ОХРАННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗДЕСЬ НЕТ

Сегодня застройка квартала Б оказалась в центре внимания руководства республики – Рустаму Минниханову, экспертам-градостроителям, чиновникам минстроя была представлена новая концепция развития этого района.

Напомним, что этот участок близ станции метро «Суконная слобода», ограниченный улицами Павлюхина, Луковского, Островского, Тихомирнова, образовался еще в 2005 году – тогда здесь к тысячелетию Казани снесли ветхое жилье, знаменитую Суконку. Между тем, как отметил на совещании мэр Казани Ильсур Метшин, этот район площадью около 10 гектаров очень привлекателен для инвесторов – за счет близости центра и хорошей транспортной доступности благодаря метро и строящейся магистрали по ул. Тихомирнова. А то, что участок пустует уже 7 лет, связано в первую очередь с неясностью концепции его застройки. Одна из них, к примеру, предполагала только малоэтажную застройку – в духе купеческой Суконной слободы XIX века.

Именно об этой концепции и напомнил глава минстроя Ирек Файзуллин. Отметив относительно ровный рельеф участка, он заявил, что здесь когда-то были одно-, двух-, трехэтажные кирпичные и деревянные дома, характерные для купеческой Казани конца XIX века. «Тот вариант, который мы рассматриваем сейчас, предусматривает повышение этажности, - заявил министр. – И высота офисных объектов и жилья здесь превышает масштабы, которые изначально предполагались для данной территории».

Но сейчас здесь пустая земля. «Эта территория не обременена обязательствами относительно охраны объектов культурного наследия, - заявил Метшин. - И сейчас город предлагает готовый проект комплексной застройки территории».

23.jpg
Квартал Б (ограничен улицами Павлюхина, Луковского, Островского, Тихомирнова) сформировался еще в 2005 году, когда к тысячелетию Казани снесли знаменитую Суконку

Первый вариант застройки был предложен мастерской главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо AUS Architecture&Urban Systems еще в 2007 году. Он включал в себя жилые дома, детские сады, отели, офисные центры, галереи, подземный паркинг… Главной высотной доминантой должны были стать четыре 90-метровые башни центра международной торговли. Многоэтажную застройку собиралось вести ОАО «Миллениум Зилант Сити». А ровно четыре года назад даже был подписан протокол о намерениях с президентом швейцарской компании IC C Эдуардом Эбертом

Однако швейцарцы растворились вместе с кризисом, а проект претерпел изменения. Сегодня его представил сам Асебильо, подчеркнув его соотношение с историческим центром Казани. «Взаимоотношение исторической части города и квартала Б – один из основных моментов, на котором мы основывались при разработке проекта», - отметил он.

Барселонский архитектор довольно известен своими неординарными проектами в Казани. Так, в ходе строительства Деревни Универсиады Асебильо предложил Минниханову построить общественный центр в виде… крепости - настолько вдохновили испанца башни и стены Казанского кремля. Президент оценил идею – но мини-кремля так и не появилось.

«ИСТОРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ПРИТЯНУТА ЗА УШИ»

Заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич, выступивший на совещании, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что проект имеет право на жизнь – хотя его, скорее всего, еще придется дорабатывать.

«В основном речь шла вокруг башенного комплекса из двух высоток, который Асебильо назвал воротами в старый город, - сказал эксперт. – Вообще же, Асебильо делает модную в последние лет десять систему застройки, которая не формирует дворовых пространств. Здания ставятся в строгом геометрическом порядке, перемежаясь открытыми пространствами. Это направление существует в западно-европейской архитектуре. Конечно, это не соответствует тем морфологическим типам среды, которая принята и в Казани, и в других российских городах. Это довольно-таки отличный от нашего тип застройки».

