12.jpg
В планах организаторов первого HR-форума Поволжья - через два года выйти на федеральный уровень

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО HR-ОТРАСЛИ СТРАНЫ

У первого HR-форума Поволжья, стартовавшего вчера в IТ-парке, было женское лицо. Так, представительницами женского пола были 90% гостей из Самары, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода. В первый день открытия форума их пришло около 150-и. Мужчин можно было пересчитать по пальцам: партнер института коучинга в Санкт-Петербурге Филипп Гузенюк, руководитель российского подразделения консалтингового агентства Brandflight Сергей Митрофанов плюс еще несколько человек.

Ну и дамы - не только руководители крупных HR агентств (руководитель Нeadhunter в Казани Надежда Борисова, директор «Экспресс» Наталия Хисматуллина, директор «Стратегия Успеха» Алия Байназарова, директор «Бизнес-партнер» Юлия Касилова и другие), но и HR-специалисты «Барс групп», Татфонбанка, Сбербанка, Metro Cash&Carry. На протяжении шести часов эти женщины-ведущие специалисты в области HR пытались понять, можно ли найти «сильное кадровое плечо», где его искать, как удержать. «Плечи», надо сказать, искали образованные, опытные и желательно программиста. Руководитель агентства интернет-рекрутинга PRUFFI Алена Владимирская даже назвала кадровую ситуацию в IТ-отрасли России самой критичной. «На каждого работающего специалиста, подчеркну, что работающего, а не выставившего резюме, в сфере IT охотятся семь компаний», - отметила она.

Ответ на вопрос, где взять сильных людей, не смог дать даже признанный в мире экспертом в области брендинга, автор уникального 4-мерного метода создания, трансформации и управления брендом компании, а также партнер ведущих корпораций (SAS, Procter&Gamble, Microsoft, Nokia и другие), основатель международного консалтингового агентства Brandflight, автор слогана для Нокиа -Connecting people Томас Гэд, который вышел на связь через skype с Казанью из Кельна. Он поприветствовал участников по-английски, сказав, что Казань - интересный город. Напомним, что Гэд был в Казани в 2008 году - в январе провел двухдневный семинар в «Корстоне» для компаний DOMO, "Белый ветер цифровой" и Татфондбанка.

В рамках организованного телемоста Гэд предпочел сосредоточится не на проблеме кадрового голода, а на своем коньке, который позволяет ему больше всего заработать в России, - как сделать бренд компании узнаваемым и как сохранить в ней сильных людей. Главный тезис его выступления свелся к тому, что надо просто хорошо работать, в том числе и со своими сотрудниками, и обращать внимание на каждую деталь. Все выступление было построено на показе видеороликов и менторских комментариях. Так, Гэд привел в пример ситуацию, когда пассажир оказался недоволен услугами United Airlines, а запущенная в Youtube песня об этом нанесла авиакомпании ущерба на $250 млн. (ролик посмотрели более 12 млн. человек).

КАК УСТАРЕЛ ДЕЙЛ КАРНЕГИ И СТИВЕН КОВИ

Зато директор по развитию и поддержке корпоративной культуры компании «Евросеть» Павел Ромашин сразу заявил, что однозначного ответа на вопрос, где найти сильного специалиста, как и на многие другие наболевшие вопросы HR-отрасли, - нет. И быть не может. «Нужно ездить по мероприятиям и смотреть на людей, кто задают адекватные вопросы, потом с ними знакомиться», - посоветовал Ромашин.

У собравшихся HR-специалистов вопросов, кстати, не было. Только тишина и интерес, изрядно подогретый заявлением Ромашина о том, что считавшиеся священными для «охотника за головами» книги (тут вспомнили «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови или Дейла Карнеги) давно устарели. «Книга Кови и его концепция была актуальна лет 20 - 25 назад. Это не значит, что он плох - он отличный дядька, у него много детей, он в свое время открыл классные вещи, но актуальные для того времени», - утверждал Ромашин.

Далее, чтобы разобраться с тем, какие технологии работают, а также посмотреть, как работают другие компании, гости разошлись по секциям. Всего их было четыре: развитие лидерства, построение карьеры IT-специалиста и два тренинга, посвященных проведению переговоров с руководителем.

Основные тенденции кадрового IT-рынка, следовавшие из докладов участников форума, можно было свести к следующим моментам: активное внедрение соцсетей, стремление руководителей к обновлению команды в критических ситуациях, неумение удержать специалистов работой и зарплатами, возрастающая роль женского фактора, который HR-специалисты пока не умеют использовать, а также предстоящая демографическая яма, в потенциале могущая в корне изменить HR-рынок и количество его участников. Владимирская озвучила одну из эффективно работающих HR-технологий: платить тем сотрудникам, кто привлекает на работу в компанию своих знакомых.

Отметим, что HR-форум Поволжья продлится до 19 апреля. Организаторами форума выступили казанский IТ-парк и созданная в 2009 году ассоциация рекрутинговых компаний РТ. В планах организаторов - через два года выйти на федеральный уровень.

10.jpg
Динар Насыров: «Ежегодно более 20 - 30 процентов специалистов уезжают из Казани в Москву, Санкт-Петербург и за границу, так как хотят большего роста в своей профессиональной отрасли»

«КАЗАНИ НУЖНО В ДВА, ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ IТ-СПЕЦИАЛИСТОВ»

Директор IТ-парка Динар Насыров рассказал газете «БИЗНЕС Online» о том, что сегодня и в Татарстане не хватает IТ-специалистов.

«В последние годы наши резиденты нанимают специалистов за пределами Татарстана и Поволжья. Только под «Иннополис» в ближайшее время нужно будет 10 тысяч специалистов в области IТ, - отметил Насыров. - Если говорить о структуре кадров, то львиную ее долю составляют программисты, потом бизнес-аналитики, верстальщики и 20 - 30 процентов смежных специализаций (экономисты, юристы, маркетологи). Только у наших резидентов открыто более 600 вакансий. Рынок начинается нагреваться, люди переходят из одной отрасли в другую.

Большие вопросы связаны с количеством выпускников и их качеством. На работу после вуза ежегодно устраивается только сто выпускников. Хотя выпускается-то тысяча человек в год, но и этого мало. Казани нужно в два, три раза больше IТ-специалистов. К тому же на обучение после вуза уходит минимум два года. То есть сейчас нам нужен временной задел, чтобы подготовить специалистов. Средняя зарплата IТ-специалиста в Казани – более 35 тысяч рублей.

Отрасль развивается семимильными темпами. Казанский IТ-парк уже перенасыщен резидентами. И при этом ежегодно более 20 - 30 процентов специалистов уезжают из Казани в Москву, Санкт-Петербург и за границу, так как хотят большего роста в своей профессиональной отрасли».