Проволочками с финансированием сельских маршрутов в Татарстане заинтересовался глава следкома РФ Александр Бастрыкин. Поводом стало закрытие трех маршрутов до 30 сел и деревень в Пестрецах. Но без денег с начала года власти Татарстана держат автобусников 36 районов. Другие муниципалитеты пока просят предприятия поработать бесплатно, а часть режут расходы ради выплат перевозчикам. В миндортрансе РТ под руководством Фарита Ханифова вновь твердят, что перевозки — это забота муниципалитетов: деньги в бюджет заложены. Но на фоне роста тарифа, который, по мысли ведомства, позволит транспортникам увеличить доходы, на 30% урезан размер дотации. О том, как 2023 год начался с углубления кризиса пассажирских перевозок в Татарстане, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Пестречинском районе РТ встало сразу три сельских маршрута: Пестрецы – Янцевары, Пестрецы – Ковали и Пестрецы – Шали. Жителям 30 сел и деревень добираться в райцентр до аптек и продуктовых магазинов общественным транспортом больше невозможно
Следком изучит: как коллапс в Пестрецах вскрыл проблему 215 сельских маршрутов РТ
Сегодня в Казани пройдет коллегия министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, на которой обсудят итоги отрасли за 2022 год. На фоне миллиардных вливаний в дороги бедственным остается положение общественного транспорта. Вот и в преддверии съезда работников отрасли в республике продолжился транспортный кризис. На этот раз в Пестречинском районе РТ встало сразу три сельских маршрута: Пестрецы – Янцевары, Пестрецы – Ковали и Пестрецы – Шали. Жителям 30 сел и деревень добираться в райцентр до аптек и продуктовых магазинов общественным транспортом больше невозможно.
Тревогу забили жители на странице главы района Ильхама Кашапова во «ВКонтакте». 31 января жалобу жителя Вадима Алексеева опубликовали соцсети. Но проблемы начались еще в конце 2022 года. Уже тогда жители жаловались на доступность села Янцевары, что в 38 км от Пестрецов. Также в прошлом году остановили регулярное автобусное сообщение между Пестречинским районом и Казанью — перевозчик расторг контракт. Администрация района в ответ рекомендовала пользоваться такси. Но цена поездки от Пестрецов до Янцевар с сервисом «Яндекс.Такси» в случае низкого спроса начинается от 1 тыс. рублей. Не наездишься…
Ситуацией заинтересовался следственный комитет России. Провести проверку и установить обстоятельства глава СКР поручил руководителю татарстанского следкома Валерию Липскому. Результаты проверки поставили на контроль центрального аппарата ведомства. Председателю следственного комитета России Александру Бастрыкину доложат о проблемах с пассажирским транспортом в Пестречинском районе Татарстана.
Ситуацией заинтересовался следственный комитет России. Провести проверку и установить обстоятельства глава СКР поручил руководителю татарстанского следкома Валерию Липскому
Транспортный коллапс власти района объясняют задержкой субсидии от министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. «В связи с этим движение автобуса по вышеуказанным маршрутам временно приостановлено, — говорится официальном аккаунте администрации района. — Как только министерство выделит необходимое финансирование, движение автобусов по муниципальным маршрутам будет возобновлено».
Сельские маршруты длинные, но недозагружены людьми. Дотация нужна для того, чтобы субсидировать два рейса: утренний и вечерний. Это позволяет перевозчикам вывести на линию машины, несмотря на количество пассажиров в салоне. Один там человек или два — неважно, т. к. бюджет в любом случае выплатит сумму, сопоставимую с загрузкой половины пассажирских мест.
Проблемы не только в Пестречинском районе. «БИЗНЕС Online» выяснил, что пассажирским перевозчикам Татарстана не перечисляют заложенные в бюджет субсидии на обслуживание 215 сельских маршрутов в 36 муниципальных районах республики.
«Пока ждем, — рассказал изданию владелец группы транспортных компаний Зеленодольска Дмитрий Грузков и озвучил собственную версию причины произошедшего. — Вовремя не сделали постановление — а раз нет постановления, нет и денег. А если нет денег, то муниципалитет не может разыграть конкурс — следовательно, и заключить контракт».
«БИЗНЕС Online» выяснил, что пассажирским перевозчикам Татарстана не перечисляют заложенные в бюджет субсидии на обслуживание 215 сельских маршрутов в 36 муниципальных районах республики
Районы затыкают кассовый разрыв как могут. Миндортранс РТ заявляет, что деньги есть, но напоминает, что перевозки не его проблемы
Проблема повсеместная, но полученный кассовый разрыв районы закрывают по-разному. Если в Пестрецах остановили перевозки, то зеленодольский перевозчик получил от исполкома района письмо с просьбой продолжить перевозки за собственный счет. «Спасает то, что это два маршрута», — говорит Грузков, предприятия которого смогут продержаться на таких условиях три месяца.