Это могло бы стать интересным градостроительным решением за счет придания городской среде большего разнообразия. «Есть же на Манхэттене Чайна-таун – другие решения, взятые из других культурных цивилизаций», - пояснил Дембич. Это будет такой же своеобразный район, как и Соцгород, появившийся в Казани в сталинские времена. «Из таких вот кусков и складывается многоликая городская среда – если город строится в одно время, он беден своими значениями и образностью», - пояснил архитектор.

Однако историческая связь в проекте Асебильо, по мнению Дембича, притянута за уши. «На самом деле, размещение даже этих «ворот в старый город» на ул. Луковского не соответствует историческим границам, - сказал Дембич. – Считается, что граница старого города лежит ближе - у Вишневского-Эсперанто, и получается, что эти «ворота» не на границе. Он просто условно эти 24-этажные башни поставил и так назвал. Это, скорее, игра в историю, нежели реальная история».

В среднем же испанский архитектор предлагает застроить район пяти-девятиэтажными домами. Появится там и большой сквер перед детским театром. «Это современная архитектура, довольно плотная, и такой современный квартальчик западно-европейской архитектуры вполне может появиться в Казани. Тем более что в Суконной слободе старой застройки не сохранилось».

Архитектор согласился с оценкой президента, поручившего детально обдумать проект, еще раз тщательно проанализировать варианты с учетом всех высказанных мнений и предложений. Высотных доминант в Казани не так много, поэтому при строительстве необходимо взвешивать все «за» и «против».

vstrecha.jpg

Рустам Минниханов поблагодарил Хосе Асебильо за личное представление проекта и напомнил, что «мы будем вести застройку старого города, со своими сложившимися традициями, со своей культурой и архитектурой»

«ПЕРЕХОДИТЬ НА ЗАСТРОЙКУ НОВОГО ТИПА – НЕ ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ»

С мнением Дембича согласился и еще один участник совещания - Николай Васильев, начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя, заслуженный архитектор РТ. По его мнению, предложенная застройка имеет право на жизнь, но все же нуждается в корректировке. Он заявил газете «БИЗНЕС Online» следующее:

- Решение на данном мероприятии не принято, проект сегодня был только представлен аудитории. История развития этого квартала очень интересная, проект нужно рассматривать несколько шире, поскольку там предлагается высотное строительство. Предложенная застройка имеет право на жизнь. Есть возможность ее и несколько подкорректировать с учетом ранее выполненных работ, но это привычная практика.

Если посмотреть на город несколько шире, в историческом плане, надо осуществлять застройку, зная, что было раньше, но адаптировать это на будущее. Это самая сложная задача, которую должен решить архитектор. Заигрывать со стариной в данном случае нельзя. Есть определенный период развития в городе, который должен преемственно передавать свое наследие. Но в то же время застройка, рассчитанная на будущее, должна быть современной.

Тот проект, который сегодня был представлен, имеет здания с несколько пониженной этажностью. Там есть парки, скверы, зеленые зоны, но все же есть необходимость увеличить их количество. Было бы хорошо сделать сквер перед театром кукол. Вообще, переходить на застройку нового типа, где достаточно мало дворовых территорий при домах, то, что предложил Асебильо, - не лучший вариант. Нужны территории, где можно погулять. Весь этот проект должен быть крайне продуман, по типу «сто раз отмерь».

Справка

Хосе Асебильо (Хосеп-Антони Асебильо Марин) родился в 1946 году. Окончил политехнический университет Каталонии в Барселоне по специальности «архитектура» (1974), также получил диплом историка искусства (1976).
С 2003 - декан Università della Svizzera italiana.
С 2002 - читает курс дизайна в Гарвардском университете. Читает лекции в университетах Европы и Америки.
Архитектор известен проектами по обновлению нескольких районов Барселоны, ныне является главой совета по развитию городской инфраструктуры Барселоны.
Асебильо активно участвует в российских проектах, он консультант правительства Свердловской области по вопросам развития Екатеринбурга, проектирует для Казани и Краснодара.