ТЕПЕРЬ ПОЛНЫЙ ПАКЕТ

Сегодня «Таттелеком» запустил виртуального оператора мобильной связи (MNVO) в Татарстане «Летай», а также глобальную республиканскую сеть Wi-Fi. Запуск мобильной связи, партнером в которой выступил оператор ОАО «Смартс», позволил «Таттелекому» закончить формирование полного пакета коммуникационных услуг.

Новые услуги и технологии компании были презентованы рано утром в главном здании ОАО «Таттелеком». В мероприятии приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров, гендиректор ОАО «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин, гендиректор ОАО «Смартс» Александр Курочкин, первый замминистра информатизации и связи РТ Юрий Багров и другие. Гостям были презентованы услуги, которые уже предоставляет компания. Так, Минниханову было продемонстрировано решение «Таттелекома» для комфорта и безопасности в квартире. Оно состоит из контроллера, который подключается к беспроводному интернету, беспроводных датчиков и камер. Все датчики работают по Wi-Fi. По планшету или телефону можно наблюдать за тем, что происходит в квартире.

После осмотра технологии Минниханов, Шафигуллин и Курочкин запустили мобильную связь «Летай». Услуги связи будут оказываться на базе инфраструктуры «Смартс». По словам Шафигуллина, емкость новой сети первоначально предполагается на уровне примерно 100 тыс. номеров. После активации услуги на связь вышел филиал ОАО «Таттелеком» в Набережных Челнах.

Далее был активирован внешний уличный Wi-Fi – глобальная республиканская сеть. В рамках этого проекта - «Всегда в сети» - связь в Казани будут обеспечивать 150 наружных точек доступа. На связь через Wi-Fi с Миннихановым вышла студентка КФУ Эльвира Сафина.

По словам Минниханова, запуском виртуального оператора решается вопрос доступности связи. «Это качественная связь эконом-класса. А внешний уличный Wi-Fi поможет людям чувствовать себя гораздо комфортнее в современном мире. «Таттелеком» должен двигаться более агрессивно», - дал президент напутствие.

DSCF0070.jpg

Минниханов, Шафигуллин и Курочкин запустили мобильную связь «Летай» и доступ в интернет по технологии Wi-Fi на улицах Казани «Всегда в сети»

«Мы в "Смартс" уже провели успешное испытание сетей четвертого поколения – это LTE в диапазоне частот 1,8 тысяч. Таким образом, «Таттелеком» после получения соответствующих разрешительных документов также сможет стать оператором услуг четвертого поколения», - рассказал Курочкин. Сам Шафигуллин также сообщил, что уже к концу года, возможно, получится запустить 4G.

Шафигуллин без вопросов журналистов сам рассказал о том, как собирается конкурировать с «большой тройкой»: «Проект по MNVO позволяет завершить формирование полного пакета услуг для абонентов. Можно спросить, куда мы идем, если «большая тройка» уже захватила весь рынок? Мы придумали гибкие тарифы, которые будут доступны пенсионерам, студентам, школьникам».

«СО ВРЕМЕНЕМ МОЖЕМ КУПИТЬ «СМАРТС»

Напомним, о своих планах по предоставлению услуг мобильной связи топ-менеджмент ОАО «Таттелеком» заявлял на годовом собрании акционеров в прошлом году. Ровно через год запуск связи осуществлен. Радиочастотный диапазон в Татарстане практически исчерпан, поэтому для запуска мобильной связи и потребовалось арендовать ресурсы "Смартса". Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Шафигуллин, инвестиции озвучивать необходимости нет, так как выполнено все хорошо. «Но дальше последуют денежные вложения, так как мы будем строить 80 своих базовых станций. У "Смартс" сейчас 250 станций. Мы строим транспортную сеть, оптику, а "Смартс" устанавливает базовые станции. Со "Смартсом" будем работать на договорах аренды по всем вопросам, а также другими способами. Если минута разговора будет стоить 50 копеек, 30 копеек идет "Смартсу", 20 копеек – нам. У "Смартса" вложений в проект больше, поэтому работать будем так».