«Пока деньги выделяются — есть решение главы района, — рассказал генеральный директор ОАО „АПОПАТ“ Константин Кириченко о ситуации с сельскими маршрутами в Альметьевском районе; компания обслуживает 14 пригородных маршрутов. — Пока субсидии от муниципалитета. Вопросов нет».
Похожая ситуация в Мензелинском районе. Там муниципалитет заключил месячный договор с ООО «Мензелинское АТП», которое обслуживает 6 сельских маршрутов. «Проволочки есть, но сказали, что в феврале вопрос решится. Думаю, проблем не будет. Работаем в штатном режиме», — сообщил директор мензелинского предприятия Рамиль Каримов.
Отсутствие субсидий перевозчикам минфин РТ не прокомментировал и адресовал вопросы миндортрансу РТ. В ведомстве министра Фарита Ханифова вновь подчеркнули, что по федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация пассажирских перевозок в пределах муниципального образования относится к компетенции органов местного самоуправления. Миндортранс РТ заявляет, что с учетом поступающих обращений граждан сформирован список муниципальных маршрутов регулярных перевозок на 2023 год. «Лимиты финансирования утверждены. Стоит отметить, что основным условием выплаты субсидии является заключенный муниципальный контракт между организатором муниципального маршрута и перевозчиком», — заявили в министерстве.
«Деньги на эти цели заложили, — рассказывает источник издания, знакомый с ситуацией. — Бюджет сверстали и приняли в непростых сценарных условиях, не на все есть подтвержденные лимиты, не все успели отторговать. Перевозчики поднимают правильный вопрос — у них подвижной состав, люди. Но не торопись включать газ под сковородкой! Есть республика, в которой количество получателей субсидий достаточно большое».
Казань не смогла обновить 250 автобусов, как планировала в конце 2021 года
Хроника гибели общественного транспорта продолжается: расходы на сельские маршруты еще и урезали на 30%
Задержка с выплатами — полбеды. В этом году Татарстан еще и сократил объемы субсидирования на 30% с 300 млн до 207 млн рублей. Как сообщили в миндортрансе, госкомитет по тарифам в РТ увеличил по республике тариф с 2 до 2,4 рубля за километр. Логика проста: зачем платить, если можно не платить? Разницу же переложили на пассажира.
«В 2023 году доход перевозчика увеличивается (за счет увеличения тарифа). Соответственно, субсидия уменьшается, — говорится в ответе министерства. — К тому же несколько районов республики, входившие в перечень субсидируемых маршрутов, отказались от перехода на регулируемый тариф. В программу 2023 года они включены не были, так как основным условием включения в программу является регулируемый тариф».
В целом можно лишь констатировать, что кризис общественного транспорта в республике продолжает развиваться. Стоимость билета несопоставима с ценами на запчасти, топливо и новые автобусы и трамваи. Власти РТ по-прежнему не платят полную компенсацию за льготников. А на дорогах укрепляются суррогаты массового транспорта вроде бомбил и автобусов по вызову. Подкосил перевозчиков и эксперимент властей Татарстана с антиковидными QR-кодами в общественном транспорте. Республика стала единственным регионом РФ, в котором пошли на такую крайнюю меру, получив в ответ мордобой в салонах автобусов и разгон митинга. К тому моменту «коронавирусные» локдауны 2020–2021 годов снизили пассажиропоток на 30%, а «куардаун» окончательно обозначил контуры системного кризиса пассажирских перевозок Татарстана.
За 2022 год ситуация только усугубилась. Казань не смогла обновить 250 автобусов, как планировала в конце 2021 года. Как итог, только за октябрь 2022-го сгорело два автобуса 2012 года выпуска. Углубляется недоремонт трамвайных и троллейбусных кабельных сетей в столице РТ, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. Без автобусов второй год остается 80-тысячная Бугульма — местные пазики растерзали на металл в 2021-м после проверок правоохранительных органов.
Запчасти не только подорожали вплоть до 300%, но и стали дефицитом, рынок наводнили подделки. Как следствие, появились автобусы-доноры для ремонта, растет число сходов машин с маршрутов, увеличились интервалы движения в дневное время, не говоря о вечернем. Казанью после 21:00 правят таксисты, наземного общественного транспорта не дождаться.
Без автобусов второй год остается 80-тысячная Бугульма — местные пазики растерзали на металл в 2021-м после проверок правоохранительных органов
На фоне недофинансирования общественного транспорта на ремонт и строительство дорог в Татарстане в 2022 году направили рекордные 193 млрд рублей, из которых 126,5 млрд рублей — на стройку М12 и М7. Президент РТ Рустам Минниханов уже делал замечания министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Фариту Ханифову. «В муниципалитетах нет системной работы. А министерство факультативно занимается этим вопросом!» — говорил Минниханов на коллегии по итогам 2021 года, призывая подчиненных заняться проблемами общественного транспорта. Какие выводы будут сделаны на сегодняшнем высоком собрании?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 310
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.