БУХГАЛТЕРИЯ ОГОВАРИВАЕТСЯ ПО ФРЕЙДУ

Опубликованный на сайте КАПО документ называется «Пояснительная записка к финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 год открытого акционерного общества «Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова». Что можно сказать по финансовой сути?

Отметим, что выручка ОАО «КАПО» сократилась на 12% - с 4,2 млрд. рублей в 2010 году до 3,7 млрд. рублей в 2011-м. Однако себестоимость выросла на те же 12%, что обусловило резкое увеличение валового убытка - в 6 раз, до 1248 млн. рублей. Таким образом, намеченное улучшение данного показателя в 2010 году было прервано в 2011-м.

Заметим, что компания смогла сбалансировать гигантские прочие доходы (1,07 млрд. рублей) и прочие расходы (1,15 млрд. рублей). Но свой негативный вклад в конечный результат внесли удвоенные процентные выплаты. В итоге КАПО получило рост чистого убытка на 34% - с 1,3 млрд. рублей в 2010 году до 1,75 млрд. рублей в 2011-м. Уточним, что компания получила внушительный убыток (более 1 млрд. рублей) третий год подряд.

Объем займов КАПО вырос на 65,3% - с 3180 млн. рублей в 2010 году до 5257 млн. рублей в 2011-м. При этом сглаживающим позитивным моментом стало то, что рост произошел за счет длинных денег, предоставленных в том числе ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Тем не менее в результате процентные выплаты удвоились – с 205 млн. рублей в 2010 году до 401 млн. рублей в 2011-м. Интересно, что задолженность по кредитам ОАО «КАПО» за последние три года выросла в 9 раз, что указывает на существенные трудности с собственными оборотными средствами.

Что любопытно, КАПО пришлось пойти на сокращение уставного капитала на 4 425 млн. рублей - с 58 227 млн. рублей в 2010 году до 53 802 млн. рублей в 2011-м. Это стало логичным итогом получения три года подряд колоссальных убытков. Подчеркнем, что львиная доля (96,7%) в стоимости уставного капитала принадлежит земельным участкам. Таким образом, внутренний резерв КАПО в пополнении оборотных средств – продажа неэффективно задействованных территорий.

Финансовый результат работы КАПО в 2008 - 2011 годах

1.jpg

Бухгалтерия КАПО, видимо, разочарованная такими неутешительными показателями, заполнила форму №2 «Отчет о прибыли и убытках» за 2011 год с интересной опечаткой: вместо строки «прибыль (убыток) до налогообложения» получилось «прибыль (убыток) от налогообложения».

Разумеется, с таким устойчивым отрицательным финансовым результатом без поддержки со стороны ОАК нашему авиационному гиганту будет очень сложно найти выход из сложившейся ситуации.

Кредиты КАПО в 2009 - 2011 годах

2.jpg

ЧТО СДЕРЖИВАЕТ КАПО

В 2011 году КАПО выручило от продажи товаров, продукции, работ, услуг 4 млрд. 354 млн. рублей. Убыток от основной деятельности - 1 млрд. 261 млн. рублей. Такую разницу объясняют, во-первых, ростом цен на материалы, комплектующие, двигатели, энергоресурсы и услуги при фиксированных ценах на продажу самолетов по контрактам. Во-вторых, недостаточным количеством заказов на изготовление и поставку Ту-214, ремонт и доработку Ту-160.

