PLC СНИМАЕТ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
PLC-связь (Power Line Communication) осуществляется по сетям 0,4 кВ. Это телекоммуникационная технология, которая обеспечивает связь при передаче данных между счетчиком и пультом диспетчера-контролера. В результате внедрения PLC артерии силовых линий одновременно становятся и коммуникационной трассой, что позволяет в режиме реального времени считывать показания счетчиков потребителей.
Апробировать систему дистанционного сбора данных по электрическим сетям 0,4 кВ Сетевая компания решила еще в 2009 году. Пилотной площадкой выбрали два филиала компании – Бугульминские и Чистопольские сети. На днях тестирование было успешно завершено.
«По нашему предприятию было выбрано четыре трансформаторных подстанции, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» заместитель директора Бугульминских электрических сетей Алексей Часовский, - причем с разным состоянием износа. Нам было важно проверить проходимость сигнала PLC, определить, насколько надежна данная система». За три года в филиале системой охвачено 460 точек учета. И сегодня, считает Часовский, уже можно говорить о результатах: «Первое. Внедрение системы показало, что снимаются все спорные вопросы с потребителем, особенно в части реального потребления. Исключается фактор вмешательства в сети и ошибок при передаче данных – система сама считывает и передает показания счетчиков. Второе и самое главное. У нас исчезает небаланс сети 0,4 киловольт, а значит, коммерческие потери».
Любопытный факт: как только потребитель начинает честно платить (а «смухлевать» с показаниями в данном случае не получится), он начинает задумываться о том, сколько потребляет электроэнергии. «Представляете, по этим объектам у нас получилась такая картина: снижение потребления электроэнергии и увеличение ее реализации! – делится реалиями внедрения PLC замдиректора. – То есть поступление денег увеличилось, а потребление уменьшилось». По словам эксперта, когда система высокоскоростного обмена информацией будет интегрирована со сбытовой компанией, появится возможность формирования оплаты в автоматическом режиме, а также проверки показаний в интернете - люди получат прозрачную картинку.
Очевидно, что реализация столь масштабного проекта требует существенных финансовых затрат: на каждый узел учета необходима установка выносного щита со встроенным модемом, оборудования для непрерывной передачи данных и так далее. За чей счет производились эти работы? «Потребителю это не стоило ни копейки! – уверил Часовский. – Причем окупаемость системы, например, в Бугульме, как мы подсчитали, произойдет в течение трех лет».
СРОК ОКУПАЕМОСТИ НЕЗНАЧИТЕЛЕН
«За этой системой будущее, – полагает Евгений Морозов, заместитель директора по учету Чистопольских электрических сетей, - еще одной пилотной площадки проекта. Система у нас установлена на более чем 500 узлах учета, и мы сейчас почти в любой момент можем снять показания. Это очень удобно, появилась возможность делать баланс электроэнергии, отпущенной трансформаторной подстанцией и полученной потребителем, хоть за сутки, хоть за месяц. Если нашли какой-то небаланс, можем посмотреть, что его вызвало. Почему у кого-то, например, резко упало потребление. Система позволяет вести баланс электроэнергии по отпуску и реализации и освобождает потребителей от всяких съемов, да и у наших сотрудников отпадает необходимость ходить и проверять узлы учета. А это тоже экономия».
Один из инициаторов внедрения PLC на объектах Сетевой компании - начальник службы системы учета электроэнергии и метрологии Рамиль Камалиев сообщил газете «БИЗНЕС Online», что для реализации проекта компания выбрала наиболее выгодное и качественное оборудование ООО «Инкотекс-СК» (российский производитель счетчиков). «Для тестирования мы выбрали их оборудование и не ошиблись в расчетах, - говорит Камалиев. – С учетом наших наработок производитель довел оборудование до «ума». Суть технологии заключается в том, что информация со счетчика передается с использованием силовой сети, и компании нет необходимости строить дополнительные линии для передачи данных. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что налицо экономический эффект, есть снижение потерь, неучтенного потребления, благодаря чему срок окупаемости системы незначителен (в среднем от двух до четырех лет)».
Пока компания намерена охватить PLC те объекты, где наблюдаются высокие коммерческие потери: «Мы анализируем относительную величину коммерческих потерь и выбираем населенные пункты. Допустим, в Казани система ставилась в Аметьево и Куземетьево. Там ситуация такая, что к потребителям не попадешь, показания не снимешь».
Уже сегодня система получила распространение почти во всех филиалах компании. До конца текущего года в Сетевой компании будет эксплуатироваться более 3200 таких приборов учета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.