постройки, но без особого статуса. Казанцам оно может быть знакомо по бледно-желтому оттенку и вечно удручающему состоянию, что в последнее время резко контрастирует на фоне соседских зданий, особенно с отреставрированным по высшему разряду музеем Казанской иконы главы «Связьинвестнефтехима» Валерия Сорокина.
Долгое время объект пустовал, пока в сентябре 2015 года город не передал его епархии. Как рассказал Елдашев, исторически это здание всегда входило в орбиту архиерейской резиденции — по соседству там сегодня расположилось епархиальное управление, где раньше было казанское мужское духовное училище. Лет 10 назад это здание передали после ремонта епархии, тогда правящим архиереем был еще Анастасий (Меткин). Старожилы любят пересказывать друг другу забавную историю, как в благодарность за здание епархии владыка якобы подарил Минниханову икону «Нечаянная радость», а тот в ответ подшутил над митрополитом: «Это что же я для вас, нечаянная радость?»
В решении о передачи дома на Большой Красной, 12 как своего рода продолжении епархиального ансамбля сказано, что на этих 1,5 тыс. кв. м разместится некий духовно-просветительский и культурно-образовательный центр. Что он из себя концептуально будет представлять, пока неясно. По нашим данным, часть из которых подтвердили и в епархии, внутри помимо образовательных площадок будут еще помещения под нужды паломников. В епархии также подтвердили, что сейчас в здании ведется ремонт. Хотя снаружи и невооруженным глазом можно заметить строительные леса с рабочими.
На вопрос о сроках сдачи при этом официальные лица реагируют осторожно — мол, в этом году. Однако один из наших собеседников заявил, что усиленными темпами объект готовят к маю. Оно и понятно — гостям в случае чего надо показывать что-то новое. Но насколько реалистичны такие планы…
Сохранившаяся башня-ограда монастыря
«Православный квартал»
Речь о появлении на Большой Красной духовно-просветительского центра с одновременно паломническим функционалом здесь неслучайна. «Нам Господь в свое время дал такое богатство, сокровище, а мы долгое время не знали, что с ним делать. А надо дать возможность развиваться центру паломничества», — таким видел будущее Казанского Богородицкого мужского монастыря советник мэра Казани по вопросам религии Дмитрий Хафизов, благодаря усилиям которого в 2005 году состоялась передача папой римским Иоанном Павлом II ватиканского списка с явленной Казанской иконы Божией Матери. С Хафизовым был согласен владыка Феофан, который также всегда хотел создать из монастыря своего рода православную паломническую Мекку — для того и идеи возрождения обители.
Если когда-нибудь все подобные планы и идеи будут осуществлены, то в самом центре города вполне может образоваться некий «православный квартал», ведь есть же в Казани теперь «квартал юстиции». Основу его могут составить ансамбль Казанского Богородицкого монастыря, а также расположенное в непосредственной близости епархиальное управление. А что? Место явления чудотворной иконы — есть. Сама икона (пусть и не первоявленная) — есть. Административный центр — есть. Просветительский центр — почти есть. Паломнический центр — дай Бог появится. Гостиницы, трапезная и вся инфраструктура гостеприимства также рано или поздно зайдут на эту территорию.
Мало возродить стены, их еще надо наполнять содержанием
Не исключают наши собеседники и того, что в данном месте исполнится вторая мечта почившего владыки Феофана, что придаст этой территории статус духовно-образовательного центра чуть ли не всего Поволжья. Речь о возрождении Казанской духовной академии. Впервые об этом в публичной плоскости заговорил еще Евфимий, когда он руководил семинарией, которая рано или поздно должна переродиться в академию. Немного обидно, что Казань сегодня — это единственный из четырех городов, где все еще не удалось возродить свою духовную академию.
По словам Елдашева, они как-то были в историческом здании академии, что напротив «Корстона», — внутри все выглядело довольно печально. Здание требует ремонта, как ни крути. Поэтому особо-то и не хотели (плюс владыке Феофана всегда не нравился «развратный» характер соседа) «сажать» там будущую духовную академию, а рассматривали другие варианты. Например, живо обсуждался вопрос о том, чтобы разместить возрождаемую духовную академию в корпусах Казанского Богородицкого монастыря. Еще присматривались якобы к Ново-Иерусалимскому монастырю. Предметные разговоры об этом были в период с 2015 по 2017 год, потом как-то все утихло. Но вообще «посадить» будущую академию в Богородицкий монастырь было бы красиво.
Впрочем, в епархии на такие вопросы реагируют сдержанно хотя бы потому, что мало возродить стены — их еще надо наполнять содержанием, а в этой части семинария пока еще не набрала веса. Сегодня там активно готовятся к получению государственной аккредитации и при содействии республики строят в Авиастроительном районе общежитие для семинаристов. Это капитальное строительство и наталкивает на мысль о слабых перспективах в ближайшем будущем заселить духовное заведение в Богородицкий монастырь.
Напротив монастыря стоит музей казанской иконы, который, к слову, еще намерен расширяться чуть вниз по Большой Красной
Даже если отметается этот сценарий, куда ни ткни в этом районе Казани, попадешь в здание, так или иначе имеющее отношение к церковной истории. Вниз по Япеева стоит замечательный Спасо-Евдокиевский храм, вверх по той же улице — не менее прекрасная церковь Сергия Радонежского, используемая сегодня как своего рода центр православной молодежи. Напротив монастыря стоит сорокинский музей Казанской иконы, который, к слову, еще якобы намерен расширяться чуть вниз по Большой Красной. В «семинских» аэсгэшных домах раньше стояли сплошь домовые церкви. Историки рассказывают, что такие были, например, в комплексе Адмиралтейской конторы на Карла Маркса, в здании первой мужской гимназии, где ныне расположился КНИТУ-КАИ, «Дом чекиста» стоит на месте некогда Покровской церкви. Если всех объединить под одним брендом, выстроить общую концепцию, то все это могло бы действительно стать жемчужиной и поднять потенциал Казани на новый уровень.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.