Как не раз подчеркивали в Казани, от ОАК ждут, прежде всего, заказов. Хоть каких. На днях генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев озвучил любопытную информацию. Оказывается, руководство РТ обращалось к правительству России с предложением собирать в Казани транспортник Ан-70, который уже много лет пытаются запустить в серию хоть где-то. Отметим, что самолетов марки «Ан» в Казани никогда не строили. Такой отчасти судорожный поиск заказов понять можно. В прошлом году КАПО передало в эксплуатацию только два самолета. Оба - управлению делами президента РФ (УДП): Ту-214ПУ (пункт управления) и Ту-214СУС (самолет-узел связи). Намеревались сдать еще один СУС, но подвел соисполнитель – разработчик и производитель интерьеров ООО «ВЕМИНА Авиапрестиж» на два месяца задержал монтаж (отметим, что в 2010 году также были сданы два самолета вместо запланированных трех). Кроме того, для министерства обороны РФ (МО) был капитально отремонтирован Ту-160 и сделано контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) еще одного «стратега».

Заделы предприятия относительно солидны – 10 специальных «тушек»: три - на летно-испытательном полигоне, четыре - в цехе окончательной сборки, три – в агрегатном производстве. Но нарастить производство спецбортов, по документам КАПО, мешают следующие факторы: несвоевременное получение технической документации на самолеты; большие объемы доработок в процессе производства; рост затрат на содержание инфраструктуры из-за увеличения цен на энергоносители; дефицит высококвалифицированных специалистов.

Основные финансово-экономические показатели ОАО «КАПО»

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

Абсолютное
изменение
2011 к 2010

Изменение
2011 к
2010 в %

Выручка от реализации, млн. рублей

1500

3754

4213

3700

-513

-12,2

Себестоимость, млн. рублей

1630

5322

4419

4948

529

12,0

Затраты на 1 рубль продукции, рублей

1,087

1,418

1,049

1,337

0,288

27,5

Валовая прибыль, млн. рублей

-130

-1568

-206

-1248

-1042

505,8

Коммерческие расходы, млн. рублей

14

12

8

13

5

62,5

Проценты к уплате, млн. рублей

9

34

205

401

196

95,6

Прочие доходы, млн. рублей

355

360

323

1078

755

233,7

Прочие расходы, млн. рублей

311

516

1487

1152

-335

-22,5

Чистая прибыль (убыток), млн. рублей

91

1474

1309

1754

445

34,0

Уставный капитал, млн. рублей

58227

58227

53802

-4425

-7,6

ГОД 2012-й: «САЛОН» ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА, КРЫЛЬЯ ДЛЯ СУХОГО, «ХВОСТЫ» ДЛЯ ИЛЬЮШИНА

Не менее «веселым» предполагается 2012 год. Планируется сдать три Ту-214 – для УДП и военных. Им также передадут после ремонта и контрольно-восстановительного обслуживания (КВО) три Ту-160. Будет выполнен первый этап работ по ремонту двух Ту-22М3. Наконец, заработает агрегатное производство, о котором столько говорилось. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) получит из Казани один комплект крыла для SSJ-100, а ЗАО «Авиастар-СП» - два комплекта оперения для «грузовика» Ил-476.

Всего планируется реализовать товарной продукции на 5 млрд. 409 млн. рублей, при этом ее себестоимость составит 6 793 млн. рублей. То есть убыток от продаж (!) будет 1 млрд. 402 млн. рублей. Так, за СУС завод получит 1 517 млн. рублей при себестоимости в 2 015 миллиона. «Салон» для УДП потянет на 1 344 млн. рублей, но получат за него 1 127 миллиона. Капитальный ремонт Ту-160 выльется в 626 млн. рублей, но заплатят за него 525 миллионов. На КВО Ту-160 уйдет 253 млн. рублей, но получит КАПО 106 миллионов.

Вместе с тем необходимо отметить такой момент. КАПО остро нуждается в обновлении парка машин и оборудования, которые изношены на 67%. И в 2012 году, судя по документу, на техперевооружение собираются направить 1 269 млн. рублей, а на модернизацию инфраструктуры (отопление и т.д.) - 2 187 миллиона. Основным источником финансирования названы кредиты (1 441 млн. рублей) и поступления по ФЦП «ОПК» (1 947 млн.).

