На казанскую землю вновь вступила «Царская невеста» (на фото показ 2019 года) На казанскую землю вновь вступила «Царская невеста» (на фото показ 2019 года) Фото: art16.ru

Не кипят роковые страсти, и нет сильных характеров

«Царская невеста» в постановке Михаила Панджавидзе появилась в ТАГТОиБ в 2019 году и, несмотря на традиционную «картинку», получилась вполне режиссерским спектаклем. В нем героев оперы губит не злой рок и не тиран Иван Грозный. На лиходейство, страдания и верную смерть они обрекают себя сами. Казанский Григорий Грязной — не честолюбивый опричник, а скорее сельский мужлан. Грубыми жестами, грязно-желтым кафтаном, пристрастием к выпивке и плети он отвращает от себя не только Марфу, но и женщин в принципе. Особенно на фоне лощеного Ивана Лыкова, щеголяющего по сцене в белоснежной рубашке, синем бархатном сарафане и модной бирюзовой шубе (автор костюмов Нина Гурло).

За что героя любит Любаша и зачем живет в его «берлоге» с медвежьими шкурами и пьяными гостями, неясно. Но лишь до их первого объяснения, где образ волевой, горячо любящей женщины рассыпается, а на его месте оказывается неуравновешенная «нуждашка», цепляющаяся за уходящего любовника как за последний шанс. Вопросы вызывает и опытный Лыков, который слепо верит Грязному, даже узнав, что тот влюблен в Марфу. И сама Марфа, чахнущая душой задолго до принятия зелья, ее вежливые забавы с Дуняшей и псевдококетливые диалоги с Лыковым не скрывают девичьей грусти.

Так высокопробная оперная драма превратилась в сериальную мелодраму. В спектакле Панджавидзе не кипят роковые страсти и нет сильных характеров. Поэтому зритель не дрожит в напряжении, как, например, на «Царской невесте» Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере», а расслабленно покоится в кресле. Действие развивается неторопливо, предсказуемо и приходит к логическому финалу.

При этом спектакль имеет свои «фишки», цепляющие публику. Например, живописные локации с деревенским забором, уютным бревенчатым домиком Марфы, парадной светлицей, где молодые празднуют помолвку, и роскошным собором, перед которым проезжает царь (сценограф Гарри Гуммель). Объемные декорации порой вытесняют солистов и хор на авансцену, но в контексте русской оперы конца XIX века и режиссерской драматургии выглядят уместно. Не портят картинку эстетичные мизансцены: герои у Панджавидзе осваивают все плоскости сцены, от второго этажа (семейная идиллия на балконе у Собакиных) до партера (поединок Любаши и Бомелия на пороге его хижины). Приятны глазу и слуху народные сцены с песнями-хороводами подружек невесты и хоровыми заговорами опричников.

Непривычно было видеть «неотесанным грубияном» Станислава Трифонова Непривычно было видеть «неотесанным грубияном» Станислава Трифонова (на фото показ 2019 года) Фото: art16.ru

Парад солистов и перевоплощений

Но прежде всего фестивальный спектакль богат солистами. Доверившись режиссеру, они примерили необычные для «Царской невесты» (а порой и для себя) образы. Непривычно было видеть «неотесанным грубияном» Станислава Трифонова. Обычно баритон Большого театра Беларуси наделяет личной харизмой даже отпетых злодеев, что на «Шаляпин-фесте» продемонстрировал в «Тоске» (там его Скарпиа внешне и вокально был чуть ли не привлекательнее Каварадосси). Грязного же артист с живым, летящим тембром намеренно «припечатал» к земле тяжелыми верхами и разухабистым вибрато. В контексте роли они звучали колоритно и обнажили характерные нотки в классической партии (недаром Грязного так хотел спеть Федор Шаляпин, любивший открывать неизведанное в знакомом, но Римский-Корсаков отказался приспособить партию Григория для баса).

Еще сложнее пришлось Екатерине Сергеевой (Любаша), чьи героини всегда цепляют именно внутренней энергетикой Еще сложнее пришлось Екатерине Сергеевой (Любаша), чьи героини всегда цепляют именно внутренней энергетикой (на фото показ 2019 года) Фото: art16.ru

Еще сложнее пришлось Екатерине Сергеевой (Любаша), чьи героини всегда цепляют именно внутренней энергетикой. Казалось бы, раствориться в партнере в дуэтах для нее смерти подобно, но солистка Мариинского театра приняла игру и приглушила свой глубокий, бархатный тембр. Но зато взяла свое в соло и речитативных диалогах. Выходную «Свадебную» она разукрасила экспрессивными причетами, внезапными взрывами и провалами звука. А разговор с Бомелием (тенор «Новой Оперы» Максим Остроухов), приготовившим отраву для Марфы, — графичными репликами на грани декламации.

Вспоминая об актерских перевоплощениях на форуме, нельзя забыть Михаила Казакова. Артист, в чьем репертуаре лишь одна чисто комическая роль (Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини), подал Собакина на равных с ведущим трио именно за счет игрового и вокального юмора — острой мелодикой вопросов и восклицаний, разудалой пантомимой и уморительной походкой «вразвалочку».

Максим Остроухов Максим Остроухов (на фото показ 2019 года) Фото: art16.ru

Казанская царевна и ее оркестр

Не заставил Панджавидзе выйти из зоны комфорта лишь Гульнору Гатину. Этуаль ТАГТОиБ традиционно нежна и грациозна, а ее Марфа грезит о любви хрустальной кантиленой, заставляя сидящих в партере меломанов прослезиться. То, что героиня предчувствует свое безумие, для Гатиной тоже не проблема. Солистка в принципе склонна к сценической меланхолии и без труда превратила счастливую невесту в ее же тень. Помог ей в этом белокурый лирический тенор Илья Селиванов, не замечающий состояния суженой. То, что его Лыков — наивный мальчик, а не видавший свет муж, выдает юношеский тембр и акцент на своих соло — двух ариях-исповедях, которые артист Большого театра обогатил изысканными колебаниями темпа.

Однако все это вокальное пиршество омрачил оркестр ТАГТОиБ, причем уже в увертюре. И если технические погрешности в виде нестройного хора «дерева», отсутствия дикции у струнных можно списать на недостатки графика («Царская невеста», как и другие оперы, идет в театре 1–2 раза в сезон), концептуальный провал в главном инструментальном соло оперы — целиком на совести Рената Салаватова. Сняв экзальтированный драматизм главной темы и приглушив катарсис побочной, он фактически нивелировал конфликт мечты и действительности, заложенный в оперу Римским-Корсаковым. После этого оркестр словно утратил внутренний стержень и даже в условиях многослойной, полифонической партитуры «Царской невесты» выглядел лишь аккомпаниатором.