Озвучил Шафигуллин и другие планы своей компании. «Со временем можем купить "Смартс", который работает в Татарстане. Когда – посмотрим, как пойдут дела», - сообщил он. Курочкин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сказал, что никаких разговоров о покупке пока не было. Однако отметил, что «планирование – это всегда хорошо». (Кстати, отметим, в пресс-службе «Смартса» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что компания имеет в РТ 130 тыс. абонентов).

Кроме этого, абонентам будет предлагаться и такая услуга, по которой будет предоставляться один номер и для мобильной связи, и для домашнего телефона.

Оценить, какую долю рынка удастся занять в Татарстане новому оператору, Шафигуллин затруднился. Также он рассказал газете «БИЗНЕС Online», что реализовываться сим-карты будут через офисные центры "Смартс". Кроме этого, возможно создание точек продаж во взаимодействии с почтой России.

DSCF0056.jpg

Александр Курочкин: «Смартс» уже провел успешное испытание сетей LTE в диапазоне частот 1,8 тыс. «Таттелеком» после получения соответствующих разрешительных документов также сможет стать оператором услуг 4G»

«СМАРТС» УЖЕ ДАВНО ЛИШЬ НЕБОЛЬШОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила оценить экспертов рынка перспективы нового оператора мобильной связи и его влияние на рынок.

Представитель одной из крупнейших телекоммуникационных компаний Татарстана на условиях анонимности рассказал газете «БИЗНЕС Online», что у "Смартса" в Татарстане прежде не было никаких перспектив. «Теоретически "Смартс" может набрать порядка 30 - 40 тысяч абонентов благодаря "Таттелекому". Другой вопрос – выдержат ли сети такую нагрузку, причем наличие базовых станций еще не говорит о том, что все они находятся в максимальной конфигурации.

"Таттелекому" переводить, например, на "Смартс" все госструктуры очень рискованно, потому что качество будет низким с низким же покрытием. Есть определенный риск, потому что у компании было бы больше активных абонентов. Количество абонентов, по оценке эксперта, не превышает 50 тысяч. "Смартс" не сможет предоставить дешевый роуминг, мобильных сотрудников и ряд других услуг. В Татарстане компания сможет работать для малоговорящих абонентов с низкими доходами, этот сегмент сегодня у нас принадлежит НСС. Если "Таттелеком" будет делать упор в рекламе на низкодоходных абонентов, то сможет чего-то добиться. Другие операторы берут допуслугами, что является их значительным преимуществом.

Что касается разговоров о покупке "Таттелекомом" "Смартса", то в истории России еще никогда не было дробления, распродажи сетей по частям ни у одного из крупных операторов. Теоретически это возможно, но это сложная и неотработанная процедура: нужны разрешения регулятора, лицензия на предоставление услуг и так далее.

По мнению нашего эксперта, вряд ли "Смартсу" интересно продать себя по частям. Вся сеть, по его оценкам, стоит примерно 20 млрд. рублей.

Запуск 4G также стоит под сомнением. У "Смартса" нет 3G, 900-х частот, поэтому неясно, как компания собирается запускать LTE. Если бы все было так просто, то в России все операторы уже давно бы запустили 4G. Кроме этого, если речь идет о сроках запуска до конца года, встает вопрос об оборудовании, которое надо растаможить.

DSCF0073.jpg

«Таттелеком» завершил формирование полного комплекта телекоммуникационных услуг. Теперь, помимо телеграфа, телефонной связи, кабельного и цифрового телевидения, компания предоставляет и услуги сотовой связи с использованием MNVO

Николай Никифоров - министр информатизации и связи РТ:

- Я бы и сам с радостью пользовался этой связью. MNVO позволяют найти новые рыночные ниши за счет конкурентных преимуществ. Преимущество "Таттелекома" – то, что у него есть инфраструктура по всему Татарстану.

"Таттелеком" – лидирующий оператор в Татарстане, у которого есть наземная инфраструктура. Поэтому Татарстану развитие виртуального оператора MNVO очень нужно. Проект позволит сотовому оператору "Смартс" получить доступ к тем точкам, где его пока нет, т.е. построить там базовые станции благодаря ресурсу "Таттелекома". А "Таттелекому" это позволит дополнительно капитализировать свою базу абонентов.

От сотового проекта "Таттелекома" ждем того, что появится дешевые, скорее всего, безлимитные планы, которые будут совершенно новым продуктом на рынке. Не секрет, что сегодня проникновение сотовой связи в России значительно превышает 100 процентов. Называются цифры в 150 - 160 процентов. Проще говоря, у каждого есть несколько телефонных трубок.