Основные виды объектов, формирующих в 2012 году убыток от продаж

524"СУС"

521"Салон"

519"ОН" этап

514"Фракция" этап

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

Цена, без НДС

1 517

1 127

279

768

Себестоимость

2 150

1 344

279

736

Прямые расходы всего

1 539

827

190

432

Материальные расходы

1 318

626

110

372

прочие прямые

64

69

55

0

ФОТ с налогами

157

132

25

60

Маржинальный доход

-22

300

89

336

Накладные расходы

611

517

89

304

Прочие

2

1

-

0

Финансовый результат

-633

- 218

-

32

505 КР

705 КВО

603 КВО

605 КР (этап)

Цена, без НДС

525

106

106

191

Себестоимость

656

253

254

177

Прямые расходы всего

375

109

111

73

Материальные

276

58

60

34

ФОТ с налогами

99

51

51

39

Маржинальный доход

150

-3

-5

118

Накладные расходы

282

145

144

104

Финансовый результат

-132

-148

-149

14

2013-Й – ГОД БОЛЬШОГО ПЕРЕЛОМА

А вот следующий год можно считать этапным для КАПО, поскольку в 2013-м предприятие должно выйти на безубыточность. Для этого заводу предстоит решить несколько сложнейших задач. Первая из них: выпускать не менее четырех Ту-214 в год. Вторая: сократить сроки выполнения работ по модернизации и сервису Ту-160 и Ту-22М3. Третья: повысить производительность труда. Четвертая: сократить цикл подготовки производства. Пятая: сократить накладные расходы. Шестая: реализовать непрофильные и избыточные активы. Седьмая: реорганизовать процесс управления. Восьмая: сократить потребление энергоносителей. Восьмая: провести техническое перевооружение.

Итогом 2013-го должны стать четыре новых Ту-214: «Открытое небо» - для «Концерна радиостроения «Вега», «салон» - для ФСБ, СР (самолет-ретранслятор) - для УДП, самолет по теме «Фракция» - для МО. Военным передадут два Ту-160 (после капитального ремонта и КВО) и два самолета Ту-22М3 после первой очереди модернизации. ГСС будет передано уже 19 комплектов крыла SSJ-100, а «Авиастар-СП» - шесть комплектов оперения Ил-476. Всего планируется реализовать товарной продукции на 10 833 млн. рублей (операционная прибыль - 375 млн. рублей).

В 2014 году эта цифра должна составить 11 745 млн. рублей. А заказчикам передадут четыре спецборта: один – военным по теме «Фракция» (контракт заключен), три - ФСБ и УДП (контракты - в стадии переговоров). МО получит после опережающей модернизации два Ту-160 и четыре Ту-22М3 после первой очереди модернизации. Операционная прибыль составит 469 млн. рублей. Чистую прибыль планируется нарастить с 31 млн. рублей в 2013 году до 213 млн. в 2014-м. Программа инвестиций на 2013 год предполагает вложения на сумму 1 млрд. 982 млн. рублей (по ФЦП «ОПК» - 1 млрд. 798 млн.), на 2014-й - 3 млрд. 662 млн. рублей (по ФЦП «ОПК» - 3 млрд. 153 млн.).

Хроника производства Ту-214

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Производство самолетов ТУ-214 в условных машинах

1,70

1,96

1,84

2,031

2,318

2,332

2,362

2,006

Кол-во самолетов

2

1

1

2

1

1

3

2

Ключевые параметры бюджета 2012-2014 годов

Показатель/период

2012

2013

2014

Реализация новых самолетов, шт.

4

3

4

Ремонт и модернизация Ту-160

3

2

2

Ремонт и модернизация Ту-22М3

2

2

4

Товарная продукция, млн. руб.

