«Почему мы на внутреннем контуре, во внутренней политике, в полном объеме продолжаем руководствоваться навязанными Западом правилами? Грозит ли нам чем-нибудь выход из ВТО и налоговых соглашений?» — задается вопросами главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев, послушав выступление главы МИД РФ Сергея Лаврова в Думе. В своей статье автор «БИЗНЕС Online» рассказывает, для чего необходим союз Китая и России, которые являются носителями порядка, почему РФ стабилизировала цены на нефть в недружественных странах и какие прогнозы снова оказались верными.
«Лавров говорит о том, что надо вместе с Китаем выходить из этих правил, формироваться через БРИКС, опираясь на мировое большинство, новые правила, справедливые, равноправно-суверенные и так далее»
Что Запад делал принципиального, что позволяло ему грабить весь мир?
Главе нашего МИДа Сергею Лаврову на этой неделе в Думе задали вопрос. Он, по сути, касался того, что на внешнем контуре Россия категорически отказалась от исполнения западных правил (тех самых, о которых говорят США) и ведет против них откровенную борьбу на мировой арене. Тогда почему мы на внутреннем контуре, во внутренней политике, в полном объеме продолжаем руководствоваться этими навязанными Западом правилами? Грозит ли нам чем-нибудь выход из ВТО и налоговых соглашений, избежание двойного налогообложения с разными странами (тоже чрезвычайно вредного)?
Ответ Лаврова был развернутым, дипломатичным, но вполне себе определенным. В недипломатическом переводе он звучал так: «Да, вы абсолютно правы, США с сателлитами через ВТО навязали всему миру систему, которая позволяет организовать неравноценный обмен, грабить мир в свою пользу». Но когда Китай, несмотря ни на что, научился обыгрывать их по этим правилам, то американцы немедленно стали нарушать их там, где им выгодно. И при этом всю систему заблокировали. Нарушают все что угодно — и принципы презумпции невиновности, и священное право частной собственности, например по отношению к России.
Лавров говорит о том, что надо вместе с Китаем выходить из этих правил, формироваться через БРИКС, опираясь на мировое большинство, новые правила, справедливые, равноправно суверенные и т. д. Совершенно четко и однозначно прокомментировал он эту историю. Это отчасти пересекается с тем, что я писал на страницах «БИЗНЕС Online», с моей научной работой. Надо понимать, в чем ключ, самое главное в этих схемах неравноценного обмена, что Запад делал принципиального, что позволяло ему грабить весь мир эффективно, и руководствоваться этими самыми правилами. Следовательно, что потом надо менять. Это как раз смещенная система оценки рыночных стоимостей.
«Зампредседателя правительства РФ Александр Новак дал оценку, что порядка 80% нефти и 75% нефтепродуктов мы поставляем в дружественные страны»
Как Россия стабилизировала цены на нефть в недружественных странах
Наиболее экспериментально очевидная вещь — это гиперболизированная цена финансовых услуг, финансовой системы в целом. По моим оценкам, это раз в 5 завышенная история. Если мы хотим что-то делать дальше, правильное и равноправное, то надо думать о том, как формировать эту несмещенную систему оценок рыночной стоимости. Чтобы таких завышений, которые отрабатываются в пользу Запада, в принципе не было. На эту тему очень интересные экспериментальные факты пошли. В открытом доступе появилась китайская таможенная статистика о цене на нефть из России, которую они имели на границе, т. е. статистика о реальной цене российской нефти в декабре. Средняя цена, которую они называют, составляет $81.
Напомню, раздавались крик и вой, что российская нефть упала в цене со страшной силой. Еще напомню, что я на страницах «БИЗНЕС Online» прогнозировал на год среднюю цену на нефть $80 (плюс-минус 5). Наш минфин же руководствовался оценками ценового агентства Argus, который давал цену то $42, то $38 за бочку нефти, опираясь на абсолютно манипулятивные вещи. Это сказывалось на бюджете, поскольку поступления в него прямо зависят от цены на нефть. А она министерством финансов РФ бралась не по сделкам с Китаем, а по этим самым оценкам Argus. И это как раз характерный факт того, что на самом деле надо делать, чтобы ситуация и для нас, и для мирового большинства была нормальной, в частности с оценками рыночной стоимости нефти.
В этом плане целая серия интересных вещей случилась в продолжение темы. Кто-то может сказать, что Китай мало потребляет, их цена не имеет значения, но это, безусловно, не так. Зампредседателя правительства РФ Александр Новак дал оценку, что порядка 80% нефти и 75% нефтепродуктов мы поставляем в дружественные страны. Таким образом, что касается поставок, недружественные страны для России близки к пределу значимости. Тем не менее, для того чтобы и там стабилизировать цены (в недружественных странах), РФ сделала интересный и правильный на данном этапе ход. После того как в январе были рекордные объемы экспорта нефти, она объявила о снижении добычи нефти примерно на 0,5 млн бочек в сутки.
«Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и американский инвестиционный банк Goldman Sachs объявили, что цена будет 105 долларов за бочку в этом году по Brent»
Кто дезавуирует выступление Лаврова в Думе?
Что еще влияет на рост цен? Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и американский инвестиционный банк Goldman Sachs объявили, что цена составит $105 за бочку в этом году по Brent. Параллельно была целая серия аналитических статей в США, прозвучало заявление ОПЕК, что снижение добычи нефти будет не только в России, но и в Штатах. В Financial Times пишут, что Америка исчерпала возможность наращивания добычи в сланцевых месторождениях, журнал Oil Price пишет, что инвестиции в новые проекты в соответствующей сфере сокращаются, а агентство Enverus Intelligence Research сообщает, что 2023 год — это пик добычи. Об этом я также писал на страницах «БИЗНЕС Online» — что США выходят на пик добычи сланцевой нефти, что через пару лет будет спад. На самом деле это такие синхронные вещи, которые потребовали от американцев немедленных решительных ходов. Координатор стратегических коммуникаций в совете нацбезопасности Белого дома Джон Кирби заявил, что обратится к Саудовской Аравии на предмет того, что Россия применяет энергетическое оружие, мол, пусть арабы увеличат добычу нефти. Их министр энергетики немедленно ответила, что она ничего подобного делать не будет и не намерена нарушать достигнутые соглашения. В том числе с Россией.
То, что происходило, соответствует вполне себе позитивным прогнозам по нефти и дает некие экспериментальные ориентиры в том, как модифицировать (то, о чем говорил Лавров) систему правил и ценообразования. Потому что-то, что идет в Китай, то, что на границе с ним зафиксировано, — это не какие-то фьючерсные контракты, а реальные физические объемы по физическим ценам, которые должны браться за основу системы ценообразования и дальше — сбора налогов, в том числе у нас в стране.
Но еще более интересным для меня после выступления главы министерства иностранных дел РФ было сообщение в большинстве наших экономических изданий. Так, в пресс-службе ведомства сообщили, что они против выхода из ВТО, иначе такой шаг был бы на руку нашим недругам. Но это полностью противоположно тому, что говорил Лавров. Кто, собственно, из пресс-службы МИДа дезавуирует выступление Лаврова в Думе, СМИ не уточняют. Для меня это удивительно. Это же проверяемая вещь! Вот так работают люди, являющиеся сторонниками ВТО, Вашингтонского консенсуса в России.
«Моя точка зрения не изменяется: думаю, Лавров абсолютно прав»
Запад сбросит жирок, а Россия — любителей Вашингтонского консенсуса
Пожалуй, близко к этой же теме была публикация на сайте международного валютного фонда (МВФ), который уже начал цитироваться сателлитами нашего Центробанка, аналитиками. В статье говорится о том, что глобализация заменяется фрагментацией. Это очень приличный по исполнению текст. В частности, там приводятся экспериментальные факты о том, как менялась открытость мира.
Вводится вполне себе разумный параметр о том, что открытость мира измеряется соотношением суммы всего мирового экспорта и импорта ко всему мировому ВВП. Соответствующий параметр с 1945 года составлял порядка 15%, потом — с точностью до ошибок — до 2005 года он линейно рос до 55%. Дальше — экспериментальное подтверждение быстрой и решительной глобализации мира. Потом параметр стабилизировался. Задолго до 2022 года. До 2020-х это плато явного снижения не демонстрировало (хотя, на мой взгляд, и в 2022-м полной ясности не было). МВФ прогнозируют, что дальше пойдет снижение этого параметра, снижение глобализации в пользу фрагментации мира. Ну и приводятся факты: Россия отсоединяется от системы SWIFT, область применения доллара уменьшается, будет создаваться одна или много параллельных финансовых систем. Ну и когда эта хорошая и правильная часть заканчивается, делаются такие, в стиле «измышлизмов», выводы, опираясь на оценки экспертов, что это процесс очень плохой и он приведет к снижению мирового ВВП от 0,2 до 7%. Для некоторых стран — еще хуже.
Но это уже опирается не на экспериментальные факты, а на те же суждения экспертов в стиле Argus. На мой взгляд, это пример того, как люди пытаются сохранить порядок, который позволял им эффективно грабить всех других, сначала опираясь на объективные исследования, а потом добавляя свои, не соответствующие экспериментальным данным, доводы. Моя точка зрения не изменяется: думаю, Лавров абсолютно прав.
На самом деле если судить, как снижение глобализации повлияет на мир, на мировую экономику, то, по-моему, жесткая структурированная конкуренция в биполярном мире, когда хаос Запада конкурирует с порядком, носителями которого становятся Российская Федерация, Китай и примкнувшие к ним страны, заставит Запад сбросить жирок, а Россию заставит скинуть любителей Вашингтонского консенсуса. При этом скорость роста мира должна существенно вырасти, так же, как это было в 1945-м и 1970-х годах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.