Я рассчитываю, что данный проект может всколыхнуть колоссальный объем сельских потребителей - тех, кто редко выезжает в другие города и в основном проводит время в своих населенных пунктах. Это в том числе позволит покрыть дополнительные населенные пункты сотовой связью. В РТ сотни населенных пунктов не имеют связи, где-то нет интернета, где-то телефона.

Юрий Багров - первый заместитель министра информатизации и связи РТ:

- Прироста абонентов у операторов сегодня практически нет: происходит миграция от одного сотового оператора к другому. "Таттелеком" может привлечь гибкими, выгодными тарифами. Кроме этого, у него есть большой неохваченный рынок – это села, в которых у "Таттелекома" есть инфраструктура, оптика. На мой взгляд, со своими тарифами на селе компания точно победит.

==video511==

БАЗА ОПЕРАТОРОВ MNVO СОСТАВЛЯЕТ 1% ОТ КОЛИЧЕСТВА МОБИЛЬНЫХ АБОНЕНТОВ

Илья Раченков - аналитик "Инвесткафе":

- Как показывает практика, альтернативным по отношению к «большой тройке» операторам в регионах их присутствия удается довольно успешно работать и составлять им конкуренцию, как правило, за счет более выгодных тарифов. В качестве примера можно привести Tele2, который, впрочем, по модели MVNO не работает. Модель MVNO позволяет предлагать более выгодные тарифы в рамках одного региона за счет отсутствия крупного компонента операционных затрат – издержек, связанных с обслуживанием инфраструктуры связи. Необходимая инфраструктура просто арендуется у операторов, которые готовы это предложить. Однако звонки в другие страны или регионы в случае с Россией, как правило, невыгодны у MVNO, поэтому их абонентская база, как правило, всегда невелика. Я думаю, что как виртуальный мобильный оператор "Таттелеком" сможет предложить очень выгодные и конкурентоспособные тарифы на местные звонки.

Стоимость проекта фактически сведется к ежегодной плате, которую будет выплачивать "Таттелеком" "Смартсу" за использование инфраструктуры.

Суммарную выручку в мобильном сегменте у операторов «большой тройки» и Ростелекома в России в 2011 году можно оценить примерно в 750 миллиардов рублей, что составляет абсолютно большую часть выручки от услуг мобильной связи в России. С учетом того, что абонентскую базу имеющихся виртуальных мобильных операторов можно оценить лишь в 0,5 - 1 процент от общего количества мобильных абонентов, то объем оказанных MVNO услуг мобильной связи в 2011 году вряд ли превышает 10 миллиардов рублей.

По среднеотраслевым мультипликаторам весь "Смартс" можно оценить примерно в 5 миллиардов рублей. Компания, несмотря на то что представляет собой важную веху в развитии телекоммуникаций в России, уже достаточно давно представляет собой лишь небольшого регионального оператора.

DSCF0071.jpg

Скорее всего, эта сделка не окажет существенного влияния на российский телекоммуникационный рынок. Значение она будет иметь лишь в региональном масштабе, однако, согласно годовому отчету "Смартс" за 2010 год, он оценивал свою долю в регионах присутствия лишь в 4,2 процента. На конец 2011 года абонентская база "Смартс" в России составила 1,9 миллиона абонентов.

Я не думаю, что в первое время новому оператору удастся серьезно расширить свою деятельность: для этого нужны новые лицензии и капвложения. Однако многие ожидают, что вслед за "Башинформсвязью" Ростелеком может купить контрольный пакет в "Таттелекоме", и тогда оператор может войти в мобильный сегмент Ростелекома, который после получения лицензий "Скай Линка" должен стать сотовым оператором с федеральным покрытием.

Виталий Солонин - руководитель департамента беспроводных технологий J'son&Partners Consulting:

- Конкурировать с «большой тройкой» "Таттелеком" может в лучшем случае только на локальном уровне.

Рынок MVNO в России фактически отсутствует – абонентская база MVNO составляет менее 1 процента от числа сотовых абонентов. Для сравнения – в Западной Европе этот показатель составляет в среднем 15 процентов.