5 409

10 833

11 745

Операционная прибыль, млн. рублей

1 919

31

213

Инвестиции в техническое перевооружение и модернизацию основных фондов, млн. рублей

3313

1952

3633

Финансирование накопленных долгов, млн. рублей

2000


НУЖНЫ СЕРИЙНЫЕ САМОЛЕТЫ

Сообщается, что основу для улучшения финансовых результатов должно составить заключение новых контрактов с положительной рентабельностью. Что это за контракты такие, точнее, за счет чего их рентабельность будет отличаться от нынешних? С этим вопросом газета «БИЗНЕС Online» обратилась к генеральному директору КАПО Василу Каюмову.

«Из чего наши убытки образуются? - ответил он. - Мы реализуем самолеты, контракты на которые были заключены еще в 2004 - 2007 годах, когда еще, видимо, почти не понимали, во что обойдется производство этих бортов в наших условиях, со всеми падающими на эти несколько бортов накладными расходами… 30 марта мы закрыли большую программу УДП – шестой самолет отдали (Ту-214СУС – авт.) и закрыли наш большой долг. И два вопроса сейчас остались кровоточащих – по минобороны. Закроем их – все будет нормально. Но пока будут идти эти проекты, убытки неизбежны. Но 2014 год будет безубыточным - потому что уйдут эти старые контракты, а нынешние мы заключаем на совсем новой основе (за последнее время была озвучена информация о двух вероятных контрактах – для ФСБ и УДП - авт.).

Кстати, когда в 2007 году мы, сегодняшнее руководство КАПО, пришли на завод, то сразу увидели, что вышеупомянутые контракты невозможно выполнить. Тогда мы обратились к министерству обороны с предложением их разорвать, потому что они невыполнимы в финансовых параметрах, которые в них заложены. Но тогда старшие товарищи из ОАК нам погрозили пальцем. А сегодня все так оно и вышло. То есть убытки, которые сегодня у завода имеются, были заложены еще в те годы. Больше мы по этому пути идти не хотим.

Поможет ли нам деньгами ОАК? ОАК в течение нескольких лет получает по 6 миллиардов господдержки, но из них нам ничего не упало. Это господдержка гражданской авиации, а нам эти деньги не дают со ссылкой, что у нас нет гражданской составляющей. Сегодня эти деньги уходят в Воронеж, в Комсомольск-на-Амуре, в Ульяновск. Это для нас больная тема».

Кое-какие уточнения сделал источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли:

«Что тут сказать? Во-первых, сроки изготовления самолета должны быть конкретными, как это было раньше. Сроки мы не выдерживаем – сдвигаем на год, бывает, на два. А что это значит? Когда мы договариваемся, то договариваемся на одних условиях: вы мне платите деньги, а через год (пусть – через два) я сдаю вам самолет. Но когда эти два выливаются в четыре…

Во-вторых, делаем в год по два самолета, на которые падают все накладные расходы (тепло, энергетика, вода, зарплата). Чтобы не было убытков, надо делать не два, а минимум пять-шесть самолетов, и тогда экономика будет срастаться. Словом, надо больше самолетов делать, и главное - серийных, а не специальных, ведь серия делается побыстрее. Хотя пример производства бортов для «Трансаэро» тоже не очень хорош: убытки на самолет были по 200 - 300 миллионов. Но можно ли назвать три борта серией?

Компенсирует ли кто-то убытки? В случае с «Трансаэро», естественно, никто не компенсировал. УДП один раз попросили компенсировать убыток на два Ту-214СР. Там сумма большая была – около 4 миллиардов. И вопрос решили. Военные такие убытки не возмещали».

Насчет пяти-шести самолетов в год обольщаться не стоит. В недавнем интервью «БИЗНЕС Online» президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев четко дал понять: четыре специальных Ту-214 в год – максимум КАПО, да и будущее самого Ту-214 под большим вопросом. Что касается серийных машин, то руководство ОАК неоднократно заявляло - оно не видит КАПО серийным производителем: «Лучше быть хорошим поставщиком агрегатов, чем плохим сборочным заводом». Видимо, под этим лозунгом КАПО и предстоит отметить в августе свое 85-летие.